Список статей

Сергей КЕДРОВ

«Корсар» из семейства «Воутов»

Палубный штурмовик А-7

В 1962 г. Соединенные Штаты начали втягиваться в боевые действия во Вьетнаме. Основным «рабочим инструментом» военно-морского флота США тогда являлся палубный штурмовик Douglas А-4 Skyhawk. Несмотря на бесспорные достоинства этого самолета (высокие ЛТХ, дешевизна, легкость пилотирования, простота конструкции, мощное вооружение), Skyhawk имел недостаточную дальность. А это затрудняло нанесение ударов по целям, находящимся в глубине территории противника (а в начале 1960-х в качестве вероятного противника рассматривалась ДРВ и Китай, поддерживающие южновьетнамских повстанцев).

Характер надвигающейся войны потребовал наличия в составе ВМС США штурмовика, способного наносить мощные бомбовые удары на удалении до 1 100 км без использования подвесных топливных баков, сковывающих маневр. Кроме того, новый самолет должен был иметь более высокую боевую живучесть, чем Skyhawk.

Первоначально предполагалось, что роль «универсального» палубного боевого самолета будет играть многоцелевой истребитель General Dynamics F-111B. Однако уже в первой половине 1960-х стало очевидным, что эта машина не сможет удовлетворить всех требований ВМС, к тому же создание ее затягивалось. В этих условиях руководство ВМС приняло решение создать «переходный», на период 1965…72 годы, то есть до массового поступления на вооружение самолета F-111B, относительно простой и дешевый дозвуковой палубный ударный самолет, который должен был вдвое превосходить штурмовик Skyhawk по радиусу действия и боевой нагрузке.

Концептуальные исследования подобного самолета, получившего обозначение VAX, флот начал еще в 1962-м. Рассмотрели 27 различных вариантов, при этом во главу угла ставилось достижение минимальной стоимости доставки боеприпасов к цели (учтя опыт войны в Корее, вторую локальную войну американцы намеревались вести весьма экономно).

В 1963-м завершили выработку требований к самолету, а в феврале 1964-го объявили конкурс проектов штурмовика, получившего обозначение NAL (Navy, Attack, Lightweight — морской ударный легкий). В конкурсе участвовали фирмы Douglas, Grumman, North American и Vought. Через пять недель объявили о победе Vought, предложившей модификацию палубного истребителя F-8 Crusader, созданного в 1955 году и состоявшего на вооружении ВМС США.

Штурмовик, внешне мало отличавшийся от Crusader’а, имел новый высокоэкономичный (но, как выяснилось в дальнейшем, крайне капризный двухконтурный двигатель Pratt&Whitney TF30-Р-6 (5 150 кгс) бесфорсажный вариант ТРДДФ, разработанного для самолета F-111. Было значительно усилено крыло, в котором разместили более емкие встроенные топливные баки, а также установили три узла внешней подвески под каждой консолью (при этом сохранились и боковые фюзеляжные пусковые установки для размещения двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, служащих для самообороны).

По бокам носовой части фюзеляжа, непосредственно перед воздухозаборником, размещались две 20-миллиметровые пушки. Конструкторы отказались от механизма изменения угла установки крыла, однако значительно повысили эффективность традиционной крыльевой механизации. В носовом обтекателе, расположенном над воздухозаборником, установили многоцелевую БРЛС AN/APQ-116.Она входила в состав навигационно-прицельной системы ILAAS, включающей также навигационный цифровой вычислитель, вычислитель системы вооружения, трехосный автопилот фирмы Rill Sigler, а также индикатор с подвижной картой. БРЭО выполнено на основе существующей технологии, при максимально низком уровне технического риска.

В июне 1964-го построили натурный макет самолета, а в январе 1965-го завершилось его техническое проектирование. Первым из трех опытных штурмовиков А-7 поднялся в воздух 27 сентября 1965 года. Еще до завершения испытаний началось внедрение самолета, получившего название Corsair II, в серию.

Штурмовики А-7А с ТРДД TF30-P-6 серийно строились в 1966…68 годы, было выпущено 199 самолетов этой модификации. Первая эскадрилья, укомплектованная новыми штурмовиками, достигла боеготовности в феврале 1967-го. После небольшой доработки (самолеты получили станцию РЭП AN/APS-107, смонтированную на киле) Corsair II были направлены во Вьетнам.

В целом первые итоги боевого применения А-7А оказались весьма успешными, однако нарекания летчиков вызывала недостаточная тяговооруженность самолета.

6 февраля 1968-го совершила первый полет новая модификация штурмовика. А-7В, оснащенная более мощным ТРДД Pratt&Whitney TF30-P-8 (5 534 кгс). В 1968…69 годах было выпущено 195 машин этого типа. Вначале 1971-го самолеты А-7В подверглись доработке, получив еще более мощный двигатель TF30-P-408 (6 078 кгс).

Высокие боевые характеристики Corsair II, проявленные во Вьетнаме, простота и надежность самолета привлекли к нему внимание руководства ВВС, также остро нуждавшихся в штурмовике-бомбардировщике. Кроме того, срочно требовалась замена для морально устаревших истребителей-бомбардировщиков F-86 и F-100, в больших количествах имевшихся в национальной гвардии США. 6 апреля 1958 года совершил первый полет самолет A-7D, созданный специально для ВВС.

Первые два опытных штурмовика были оснащены ТРДД TF30, однако уже на третьем опытном самолете, поднявшимся в воздух в сентябре 1968-го, установили значительно более мощный двигатель Spey (6 580 кгс), разработанный английской фирмой Rolls-Royce (лицензию на его производство в США приобрела в 1965 году фирма Allison). ТРДД получил американское обозначение TF41-A-1.

В ходе летных испытаний A-7D, оснащенный новым двигателем, на высоте 6 100 м достиг максимальной скорости, соответствующей М=0,94. Другими отличиями стала шестиствольная пушка М61А1 Vulcan (боекомплект 1 000 патронов), установленная вместо двух одноствольных орудий того же калибра, топливоприемник системы дозаправки в воздухе телескопической штангой, принятой в ВВС, а также усовершенствованная цифровая навигационно-прицельная система.

В 1968…76 гг. ВВС США получили 459 A-7D. В дальнейшем 383 самолета подверглись доработке, получив лазерный пассивный целеуказатель Pave Penny, аналогичный применяемому на штурмовике А-10А (контейнер с оборудованием подвешивался на специальном пилоне под «губой» воздухозаборника).

Вариант A-7D оказался настолько удачным, что его решили заказать и ВМС США. 25 ноября 1968 года совершил первый полет опытный палубный штурмовик А-7Е, имеющий БРЭО и вооружение, аналогичные A-7D. Однако на первых 67 серийных самолетах, заказанных флотом, пришлось установить имевшиеся в большом количестве ТРДД TF30-P-8 (в дальнейшем эти машины были переименованы в А-7С), после чего ВМС начали получать штурмовики с двигателями TF41-A-2 (6 800 кгс). За счет особенностей палубного базирования масса пустого самолета А-7Е возросла, по сравнению с A-7D, с 7 990 до 8 760 кг. Всего было построено 596 самолетов А-7С и А-7Е.

В конце 1976-го флот приступил к переоборудованию 24 штурмовиков А-7В и 36 А-7С в двухместный учебно-тренировочный вариант ТА-7С. На самолетах установили двигатели TF30-P-408 и БРЭО штурмовика А-7Е. Длина фюзеляжа «спарки» увеличилась на 0,86 м, а высота киля на 0,1 м.

В октябре 1980-го в воздух поднялся первый учебно-тренировочный самолет А-7К для ВВС, переделанный из штурмовика A-7D (первоначально эта машина именовалась TA-7D). Общность по планеру с A-7D составила 80%. Национальная гвардия получила 31 самолет этого типа.

Разрабатывался также вариант палубного самолета-заправщика KA-7F, способного нести 8 440 кг топлива во внутренних баках и 3 270 кг — в ПТБ. Однако этот проект так и не был реализован.

В конце 1973-го ряд руководителей ВВС высказал мнение о целесообразности отказа от программы создания штурмовика А-10А, закупив вместо этого дополнительную партию самолетов А-7. При этом указывалось на значительное превосходство Corsair II в скорости, а также более совершенное БРЭО, обеспечивающее высокую точность бомбометания. Однако «утопить» Thunderbolt II при помощи Corsair II не удалось.

Самолеты Corsair II поставлялись на экспорт. Для ВВС Греции на базе А-7Е был создан истребитель-бомбардировщик А-7Н, совершивший первый полет 6 мая 1975-го. В 1975…77 годах выпущено 60 самолетов А-7Н.

В марте 1980-го начались летные испытания двухместного учебно-тренировочного самолета ТА-7Н, оснащенного двигателем TF41-F-400. Для ВВС Греции построили пять самолетов этого типа и один переоборудован из истребителя-бомбардировщика А-7Н.

Для Португалии в 1981…84 годах модернизировали 50 А-7А, получивших обозначение А-7Р. На машинах установили двигатели TF30-P-408.

Для ВВС Швейцарии в 1970…72 годах модернизировали два A-7D, получивших обозначение A-7G (на опытных машинах установили ТРДД ТА41-А-3, а серийные самолеты должны были иметь английские двигатели Rolls-Royce RB.168-62). Предполагались демонстрационные полеты этих штурмовиков на швейцарских аэродромах, однако в дальнейшем швейцарские ВВС отказались от закупки Corsair II.

Всего для ВВС и ВМС США, а также на экспорт, до 1982-го было построено 1 545 самолетов А-7 всех модификаций.

Несмотря на прекращение закупок Corsair II ВМС и ВВС США, фирма Vought настойчиво предлагала министерству обороны варианты дальнейшего совершенствования самолета. В 1977 году был разработан проект V-529D, оснащенный двумя ТРДД General Dynamics F404.

На самолете предполагалось установить в фюзеляже дополнительные секции, применить модернизированные, более эффективные закрылки и увеличить емкость топливных баков. Максимальная взлетная масса V-529D должна была возрасти до 20 730 кг. Применение новой силовой установки позволяло значительно повысить маневренные и взлетные характеристики самолета.

В конце 1981-го появился проект А-7Х с форсированным двигателем F101, обеспечивающим достижение сверхзвуковой скорости.

В 1985 году было создано два проекта усовершенствования Corsair II. Первый из них предполагал доработку А-7В в экспортный вариант. Он имел усовершенствованное БРЭО, включающее навигационно-прицельный комплекс, объединяющий цифровую ЭВМ, индикатор на лобовом стекле, инерциальную навигационную систему, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, БРЛС переднего обзора, обеспечивающую картографирование местности и облет препятствий.

Второй вариант, предназначенный для «внутреннего пользования» и получивший обозначение Corsair III, предполагалось снабдить ТРДДФ General Electric F101-GE-100 (7 575/12 470 кгс). Однако эти планы также не получили дальнейшего развития.

В октябре 1986-го А-7Е начали оснащать тепловизионной навигационной системой LANA (Low Altitude Night Attack — маловысотная ночная ударная система), выполненной в виде подвесного контейнера, размещавшегося под правым крылом. В состав системы вошли тепловизор переднего обзора AN/AAR-49 и вычислитель фирмы Zinger Kirfott. Видеоинформация выводилась на индикатор на лобовом стекле, установленный в кабине летчика.

Система LANA была связана с бортовой РЛС и обеспечивала полет ночью на предельно малой высоте (до 60 м) в режиме полуавтоматического следования рельефу местности при скорости до 740 км/ч. Хотя флоту поставлено всего 91 контейнер LANA, для его подвески был приспособлен 231 А-7Е.

Наиболее серьезной попыткой «продлить век» самолета А-7 были работы по созданию штурмовика A-7F в рамках программы CAS/BAI. Предыстория этого такова: в середине 1980-х ВВС и армия США сформулировали совместную концепцию «Воздушно-наземной битвы» (Air-land Battle), в прогнозируемой большой европейской войне 1990-х, с «размытой» линией фронта, повышенной мобильностью наземных войск и насыщением их средствами ПВО. Потребовался тактический ударный самолет, предназначавшийся как для непосредственной поддержки наземных войск, так и для изоляции поля боя (нанесение ударов по порядкам противника на удалении до 100…150 км от линии фронта).

В 1985 году ВВС направили ведущим авиастроительным фирмам запрос на предложения по такому самолету, получившему обозначение CAS/BAI. Машину для замены штурмовика А-10А предполагалось выполнить на основе существующей конструкции (что уменьшило бы стоимость разработки).

Новый самолет должен был обладать качествами тактического бомбардировщика и штурмовика, действовать в широком диапазоне высот (от больших до предельно малых), вне зависимости от времени суток и погодных условий.

На запрос ВВС ответили четыре авиастроительные фирмы. General Dynamics предложила упрощенный вариант истребителя F-16C, Northrop — вариант истребителя F-20 Tigershark, McDonnell Douglas — модернизацию СВВП AV-8B Harrier II, а Vought — глубокую модернизацию штурмовика А-7Е. Дальнейшее развитие получили варианты модернизации самолетов F-16 и А-7: они были признаны наиболее дешевыми.

В 1987-м Vought и ВВС США заключили контракт на проектирование и постройку опытного штурмовика CAS/BAI YA-7F (А-7plus), предназначенного, в первую очередь, для оснащения частей национальной гвардии. Самолет оснащался ТРДДФ Pratt&Whitney F100-PW-200 с тягой, в два раза превосходящей ТРДД TF41. Новый двигательный отсек проектировался также с учетом возможности размещения в нем перспективных ТРДДФ нового поколения.

Из дозвукового штурмовик А-7 превращался в сверхзвуковой самолет, способный развивать скорость, соответствующую М=1,2. Предполагалось, что новая силовая установка позволит значительно повысить боевую живучесть самолета, улучшить его маневренность и разгонные характеристики.

Самолет YA-7F получил наплывы в корневой части крыла, повышающие устойчивость на больших углах атаки и увеличивающие угловую скорость разворота. Новые закрылки, отклонение которых производилось по командам автоматической системы, а также гасители подъемной силы способствовали повышению маневренности штурмовика.

Высота киля возросла на 0,25 м. Два фюзеляжных отсека-вставки длиной 0,9 и 0,46 м обеспечили установку дополнительного БРЭО и повысили емкость топливной системы. Самолет получил новые ВСУ и кислородную систему. Была значительно усовершенствована гидравлическая система.

В состав обновленного оборудования вошли тепловизионная система LANA, три многофункциональных кабинных индикатора на ЭЛТ, широкоугольный ИЛС и индикатор цифровой карты местности.

Предполагалось, что 337 штурмовиков A-7F, переоборудованных из серийных A-7D, смогут оставаться на вооружении национальной гвардии США до 2018-го. При этом стоимость модернизации одного самолета составит всего $6 200 000, что в несколько раз меньше стоимости закупки полностью нового самолета с аналогичными боевыми возможностями.

В 1989 году начались работы по модернизации двух А-7Е в вариант YA-7F. Первый из опытных штурмовиков поднялся в воздух в ноябре 1989-го с отставанием на шесть месяцев от первоначального графика. В ходе летных испытаний была достигнута скорость, соответствующая М=1,04. Однако в начале 1990-х годов, после резкого сокращения военных расходов, все работы по программе CAS/BAI прекратили.

На этом, собственно, и завершилась эволюция Corsair II. С вооружения ВВС и ВМС США эти машины сняли в середине 1990-х. Часть самолетов осталась в различных военных исследовательских центрах в качестве летающих лабораторий, остальные — переданы на базу хранения. Однако А-7 и сегодня продолжают нести боевую службу в составе ВВС Греции и Португалии.

Самолеты А-7Е и A-7D оснащены цифровой инерциально-доплеровской навигационно-прицельной системой с РЛС Texas Instruments, доплеровским измерителем скорости и сноса, гировертикалью Kirfott, цифровой ЭВМ, обеспечивающей навигацию и применение оружия, вычислителем воздушных данных, а также индикатором с подвижной картой (проекционного типа) фирмы Computing Devices of Canada.

Полет по маршруту может выполняться по восьми промежуточным пунктам поворота маршрута, заведенным в память БЦВМ перед вылетом. С помощью бортовой навигационной системы определяют координаты целей, выявленных в ходе полета. Система обеспечивает атаку цели в автоматическом и ручном режимах. Компьютер постоянно вычисляет траекторию полета боеприпасов, и для выполнения бомбометания летчик, после нажатия боевой кнопки, должен лишь удерживать цель в рамке прицела: сброс бомб осуществляется автоматически.

На борту самолета имеются приемники радионавигационной системы TACAN и LORAN, оборудование РЭП. Палубные А-7Е оборудованы системой автоматической посадки на борт авианосца.

Часть самолета оснащена тепловизионной системой Texas Instruments LANA для действий ночью. Масса контейнера с системой 327 кг. Информация от ИК датчика LANA выводится на ИЛС, обеспечивая летчику при полете на малой высоте своеобразное «окно в ночи».

К концу августа 1967-го эскадрильи, получившие на вооружение А-7А, достигли необходимого уровня боеготовности, и ВМС США решили направить их на вьетнамский театр военных действий.

В ноябре 1967-го эскадрилья VA-147 Argonavt, укомплектованная Corsair II, на борту авианосца Ranger направилась к берегам Северного Вьетнама. Первый боевой вылет А-7А состоялся 4 декабря (самолеты нанесли удары по переправам и узлам коммуникаций противника). В течение двух месяцев эскадрилья выполнила около 1 400 боевых вылетов, потеряв при этом лишь один самолет.

Опыт успешного боевого применения новых штурмовиков заинтересовал и ВВС США. Для его более детального изучения на авианосец Ranger командировали три «сухопутных» летчика, которые освоили полеты с палубы корабля и в составе VA-147 провели в море почти 18 месяцев, совершив в общей сложности 65 боевых вылетов.

Эскадрилья, имевшая на вооружении 12…14 самолетов, выполняла ежедневно 30…36 боевых вылетов. При этом на подготовку одного вылета затрачивалось всего 11,5 человеко-часа.

В целом А-7А, обладая весьма скромными ЛТХ (что было обусловлено, в первую очередь, низкой тяговооруженностью), зарекомендовал себя, тем не менее, как высоконадежная и живучая машина, имеющая хорошую дальность (до 3 900 км) и высокую ударную мощь (6 800 кг бомб).

В январе 1968-го авианосец Ranger с А-7А на борту срочно направился в Японское море: северокорейцы захватили американский корабль-шпион Pueblo, начиненный новейшей секретной разведывательной аппаратурой, и США в ультимативной форме потребовали его возвращения. СССР встал на сторону Северной Кореи и началась «игра мускулов», характерная для времен «холодной войны».

Для Corsair II это явилось серьезным испытанием, так как из района тропиков самолет попал в холодное зимнее Японское море с его снегопадами, туманами и обледенением. Проведя два месяца у берегов КНДР и СССР (корейцы так и не вернули американцам их корабль), Ranger возвратился в Штаты, а его место в Тонкинсом заливе занял авианосец America, на борту которого базировалось уже две эскадрильи А-7А.

В июле 1968-го к берегам ДРВ прибыл авианосец Constellation, также несущий две эскадрильи Corsair II.

В январе1969-го на театр боевых действий прибыли первые модернизированные самолеты А-7В, обладающие повышенными летными характеристиками. Эти машины применялись во Вьетнаме до 1971-го, после чего их сменили более совершенные штурмовики А-7Е.

Успешно применялись во Вьетнаме и A-7D, принятые на вооружение ВВС США. В ходе кампании 1972-го авиакрыло ВВС, укомплектованное 72 самолетами этого типа, к декабрю совершило в общей сложности 4 087 вылетов, включая 230 боевых вылетов в Северный Вьетнам. Было сброшено 220 бомб — 900 кг, 20 899 — 450 кг, 3 162 малокалиберных бомб в связках, 463 разовых бомбовых кассет и выпущен 337 181 20-миллиметровый пушечный снаряд.

Как правило, боевые вылеты выполнялись на высотах более 1 000 м, что позволяло избегать поражения от огня стрелкового оружия и зенитных пулеметов противника. Применение радиолокационного прицела не обеспечивало достаточной точности бомбометания, однако оптический прицел показал отличные результаты. По официальным отчетам ВВС, средняя круговая ошибка при бомбометании с горизонтального полета с высоты порядка 1 000 м составила менее 10 м.

Расстояние до целей находилось в пределах 560…770 км от аэродрома вылета. Первоначально полеты на Северный Вьетнам выполнялись без привлечения самолетов-заправщиков. Однако в дальнейшем, при увеличении глубины нанесения ударов, были задействованы заправщики КС-135, летевшие в одном боевом порядке с Corsair II до цели и возвращавшиеся с ними обратно.

В 1972 году потеряли три штурмовика A-7D: в одном случае летчик снизился под облачность, пытаясь обнаружить автоколонну противника, и налетел на холм. Другой штурмовик столкнулся с самолетом передового авианаведения. Третий А-7D потеряли в результате неполадок в топливной системе (летчику удалось катапультироваться).

Летно-технические характеристики А-7Е

Размах крыла

м

11,81

Длина самолета

м

14,06

Высота

м

4,90

Площадь крыла

м²

34,83

Максимальная взлетная масса

кг

19 050

Масса пустого

кг

8 951

Масса топлива во внутренних баках

кг

4 433

Масса топлива в ПТБ

кг

3 540

Максимальная боевая нагрузка

кг

6 800

Максимальная скорость

км/ч

1 115

Максимальная скороподъемность

м/с

54,8

Практический потолок

м

12 800

Тактический радиус действия

км

750

Дальность практическая

км

3 670

Дальность перегоночная

км

4 900

Список статей