Более чем 30 лет почти ничего не было известно об этой внушительной реактивной летающей лодке, единственном самолете такого класса, когда-либо поступившем на вооружение. Авиация ВМФ в 1953 г. объявила конкурс на замещение Бе-6 для ведения морской разведки, противокорабельных торпедных атак, бомбовых ударов по самолетам и др.
Проектирование велось на основе Р-1 (экспериментальная реактивная летающая лодка), был увеличен размер фюзеляжа и двигателе были перенесены под корневую часть крыла. Цельнометаллическая летающая лодка Бе-10 была монопланом с высокорасположенным стреловидным крылом, которое имело значительное положительное поперечное V. На верхней поверхности крыла устанавливались два аэродинамических «гребня», а к концам крыла прикреплялись поплавки для обеспечения поперечной устойчивости.
Прототип совершил первый полет 20 июля 1956 г. При ветре ниже 5 м/с взлетно-посадочные характеристики были хорошими, но при сильном волнении и ветре прыжки по волнам становились опасными. Скорость и потолок в два раза превышали характеристики Бе-6. Пилоты Ил-28 и Ту-16 за короткое время могли быть переучены на Бе-10. Четыре Бе-10, зарегистрированные в ФАИ как М-10 установили в 1961 г. ряд мировых рекордов, включая: 1000 км замкнутый маршрут с нагрузкой 5 т со скоростью 875,86 км/ч и подъем 10 тонн на высоте 12 733 м. Самолетами Бе-10 были вооружены два подразделения авиации черноморского флота. Ограниченные возможности самолета привели к скорому снятию его с вооружения.
Длина |
м |
30,72 |
Размах |
м |
28,6 |
Площадь крыла |
м² |
130 |
Двигатели |
|
2×АЛ-7ПБ |
Вес пустого |
кг |
26500 |
Нормальный взлетный вес |
кг |
45000 |
Максимальный взлетный вес |
кг |
48000 |
Максимальная скорость, h=0 |
км/ч |
912 |
Крейсерская скорость |
км/ч |
785 |
Скороподъемность |
км/мин |
5/7 |
Практический потолок |
м |
14962 |
Дальность полета |
км |
4800 |
Скорость отрыва |
км/ч |
260 |
Посадочная скорость |
км/ч |
220 |
Разбег |
м |
2200 |
Пробег |
м |
1400 |
Вооружение: |
|
|
пушечное |
|
4×23 мм HС-23 |
бомбовое |
кг |
2000 |
Бе-10 первый опытный
Бе-10 рекордный
Бе-10 с удлиненными мотогондолами
Бе-10Н