Список статей

Евгений ПОДОЛЬНЫЙ
Владимир ИЛЬИН

«Револьвер» Хейнеманна

Палубный штурмовик «Скайхок»

Палубный бомбардировщик А-4 «Скайхок» («Небесный ястреб») разработан в начале 60-х годов для замены морально устаревшего поршневого «Скайрейдера». Требования ВМС США предусматривали создание самолета, способного выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки войск, атаковать противника с применением обычного и ядерного оружия.

Контракт на разработку самолета фирма Дуглас получила в июне 1952 года. Первый испытательный полет «ястреба», тогда еще под индексом XA4D-1, состоялся в июне 1954-го. Производство же самолета, уже под обозначением А-4А, продолжалось 25 лет, вплоть до 1979-го. Построено 2960 машин всех модификаций, из них — 2405 одноместных боевых и 555 двухместных тренировочных.

На флоте США существует термин — «эквивалент А-4». Им определяют самолетовместимость авианосца. За эталон выбран палубный штурмовик Дуглас (с 1966 г. Макдоннелл-Дуглас) А-4 «Скайхок» — самый компактный реактивный боевой самолет американского флота.

Работы по созданию этой «летающей меры объема» начались еще в январе 1952-го. Главный конструктор Дугласа Эд Хейнеманн, включившись в конкурс проектов нового палубного штурмовика для флота, принял, казалось бы, авантюрное решение — уменьшить массу самолета по сравнению со спецификацией военных вдвое, до 6500 кг. Всем сомневающимся в возможности создания такой машины в довольно резкой форме рекомендовали покинуть фирму. Неизвестно, сколько человек воспользовались этим предложением, однако оставшиеся конструкторы, вольно или невольно став энтузиастами идеи, быстро разработали проект нового штурмовика.

Его «изюминкой» стало максимальное упрощение и облегчение конструкции и оборудования. В частности, разработчики проявили большую изобретательность, борясь за уменьшение массы катапультного кресла, системы наддува и кондиционирования воздуха, а также ряда других систем, узлов и агрегатов. Часть систем объединили в комплексы, что устранило всякое дублирование их функций. Решили отказаться от аварийной гидросистемы и аккумуляторов. Вместо них самолет получил небольшой генератор с приводом от «ветрянки».

Простейшее радиоэлектронное оборудование обеспечивало возможность действовать лишь в дневное время при относительно хороших погодных условиях. С этой задачей самолет справлялся превосходно, получив у летчиков прозвища «Бэтмэн бомбер» или «Скуттер». Однако наибольшее распространение получила третья кличка «Скайхока» — «револьвер», которой он удостоился за безотказность и быстроту предполетной подготовки.

«Скайхок» обладал маневренностью истребителя «Сейбр», отличался легкостью управления и великолепным обзором, занимал немного места на палубе. Это и определило успех новой машины: расчет Хейнеманна на простоту и легкость оказался верным. Неся на подфюзеляжном держателе крупнокалиберную бомбу массой 1360 кг или тяжелую противокорабельную торпеду, А-4 мог бы стать серьезной угрозой для советских крейсеров, линкоров и авианосцев, строительство которых планировалось в первой половине 50-х годов. Однако программа «Большого флота» в СССР так и не была реализована, а «Скайхоку» пришлось наносить ракетно-бомбовые удары совсем по другим целям…

Серийное производство первой модификации, А-4А, началось в октябре 1956-го. В дальнейшем эволюция машины характеризовалась постепенным насыщением ее различным оборудованием и системами: электроника делалась все более миниатюрной и появилась возможность найти ей место даже в максимально обжатом планере «Скайхока». Так, уже на второй модификации, А-4В, появился простейший навигационный вычислитель. Кроме того, самолет оборудовали второй гидравлической системой и топливоприемником дозаправки в воздухе.

Незначительное увеличение массы новых модификаций компенсировалось установкой все более мощных двигателей, а также — совершенствованием механизации крыла.

Самолеты А-4 долгие годы бессменно служили в американских ВМС. Теперь же они, хотя и выведены из состава первой линии флота, как и прежде стоят на вооружении корпуса морской пехоты, применяются в учебных, резервных и иных подразделениях. Кроме того, А-4 есть на вооружении ВВС и ВМФ Кувейта, Индонезии, Израиля, Новой Зеландии, Сингапура, Малайзии, Аргентины, Австралии.

«Скайхок» выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малого удлинения размахом 8,38 м. Благодаря этому отказались от механизма складывания и уменьшили массу крыла на 90 кг. Для увеличения несущих свойств крыла при заходе на палубу авианосца его площадь была доведена до 24,16 м². Крыло трехлонжеронное, неразъемное с верхней и нижней обшивкой из одного листа. Есть щелевые закрылки, автоматические предкрылки, элероны и интерцепторы. На левом элероне расположен триммер.

Стабилизатор высокого расположения, что несколько ухудшает продольную устойчивость машины. Пилот может изменять угол его установки с помощью электропривода. Руль высоты — с силовым гидроприводом.

Фюзеляж — типа полумонокок, состоит из двух частей. Хвостовая — отъемная для обеспечения доступа к двигателю. На ней установлены воздушные тормоза с гидроприводом. В передней части -кабина пилота, по американским меркам, довольно тесная. Как уже отмечалось, относительным недостатком самолета можно считать малый внутренний объем фюзеляжа, что в конце концов потребовало установки надфюзеляжного «горба»-отбекателя для дополнительного электронного оборудования.

А-4 оснащен надежной системой управления с механической проводкой и дублированными необратимыми гидроусилителями. При выходе из строя гидросистемы пилот переходит на ручное управление. Гидросистема состоит из двух независимых подсистем, каждая из которых имеет свой гидроаккумулятор, насос и систему сигнализации. Она используется для выпуска и уборки шасси, привода закрылков, воздушных тормозов и интерцепторов.

Для первого опытного экземпляра «Ястреба» избрали двигатель Райт J65-W-2 с тягой 3265 кгс, но последующие опытные самолеты и серийные машины оснастили двигателями J65-W-4 с тягой 3500 кгс, а также ТРД Пратт-Уитни J52-P-408 с 12-ступенчатым осевым компенсатором. Воздухозаборники — боковые, скругленной формы.

Шасси трехопорное. Все стойки убираются вперед. Основные убираются с предварительным укорочением и поворотом на 90° для размещения в нишах крыла горизонтально. При выходе из строя гидросистемы шасси выпускается под действием собственного веса. Колея шасси — 2,38 м.

Внутренний запас топлива размещен в фюзеляжном баке емкостью 910 л, который расположен за кабиной летчика, и в крыльевых баках — 2120 л. Возможна и установка трех подвесных баков. Два из них размещаются под крылом, а один — под фюзеляжем. Общая их емкость — 3400 л.

Оборудование самолета включает инерциально-доплеровекую навигационную систему, систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, радиолокационный высотомер. На самолетах последних модификаций установлен лазерный целеуказатель.

На «Ястребе» пять наружных узлов подвески: четыре под крылом и один под фюзеляжем. На внешних узлах могут быть подвешены грузы массой до 450 кг, на внутренних — до 1000 кг и под фюзеляжем — до 1600 кг.

В корневых частях консолей встроены две пушки «Кольт» Мк.12 калибром 20 мм, с боекомплектом по 200 снарядов на каждую. В различных вариантах могут быть подвешены УР «Булпап», «Сайдуиндер», а также НАР калибра 70 и 127 мм, ядерные и обычные бомбы калибром до 1340 кг и торпеды. Максимальная боевая нагрузка «Скайхока» — 4500 кг.

А-4 отличается простотой управления и большой угловой скоростью крена. В длительных полетах физиологическая нагрузка на летчика уменьшается благодаря использованию автопилота с режимами стабилизации высоты, угла тангажа и курса. В бою живучесть самолета повышают возможность перехода на ручное управление, наличие трехлонжеронного крыла и протектированного фюзеляжного топливного бака, бронирование кабины (спереди, снизу и сзади).

ВМС США активно использовали «Скайхок» в боевых действиях во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, а ВВС Израиля — в ряде конфликтов на Ближнем Востоке, ВМС Аргентины — в фолклендской войне 1982 г. Словом, в биографии «Скайхока» было очень много войн. Первая из них — Вьетнамская (1964…1972 гг.). С начала этого конфликта палубные А-4 стали «рабочей лошадкой» ВМС США, нанося бомбовые удары по целям в Северном и Южном Вьетнаме. Маневренность самолета обеспечивала ему возможность ведения воздушного боя с вьетнамскими МиГ-17, и несколько истребителей этого типа были сбиты пушками «Скайхоков». Однако боевая живучесть однодвигательной машины с минимальным дублированием бортовых систем оказалась довольно низкой, что побудило флот США в ходе войны заказать более живучий дозвуковой штурмовик А-7 «Корсар»-2, имеющий по сравнению с А-4 вдвое большую массу и увеличенную дальность полета. Однако легкий и простой в ремонте «Скайхок» дожил до конца войны, хотя на заключительном этапе его заметно потеснил А-7.

В 1968 г. начались поставки «Скайхоков» Израилю. Боевое крещение А-4 со «звездой Давида» получили в войне 1973 г, став наиболее эффективными израильскими самолетами непосредственной поддержки. В значительной степени благодаря «Скайхокам» израильтяне остановили египетское наступление на Синае и сирийские танки на Голанских высотах. В то же время на А-4 пришелся и основной процент боевых потерь авиации Израиля: «Скайхоки» стали относительно легкой добычей как для арабских МиГ-21, так и для современных войсковых средств ПВО, в первую очередь — ЗРК «Куб» и ЗСУ «Шилка». Впрочем, арабо-израильская война выявила одно весьма существенное преимущество компоновки «Скайхока», двигатель которого стоял в центре фюзеляжа и соединялся с соплом длинной трубой. Благодаря этому самолет выдерживал прямые попадания советских ПЗРК «Стрела», которым были буквально напичканы позиции арабской пехоты. Ракета с инфракрасной головкой самонаведения взрывалась, залетая прямо в сопло, но мощности ее боезаряда не хватало, чтобы уничтожить машину. Двигатель продолжал работать, и «Ястреб» с разорванным хвостом благополучно возвращался на базу.

Большие потери понесли «Скайхоки» и в Англо-Аргентинской войне 1982 г. Впрочем, во многом это объясняется неудачной стратегией аргентинцев, не разместивших на Фолклендских островах мощной авиационной группировки. «Скайхоки» были вынуждены действовать против английского флота с аэродромов на материке, практически на пределе дальности, что не позволяло им вести оборонительный бой с «Харриерами», ограничивало число заходов на цель и массу бомбовой нагрузки. Подвели аргентинцев и американские бомбовые взрыватели, зачастую не срабатывавшие. Так, во фрегат «Плимут» попало сразу четыре бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Однако тяжелые «болванки» бомб, даже не взрываясь, наносили английским кораблям серьезные повреждения и порой приводили к их гибели. Аргентинские летчики, пилотировавшие А-4, проявили незаурядное мужество, буквально «проламываясь» к английским кораблям сквозь плотный огонь всех средств ПВО, начиная от 20-мм автоматов и кончая новейшими зенитно-ракетными комплексами «Сивульф» и «Сидарт». Всего, по английским данным, был уничтожен 31 самолет А-4. Вновь, как и на Ближнем Востоке, «Скайхок» оказался самой «сбиваемой» машиной.

В конце своей «карьеры» американские «Скайхоки» стали активно применяться в учебных целях. Так, на курсах воздушного боя палубной авиации «Топ Ган» А-4 имитировали истребители МиГ-17. Другие «Скайхоки» использовались для обучения зенитных расчетов американских кораблей: их скоростные характеристики оказались близки советским маловысотным противокорабельным ракетам.

В конце 1993 г. в составе американского флота осталось 252 учебных ТА-4G и один NTA-4J, использующийся как летающая лаборатория. Еще 24 штурмовика А-4М сохранились в составе авиации американской морской пехоты.

«Среднестатистический» А-4 может достигать скорости полета, соответствующей числу М=0,87, при полете на малой высоте и М=0,93 на больших высотах. При максимальной взлетной массе с подфюзеляжным топливным баком и бомбовой нагрузкой 1815 кг радиус действия самолета 420 км. Но варианты А-4 имеют существенные отличия в различных своих модификациях.

A-4A

А-4А — с двигателем Райт J65-W-4B с тягой 3500 кгс. Первый полет А-4А совершил в 1954 г. Самолет поступил на вооружение ВМС США в октябре 1956 г. Построено 165 машин.

A-4B

А-4В — самолет с двигателем Райт J65-W- 16A с тягой 3500 кгс. Отличается от А-4А улучшенной системой бомбометания, измененной формой руля направления, установкой УР «Булпап», системой заправки топливом в полете и дублированной гидросистемой. Первый полет А-4В состоялся в марте 1956 года, на вооружение поступил в 1957-м. Всего построено 542 самолета этого типа.

A-4C

А-4С — отличается от А-4В установкой автоматической системы управления и системы слепого бомбометания. Первый полет — в 1958 году. Всего построено 638 экземпляров. А-4С в отличие от двух предшествующих модификаций обладал способностью выполнять задание ночью в сложных метеоусловиях.

A-4E

А-4Е — модификация с более мощным двигателем Пратт-Уитни J52-P-6A с тягой 3850 кгс. Увеличена на одну треть дальностью полета. Отличается усиленной конструкцией и установкой дополнительных подкрыльевых пилонов. Кроме того, оборудование самолета включает доплеровскую РЛС, радионавигационную систему «Такан» и радиовысотомер. Этот тип поступил на вооружение в ноябре 1962 года. Построено 198 самолетов.

A-4F

A-4F — самолет с усовершенствованным оборудованием, пневматиками низкого давления, новым катапультным креслом, обеспечивающим покидание самолета даже на земле, управляемой носовой стойкой, частично бронированной кабиной, гаргротом для размещения дополнительного БРЭО и интерцепторами для облегчения посадки на палубу. Поступил на вооружение в июле 1967 года. Всего построено 146 таких самолетов.

A-4M

А-4М — оснащен ТРД повышенной мощности, что позволило на 20% уменьшить длину разбега, на 50% увеличить скороподъемность. Фонарь кабины имеет большие размеры по сравнению с машинами предшествующих модификаций, что значительно улучшило обзор. Изменена форма киля, установлен тормозной парашют, новый приемник системы заправки топливом, более мощный электрогенератор и газотурбинный стартер. Всего построено 158 самолетов этого типа.

A-4N — последняя модификация «Скайхока», отличающаяся от А-4М новой системой навигации, пушками калибра 30 мм и полностью реконструированной кабиной. Построено 117 машин.

TA-4F

TA-4F — двухместный учебно-боевой самолет, разработанный на основе A-4F. Он может нести такое же вооружение, как и самолет A-4F, имеет управляемую носовую стойку шасси и интерцепторы. Отличаются удлиненной на 0,71 м передней частью фюзеляжа, установкой дополнительного БРЭО и уменьшением запаса топлива в фюзеляжном топливном баке. Построена 241 машина.

А-4С — модификация самолета А-4 для ВМС Австралии. Использовался как палубный истребитель. Может нести УР типа «Сайдуиндер». Первый полет состоялся в июле 1967 года. Было построено лишь восемь таких самолетов.

А-4Н — вариант «Скайхока» для ВВС Израиля. В 1967 году были построены первые 48 самолетов. А-4Н оснащен тормозным парашютом, двумя пушками DEFA калибра 30 мм с боекомплектом по 150 снарядов и модифицированным килем. В 1969 году поставлено еще 42 самолета. Всего же Израиль получил 294 «Скайхока» нескольких модификаций.

TA-4J — модификация двухместного тренировочного самолета TA-4F для ВМС США с двигателем J52-Р-6. Поступил на вооружение в декабре 1969 года. Построена большая серия — 292 самолета.

А-4К — дальнейшая модификация А-4F для ВВС Новой Зеландии. Отличается улучшенной системой БРЭО и наличием тормозного парашюта, а также измененной формой киля. В 1970 году построено 10 машин.

A-4KU — модификация для ВВС Кувейта. Самолет разработан на основе А-4М. В 1977 году поставлено несколько экземпляров.

TA-4S

A-4S — модификация самолета А-4В для ВВС Сингапура произведена в 1973 году. Закуплено 39 машин. Модификация осуществлялась сингапурской фирмой.

Как правило, экспортные поставки идут в русле определенных военно-политических взаимоотношений между странами. Так в Фолклендском вооруженном конфликте 1982 года самолеты А-4 составляли основу тактических ударных сил ВВС и ВМС Аргентины. С самого начала этого конфликта США прекратили поставки оборудования и запасных частей для аргентинских «Скайхоков». И вот результат: резко ускорилось сокращение парка аргентинских самолетов этого типа. Тем не менее и сегодня «Скайхоки» занимают прочное место в ВВС многих стран.


A-4F


A-4M

Характеристики самолетов «Скайхок»

 

 

А-4А

А-4Е

A-4F

А-4М

Размах крыла

м

8,38

8,38

8,38

8,38

Длина

м

11,91

12,27

12,27

12,29

Высота

м

4,57

4,57

4,57

4,57

Площадь крыла

м²

24,10

24,10

24,10

24,10

Масса пустого

кг

4 540

4 470

4 740

4 900

Нормальная взлётная масса

кг

7 000

7 000

7 400

11 110

Масса топлива

кг

2 350

2 350

2 350

Масса топлива в ПТБ

кг

2 650

2 650

2 650

Масса боевой нагрузки

кг

1 800

3 720

4 150

4 150

Тип двигателя

 

J65-W-4

J52-P-6A

J52-P-8A

J52-P-408

Максимальная тяга

гкс

3 500

4 200

4 420

5 080

Максимальная скорость

км/ч

1 100

1 080

1 090

1 040

Практический потолок

м

14 500

12 900

Дальность

км

1 850

Боевой радиус деиствия

км

370

550

620

A-4C Skyhawk

A-4M Skyhawk




Некоторые схемы окраски самолётов семейства А-4


A-4A US NAVY, VX-5 "Vampires", NAF China Lake, 1985


A-4B US NAVY, VA-95 "Green Lizards", USS Intrepid, 1966


A-4C US NAVY, VA-153 "The Blue Tailed Flies", USS Coral Sea, 1965


A-4E US NAVY, VA-46 "Clansmen", USS Forrestal, 1967


A-4E US NAVY, VA-144 "Roadrunners", USS Bon Homme ERichard, 1969


A-4F US NAVY, VA-155 "Skul&Cobra", NAS Lemoore, 1968


A-4M US MC, VMA-214 "Blacksheep", MCAS El Toro 1978


A-4M US MC, VMA-322 "Fighting Gamecocks", NAS South Weymouth, 1991


A-4F US NAVY, VFA-127, NAS Fallon, 1989


A-4D-2 (A-4B) Aviacion Naval Argentina, 1 Esc. de ataque, ARA 25-De Mayo, 1971


A-4E A.U.R.I., 14 Sqn., Madiun, 1985


A-4Р IDF/AF, 116 tajeset "Defenders of South", AB Tel-Nof, 1972


A-4G RAN, 805 Sqn., 1972


A-4P Fuerza Aerea Argentina, Grupo IV de Caza-Bombardero, Villa Reinolds, 1970


A-4K RNZAF, 75 Sqn., 1970


A-4KU Kuwait Air Force, 1986

Список статей