Список статей

Андрей ФОМИН

От Ил-112 до «Ермака»

Россия восстанавливает компетенции по созданию современных транспортных самолетов

Одной из приоритетных задач Объединенной авиастроительной корпорации является восстановление позиций нашей страны как ведущего производителя рамповых транспортных самолетов для удовлетворения потребностей российских и зарубежных заказчиков. Напомним, последний «Руслан» был выпущен ульяновским «Авиастаром» уже 10 лет назад, в 2004 г., и с тех пор рамповые машины строились только в Ташкенте, Киеве и Харькове. Ситуация стала меняться лишь в последние годы, когда в практическую фазу вступила программа организации серийного производства модернизированных Ил-76МД-90А в Ульяновске, а «Ильюшин» возобновил работы по перспективному легкому военно-транспортному Ил-112В и, совместно с индийскими коллегами, приступил к предварительному проектированию многоцелевого среднего транспортного МТА.

В ноябре 2014 г. произошли два важнейших события: заказчику был передан первый серийный Ил-76МД-90А ульяновского производства, а с Министерством обороны России был заключен долгожданный контракт на опытно-конструкторские работы по Ил-112В.

Торжественная церемония передачи заказчику первого серийного тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А грузоподъемностью 60 т прошла в Ульяновске 21 ноября 2014 г. Это первая машина в рамках заключенного с Минобороны России в октябре 2012 г. государственного контракта на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А. По решению заказчика самолет передан ТАНТК им. Г. М. Бериева для создания на его базе нового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения для ВВС России.

«Корпорация выполнила задачу по созданию серийного производства самолета в Ульяновске. Теперь мы сосредоточены на наращивании темпов работ для гарантированного исполнения плана поставок Министерству обороны России — нашему главному заказчику в сегменте транспортной авиации», — заявил на церемонии в Ульяновске Президент ОАК Михаил Погосян.

«Мы полностью удовлетворены характеристиками самолета и ходом выполнения программы, — подчеркнул, в свою очередь, Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев. — Новые качества, полученные благодаря глубокой модернизации «Ила», значительно расширяют сферу применения самолета. Это платформа для производства многоцелевых транспортных самолетов, обеспечивающих десантирование личного состава, перевозку военной техники, топлива, контейнеров, а также для создания специальных авиационных комплексов. Потенциал Ил-76МД-90А отвечает современным требованиям ВВС страны и имеет большие перспективы на будущее».

Переданная машина с серийным №01-03 была выкачена из производства окончательной сборки «Авиастара» в июне этого года, а первый полет ее состоялся 3 октября 2014 г. Самолет к тому времени уже прошел окраску, получив регистрационный №78651 и имя собственное «Ульяновск». После короткой программы испытаний она была готова к поставке и 24 ноября перелетела в Таганрог.

Тем временем, 31 октября 2014 г. на заводскую летно-испытательную станцию ЗАО «Авиастар-СП» был передан со сборки второй серийный Ил-76МД-90А (№01-04). После проведения плановых наземных отработок и заводских летных испытаний он будет поставлен на окраску и затем сдан заказчику.

В настоящее время на «Авиастаре» полным ходом идут работы по окончательной сборке и комплектации системами третьего серийного самолета (№01-05). Ведется изготовление деталей и агрегатов для десяти следующих машин, а также первого самолета-заправщика Ил-78М-90А.

Дальности полёта самолётов семейства Ил-76 с различной полезной нагрузкой


— Ил-76МД-90А
— Ил-76МД
дальность указана с часовым навигационным остатком топлива

Параллельно с освоением серийного производства новых Ил-76МД-90А недавно стартовала программа модернизации строевых самолетов Ил-76МД в вариант Ил-76МДМ. В ОАО «Ил» поступил первый Ил-76МД, который предстоит оснастить комплектом современного бортового оборудования. В отличие от Ил-76МД-90А, ремоторизация строевых машин производиться не будет: они получат прошедшие ремонт двигатели Д-30КП2, что позволит существенно сократить стоимость работ. Первый модернизированный Ил-76МДМ после переоборудования поступит на государственные испытания, по результатам которых на авиаремонтных предприятиях начнется «серийная» модернизация Ил-76МД. Всего предусматривается доработка четырех десятков машин. После модернизации самолеты Ил-76МДМ смогут эксплуатироваться еще по меньшей мере 15 лет.

Другим важнейшим событием прошедшего месяца стало заключение в середине ноября между ОАО «Ил» и Минобороны России контракта на проведение ОКР и освоение производства в Воронеже новых легких военно-транспортных самолетов Ил-112В грузоподъемностью 6 т. Напомним, эта машина разрабатывалась «Ильюшиным» по техническому заданию 2003 г., прошла этапы эскизного проекта и макета (в 2004 г.), разработки рабочей конструкторской документации по планеру и системам в объеме, необходимом для постройки опытных образцов. На ВАСО была начата технологическая подготовка производства, однако из-за затягивания работ, неготовности силовой установки и изменения требований в мае 2010 г. Минобороны приняло решение о приостановке финансирования проекта. На тот момент было выпущено около 95% рабочей конструкторской документации, ВАСО спроектировало 24% и изготовило 21% технологической оснастки, начался выпуск деталей для постройки опытных образцов.

Принципиальное решение о возобновлении работ по самолету Ил-112В по уточненному техническому заданию было принято летом 2013 г., но согласование с заказчиком финансовых вопросов растянулось почти на полтора года. Теперь контракт, наконец, заключен, и программа переходит в активную стадию. На ВАСО будут построены два опытных летных образца, а также экземпляр для ресурсных испытаний. Планируется, что первый полет опытного Ил-112В в Воронеже состоится в 2017 г.

Рассказывает генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев: «Ил-112 приходит на смену самолету Ан-26, которых еще довольно много у российских эксплуатантов. Сроки перед нами стоят жесткие, при этом еще не до конца отлажено взаимодействие между участниками кооперации. Однако смотрю в будущее с оптимизмом. К концу текущего десятилетия первые самолеты Ил-112 производства ВАСО должны быть поставлены в Минобороны РФ. Поднять в воздух первую опытную машину планируем через два-три года».

Как известно, Государственной программой вооружения запланированы закупки для Министерства обороны более шести десятков Ил-112В. По мнению Сергея Сергеева, самолет «будет востребован, прежде всего, государственными структурами. Не только Министерством обороны, но и ФСБ, МЧС, другими министерствами и ведомствами. Обсуждаются планы, по которым до 2030 г. предстоит передать госзаказчикам около 200 самолетов данного типа».

Согласно имеющейся на сайте Минпромторга ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013…2025 гг.», всего в период 2016…2025 гг. планируется изготовить 140 самолетов Ил-112В для Минобороны и других заинтересованных ведомств. Предполагается также создание коммерческой транспортной версии Ил-112Т.

Следующей программой ОАК в области транспортной авиации должно стать участие в реализуемом в рамках заключенного в 2007 г. межправительственного соглашения с Индией совместном проекте среднего Многоцелевого транспортного самолета (МТА) грузоподъемностью 20 т. В декабре 2010 г. в Бангалоре было учреждено российско-индийское совместное предприятие по его разработке, а в октябре 2012-го заключен контракт на первый этап проектных работ. С российской стороны в них участвует ОАО «ОАК — Транспортные самолеты», с индийской — корпорация HAL. Производство самолетов в России планируется развернуть на мощностях ЗАО «Авиастар-СП» в кооперации с другими предприятиями ОАК. Согласно прогнозу Минпромторга России, изложенному в опубликованной ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013…2025 гг.», в период до 2025 г. возможно изготовление 140 таких самолетов, в т. ч. 80 — для российских заказчиков и 60 — в виде технических комплектов для последующей сборки на мощностях HAL и поставки в ВВС Индии. Но поскольку техническое проектирование МТА еще не начато (программа уже не первый год находится на этапе длительных согласований с индийской стороной), говорить о конкретных сроках постройки первых опытных образцов и запуска машины в серию пока преждевременно.

Есть у «Ильюшина» и еще более амбициозная задача. Как рассказал в октябре генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев, «в 2016 г. рассчитываем начать создание семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более тонн. Это широкофюзеляжные самолеты. Есть уже и индекс проекта: перспективный транспортный самолет «Ермак». Предполагается, что на серийный выпуск по этому проекту мы выйдем к 2024 г.».

Для реализации столь масштабных проектов к концу 2015 — началу 2016 гг. на базе ОАО «Ил» планируется сформировать вертикально-интегрированную структуру, обеспечивающую полный цикл работ по созданию и поставкам самолетов транспортной авиации. По словам Сергея Сергеева, формирование корпорации будет вестись поэтапно. «Завершить первый этап планируется объединением ОАО «Ил» с ОАО «ОАК — Транспортные самолеты» и ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева». Планируется, что на втором этапе — в 2016…2017 гг. — в новую холдинговую структуру войдут ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) и ОАО «ВАСО» (Воронеж). Проработаем также целесообразность включения ремонтных предприятий», — поделился планами глава «Ила».

Список статей