Список статей

Сергей КЕДРОВ

Большой небесный глаз

Самолет радиолокационного дозора США Hawkeye Е-2

Вторая мировая война показала, насколько важно своевременно обнаруживать самолеты противника. Каких-то пяти минут не хватило японскому адмиралу Ямомото в сражении у атолла Мидуэй, дабы поднять в воздух свою армаду. Эти пять минут решили исход битвы, а может и всей войны на Тихом океане… Наиболее надежным средством обнаружения самолетов противника являлась РЛС, однако станции, установленные на кораблях, обеспечивали дальность в пределах видимого горизонта, то есть 30…35 км.

Чтобы отнести рубеж обнаружения, сначала стали оснащать РЛС специальные корабли радиолокационного дозора, однако эти корабли сами оказывались уязвимыми от атак с воздуха. Решение проблемы виделось в создании специальных самолетов раннего обнаружения, способных вести патрулирование на гораздо больших дальностях от ядра авианосного соединения, нежели корабли радиолокационного дозора. К тому же дальность работы РЛС, поднятой на высоту нескольких километров, увеличивалась в несколько раз.

В США экспериментальные работы над подобного рода самолетами начались сразу же после окончания Второй мировой войны. Первые опыты оказались не слишком удачными, зато в 1965 г. на вооружение был принят палубный самолет раннего обнаружения Grumman Е-2А Hawkeye, модернизированные варианты которого будут нести боевую службу и в XXI веке.

Заказ на разработку самолета W2E-1 флот США выдал еще в 1959-м, первый полет прототипа состоялся уже через год - в октябре 1960-го, испытания бортового оборудования начались в 1961-м. В июле 1962-го в связи с реформой в вооруженных силах США самолет получил индекс Е-2А.

Основное «оружие» самолета — поисковый радиолокатор AN/APS-96, работающий в УКВ диапазоне. На предшественниках Е-2А, самолетах AF-2W Guardian и Е-1В Tracer, ставились РЛС, работающие в диапазоне коротких волн, что не позволяло им обнаруживать цели на фоне земной поверхности. Как следствие — они вынуждены были летать, прижимаясь к поверхности, и отслеживать воздушное пространство в верхней полусфере, в этом случае резко снижалась дальность обнаружения целей.

При создании РЛС AN/APS-96 ставилась задача обнаруживать цели только на фоне водной поверхности. Однако война во Вьетнаме выявила необходимость использования самолетов ДРЛО и в прибрежных районах, но данная станция выделять самолеты на фоне земли не могла. Такой возможностью обладала экспериментальная станция AN/APS-111, на основе которой разработана РЛС General Electric AN/APS-120/125, которая эксплуатировалась на варианте Е-2C вплоть до 1983-го. Кстати, отметим, что придание радару способности обнаруживать цели на фоне земной поверхности обошлось в $4 500 000.

Во вращающемся обтекателе установлены две продольно-направленные антенны: одна — типа «волновой канал» обзорной РЛС, вторая — приемопередатчика системы государственного опознавания.

Радиолокаторы 120-й и 125-й серий не во всем устраивали военных, в частности, их антенны имели высокий уровень боковых лепестков диаграммы направленности. В середине 80-х годов «главный калибр» Hawkeye заменили в очередной раз, установив РЛС AN/APS-138, имеющую антенну с фазированной антенной решеткой и способной более устойчиво выделять и сопровождать цели на фоне земли.

Установка РЛС AN/APS-138 на самолеты флота началось в 1983-м. Эта РЛС может обнаруживать и сопровождать до 200 целей на дальности до 370 км, определять их высоту и скорость, расстояние от самолета Е-2 до целей. РЛС также способна засекать и сопровождать и надводные цели.

С 1989-го Е-2С стали оснащаться еще более совершенной РЛС AN/APS-139 (уже построенные к этому времени самолеты переоборудовали). Эта станция позволяет обнаруживать малоскоростные воздушные цели и корабли, стоящие на якоре.

Предусмотрен автоматический переход на запасные каналы связи с кораблями и самолетами, работающими совместно с Hawkeye, в случае постановки противником активных помех.

Информация о целях поступает также от пассивной системы обнаружения Litton ALR-59 (имеется только на самолетах Е-2С), приемники которой работают одновременно в четырех диапазонах частот — от 500 МГц до 18 ГГц, обнаруживая радиоизлучение различных объектов с помощью четырех антенн, установленных в носовой, хвостовой частях и на киле самолета. Каждая антенна работает в четырех диапазонах и перекрывает сектор в 90°. Суммарно антенны обеспечивают обнаружение целей по всем азимутам.

Данные о типе принимаемого излучения сравниваются с эталонными сигналами, хранящимися в памяти центральной ЭВМ, после чего определяется источник излучения, дальность до которого вычисляется методом триангуляции с использованием как минимум двух антенн системы ALR-59. Пассивная система способна обнаруживать цели на дальностях вдвое больших, чем РЛС, причем объектами излучения могут быть как летательные аппараты, так и техника сухопутных войск.

С 1980-го на Hawkeye устанавливается усовершенствованная пассивная система ALR-73 с новыми антеннами, позволяющими определять пеленг на цель с точностью до 2° — в несколько раз точнее, чем система ALR-59.

Поисковый радиолокатор является глазами самолета, в то время как центральный вычислитель — его мозгом. ЭВМ обрабатывает полученные данные от РЛС, пассивной системы обнаружения целей, навигационной системы, системы государственного опознавания в реальном масштабе времени и выдает информацию в виде меток целей с привязкой их по координатам, высоте и скорости полета на пульты операторов. ЭВМ способна хранить в памяти данные о 600 целях (300 — от РЛС и 300 — от пассивной системы).

Рабочие места операторов оборудованы индикаторами на электронно-лучевых трубках Heseltine AN/APA-172 с экранами диаметром 254 мм и вспомогательными экранами диаметром 127 мм. На вспомогательных экранах отображается информация о неисправностях БРЭО.

Кроме обнаружения воздушных целей, экипаж Hawkeye может осуществлять наведение своих истребителей, иными словами, осуществлять функцию воздушного командного пункта. Каждый истребитель-перехватчик, работающий совместно с Е-2, передает ему информацию о составе вооружения на борту, остатке топлива и положении в пространстве.

Операторы Hawkeye способны осуществлять до 30 перехватов одновременно. Дополнительные возможности Hawkeye появляются в случае совместной работы с наиболее совершенным палубным перехватчиком ВМС США — истребителем Grumman F-14 Tomcat.

Бортовая РЛС AN/AWG-9 Tomcat'а передает на борт Hawkeye информацию в реальном масштабе времени, при этом экипаж Е-2С может не включать свою станцию или использовать данные РЛС истребителей для уточнения имеющейся информации о целях. Применение Hawkeye в качестве поста наблюдения и управления позволяет сократить на 50% потребное количество истребителей-перехватчиков. С помощью самолета ДРЛО и управления (официальное название самолета Е-2С Hawkeye) истребитель автоматически выводится в зону визуального обнаружения цели и занимает положение, оптимальное для атаки.

Точное наведение истребителей требует знания исходной точки места их положения в пространстве, откуда наведение осуществляется. Hawkeye оснащен мощным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль, система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система TACAN, радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.

Серийное производство первого варианта Hawkeye — Е-2А — началось в январе 1964-го и продолжалось до 1967-го. Всего построено 59 серийных (в том числе два учебных) и три опытных самолета.

Первым подразделением, получившим на вооружение Е-2А, стала эскадрилья, приписанная к авианосцу Kitty Hawk. Состояния боеготовности эскадрилья достигла в 1965-м. Позже Е-2А получили одиннадцать эскадрилий, а также разведывательные эскадрильи RVAW-110 и 120.

На вооружении каждой эскадрильи находилось четыре самолета Hawkeye. Один самолет был переоборудован в вариант XN-1 для летных испытаний экспериментальной РЛС AN/APS-111, проводившихся в 1964…68 годах. Еще две машины под обозначением ТЕ-2А использовались в учебных целях.

В 1969…1971-х годах 51 самолет Е-3А из состава эскадрилий первой линии ВМС США прошел переоборудование в вариант Е-2В. На них устанавливалась вместо аналоговой цифровая центральная ЭВМ, внешне же от модификации «А» Е-2В отличались внешними килями большей площади.

В январе 1971-го совершил первый полет вариант значительно усовершенствованного Hawkeye — Е-2С. Работы по его созданию начались еще в июле 1968-го и были следствием уроков, полученных при применении Е-2А во Вьетнаме. Внешне от моделей «А» и «В» третья модификация Hawkeye отличается более острым и длинным (на 33 см) носом, скрывающим одну из антенн систем ALR-59, внутренние отличия гораздо более существенные.

Благодаря новой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложным и крупногабаритным американскому Е-3А и российскому А-50. На машинах варианта «С» установлены также более мощные двигатели Allison Т56-А-425 мощностью по 4 910 л. с.

Два опытных Е-2С переоборудовали из Е-2В, еще 95 — построены заново, серийное производство осуществлялось в 1972…87 годах. Первой Е-2С получила эскадрилья VAW-123 в ноябре 1973-го, через год, в конце 1974-го она приступила к несению боевой службы на борту авианосца Saratoga. По состоянию на 1998-й самолеты Е-2С находились на вооружении десяти палубных эскадрилий ВМС США.

Кроме эскадрилий первой линии, Е-2С находятся на вооружении двух резервных эскадрилий авиации флота. Помимо флота, Hawkeye имеют Береговая охрана США и агентство по борьбе с наркотиками. Все самолеты ДРЛО, используемые этими службами, арендуются у ВМС. Обычно два Е-2С имеется в Береговой охране и два охотятся за наркоторговцами над мексиканским заливом. Самолеты и экипажи периодически меняются. Coast Guard применяет E-2С для контроля за прибрежной экономической зоной.

Кроме этого, Hawkeye привлекаются гражданской службой управления воздушным движением к контролю воздушного пространства в районе мыса Канаверал при запусках орбитальных кораблей Space Shuttle.

Е-2С стал первым и единственным вариантом Hawkeye, поставлявшимся на экспорт: четыре самолета закупили ВВС Израиля, тринадцать — Япония, пять — ВВС Египта. В 1998-м пару Hawkeye для своего новейшего авианосца «Шарль де Голль» приобрели французы. Интересно отметить, что в вооруженных силах Израиля, Египта и Японии Е-2С используется как сухопутный самолет, то есть является более дешевой альтернативой сложному Е-3А.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение — четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу — с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V 11°.

Фюзеляж — типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной — оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Крыло — трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.

Шасси — трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение. В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

Силовая установка — два ТВД Allison Т56-А-8 мощностью по 4 050 э. л. с. Винты — четырехлопастные Aeroproducts Т-41 диаметром 4,1 м с электрическими противообледенителями лопастей.

Система управления — бустерная, с гидравлическими приводами. Имеется автоматическая система стабилизации и повышения устойчивости.

Боевой дебют Hawkeye состоялся в Индокитае. Первоначально Е-2 использовались лишь для обороны авианосцев, самолеты несли совместное боевое патрулирование с истребителями F-4J Phantom. Однако атаковать плавучие аэродромы никто не собирался, и Hawkeye стали управлять действиями истребительной и штурмовой авиации непосредственно над Вьетнамом. Здесь-то и сказались в полной мере недостатки РЛС AN/APS-96, не способной осуществлять селекцию целей на фоне земли.

Гораздо больший успех «Большой небесный глаз» (прозвище, данное Е-2А летчиками в Индокитае) снискал в операциях по спасению экипажей сбитых самолетов, осуществляя наведение и управление «ангелов милосердия» — поисково-спасательных вертолетов.

Крайне необходимы стали Е-2А и для управления воздушным движением на маршруте к целям, особенно при выводе истребителей и ударных самолетов в точку дозаправки с палубными танкерами KA-6D.

До 95% всех вылетов палубной авиации в ходе вьетнамской войны обеспечивалось палубными самолетами ДРЛО и управления столь высокой интенсивности полетов Hawkeye удалось достичь благодаря наличию шести экипажей на один самолет.

В дальнейшем Hawkeye принимали участие во всех более-менее значительных вооруженных инцидентах и локальных войнах с участием американской палубной авиации. Так, в событиях в Персидском заливе в 1990…91 годах использовалось двенадцать Е-2С с авианосцев Ranger, Midway, Saratoga, Jon Kennedy, Theodore Roosevelt и America.

Боевой единицей ПВО авианосного соединения считается один самолет Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении 110…115 км от корабля базирования на высотах 4 600…7 600 м; время патрулирования 3,5 часа. Появление этой боевой единицы в середине 70-х годов стало знаменательной вехой в развитии вооруженных сил. Главной угрозой американским авианосцам были и остаются крылатые ракеты, ранее советского, а теперь российского производства. Носителями ракет являются подводные лодки и самолеты.

Борьба с субмаринами — это проблема палубных Viking, вертолетов, а также различных эсминцев и фрегатов. Борьба с самолетами — задача истребителей, наводимых самолетом ДРЛО. К середине 70-х годов советские дальние ракетоносцы могли достаточно уверенно поражать цель, такую, как авианосец, не входя в зону действия истребителей. Связке Hawkeye-Tomcat ставилась задача сбивать не носители, вроде Ту-22М, а сами ракеты, и задача эта была вполне решаемой, во что долго не могли поверить в СССР. А когда поверили — пришлось делать новое поколение ракет, способных прорвать резко усилившуюся ПВО авианосного ордера. Кто победил в этой дуэли умов, СССР или США, на практике, к счастью, проверить не удалось.

Кроме США, в боевых условиях Hawkeye применяли ВВС Израиля. 27 июня 1979-го над Южным Ливаном экипаж Hawkeye осуществлял координацию действий и наведение шести F-15A и пары Kfir. В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21. Это был первый случай использования израильтянами F-15. Долгое время эти истребители вводились в бой только под контролем самолета ДРЛО.

В воздушных боях 1982-го над Ливаном самолеты ДРЛО многократно осуществляли успешное наведение израильских F-15 и Phantom. В декабре 1983-го один Hawkeye удалось сбить над Средиземным морем советскому расчету ЗРК С-200, находившемуся в Сирии в «командировке». Пуск ракет был произведен на дальности 190 км.

По утверждению советских военных специалистов, принимавших участие в боевых действиях в 1982-м на стороне Сирии, основной причиной успеха израильской авиации являлось использование самолетов ДРЛО. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС Hawkeye перекрывала основные районы воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.

Технические характеристики Е-2С

Размах крыла

м

24,5

Длина

м

17,5

Высота

м

5,6

Максимальная взлетная масса

кг

24 160

Масса пустого

кг

17 600

Масса топлива

кг

5 600

Максимальная скорость

км/ч

626

Крейсерская скорость

км/ч

480

Перегоночная дальность

км

2 800

Продолжительность полета

 

6 ч 15 мин

Эскиз и компоновочная схема Е-2С




  1. Антенна сигнализации облучения РЛС противника
  2. Разрядник статического электричества
  3. Антиобледенители
  4. Стойка антенны
  5. Система аварийного сброса топлива
  6. Антенны
  7. Тормозной гак
  8. Подъемник тормозного башмака
  9. Тормозной башмак
  10. Подъемник тормозного гака
  11. Передатчик
  12. Герметичная переборка
  13. Туалет
  14. Места операторов
  15. Стойка РЛС
  16. Обтекатель РЛС
  17. Антиобледенители
  18. Фазированная решетка антенны РЛС
  19. Привод
  20. Антенны
  21. Двигатель привода антенны
  22. Гидравлический подъемник
  23. Волновод
  24. Пульт РЛС
  25. Закрылки
  26. Навигационный огонь
  27. Антиобледенители
  28. Стойки шасси
  29. Створки шасси
  30. Основное колесо шасси
  31. Воздухозаборник маслорадиатора
  32. Воздухозаборник двигателя
  33. Винт «Гамильтон-Стандарт»
  34. Воздухозаборник
  35. Блоки электронных систем и радиооборудования
  1. Блоки электронных систем и радиооборудования
  2. Кок винта
  3. Радиатор
  4. ЭВМ радара
  5. Система охлаждения
  6. Блоки электронных систем и радиооборудования
  7. Навигационное оборудование
  8. Распределительные электрокоробки
  9. Кресла пилотов
  10. Приборная панель
  11. Стеклоочиститель
  12. Колонка управления
  13. Механизм уборки шасси
  14. Педаль управления рулем
  15. Навигационные блоки
  16. Распределительные электрокоробки
  17. Механизм управления передней стойкой
  18. Стойки шасси
  19. Демпфер
  20. Захват под катапульту
  21. Носовой передатчик
  22. Кислородный баллон
  23. Носовая допплеровская антенна
  24. Обтекатель радиатора
  25. Иллюминаторы
  26. Трубка Пито
  27. Стойки антенн
  28. Радиопрозрачный обтекатель РЛС
  29. Створки шасси
  30. Створки шасси
  31. Радиатор
  32. Стойки антенн
  33. Обтекатель привода РЛС
  34. Антенны
  35. Механизм уборки шасси

Некотороые схемы окраски самолётов семейства Е-2


E-2C Hawkeye 2000, US NAVY, VAW-113 "Black Eagles", USS Abraham Lincoln (CVN-72), CVW-14


E-2C Hawkeye 2000, US NAVY, VAW-113 "Black Eagles", USS Ronald Reagan (CVN-76), CVW-14


E-2C Hawkeye, US NAVY, VAW-116 "Sun Kings", USS Carl Vinson (CVN-70), CVW-17


E-2C Hawkeye, US NAVY, VAW-115 "Liberty Bells", USS George Washington (CVN-73), CVW-5


E-2С Hawkeye, US NAVY, VAW-112 "Golden Hawks", USS John Stennis (CVN-74), CVW-9, 2011 г.


E-2С Hawkeye, US NAVY, VAW-112 "Golden Hawks", USS John Stennis (CVN-74), CVW-9, 2013 г.


E-2С Hawkeye, French NAVY, Fottille 4.F, Porte-avions “Charles de Gaulle” (R-91), 2005 г.

Список статей