Список статей

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

Модернизация «Рэптора»

Спустя 20 лет со дня первого полета истребитель Locheed Martin F-22 Raptor американцы все еще именуют лучшим в мире самолетом завоевания превосходства в воздухе. Между тем, у истребителя F-22 уже появились соперники в виде российского самолета Су-57, заметность которого выше, но маневренность лучше, и китайского истребителя AVIC Chengdu J-20. Работы по истребителям 5-го поколения ведутся в Германии, Индии, Турции Южной Корее и Японии, правда, пока находятся на ранних стадиях. Малозаметность самолета F-22 обеспечивает не только особая форма планера, но также специальное радиопоглощающее покрытие. Ни один из современных истребителей не объединяет трех главных отличий истребителя F-22: малозаметности, эффективного бортового боевого комплекса (в состав интегральной прицельно-навигационной системы входят РЛС Northrop Grumman AN/APG-77 и комплекс РЭБ ВАЕ Systems AN/ALR-74, обмен информацией с другими самолетами обеспечивает инфракрасная линия передачи данных) и силовой установки, обеспечивающей сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме (на нем установлены ТРДДФ Pratt&Whitney F119 с отклоняемым вектором тяги, два двигателя F119 позволяют самолету на бесфорсажном режиме работы достигать скорости М=1,5). Недаром начальник Боевого авиационного командования ВВС США генерал Майкл Холмс в интервью изданию «Флайт Глобал» отметил: «F-22, спустя 20 лет, остается властелином неба». Согласно Холмсу, противникам США крайне сложно преодолеть отставание от американского истребителя.

Состояния первоначальной боеготовности истребитель F-22 достиг в декабре 2005 г. Впрочем, тогда самолет не имел ни нашлемной прицельной системы HMCS (helmet-mounted cueing system), ни ИК системы обзора и слежения IRST (infrared search and track), стандартных для многих истребителей 4-го поколения. Последний из 195 истребителей F 22 фирма Locheed сдала в мае 2012 г. На протяжении большей части своей истории самолет F 22 фактически не совершенствовался. Если истребители F-15С и F/A-18E/F доработали под новейшие УР «воздух-воздух» AIM-120D и AIM-9Х Block II, то с самолетом F-22 такой работы долгое время не проводилось.

Модернизацией истребителя F-22 занялись относительно недавно. В августе 2017 г. начались оценочные испытания самолета F-22 с комплектом программного обеспечения Increment 3.2В, позволяющим использовать УР AIM-120D и AIM-9X Block II. Программное обеспечение Increment 3.2В также повышает возможности комплекса AN/ALR-74 в части геолокации источников электромагнитного излучения. Испытания планируется завершить в апреле 2018 г., а в период с середины 2019 г. по осень 2022 г. комплект ПО Increment 3.2В планируется установить на 150 истребителях F-22A.

Вопрос об оснащении самолета F-22 системой IRST дискутируется давно. Камнем преткновения оставалось связанное с установкой системы IRST увеличение радиолокационной заметности самолета, хотя в принципе определенный компромисс между значением эффективной поверхности рассеивания самолета и характеристиками системы IRST найти можно. На прямой вопрос издания «Флайт Глобал» о перспективах появления системы IRST на F-22 представитель ВВС США ответил однозначным нет. В то же время, насколько известно, запрошено финансирование работ по интеграции в бортовое оборудование нашлемной системы HMCS. ВВС США в 2013 г. были близки к получению ассигнований на интеграцию нашлемного прицела в бортовое оборудование самолета F-22, но сокращение бюджета затронуло и эту статью расходов. Техническое задание к системе HMCS для самолета F-22 должно быть сформулировано в 2018 г., а практические опытно-конструкторские работы планируется начать в первой половине 2019 г. Принятие окончательного решения по выбору конкретной системы HMCS может быть делегировано фирме Locheed Martin, главному подрядчику всей программы самолета F-22.

Установка ПО Increment 3.2В и интеграция системы HMCS позволит продлить эксплуатацию самолета F-22 на десятилетия. Текущий план развития ВВС США предполагает списание истребителей F-22 не ранее 2060 г. при том, что в 2030 г. на вооружение должен быть принят перспективный истребитель РСА. Столь длительный срок эксплуатации невозможно представить без существенной модернизации систем самолета и вооружения, в то время как доработку по планеру, согласно мнению представителей боевого авиационного командования ВВС США, проводить не потребуется вообще. Возможно лишь, что примерно в 2024…2025 гг. будут проведены работы по усилению конструкции с целью продления ресурса (вероятно, речь идет о капитальном ремонте).

Применительно к модернизации самолета F-22 офицеры Боевого авиационного командования ВВС США предпочитают говорить о совершенствовании программного обеспечения, БРЭО и датчиках первичной информации. Достаточно низкий интерес ВВС США к модернизации истребителя F-22, вероятно, в данном временном интервале связан с началом реализации программы нового перспективного истребителя РСА. В рамках программы самолета РСА Исследовательская лаборатория ВВС США ведет исследования в области двигателей с адаптивным рабочим циклом, оружием направленной энергии и так называемыми УР 6-го поколения. При этом рассматривается вопрос о возможности использования наработок по программе самолета РСА для модернизации истребителей F-22 и F-35A. Между тем, доработка истребителя F-22 под системы и вооружения самолета РСА связана с большим количеством сложных технических проблем. Так, УР 6-го поколения на концептуальном уровне близка УР MBDA Meteor, она имеет диаметр существенно больший, чем диаметр ракеты AIM-120 и ее размещение в существующих отсеках вооружения истребителя F-22 исключено.

Самолет F-22 часто подвергают критике за неучастие в боевых операциях. Действительно, от общего на середину 2017 г. налета всего парка истребителей F-22 в 238 533 ч, лишь 5% (11 583 ч) приходятся на налет в боевых условиях Единственный после 1999 г. сбитый в воздухе самолет противника (Су-22 ВВС Сирии был сбит в июне 2017 г.) записал на свой счет не летчик лучшего в мире истребителя F-22, а пилот истребителя-бомбардировщика F/A-18E Super Hornet. Официальные представители ВВС США сравнивают самолет F-22 с разыгрывающим в американском футболе: истребитель F-22 за счет своих совершенных целевых систем, якобы, способен управлять действиями самолетов других типов. В иных случаях самолеты F-22 способны действовать автономно, уничтожая наземные цели. С самолетов данного типа уже сброшена 1 171 бомба, в том числе КАБ GBU-32 JDAM калибра 907 кг и КАБ малого диаметра GBU-39; общая масса сброшенной бомбовой нагрузки составляет 422 000 кг.

Использование истребителя завоевания превосходства в воздухе для нанесения ударов по наземным целям выглядит довольно необычно, но своя логика здесь есть. Вспомним, что НИОКР по программе самолета ATF, которые увенчались разработкой истребителя F-22, начались в 1970-е гг. Тогда этот самолет виделся в качестве преемника самолетов Republic F-105 и General Dynamics F-111; обе эти машины вошли в историю авиации скорее как бомбардировщики, а не истребители. Смена приоритетов в разработке будущего F-22 была вызвана появлением в СССР истребителей Су-27 и МиГ-29. В сложившейся ситуации ударные задачи были возложены на самолеты F-117 и F-15E, концепцию же самолета ATF переориентировали на выполнение сугубо истребительных заданий.

Истребитель F-22 выбрали в качестве самолета ATF в 1991 г., но затем выполнение программы осложнилось бюджетным кризисом. Началась борьба за снижение любой ценой стоимости НИОКР и серийного производства истребителя, при этом его цена лавинообразно росла. В результате снижалось количество запланированных к постройке самолетов. Если программа образца 1991 г. предполагала постройку 750 самолетов F-22, то в 2001 г. предполагаемый объем производства был ограничен уже 341 самолетом, а в 2002 г. объем выпуска урезали до 180 истребителей. В ответ на агрессивное сокращение программы командующий ВВС Джеймс Роше и глава Объединенного комитета начальников штабов Джон Юмпер изменили обозначение самолета с F-22 на F/A-22. Превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик потребовало бы многомиллиардных затрат: так, требовалось доработать РЛС APG-77 под использования управляемого оружия класса «воздух-поверхность» и обеспечить возможность подвески во внутренних отсеках вооружения самолета боевой нагрузки из восьми КАБ GBU-39.

Идею истребителя-бомбардировщика F/A-22 отвергли в 2004 г. по причине очередного сокращения бюджетных расходов. Между тем, по мнению зарубежных специалистов, в Сирии возможности самолет F/A-22 были бы очень востребованными.

Окончательно объем производства истребителей F-22 был утвержден 23 декабря 2004 г. меморандумом PBD-753, подписанным министром обороны США Дональдом Рамсфелдом: 183 самолета. Это количество остается неизменным до сих пор, несмотря на потерю трех истребителей в летных происшествиях.

В настоящее время парк истребителей F-22 включает 137 боевых самолетов, 15 используемых для летных испытаний и 31 - для подготовки и тренировок летчиков. Проводятся работы по снятию с хранения одного самолета F-22 и возвращению его в летное состояние, эту машину планируется использовать для летных испытании. Все 137 боевых самолетов F-22 доработаны до уровня Block 30/35. До уровня Block 30/35 планируется доработать и 13 самолетов F-22 Block 20, используемых как тренировочные. Завершение модернизации последних трех истребителей до уровня 30/35 намечено на конец 2017 г.

Список статей