Список статей

Сергей МОРОЗ

Гиперзвуковые ракеты «Кинжал»

Среди новейших образцов вооружений, о существовании которых говорили давно, однако официально стало известно лишь недавно, обращает на себя внимание гиперзвуковая ракета класса «воздух-поверхность». Она предназначена для поражения целей, прикрытых самыми современными средствами противоракетной обороны. Речь идет об обычных для такого оружия тактических целях — войсковых пунктах управления, радиолокационных станциях, базах и позициях ракет и других тяжелых вооружений. Однако особо отмечена способность нового авиационно-ракетного комплекса поражать и цели морские — крупные корабли и суда на ходу.

Пока обнародовано лишь пять фактов, касающихся нового авиационно-ракетного комплекса (АРК) Воздушно-космических сил Российской Федерации.

ФАКТ №1

Первый факт — объявлено наименование новой ракеты «Кинжал». Как считают эксперты, оно относится ко всему комплексу, который включает самолет-носитель с бортовой системой управления оружием и пусковым устройством, ракету с ее системой самонаведения, а также наземные средства подготовки носителя и ракеты к боевому применению.

ФАКТ №2

Носителем комплекса является специально переоборудованный самолет МиГ-31БМ. Этот самолет был создан как перехватчик ПВО, однако модернизация парка самолетов МиГ-31 до уровня модификации БМ предусматривала и различное вооружение класса «воздух-поверхность», для чего бортовое оборудование носителя и его программное обеспечение было изменено. На опубликованных видеокадрах просматриваются три носителя АРК «Кинжал» — самолеты с бортовыми номерами 592 (синий), а также с 91 по 93 (красные).

Вероятно, первый — это опытная машина, и вполне возможно, что она переоборудована из первого опытного самолета МиГ-31ДЗ (серийный номер 01-36-03 или он же — 3603), который после успешного завершения испытаний системы дозаправки топливом в полете в конце 1980-х гг. остался в ОКБ им. А. И. Микояна. Этот самолет также имел синий бортовой номер 592. Три других самолета — скорее всего, первые переоборудованные строевые машины.

ФАКТ №3

Заявлена скорость ракеты, соответствующая числу Маха 10. Это уже «глубокий гиперзвук». Судя по опубликованным данным, ракета является баллистической, и это число М она или, что более вероятно, отделившаяся в расчетной точке траектории боевая часть достигает на нисходящем участке траектории на высоте порядка 25 км. Там это соответствует воздушной скорости 2 984 м/с или 10 740 км/ч.

ФАКТ №4

Опубликованные видеокадры дают общее представление о ракете и ее носителе. Сначала о последнем. Самолеты МиГ-31 №№ 592, 91, 92 и 93 по-прежнему сохраняют конфигурацию низинки фюзеляжа с характерными подштамповками для подвески ракет «воздух-воздух» большой дальности стрельбы Р-33 (четыре под фюзеляжем), однако на некоторых детальных кадрах детали собственно катапультных устройств АКУ-410, которые производят принудительное отделение ракет Р-33 от носителя при пуске, в них не просматривается. Четыре переходных балки для установки под крылом катапультных устройств П-72-1Д для ракет промежуточной дальности Р-73 на самолетах №№91-93 и штатные подкрыльевые пилоны АКУ-84 с борта №592 также сняты.

Также не просматривается выдвижной контейнер комбинированной оптико-локационной станции 42П под носовой частью фюзеляжа.

Все это входит в систему управления ракетным оружием для поражения воздушных целей, однако не факт, что устройств АКУ-470 для «тяжелых» ракет Р-33 нет (они могут быть просто закрыты крышками), а средства подвески ракет «легких» Р-73 нетрудно смонтировать обратно. Судя по сведениям об оборудовании МиГ-31БМ, архитектура его электроники, включая бортовые электросети и шины передачи данных бортовых компьютеров, построена так, что замена вооружения не требует ни демонтажа старых и прокладки новых сетей, ни установки новых ЭВМ и блоков коммутации.

ФАКТ №5

В феврале-марте 2018 г. начались эксплуатационные войсковые испытания АКР «Кинжал». Обычно это последний этап испытаний, и выполняется он уже после успешного завершения испытаний заводских, проводимых силами разработчика, и обоих этапов испытаний государственных — на первом, летно-конструкторском этапе разработчик показывает общие характеристики изделия, а на втором этапе их в полном объеме проверяет Заказчик. Эксплуатационные войсковые испытания предназначены для определения необходимых для боевого применения изделия сил и средств, трудоемкости его обслуживания, времени, которое требуется на применение, норм расхода запчастей и так далее.

Как сообщается, эксплуатационные испытания АКР «Кинжал» проходят в Южном военном округе Российской Федерации. Однако там вооруженные самолетами МиГ-31 строевые полки ВКС РФ не базируются, что наводит на мысль о том, что данные испытания проходят не на базе строевой части ВКС, а на аэродроме 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова, который находится на авиабазе как раз Ахтубинск в ЮВО. Однако войсковые испытания обычно проходят не в этом учреждении, а в какой-либо строевой части.

Таковы факты. Теперь некоторые предположения.

По факту №1

Хотя в СМИ саму новую гиперзвуковую ракету также именуют «Кинжал», — скорее всего, это обычное упрощение. Согласно принятой еще в СССР системе обозначений подобной техники, «словесное» наименование относилось именно к комплексу, а ракета имела буквенно-цифровой индекс. Например, Х-59 — это тактическая крылатая ракета комплекса «Овод».

Таким образом, обозначение новой ракеты официально не представлено, однако ряд экспертов используют для этой ракеты название Х-47М2.

Также не сообщается, кто разработчик новой ракеты. Но мысли по этому поводу — чуть ниже.

По факту №2

По своим техническим возможностям самолет МиГ-31 вполне подходит в качестве носителя для такого комплекса вооружения, что превращает его из специализированного оборонительного оружия в универсальное средство с очень большим ударным потенциалом. Особую ценность представляет то, что и сам он имеет очень большую скорость полета — модернизируемые самолеты МиГ-31 не только возвращают утраченные по израсходовании ресурса планера, но и наращивают скоростные данные. Максимальная скорость прошедшего соответствующую доработку самолета МиГ-31БМ с ракетами «воздух-воздух» достигла 3 400 км/ч, а длительная — 3 200 км/ч. Можно предположить, что с подвеской одной ракеты Х-47М2 вместо восьми Р-33 и Р-73, имеющих меньшие размеры, она останется на том же уровне, а типовая боевая скорость, на которой выполняется полет МиГ-31 в зону пуска в пределах 2 400…2 800 км/ч на высоте 16 000…20 000 м.

В реальных тактических ситуациях с учетом расположения точек вылета такой самолет вряд ли может быть перехвачен лучшими истребителями НАТО — американскими F-15C, F-18E и F-22A, а также европейскими Typhoon II и Rafale. Это определяется как недостаточными динамическими характеристиками этих самолетов и их ракет, которые ориентированы на применение на малых и средних высотах и числах М=0,7…1,5, так и быстродействием ЭВМ, систем передачи данных и сканирующих устройств РЛС — бортовых на этих самолетах и внешних на самолетах радиолокационного дозора и на земле. А такие самолеты, как F-16, F-35, Mirage 2000 или Gripen для борьбы с ударными МиГ-31 вообще бесполезны.

Однако будет ли МиГ-31 основным носителем этой ракеты — не факт. Дело в том, что пока этих самолетов не хватает и для решения задач ПВО таких стратегически важных районов, как Дальний Восток, Сибирь и зона Москвы, для чего они и создавались. Хотя сообщается, что не все МиГ-31 переоборудуются в вариант БМ, а часть будет модернизироваться под «принципиально новые виды вооружений», есть основание полагать, что ими развертывание АКР «Кинжал» не ограничится.

В качестве перспективного носителя ракеты Х-47М2 называют самолет Т-50, который принимается на вооружение в ближайшее время и уже получил военное обозначение Су-57. Вполне рациональным выглядит применение Х-47М2 и с борта Су-34. Они также способны нести одну такую ракету на внешней подвеске под фюзеляжем — при соответствующей доработке систем, конечно. Также вполне вероятно, что «Кинжал» войдет в арсенал перспективных комплексов не только фронтовой, но и дальней авиации — о том, что строящийся опытный стратегический ракетоносец ПАК-ДА будет вооружен именно гиперзвуковыми ракетами, уже заявляли российские военные, руководители оборонной промышленности и высшие чиновники.

Однако ПАК-ДА — дело еще довольно далекого, хотя уже и вполне обозримого будущего. Но разместить такие ракеты можно и на других самолетах Дальней авиации России, например, на сверхзвуковых ракетоносцах — средней дальности Ту-22М3 и межконтинентальных Ту-160. Первый теоретически (исходя из возможных значений массы и габаритов ракеты Х-47М2) может брать две-четыре таких ракеты на внешней подвеске (размещение ее в полуутопленном положении на месте Х-22 требует доработки как минимум створок бомбоотсека), а второй — четыре ракеты в отсеки вооружения без существенной их переделки. Опять же, для подвески Х-47М2 они должны пройти доработку — существенную, но отнюдь не невозможную технически.

И тогда весь АРК «Кинжал» превратится из оружия оперативно-тактического в средство стратегического воздействия.

По факту №3

Итак, скорость полета ракеты Х-47М2 заявлена. Но каковы могут быть ее остальные тактико-технические характеристики?

Что касается дальности полета ракеты, мнения экспертов противоречивы, но, по самым скептическим оценкам, она вряд ли ниже 500 км — исходя из скорости и размеров. А самые оптимистичные оценки этого параметра — до 2 000 км, что сравнимо с дальностью полета дозвуковых крылатых ракет воздушного базирования.

Траектория полета очевидно близка к классической баллистической кривой — на кадрах видно, как после сброса, стабилизации и запуска двигателя ракета уходит вверх по параболе. Как считают эксперты, она достигает высоты порядка 50 км, где двигатель отключается, затем боевая часть отделяется и переходит в снижение, на котором, уже без тяги двигателя, и разгоняется до числа М=10. На этом участке она может маневрировать, используя накопленную инерцию и аэродинамические рулевые поверхности.

Также на траекторию полета ракеты, как на восходящем участке траектории, так и на участке нисходящем, когда происходят отделение БЧ, ее разгон и маневрирование, существенное влияние оказывает подъемная сила — на таких числах М для получения ее больших значений крыло уже не нужно — ее создает и осесимметричный корпус. Такая траектория называется квази- или аэробаллистической, но здесь вмешиваются еще и управляющие импульсы, которые делают путь ракеты непредсказуемым.

Очевидно, основой системы управления ракеты является трехосевое инерциальное навигационное устройство, которое, скорее всего, имеет коррекцию по данным спутниковой системы ГЛОНАСС или по естественным признакам, — например, по рельефу местности.

Однако такая схема наведения пока не обеспечивает поражения подвижной цели — даже с учетом малого подлетного времени ракеты Х-47М2 и носителя МиГ-31. Впрочем, здесь определяющим фактором является время от получения информации о цели до взлета самолета на ее поражение, а оно будет исчисляться минутами, а возможно — и десятками минут.

Для таких ситуаций, когда цель «уходит» от точки обнаружения, американцами рассматривалась схема отслеживания перемещений цели и коррекции координат в реальном масштабе времени. Но боевой опыт показал ее неработоспособность даже в простых условиях (когда противник не имеет средств радиоэлектронной борьбы) и заставил установить на оружие со спутниковым наведением еще и оптические головки самонаведения.

Вероятнее всего, такая ГСН есть или будет установлена и на ракете комплекса «Кинжал». Судя по опубликованным изображениям, она радиолокационная, но эти «картинки» ретушированы, и ретушь, возможно, скрывает именно датчики оптической ГСН, которая работает параллельно с радиолокационной или вместо нее.

Тогда применение «Кинжала» будет выполняться по такому сценарию:

По факту №4

Что же можно сказать о новом комплексе, исходя из опубликованных видеокадров?

Опять же — сначала о носителе. Вряд ли это может быть стандартный МиГ-31БМ только лишь с новым пусковым устройством по оси фюзеляжа. Что касается снятой системы инфракрасного обзора 42П, то она непосредственно в наведении ракет Р-33 не участвует, а используется лишь для «тихого» опознавания воздушных целей на малых дальностях — без включения радиолокатора и системы активного запроса «свой-чужой». Для пуска основных УР Р-33 она не нужна вовсе, ракеты Р-73 по данным станции 42П применять можно, однако для них такой режим — не единственный. Очевидно, ее демонтаж связан с необходимостью найти место для установки на борт нового оборудования, которого раньше на самолете не было вовсе. Эта необходимость определяется особенностями системы самонаведения АРК «Кинжал», о чем мы сказали выше.

Теперь о самой ракете. Судя по известным изображениям, она имеет длину без хвостового обтекателя немногим более семи метров, диаметр корпуса около 0,9 м и по внешнему виду напоминает оперативно-тактическую ракету 9М723 комплекса сухопутного базирования 9К720 «Искандер-М». Последняя имеет длину 7,2 м, диаметр корпуса— 0,92 м, стартовый вес — 3 800 кг, а самая тяжелая ее боевая часть весит 480 кг. Ракета 9М723 и комплекс «Искандер-М» в целом разработаны орденов Ленина и Трудового Красного Знамени АО «Научно-производственная корпорация “КБ машиностроения”». Предприятие КБМ расположено в Коломне.

Как и для других «фирм» оборонной промышленности России, в 1990-х гг. для КБМ наступили очень трудные времена, тем не менее предприятие смогло успешно завершить начатую еще в советское время разработку ОТРК «Искандер» — он был принят на вооружение российской армии и поставляется на экспорт. О создании модификации этой ОТР для воздушного старта говорили давно, и вот, возможно, эти не подкрепленные никакими фактами отрывочные сведения получают подтверждение.

Если это действительно так, тогда можно сделать дальнейшие предположения:

Опять же, исходя из аналогии с «Искандером-М», можно предположить, что «Кинжал» может снаряжаться очень широким набором боевых частей, — собственно, тем же, что и предполагаемый сухопутный прототип. Мы не будем здесь их все перечислять, заинтересовавшийся читатель без труда найдет их список в Интернете, скажем лишь, что это очень мощное и универсальное неядерное оружие, способное поражать не только точечные, но и рассредоточенные цели, например танковые группы или развернутые на позиции пусковые машины ОТРК противника. Поскольку у «Искандера-М» есть и ядерный вариант, стоит ожидать его наличие и у «Кинжала».

Таким образом, новая российская ракета настолько превосходит любой натовский аналог, что их даже сравнивать неудобно. Но мы попробуем — и вот что получается.

Сравнение современных ракет воздушного базирования

Тип

 

X-47M2
«Кинжал»

AGM-154A
JSOW-A

AGM-158A
JASSM

AGM-158B
JASSM-ER

SCALP-EG

ASMP

ASLP

Apache

Страна

 

Россия

США

США

США

Великобритания-Франция

Франция

Франция

Франция

Класс ракеты

 

аэробаллистическая

крылатая

крылатая

крылатая

крылатая

аэробаллистическая

аэробаллистическая

крылатая

Стартовая масса

кг

4 000

483

975

-

1 300

860

-

1 230

Масса БЧ

кг

480

≤100

454

≤454

400

100…400 кТ
(только ядерная)

100…400 кТ
(только ядерная)

770

Максимальная скорость

км/ч

10 740

<1 000

<1 000

<1 000

1 000

2 125

3 185

1 000

Полетное число М

 

10

<0,8

<0,8

<0,8

0,8

2

3

0,8

Максимальная дальность

км

500…2 000
(по оценкам)

130

370

925

400

400

1200

>100

Из таблицы видно, что по дальности пуска с новой российской авиационной ракетой в ее классе могут конкурировать только американские дозвуковые ракеты AGM-158B, поскольку сверхзвуковая французская ASLP, появление которой ожидали еще в 2005 г., «не вышла», а работы по ее альтернативному гиперзвуковому варианту ASN4G с полетным числом М=7…8 только начаты, и их перспективы пока далеко не ясны.

Дальность эффективной стрельбы лучшего сухопутного серийного ЗРК ПВО/ПРО, принятого на вооружение НАТО и ряда других стран, MIМ-104 Patriot РАС-3 по высотному сверхзвуковому самолету менее 200 км, что позволяет выполнять пуск ракеты Х-47М2 без входа в зону его поражения. Саму боеголовку такой ЗРК сбить не в состоянии не только в силу недостаточного радиуса действия (20 км или 33 км у модифицированного PAC3MSE по баллистической цели), но и из-за слабой динамики его ЗУР.

Недостаточны против нового оружия характеристики ни новейшего американского мобильного комплекса ПРО THAAD (скорость ракеты соответствует числу М=8,24 и дальность стрельбы по баллистической цели до 200 км, воздушные и вообще маневрирующие со значительными перегрузками цели комплекс «не берет»), ни его европейских, израильских и тайваньских аналогов. Единственные ракеты, скорость и дальность пуска которых достаточны для защиты от «Кинжала», — это тяжелые противоракеты континентальной системы ПРО США и морские ракеты RIM-161 SM3 Standart. Однако у этих ракет свои проблемы — они также бесполезны против маневрирующих целей — даже против самолетов типа МиГ-31, не говоря о самих ракетах Х-47М2 с их располагаемой перегрузкой до 25 единиц.

Итак, новый российский авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой Х-47М2 стал неожиданно эффективным ответом на заявление американской корпорации Lockheed Martin о завершении концептуальных исследований гиперзвукового разведывательно-ударного самолета SR-72, скорость которого должна достигать 6 400 км/ч.

Даже если действительно окажется, что войсковые испытания еще не начаты, а идет лишь очередной этап испытаний государственных, все равно получается, что российская гиперзвуковая система находится на гораздо более продвинутом этапе работ, чем гиперзвуковое оружие в других странах.

Ответ на них оказался асимметричен, эффективен и является не «единовременной акцией», а органичной частью обширной программы модернизации всех составных частей обороны, которую сейчас ведет Российская Федерация.

Список статей