Список статей

Piotr BUTOWSKI
Lotnictwo Aviation International 7/2018

Противоспутниковый МиГ-31

Вместе с недавно показанной ударной системой «Кинжал», состоящей из самолета-носителя МиГ-31К и ракеты «Искандер» класса «земля-земля», россияне работают над другой системой, также использующей МиГ-31 в качестве платформы. Это противоспутниковая система, испытания которой могут быть проведены в ближайшее время.

В настоящее время программа является продолжением программы разработки противоспутниковой системы 30P6 «Контакт» 1984…1995 г., в рамках которой были созданы МиГ-31Д (изделие 07) с ракетой МКБ Факел 79M6 и модернизированный МиГ-31ДМ с ракетой МКБ Факел 95M6. Возобновление работ по программе «Контакт» было объявлено в августе 2009 года Александром Зелиным, занимавшим на тот момент должность главнокомандующего ВВС РФ, но позднее долгое время не было никаких заявлений на этот счет. Вероятно, новая противоспутниковая ракета является модернизацией ракеты, созданной по программе «Контакт». Преимуществом противоспутниковой системы воздушного базирования перед стационарной системой является её болшой радиус действия: самолет МиГ-31 может доставить ракету на расстояние до 1000 км до точки запуска. Мы не знаем характеристик текущей системы, но они, вероятно, близки к характеристикам системы «Контакт», которая была разработана для борьбы с неманеврирующими или маневрирующими спутниками на низких орбитах. Ракета 79М6 весом 4 550 кг запускалась с носителя МиГ-31Д на скорости М=2,55, на высоте 22 000 м и летела к цели, расположенной на высоте от 120 до 600 км, в зависимости от дистанции. Время полета ракеты составляло от 100 до 380 с. Спутник мог быть уничтожен кинетическим попаданием или подрывом БЧ, содержащей 20 кг взрывчатого вещества. Цель МиГ-31 обнаруживалась наземной системой 45Ж6 «Крона», состоящей из дециметрового и сантиметрового радиолокаторов с электронным сканированием и оптического и лазерного локатора и дальномера: информация передавалась носителю с помощью радиолинии 4616. Система «Крона» в 2009-2010 годах прошла капитальный ремонт и модернизацию и способна передавать данные не только системе «Контакт», но и противоракетам, запускаемым с земли.

Первый из двух МиГ-31Д, «071» был передан ВВС 17 января 1987 года, а второй «072» — 28 апреля 1988 года. Испытания прототипов начались в экспериментальном центре в Жуковском под Москвой, а затем переместились на аэродром Камбала на полигоне Сары-Шаган в Казахстане, где в советское время находился учебный полигон сил ПВО, также использовавшийся для испытаний систем противоракетной обороны. После развала СССР полигон и оба МиГ-31Д стали собственностью Казахстана. Из воспоминаний лётчиков-испытателей известно, что было выполнено около 100 полетов с противоспутниковой ракетой. Сбросы выполнялись, но, скорее всего, без запуска двигателя. Завод «Союз» из Казани производил ракетные двигатели для 79М6 — твердотопливные 27Д6 и 28Д6 для первой и второй ступеней; на третьей ступени ракеты устанавливался жидкостный двигатель «Климов-1656». Стартовый двигатель 27Д6 вызывал проблемы даже при наземных испытаниях, и для модернизированной ракеты было принято решение разработать новый.

Благодаря крейсерской скорости M=2,35 и максимальной M=2,8 на большой высоте, МиГ-31 является очень хорошей платформой для различных систем оружия, причем не только в стандартной версии перехватчика. РСК МиГ в настоящее время работает над двумя новыми модификациями МиГ-31, известными под ни о чём не говорящими обозначениями «изделие 06» и «изделие 08». Возможно, последний является вышеописанной платформой для противоспутниковой ракеты, а первый – платформой для системы «Кинжал». Ракетная система «Кинжал», состоящая из самолета МиГ-31К с аэробаллистической ракетой, была презентована президентом Владимиром Путиным в его ежегодном обращении к нации 1 марта этого года. Путин заявил, что ракета, летающая на гиперзвуковой скорости в 10 раз быстрее звука, может доставить ядерную или обычную боеголовку на расстояние более 2 000 км. В мае министр обороны России Сергей Шойгу объявил о принятии на вооружение нового самолета МиГ-31К, и его заместитель Юрий Борисов в телевизионном интервью заявил, что десять самолетов уже заступили на экспериментально-боевое дежурство и готовы к применению в зависимости от ситуации.

В настоящее время около 130 МиГ-31 эксплуатируются в вооруженных силах России, плюс имеются около 140 самолетов, требующих ремонта и находятся в резерве. Летающие МиГ-31 относятся к подразделениям в Большом Савино (Пермь), Центральная Угольная, Хотилово, Елизово (ВМФ), Канск, Мончегорск и Саваслейка (экспериментальная эскадра). Десять самолетов находятся в 929-м Национальном испытательном центре в Ахтубинске, где и размещены МиГ-31К «Кинжал». За пределами России эскадрилья МиГ31 имеется в распоряжении Казахстана на базе в г. Караганда. Около 140 остающихся на хранении МиГ-31 (из которых около 65 находятся на авиаремонтном заводе в Ржеве, около дюжины на одном из авиазаводов в Нижнем Новгороде, а остальные в аэропортах) позволяют восстановить некоторое количество этих самолетов, как в качестве перехватчиков, так и в новых ударных и противоспутниковых версиях. На Дальнем Востоке России планируется реконструировать 530-й ИАП в Чугуевке (который был расформирован в 2009 году). В рамках расширения арктических сил Россия также объявила о размещении МиГ-31 на базах в Тикси (Якутия) и Анадыре (Чукотка).

Список статей