Список статей

Александр ЧЕЧИН
Николай ОКОЛЕЛОВ

Компьютеры вместо брони

Штурмовик Grumman А-6 Intruder

В наше время единственным специализированным ударным палубным самолетом американских ВМС является штурмовик А-6 Intruder. Толчком к его разработке послужили итоги войны в Корее. Массированные дневные атаки палубных штурмовиков по коммуникациям заставили северокорейцев перебрасывать войска исключительно по ночам, когда эффективность работы авиации резко падала. Ночные модификации штурмовика Skyraider — AD-4N обладали слабым БРЭО, и экипажи больше полагались на осветительные бомбы и собственное зрение. Если в районе нанесения удара погода была плохой, то штурмовики не летали вообще.

Принятие на вооружение реактивных ударных самолетов А-4 Skyhawk проблемы не решало. Детище конструктора фирмы Douglas Эдварда Хайнемана в погоне за легкостью умышленно лишили специального оборудования для всепогодного применения. На флоте были всепогодные тяжелые палубные бомбардировщики А-3 и А-5, но в качестве машины для непосредственной поддержки войск они не годились. Смешно даже думать, что громадный Skywarrior или Vigilant будет гоняться за одиночным автомобилем или танком.

Проанализировав итоги войны, очень авторитетная организация Бюро авиации флота, позже известная, как Командование морских авиационных систем (NASC), разработала тактико-технические требования к новому всепогодному штурмовику. Этот самолет должен занимать промежуточное положение между легким А-4 и тяжелыми А-3 и А-5. В феврале 1957 года появилась спецификация на штурмовик, где были указаны конкретные требования, предъявляемые к самолету.

Основные из них: укорочённый взлет и посадка, всепогодность, экипаж 2 человека, скорость около 1 000 км/ч и радиус действия при непосредственной поддержке войск 560 км. Спецификацию роздали восьми фирмам, желающим получить заказ на производство такого самолета. Через два месяца фирмы выдали эскизные проекты штурмовика.

Boeing, Douglas, Vought и Martin продемонстрировали по два проекта каждая. Один из проектов имел турбореактивную силовую установку, другой — турбовинтовую. В группу фирм, представивших по одному проекту, вошли: Bell, Lockheed, North American и Grumman. Самым необычным оказался проект фирмы Bell, предложившей самолет вертикального взлета и посадки. Эскизные проекты летательных аппаратов с одним двигателем забраковали сразу. В число неудачников попала и «вертикалка» Bell, вероятно, из-за своей необычности. В финале конкурса оказались только три фирмы: Douglas, Vought и Grumman. Официально конкурс завершился в декабре 1957-го — Бюро авиации флота одобрило самолет фирмы Grumman.

В марте 1950-го с фирмой заключили контракт на полномасштабную разработку и постройку четырех опытных машин. Через семь месяцев представителям флота продемонстрировали деревянный макет штурмовика с фирменным обозначением G-128. Самолет, разработанный под руководством конструкторов Ларри Мида, имел среднерасположенное стреловидное крыло, два двигателя и однокилевое хвостовое оперение. Экипаж — два человека. Летчик и штурман сидели рядом в носовой части фюзеляжа.

Прогресс в области электроники и цифровой техники позволил создать компактную систему управления самолетом и оружием. Система получила сокращенное название DIANE (комплексное прицельно-навигационное оборудование). DIANE разрабатывалась несколькими фирмами. Ее сердце — цифровой вычислитель ASQ-61A собран на полупроводниках и имеет два запоминающих устройства. Фирма Sperry изготовила автоматическую систему управления полетом ASW-16, стабилизирующую самолет по трем осям и позволяющую ему совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Инерционная навигационная система Litton ASN-31 — основной источник информации о пространственном положении самолета. Радионавигационную часть DIANE разработали фирмы Collins и General Precision. Последняя создала доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС) APN-153, в несколько раз повышающий точность выхода самолета на цель.

Обнаружение и автоматическое сопровождение цели осуществляется двумя РЛС, антенны которых занимают всю носовую часть самолета. Носовой обтекатель при обслуживании РЛС откидывается вверх. Поисковый радар находит, сопровождает и обеспечивает атаку цели на земле в любых метеоусловиях и выдает дополнительную навигационную информацию в систему DIANE. Специальная РЛС ASN-112 служит для автоматического сопровождения точечных целей и картографирования местности впереди самолета.

Большинство систем сведены в один блок, находящийся в отсеке оборудования за кабиной летчика. На закрывающих отсек панелях хорошо заметны горизонтальные щели системы охлаждения. Работа всего оборудования в комплексе дает возможность экипажу производить боевые вылеты в любую погоду, над любой территорией и в любое время суток без необходимости вести обзор из кабины с момента взлета и до посадки на палубу.

Еще до полета первого опытного образца, получившего обозначение A2F-1 Intruder (можно перевести, как «нападающий» или «участник вторжения»), фирме выдали еще заказ на четыре самолета для дополнительных испытаний и оценки. По условиям договора, Grumman передавала флоту первые четыре штурмовика в 1960 году, а вторую четверку — в 1961-м. Весной 1960-го закончилась постройка первого образца.

Силовая установка опытных Intruder состояла из двух ТРД Pratt&Whitney J52-P-6A с максимальной тягой 3 855 кг. Морская модификация двигателя разрабатывалась несколько лет. За основу взяли двигатель от стратегической ракеты Hound Dog класса «воздух-земля». Соблюдение первого пункта технического задания потребовало искать нетрадиционные пути снижения скорости захода на посадку.

Здесь конструкторы воспользовались результатами экспериментов Английского национального исследовательского института газовых турбин. Англичане решили подобную задачу, установив на экспериментальный самолет Nene Meteor поворотные сопла двигателей. Для Intruder сопла такого типа предложила фирма Ryan. Сваренные из листовой жаропрочной стали, они могли отклоняться вниз на 23°. Механизм поворота — гидравлический, управление выведено на ручку управления двигателем (РУД). Благодаря тому, что сами двигатели устанавливались под углом 7° к продольной оси самолета, суммарный угол отклонения реактивной струи достигал 30°. Возникающая дополнительная подъемная сила уменьшала посадочную скорость на 18 км/ч.

В апреле 1960-го шеф-пилот фирмы Боб Смит поднял в воздух первый опытный образец нового штурмовика. В двухместной кабине он находился один. Самолет легко поднялся в воздух после разбега по полосе заводского аэродрома в Калвертоне. Шасси в полете не убиралось. Заходя на посадку, летчик отклонил сопла двигателей на максимальный угол, снизил скорость до 195 км/ч и приземлился.

Второй экземпляр полетел в июле 1960-го. Испытательные полеты показали, что, благодаря мощной механизации крыла, взлетно-посадочные характеристики вполне удовлетворяют заказчика и без применения системы отклонения вектора тяги. Горизонтальная и вертикальная составляющая посадочной скорости не превышали 204 км/ч и 4 м/с соответственно.

С выключенными двигателями и с механизацией крыла в посадочной конфигурации минимально допустимая скорость равнялась 148 км/ч. Поэтому на серийных Intruder решили отказаться от сложного механизма поворота и выиграть при этом в весе. Модернизированный для серийных самолетов двигатель с неподвижным соплом получил обозначение J52-P-8A, его тяга — 4 200 кг, масса — 960 кг.

Крыло оборудовано предкрылками и закрылками по всему размаху. На нем не осталось места даже для элеронов и управлением по крену занимаются интерцепторы.

Первые три самолета не имели прицельно-навигационной системы и предназначались для подтверждения расчетных летных характеристик. Четвертый полностью оборудованный A2F-1 взлетел в декабре 1960-го.

Приемо-сдаточные испытания на авианосце USS Enterprise начались после постройки всех восьми машин в октябре 1962-го. Корабль находился в открытом море недалеко от мыса Вирджиния.

Зимой 1961-го один из штурмовиков совершил демонстрационный беспосадочный перелет без дозаправки топливом в полете с авиабазы НортАйленд (Калифорния) на завод в Калвертоне (штат Нью-Йорк). Испытания на штопор показали, что при выводе из этого опасного режима А-6 ведет себя очень вяло и требует большого запаса высоты. Для устранения дефекта, начиная с самолета №16 увеличили площадь руля направления. К концу 1962-го построили двадцать A2F-1.

Предсерийные Intruder летали некоторое время с авиабазы стратегической авиации в Туле (Гренландия), проходя испытания в полярных условиях. Для увеличения радиуса действия топливную систему машин доработали. В носовой части, перед фонарем кабины, установили съемную штангу дозаправки в воздухе.

При доводке самолета обнаружилась низкая эффективность воздушных тормозов, перфорированные панели которых находились на боковой поверхности фюзеляжа, сразу за соплами двигателей. Начиная с 26 самолета, установили дополнительные тормозные щитки на нижней и верхней поверхностях законцовок крыла. А начиная с серийного самолета №310 фюзеляжные тормоза не устанавливаются.

К началу 1963-го испытания завершились, и в феврале первые два серийных самолета перелетели на авиабазу флота Ошеана (штат Вирджиния). Штурмовики уже под новым обозначением А-6А вошли в состав ударной эскадрильи VA-42, предназначавшейся для обучения летчиков и штурманов.

На рабочем месте штурмана, справа от летчика, нет органов управления самолетом. Оба члена экипажа располагаются на катапультируемых креслах фирмы Martin-Baker. Кресла могут отклоняться назад для удобства в длительном полете на малой высоте, когда самолет сильно «болтает». Кресло штурмана находится немного позади и ниже кресла летчика, открывая последнему обзор направо.

Каждый серийный самолет имеет станцию РЭБ индивидуальной защиты AN/ALQ-126. Её приемная антенна в виде штанги размещается на правом внешнем пилоне подвески вооружения. Передающие антенны установлены на левом внешнем пилоне и в характерном обтекателе на киле самолета.

Еще на этапе проектирования рассматривалась возможность использования А-6, как заправщика и самолета, предназначенного для постановки активных радиопомех. Версия РЭБ прорабатывалась более детально с августа 1961 года. Модификации присвоили обозначение A2F-10 (с 1962 года ЕА-6А). Первый полет опытного образца произошел в июне 1963-го.

EA-6A Intruder

Для поиска и подавления радиотехнических средств противника на самолете имеется более 30 антенн. Основные блоки системы РЭБ заключены в подвесные контейнеры. ЕА-6А сохранил свои ударные возможности. Его внешнее отличие от штурмовика — большой обтекатель антенн системы РЭБ на вершине киля. Длина самолета выросла с 16,28 м до 16,84 м, а высота увеличилась с 4,6 м до 4,9 м. Вес пустого ЕА-6А 12 600 кг (у А-6А — 11 650 кг). Первые 12 машин, изготовленные путем переделки серийных А-6А, передали авиации морской пехоты в начале 1965-го. Всего построено 27 самолетов РЭБ ЕА-6А.

Чисто заправочная модификация Intruder была создана гораздо позднее, хотя эксперименты по дозаправке проходили еще во время испытаний. Для них использовался второй экземпляр самолета, который подвешивал стандартный контейнер с системой дозаправки в воздухе Buddy и четыре подкрыльевых бака. Работы по специализированному самолету начались в апреле 1966-го. Серийный А-6А перегнали на завод фирмы, сняли ДИСС, а вместо него поставили лебедку со шлангом и конусом.

KA-6D Intruder

Первый полёт самолет-заправщик KA-6D совершил 23 мая. Во время летных испытаний самолет продемонстрировал хорошие характеристики, у заправляемых машин отсутствовала тряска при попадании в спутную струю от заправщика. KA-6D способен передать в заправляемый самолет 7 260 кг топлива (это почти полная заправка истребителя F-14) на расстоянии 560 км от авианосца. Всего построено 70 экземпляров заправщика.

Когда переучивание личного состава на новый штурмовик закончилось и количество выпущенных машин стало достаточным, флот сформировал первую боевую эскадрилью — VA-75 Sunday Punchers. В разгар вьетнамской войны подразделение вошло в состав 7-го авиационного крыла, базирующегося на авианосце USS Independence. Вскоре авианосец вошел в Тонкинский залив, и самолеты 75-й ударной эскадрильи начали летать на изоляцию района боевых действий и уничтожение тыловых объектов противника. Intruder в основном работали по ночам и в плохих метеоусловиях. Выход на цель производился на малой высоте. Штурмовики летали на задание в одиночку или парой, полет продолжался 2…3 часа. Бомбовая нагрузка при взлете с авианосца равнялась 4 500 кг. Использовались обычные бомбы.

За несколько месяцев эскадрилья потеряла четыре самолета. Один был сбит в северном Лаосе во время налета на знаменитую «тропу Хошимина». Экипаж катапультировался и через 13 часов был вывезен на вертолете с вражеской территории. Три машины потеряли в результате детонации подвешенных бомб на выходе из пикирования. После этого ввели ограничение по минимально допустимой высоте бомбометания. Больше потерь из-за детонации боеприпасов не отмечалось.

Использование улучшенного варианта подкрыльевогомногозамкового балочного держателя с отстрелом бомб сняло ограничение по высоте. Часто А-6 применялись в качестве лидеров ударных групп, состоящих из самолетов с «бедным» бортовым оборудованием. Intruder искал цель и выводил на нее ударную группу, далее ведомые пикировали вместе с лидером и сбрасывали бомбы по его команде.

Intruder обладал прекрасной управляемостью, позволявшей ему резкими маневрами уходить от зенитных ракет. Во время ударной операции «Альфа» группа из 24 самолетов, в которую входили, кроме А-6, еще и штурмовики А-4 Skyhawk, под прикрытием Phantom II должна была разрушить мост. По данным разведки, через него шло снабжение северовьетнамского аэродрома.

На подходе к цели по ударной группе залпом выпустили 13 зенитных ракет. Два самолета, Phantom II и Skyhawk, рухнули в джунгли. Один F-4 чудом уцелел, ракета пролетела так близко от самолета, что пилот смог прочитать ее заводской номер. Четверка Intruder, каждый с пятью подвешенными бомбами Мk.84 (908 кг), спасая свою жизнь, открутила несколько «бочек» и ушла со снижением от ракет, вызвав удивление у летчиков А-4 и F-4. Над целью пилотов ожидало разочарование: вместо моcта они увидели дамбу, по которой двигалось несколько грузовиков. Отбомбившись, самолеты пролетели совсем рядом с аэродромом противника, рассмотрев стоящие на земле МиГи.

Во время войны А-6А постоянно совершенствовался с целью увеличения точности бомбометания. В конце концов разброс при сбросе бомбы с пикирования довели до 13,5 м. Значительно повысилась и надежность системы DIANE с 35% в начале 1965-го до 75% в конце 1967-го.

Следующим этапом в развитии Intruder стало оснащение его современным управляемым оружием. Модификация А-6А не имела соответствующего оборудования, штурмовики могли применять только управляемые ракеты (УР) Bullpup с радиокомандной системой наведения. В условиях сильной ПВО их применение было очень рискованным, так как после запуска штурману необходимо наблюдать за целью и ракетой, а самолет в это время летел на виду у вьетнамских зенитчиков. Основная проблема заключалась не в трудностях поражения цели, а в сложностях преодоления сильной ПВО.

В конце 60-х годов появляется специальное оружие для уничтожения радиолокационных средств противника — противорадиолокационные (ПРЛ) ракеты. Чрезвычайно заинтересовавшись новинкой, командование флотом заключило с фирмой Grumman контракт на разработку упрощенного варианта Intruder — А-6В, предназначенного для использования таких ракет.

Для пуска ПРЛ ракет система DIANE не нужна и ее прицельную часть с самолета сняли, а в освободившееся место поставили детектор излучения РЛС противника, Штурмовик при этом потерял свою всепогодность. Плоские антенны приемника закрепили прямо на носовом обтекателе.

На внутренних подкрыльевых пилонах А-6В подвешивалось две ПРЛ ракеты Standard ARM AGM-76.

Тяжелая боевая часть (120 кг) и способность ГСН запоминать координаты РЛС после ее выключения противником вполне оправдывали высокую стоимость Standard ARM. Первые десять А-6В Mod.0 передали флоту в 1968-м. Еще три машины А-6В PAT/ARM, обладающие способностью запускать ракеты по целям, расположенным сбоку от самолета, и 16 А-6В Mod.1 с более сложным оборудованием поступили на вооружение до конца 1970 года.

Командование флотом справедливо считало переделку А-6А в А-6В ухудшением ударных возможностей штурмовика и параллельно с «В» заказало самолет А-6С, оснащенный оптико-электронной системой TRAM. Система размещалась в подвесном контейнере и состояла из инфракрасной и телевизионной станции переднего обзора. Теперь штурман мог находить цели, не имеющие контрастного радиолокационного изображения. Такие самолеты стали незаменимы в поиске и уничтожении партизанских отрядов в джунглях, складов и других хорошо замаскированных объектов.

А-6С c оптико-электронной системой TRAM

В А-6С переоборудовали один из серийных А-6А. Самолет успешно прошел испытания в морском испытательном центре. Всего построили 12 штурмовиков А-6С. С 1970 года они использовались во Вьетнаме в составе 165-й ударной эскадрильи. После войны их законсервировали и позже переделали в А-6Е.

A-6E Intruder

Штурмовик А-6Е — самая современная серийная модификация самолета Intruder. Фирменное обозначение этой версии G-128S. Его история началась летом 1967-го, когда Grumman предложила флоту усовершенствовать Intruder с использованием последних достижений электронной техники и заменить двигатели на более мощные.

В 1969-м серийный А-6А вернули фирме на переделку в А-6Е. Первый полет прототип совершил в феврале 1970-го. На нем установили новую ЭВМ фирмы IBM ASD-133 от F-111. Вместо двух бортовых РЛС поставили одну многоцелевую Norden APQ-148. Первые серийные А-6Е поступили в эскадрилью VA-42 для тренировки летчиков в 1971-м.

С появлением нового Intruder серийное производство А-6А прекратили. Стремясь поддерживать постоянную численность ударных самолетов на флоте (300 машин), Grumman начала переделку всех А-6А, В и С в Е. В сентябре 1972-го первая боевая эскадрилья А-6Е VA-85 перебазировалась на авианосец USS Forrestal.

Еще через семь лет на борт самолета установили оптикоэлектронную систему TRAM. Она является «ближайшей родственницей» контейнера Pave Task ВВС США. Система предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любых атмосферных условиях, днем и ночью, а также для автономного боевого применения управляемых бомб с лазерной ГСН.

Датчики системы разместили под носовой частью фюзеляжа в шаровом обтекателе на стабилизированной платформе.

Оптико-электронная система TRAM

Расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики Intruder, чем подвеска громоздкого контейнера TRAM. Первый А-6Е с новой системой взлетел 22 марта 1974 года. До 1985-го все Intruder были оснащены системами TRAM.

Существенно расширилась и номенклатура подвешиваемого вооружения. Кроме свободнопадающих бомб, УР Bullpup и УАБ, А-6Е стал носителем противокорабельных ракет Harpoon AGM-84, ПРЛ ракет HARM и УР Maverick. Для самозащиты от истребителей противника Intruder вооружается двумя УР Sidewinder AIM-9.

Ракеты Harpoon с дальностью действия 120 км имеют очень чувствительную радиолокационную ГСН и могут поражать малоразмерные цели. Во время налета на Ливию в 1986-м эта ракета оказалась единственным действенным средством против патрульных и ракетных катеров в заливе Сидра. Удары палубной авиации по кораблям ВМС Ливии проходили по ночам. Патрульные катера старались держаться ближе к берегу, находясь там под защитой наземных ЗРК С-200 советского производства.

Однажды под удар С-200 попала группа штурмовиков А-7Е. Intruder, которые находились рядом, занимаясь катерами, развернулись и помогли Corsair’ам, накрыв зенитные комплексы кассетными бомбами Rockeye. Катера начали уходить в открытое море, но подошедшие на помощь А-6 из 85-й ударной эскадрильи потопили отходящие корабли.

Утром разведка обнаружила выходящий из порта Бенгази ракетный катер советского производства с шестью пусковыми установками ПКР. Корабль представлял чрезвычайную опасность для авианосного ударного соединения. С авианосца USS Coral Sea срочно подняли несколько Intruder. Часть из них была вооружена кассетами Rockeye, часть ПКР Harpoon. Самолеты с кассетами перехватили цель уже в открытом море, но попасть не смогли из-за яростного огня зенитных пушек катера. Тогда один из А-6 (эскадрилья VA-85) выпустил по нему Harpoon с расстояния около 30 км. Ракета попала в борт судна и через 10 минут катер затонул.

В боевых действиях против Ирака А-6Е впервые применили УР SLAM AGM-84E, модификацию ракеты Harpoon с комбинированной системой наведения. Ракета на момент применения официально не была принята на вооружение и проходила войсковые испытания. SLAM имеет полубронебойную боевую часть, способную пробивать толстые бетонные перекрытия.

Партию ракет SLAM переправили из США на авианосцы USS John F. Kennedy и USS Saratoga, находящиеся в Персидском заливе. Для выполнения удара выбрали шесть летчиков. Разработчики и испытатели ракеты прочитали им теоретический курс по применению SLAM. Для практического освоения нового оружия во время учений «Щит пустыни», пилоты отстреляли десять ракет. На второй день войны состоялись первые боевые пуски УР SLAM. На каждую цель выделялось по два. Intruder, несущие по одной ракете, два самолета наведения А-7Е и группа истребительного прикрытия. Первая ракета пробивала бетонное перекрытие цели и оставляла в нем отверстие, через которое внутрь объекта залетала вторая, управляемая с самолета наведения.

Против таких целей, как иракские авиационные бункеры, боевая часть ракеты оказалась слабоватой. Бункер, а построено их около восьми, представляет собой подземное укрытие на 20…24 самолета из армированного железобетона толщиной 1,2 м. Самолеты взлетают с подземной взлетной полосы, которая заканчивается на поверхности бронированными дверями. Эти двери и оказались главной целью авиации. Если ракета попадала в направляющие одной из створок двери, то они заклинивали, и иракские самолеты оказывались «закупоренными» в бункере. Но еще до начала налетов на бункеры Ирак вывел из них почти всю авиацию, по большей части — в соседний Иран.

Применялись Intruder и против иракских боевых кораблей.

Штурмовики работали совместно с английскими Jaguar и вертолетами Lynx. Всего потоплено 12 кораблей различных классов и еще 18 повреждено.

Одновременно с ударной версией Intruder разрабатывались новые модификации РЭБ. Самолеты для создания помех оказались настолько эффективными во Вьетнаме, что несмотря на высокую стоимость, их требовалось все больше и больше. В начальный период вьетнамской войны ВМС США имели только 30 устаревших машин подобного класса EKA-3B Skywarrior, а 12 новых ЕА-6А относились к авиации морской пехоты и летали с баз на территории Вьетнама или Японии.

Осенью 1966 года флот заключил с фирмой Grumman контракт на разработку и производство палубного самолета РЭБ нового поколения. Проект получил фирменное обозначение B-128J. На самолете предполагалось использовать новую более сложную систему РЭБ. В связи с этим потребовалось увеличить количество операторов до трех человек и переделать носовую часть фюзеляжа. На потяжелевший самолет установили новые двигатели J52-P-408 с тягой 5 100 кг.

Pratt&Whitney J52-P-408

Мощность, потребляемая системой РЭБ общим весом почти 7 000 кг, превзошла возможности бортовой электрической сети Intruder. Поэтому блоки передатчиков помех, требующие наибольшего количества энергии, и их антенны вынесли из фюзеляжа в подвесные контейнеры. На каждом контейнере весом 430 кг имеется свой электрогенератор, приводимый в действие четырехлопастной ветрянкой. Внутри контейнера находится оборудование станции групповой защиты (помехи для РЛС) AN/ALG-99. Восемь приемных антенн этой станции располагаются на киле самолета. Машина может нести от одного до пяти контейнеров, количество зависит от поставленной задачи. Станция индивидуальной защиты сохранилась, только передающие килевые антенны перенесли на боковые поверхности киля в каплевидные обтекатели.

EA-6B Prowler

Первый самолет, получивший обозначение ЕА-6В Prowler, построили на базе 15-го опытного образца А-6А. В мае 1968 года пилот Дон Кинг поднял его в воздух. Второй Prowler полетел через два месяца. Испытания ЕА-6В продлились до начала 1970-го. Сдача самолета приемной комиссии проходила на авианосце USS Midway. Первые серийные образцы в октябре 1970 года поступили в тренировочную эскадрилью VAG-129 New Viking, размещенную на авиабазе ВайдбейАйпенд.

Боевые Prowler попали во Вьетнам уже под конец боевых действий, но использовались там очень интенсивно (совершили 720 боевых вылетов). Один ЕА-6В, находящийся в боевых порядках ударной группы, полностью подавлял работу четырех радиолокационных станций противника в районе удара. Серийное производство постановщика помех ЕА-6В закончилось в 1979-м. Всего выпустили 90 самолетов.

После войны радиоэлектронное оборудование для постановки помех неоднократно модернизировалось. Современный Prowler по-прежнему считается самым дорогим самолетом флота, но зато он может ставить помехи восьми РЛС одновременно.

Все состоящие на вооружении самолеты семейства Intruder различных модификаций сведены в 27 эскадрилий. Эскадрильи входят в состав авиакрыльев палубной авиации или групп морской пехоты. Эскадрильи палубного базирования, если корабль находится в порту, перелетают на свои аэродромы приписки (морские авиабазы). Там пилоты продолжают заниматься летной подготовкой, а самолеты, если им необходим крупный ремонт, ремонтируются. Название эскадрильи состоит из заглавных букв английского алфавита и регистрационного номера. Сочетания букв для палубной авиации обозначают: VA — штурмовая, VAQ — РЭБ, VQ — имитации РЭО противника и крылатых ракет, VX — исследовательская и испытательная.

Для морской пехоты: VMA — штурмовая, VMA (AW) — штурмовая всепогодная, VMCJ — разведывательная и РЭБ (смешанная). Следующие за буквами цифры составляют регистрационный номер эскадрильи в ВМС.

В начале 80-х годов Intruder перестали отвечать требованиям к современным палубным самолетам. В конструкции машин обнаружились усталостные повреждения (трещины в силовом наборе крыла). Оборудование самолетов, созданное по технологии 60…70-х годов, уже устарело. Фирма Grumman предложила усовершенствовать штурмовик с целью продления его срока службы и обновить радиоэлектронное оборудование. Новому варианту присвоили обозначение A-6F.

Разработка A-6F началась в 1984 году. Изменения коснулись всех его основных систем. Вместо устаревшего двигателя J52 установили двухконтурные F404-GE-400 с максимальной тягой 4 800 кг. Новые двигатели менее «прожорливы», что позволяет расширить радиус действия без увеличения запаса топлива. Обработка информации, поступившей от различных систем, производится двумя новейшими бортовыми ЭВМ. Современная инерциальная навигационная система повышает точность выхода самолета на цель. Аналоговая автоматическая система управления заменена на цифровую, более легкую. При полете на малой высоте объемное изображение рельефа местности воспроизводится на цветном дисплее в кабине. Новая бортовая РЛС обнаруживает морские и наземные цели на дальностях в два раза больше, чем прежняя.

Основные внешние отличия от А-6Е заключаются в более узком носовом обтекателе, шести (вместо четырех) пилонах для подвески вооружения под крылом и двух увеличенных воздухозаборниках системы охлаждения оборудования (перед килем). Построено два прототипа, первый из которых полетел в августе 1987 года.

В связи с разработкой перспективного ударного самолета А-12 Avenger II разработку A-6F прекратили. Но когда распался СССР, то закрыли и программу А-12. К идее модернизации Intruder пришлось вернуться. Недостаток финансовых средств заставил отказаться от обновления оборудования и сосредоточить усилия на продлении ресурса конструкции.

Самым слабым местом считается крыло самолета. Разработкой крыла занялась фирма Boeing, имеющая богатый опыт в использовании композиционных материалов. Новое крыло изготовлено целиком из углепластиков, за исключением титановых узлов крепления к фюзеляжу. Сверху оно покрыто тонким токопроводящим слоем, защищающим конструкцию при ударе молнии. Первый А-6Е с новым крылом взлетел в апреле 1989 года. Сейчас все имеющиеся А-6 постепенно заменяют свои крылья. Самые старые штурмовики, которых уже не спасет установка нового крыла, сняты с вооружения и заменены истребителями-штурмовиками F/A-18 Hornet.

Летно-технические характеристики Grumman А-6Е Intruder

Размах

м

16,15

Длина

м

16,64

Площадь крыла

м²

49,1

Вес пустого

кг

11 785

Максимальный взлетный вес

кг

27 400

Скорость максимальная

км/ч

1 050

Скорость креисерская

км/ч

890

Скороподъемность

м/с

43

Потолок практический

м

13600

Дальность полета

км

3 700

A-6E Intruder





Схемы окраски некоторых самолётов семейства А-6 Intruder


A-6A US NAVY, VA-52 "Knight Riders", CVW-15, 1968 г.


A-6A US NAVY, VA-65 "Tigers", USS Constellation, 1966 г.


A-6C оптико-электронной системой TRAM, US NAVY, VA-165 "Boomers", CVW-9, 1970 г.


KA-6D US NAVY, VA-115 "Chargers", CVW-5, 1972 г.


A-6E US NAVY, VA-65 "Tigers", CVW-7, 1972 г.





EA-6A US MC, VMCJ-1, Japan, Iwakuni, 1970 г.


EA-6B Prowler US NAVY, VAQ-131, 1972 г.

Список статей