Список статей

Виктор БЕЛЯЕВ

Всевидящее око «Глоубал Хоука»

В статье раз речь пойдет о известном американском беспилотном аппарате Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, являющимся самым крупным в мире. По сути дела, это самый настоящий беспилотный самолет с размахом крыла свыше 35 м и взлетной массой более 11 т.

Global Hawk относится к классу БПЛА, способных совершать длительные полеты (более 30 ч) на высотах 18 000…19 000 м и без посадки преодолевать расстояния до 21 000 км. Не случайно аппарат носит название Global Hawk, что в переводе означает «Глобальный Ястреб». Этим подчеркивается его способность долгое время «парить» над удаленной местностью, высматривая с помощью зорких оптоэлектронных «глаз» различные объекты, зачастую достаточно мелкие.

БПЛА представляет собой сложнейший и высокоэффективный авиационный беспилотный информационный комплекс, состоящий на вооружении ВВС США и способный в масштабе реального времени передавать необходимые сведения, помогающие решению стратегических задач

Global Hawk вобрал в себя результаты почти 40-летних усилий американских специалистов, занятых в области создания разведывательных БПЛА. И прежде чем начать о нем наше повествование, окунемся немного в историю. Хорошо известно, что для выполнения длительных высотных разведывательных полетов в США в 1950-х годах фирмой Lockheed был разработан самолет U-2. В течение ряда лет эти машины успешно выполняли разведывательные полеты над СССР, Китаем и Кубой, безнаказанно пересекая их в различных направлениях. После того как в начале 1960-х годов несколько U-2 были уничтожены с помощью зенитных управляемых ракет, в США возникла идея использовать для разведки беспилотные аппараты, которые на большой высоте и с большой скоростью могли бы пересекать территорию противника и доставлять собранные сведения на свою базу.

Именно тогда впервые заговорили о необходимости создания высотного БПЛА, способного совершать полеты в течение очень длительного времени. По замыслу военных, такие аппараты, относящиеся в настоящее время к классу НАЕ (High-Altitude Endurance) или HALE (High-Altitude Long Endurance), должны летать на высоте 20 000 м и вести стратегическую разведку и целеуказание, то есть стать своеобразным дополнением высотным разведчикам U-2.


БПЛА Teledyne Ryan AQM-34 Firebee

Беспилотные летательные аппараты Teledyne Ryan

БПЛА Boeing YQM-94B

БПЛА E-Systems XQM-93A

БПЛА Boeing Condor

БПЛА Lockheed Martin DarkStar

В 1962 г. американская фирма Teledyne Ryan создала семейство беспилотных аппаратов Model 147 Firebee, с 1969 г. известных под обозначением AQM-34. Эти аппараты, весящие 1 500 кг, были оснащены одним ТРД. Сначала это были двигатели Teledyne-Continental J69 и J100, а затем – General-Electric J85 Двигатели размещались в гондоле под носовой частью фюзеляжа. Запуск БПЛА осуществлялся с самолета-носителя Lockheed DC-130, имевшим под крылом два пилона для их подвески. Следует отметить, что на «беспилотниках» AQM-34 фирма Teledyne Ryan впервые попыталась применить некоторые элементы технологии «стелс», в частности, специальную окраску, радиопоглощающие секции обшивки, частичное экранирование воздухозаборника и систему подавления инверсионного следа.

Разработка БПЛА AQM-34 Firebee финансировалась американскими ВВС в рамках секретной программы Big Safari. На вооружение их приняли в 1964 г., развернув первое подразделение не авиабазе Кадена на Окинаве. В течение 1964…1975 гг. свыше 1 000 аппаратов AQM-34 различных модификаций выполнили 3 435 вылетов в соответствии с программой Lightning Bug. Их маршруты пролегали над Китаем, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Полеты проходили по заранее спланированным трассам. Вся получаемая информация фиксировалась на фотопленке. Для возвращения БПЛА использовались парашюты, причем во время спуска осуществлялся подхват аппарата с помощью специального устройства, размещенного на вертолете.

Всего Teledyne Ryan разработала 28 модификаций БПЛА Firebee, которые совершали полеты на высотах порядка 18 000 м. При этом модификация 147Т, имеющая крыло с увеличенным размахом, могла подниматься почти на 23 000 м. Этот вариант американцы использовали для наблюдения за испытаниями атомных бомб в Западном Китае. Следует отметить, что за 10 лет эксплуатации было потеряно более 160 аппаратов, из которых 50% было сбито средствами ПВО. Американцев это особенно не волновало, так как каждый Firebee рассчитывался на 2,5 полета; рекордсменом был один из БПЛА модификации 147SC, совершивший 68 полетов.

Опыт эксплуатации БПЛА типа 147 Firebee (AQM-34) позволил фирме Teledyne Ryan создать более крупный (взлетная масса 2 450 кг) и менее заметный беспилотный летательный аппарат Model 154 Firefly (AQM-91А). Разрабатывался он в рамках секретной программы Compass Arrow, название которой затем прочно привязалось к «беспилотнику». Этот БПЛА имел низкорасположенное крыло с большим удлинением и размахом 14,5 м, двухкилевое оперение и один ТРД General Electric J97 тягой 1 835 кгс, размещавшийся в гондоле на верхней части фюзеляжа. Compass Arrow после сброса с самолета-носителя DC-130 мог подниматься на высоту почти 23 800 м и выполнять полеты на расстояние около 7 000 км. На борту БПЛА была установлена панорамная фотокамера ITEK, обладающая высокой разрешающей способностью. Всего было изготовлено восемь опытных и 20 серийных БПЛА AQM-91A Compass Arrow.

Толком не развернувшись, программа в 1971 г. была закрыта. Причин было три. Одна носила чисто финансовый характер — разработка БПЛА AQM-91A оказалась чрезвычайно дорогой. Вторая была связана с большой политикой. Дело в том, что «беспилотник» фирма Teledyne Ryan создавала специально для ведения стратегической разведки, в том числе и над территорией КНР. Поскольку в 1970 г. началось налаживание отношений между США и КНР, то вновь портить их американцы не захотели и пожертвовали высотным БПЛА. А третья причина заключалась в появлении разведывательных спутников нового поколения Big Bird, способных вести наблюдение за всеми потенциальными противниками.

Совсем недавно стало известно, что на основе Compass Arrow был разработан БПЛА Combat Dawn, предназначенный для радиоэлектронной разведки (SIGINT). Было построено 19 аппаратов, которые в начале 1970-х годов, базируясь на авиабазе Усан в Южной Корее, занимались мониторингом Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама.

В 1971 г. американские ВВС развернули работы по конкурсной программе Compass Cope, предусматривавшей создание высотных БПЛА для ведения видовой и радиоэлектронной разведки. Фирмы Boeing и Teledyne Ryan представили на рассмотрение проекты высотных аппаратов HALE с продолжительностью полета более 20 ч. Оба аппарата имели крыло очень большого удлинения, силовую установку, состоящую из одного ТРДД и трехопорное шасси. Получив контракты, обе фирмы изготовили по две опытных машины

Беспилотный аппарат Teledyne Ryan YQM-98A Compass Cope R (Model 235) впервые поднялся в воздух в августе 1974 г. Он имел крыло размахом 24,75 м, двухкилевое вертикальное оперение и одни ТРДД Garrett YF104 взлетной тягой 1 835 кгс, установленный в гондоле над фюзеляжем. Взлетная масса равнялась 6 480 кг. Во время испытаний он нередко забирался на высоту около 17 000 м (расчетный потолок составлял 21 300 м) и несколько раз летал в течение 18 ч. В одном из полетов аппарат пробыл в воздухе 28 ч 11 мин, установив неофициальный рекорд продолжительности полета для БПЛА. Однако во время 22-го испытательного полета при ночной посадке произошла серьезная авария, приведшая к разрушению аппарата. Серийный БПЛА Compass Cope должен был отличаться уменьшенным до 16 800 м эксплуатационным потолком и продолжительностью полета не более 24 ч. Он должен был нести целевую нагрузку массой 545 кг. Teledyne Ryan предлагала еще более крупный БПЛА Model 275 с одним ТРДД General Electric TF34 тягой 4 080 кгс.

Изделия фирмы Teledyne Ryan не особенно привлекали заказчика. Руководство ВВС США полагало, что победителем программы Compass Cope будет фирма Boeing, и поэтому внимательно следило за созданием высотного БПЛА YQM-94A. Внешне он несколько напоминал «теледайновский»: высокорасположенное крыло размахом 27,4 м, два вертикальных киля и один ТРДД General Electric J97 тягой 2 385 кгс. Максимальная взлетная масса равнялась 6 530 кг.

Впервые этот «беспилотник» поднялся в воздух в июле 1973 г., но дело с ним как-то не заладилось. Уже во втором полете он разбился при посадке и не восстанавливался. Второму БПЛА, взлетевшему в ноябре 1974 г., повезло больше: он успешно выполнил намеченную программу летных испытаний, поднимался на высоту более 16 700 м и часто летал в течение 16…17 ч (рекордная продолжительность была 24 ч 24 мин)

В начале 1977 г. ВВС выдали Boeing контракт на постройку трех усовершенствованных опытных БПЛА YQM-94B, имевших взлетную массу 7 700 кг и оснащенных одним ТРДД TF34 тягой 4 080 кгс. Особенностью этих БПЛА было использование ВСУ, позволяющей выполнить запуск двигателя в полете. Кроме того, если YQM-94А могли управляться с наземного пункта, то YQM-94B был полностью автономным с момента разбега до посадки. Расчетные характеристики БПЛА вполне удовлетворяли заказчика, но в июле 1977 г. программу Compass Cope аннулировали.

С окончанием в 1975 г. войны в Юго-Восточной Азии работы по беспилотным аппаратам типа HAE/HALE в США не прекращались. В частности, фирма E-Systems спроектировала высотный аппарат XQM-93A, оснащенный одним ТВД Pratt&Whitney Canada РТ6А-34 мощностью 475 л. с., приводящим трехлопастный тянущий воздушный винт Двигатель имел специальное сопло с системой уменьшения тепловой сигнатуры. Было построено два опытных «беспилотника», которые проходили летные испытания на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Там они неоднократно совершали полеты продолжительностью более 22 ч и поднимались на высоту 13 500 м.

В октябре 1988 г., после 10-летнего молчания, фирма Boeing вновь вышла на сцену: начались летные испытания гигантского БПЛА Condor взлетной массой 9 000 кг. Созданный в инициативном порядке, этот аппарат имел высокорасположенное крыло размахом 61 м (при удлинении 40) и два высотных ПД мощностью по 175 л. с. с жидкостным охлаждением. БПЛА совершил всего восемь полетов, в одном из которых он продержался в воздухе почти 60 ч. Всего аппарат налетал 141 ч. На нем также был установлен мировой рекорд высоты для летательных аппаратов с ПД – 20 443 м (предыдущий рекорд 17 094 м был зафиксирован в 1938 г.). БПЛА Condor не рассматривался как малозаметный, но его планировали взять за основу беспилотной «невидимки», исследовавшейся ВВС по программе Crown Eagle в 1993 г. Эта программа не получила развития, и в 1994 г. Condor отправили на консервацию.

В дальнейшем в США было разработано еще несколько проектов опытных высотных БПЛА с большой продолжительностью полета, так и оставшихся на бумаге. Среди них можно отметить ряд проектов, которые предусматривали использование «солнечной» силовой установки, особенно активно в этом направлении работала фирма Lockheed. Неудачи с первыми высотными «беспилотниками» НАЕ были связаны, в основном, с отсутствием соответствующих надежных технологий, которые появились только к середине 1990-х годов. Именно после этого американцы вновь широко развернули работы в этой области, давшие положительные результаты.

Вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г. и последовавшая за этим война в Персидском заливе способствовали формированию в США концепции глобальной разведывательно-информационной системы С³I (командование, связь, управление и разведка), образуемую пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами и ИСЗ. Приоритетными направлениями этой системы являются:

В ответ на это в июне 1994 г. Управление перспективных исследований при министерстве обороны США (DARPA) подготовило комплексную программу исследований по перспективным высотным БПЛА с большой продолжительностью полета НАЕ UAV (High-Altitude Endurance Unmanned Aerial Vehicle). Эти исследования предусматривали не только создание летательных аппаратов, но и разработку ключевых технологий, которые должны быть использованы на будущих БПЛА Дело в том, что США практически не имели опыта создания эффективных «беспилотников». То, что создавалось, было слишком дорогим и не отвечало требованиям. Некоторые проекты, на которые были ухлопаны огромные средства (например, БПЛА Lockheed Aquila), были аннулированы. Парадоксально, но создание «беспилотников» не вызывало интереса со стороны военных, которые никак не могли вписать их в свои оперативные планы. Были и такие, которые рассматривали разработчиков БПЛА как любителей авиамоделизма и относились к ним соответственно.

Программа НАЕ UAV сформировалась на основе объединенных требований, выработанных комитетом JROC (Joint Requirements Oversight Council). Этими требованиями предусматривалось создание трех типов беспилотных аппаратов, получивших название Tier (Tier в переводе означает «класс»). Беспилотные аппараты с малой дальностью полета были сведены в класс Tier-I. Например, БПЛА GNAT 750 относится именно к этому классу. Класс Tier-II объединял беспилотные аппараты, совершающие длительные полеты на средних высотах. Примером здесь может служить БПЛА Predator. Наконец, к классу Tier-III относились более высотные БПЛА с увеличенной продолжительностью полета, способные осуществлять разведку и целеуказание. Долгое время требования к этому классу БПЛА не удавалось реализовать, так как все упиралось в большие финансовые затраты. Поэтому в конце 1980-х годов появился промежуточный класс Tier-III−, который рассматривался как более эффективный с точки зрения стоимости.

Когда DARPA летом 1994 г. приступило к развертыванию программы НАЕ UAV, то тогда существовал только один проект беспилотного аппарата, относящегося к классу Tier-III−. Это был малозаметный БПЛА Lockheed Martin DarkStar. Других предложений не было, и поэтому многие полагали, что этот «беспилотник» и окажется победителем. Чуть позднее были сформулированы требования к беспилотным аппаратам класса Tier-II+. Если БПЛА типа Tier-III− должны были летать на высотах 10 000…12 000 м в течение 12…15 ч, то аппараты типа Tier-II+ рассчитывались на продолжительность полета не менее 24 ч и крейсерский потолок 18 000 м. В июне 1995 г. DARPA сообщило, что условиям нового класса отвечает проект БПЛА Teledyne Ryan Global Hawk. Было решено, что Lockheed Martin и Teledyne Ryan построят по два беспилотных аппарата и предъявят их на летные испытания. По их результатам победителем стал Global Hawk. О том, как это произошло, мы расскажем чуть позднее, а пока уделим немного внимание проигравшему DarkStar.

Проектирование аппарата осуществляла, как уже отмечалось, фирма Lockheed Martin по контракту с DARPA стоимостью $124 000 000. Фирма отвечала за проект в целом, изготовление фюзеляжа и бортовых систем, а также за окончательную сборку. Постройка крыла и разработка комплекса авионики и наземной станции управления были поручены фирме Boeing, объявленной основным субподрядчиком.

С самого начала Lockheed Martin задумала создать «невидимый» беспилотный аппарат, используя весь свой опыт в области создания малозаметных летательных аппаратов. Еще в середине 1980-х годов в DARPA велись секретные поисковые исследования тяжелого (размах крыла более 45 м) высотного стратегического разведывательного «БПЛА-невидимки» AARS (Advanced Airborne Reconnaissance System) с большой продолжительностью полета Исполнителями этих работ были фирмы Lockheed и Boeing. Этот аппарат должен был незаметно проникать в воздушное пространство противника и вести наблюдение с помощью различных датчиков. Однако чрезмерно высокая цена одного аппарата (более $300 000 000) заставила существенно пересмотреть проект, от которого в мае 1993 г. окончательно отказались. Было показано, что на основе имевшегося научно-технического задела можно создать менее тяжелый и недорогой малозаметный БПЛА, имеющий небольшую продолжительность полета и оснащенный более простым оборудованием. Кроме того, закончилась «холодная война», поэтому потребность в аппарате типа AARS отпала.

Среди фирм, предложивших проекты на конкурс, оказалась и Lockheed Martin с проектом малозаметного высотного БПЛА LOНАЕ, получившего позднее название RQ-3A DarkStar. Аппарат выполнен по схеме «летающее крыло»» с несущим фюзеляжем и крылом большого удлинения, вертикальное оперение отсутствовало. Длина аппарата 4,6 м, высота 1,5 м. Задняя кромка крыла имела небольшую обратную стреловидность. Первоначально размах крыла был 19,8 м, но испытания модели БПЛА в аэродинамической трубе выявили недостатки в аэродинамических характеристиках крыла, в результате чего было решено увеличить его размах до 21 м. Планер «беспилотника» полностью изготовлен из углеродных композитов. Верхняя поверхность планера имела светлую теплоотражающую окраску, а нижняя — черную, покрытую радиопоглощающими материалами. В конструкции БПЛА фирма Lockheed Martin в максимальной степени использовала опыт работ по технологии «стелс». Аппарат оснащен одним ТРДД Williams-International F129 (FJ44-1A) тягой 865 кгс. Щелевидное сопло, оборудованное системой смешивания горячих газов с наружным воздухом, размещено в верхней хвостовой части фюзеляжа. На серийных аппаратах предполагалось устанавливать двигатель FJ44-2A тягой 1 045 кгс.

DarkStar имеет максимальную взлетную массу 3 910 кг, а масса целевой нагрузки (различные датчики и средства связи) составляет 900 кг. На нем установлена РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой. Станция, разработанная фирмой Westinghouse, способна работать в режиме картографирования полосы местности или сопровождения отдельных малоразмерных целей. Бортовые датчики способны просматривать в течение 1 ч площадь 4 000 км² или сопровождать большое число малоразмерных целей (более 100) с разрешением 0,3 м на площади 4 км². Крейсерская скорость на высоте 13 700 м составляет 555 км/ч. Продолжительность полета 8…10 ч. За один вылет БПЛА DarkStar способен обследовать территорию размером 57 600 км². Расчетная цена аппарата $10 000 000, а стоимость наземного пункта управления — около $20 000 000.

Летные испытания первого опытного БПЛА DarkStar начались весной 1996 г., но в апреле того же года во время второго испытательного полета аппарат разбился. Причина аварии заключалась в недоработанном программном обеспечении системы управления и неправильной технике взлета, выбранной для аппарата схемы «летающее крыло». Программное обеспечение усовершенствовали, а при взлете применили оригинальную методику. Перед началом разбега высота передней опоры шасси уменьшалась, и аппарат разбегался при отрицательном угле атаки. Когда достигалась скорость отрыва, передняя опора «вздыбливалась» на 250 мм, обеспечивая положительный угол атаки, и аппарат взлетал.

Испытания второго «беспилотника» (DarkStar 2) должны были начаться в июне-июле 1997 г., но затем их перенесли на 1998 г. К моменту возобновления испытаний интерес командования ВВС США к DarkStar стал пропадать, а ведь в свое время было объявлено о намерении приобрести почти 20 БПЛА. Взгляды руководителей американских ВВС к этому времени изменились: теперь им не требовался «невидимый» БПЛА, летающий на сравнительно небольшой высоте (10 000…12 000 м) всего несколько часов. Нужен был высотный аппарат, способный находится в воздухе более 20 ч Именно таким и являлся Global Hawk, созданный фирмой Teledyne Ryan, которая позднее была куплена корпорацией Northrop Grumman с передачей последней всех прав на проект БПЛА. Программу разработки БПЛА RQ-3A DarkStar прекратили в январе 1999 г. В это время на заводе фирмы Lockheed Martin в Палмдейле в розной стадии сборки находились четыре «беспилотника». К чести фирмы Lockheed Martin, она не стала протестовать против решения Пентагона.

До закрытия программы фирма Lockheed Martin исследовала усовершенствованный вариант БПЛА DarkStar, отличавшийся увеличенными целевой нагрузкой и продолжительностью полета. Рассматривался также аппарат более крупных размеров, но в Пентагоне и конгрессе выступили резко против его создания. Lockheed Martin полагала, что он сможет в будущем заменись Global Hawk, так как будет обладать малой радиолокационной заметностью.

Разработчики планировали найти применение DarkStar в системе ПРО. Рассматривалась возможность размещения на борту летательного аппарата легкой ракеты-перехватчика, способной поражать баллистические ракеты на стартовом участке полета. Изучалась возможность разработки боевого варианта БПЛА В рамках концепции Strikestar 2025, рассматривавшейся американскими ВВС, планировалось создать нечто, которое объединяло бы в себе характеристики малозаметного ударного истребителя Lockheed Martin F-117 и БПЛА RQ-3A DarkStar.

В 1994 г. DARPA выдало запрос на предложения по беспилотному аппарату класса Tier-II+, на который откликнулись пять американских фирм: Northrop Grumman, Teledyne Ryan, Loral, Orbital Sciences и Raytheon. Это был первый этап исследований, каждый участник получил небольшой контракт в размере $4 000 000 сроком на полгода. В течение этого срока было проанализировано 14 проектов, из которых выбрали пять (четыре представляли собой БПЛА, выполненные по обычной самолетной схеме, а один — по схеме «летающее крыло»). Все аппараты имели реактивные двигатели. Характеристики аппаратов существенно отличались, но один параметр был заранее оговорен — цена «беспилотника» не должна превышать $10 000 000. Другими характеристиками, записанными в требованиях, являлись: продолжительность полета 24 ч, эксплуатационный потолок 19 800 м, радиус полета 5 550 км, масса целевой нагрузки 680 кг.

В конце мая 1995 г. победителем конкурса была названа фирма Teledyne Ryan, представившая проект БПЛА Global Hawk. Началась вторая фаза программы, на которую предполагали выделить $230 000 000. Если бы не ограничения в военном бюджете, то мог быть выбран и второй участник. Но пришлось отказаться не только от проведения конкурса, но и сократить объем финансирования до $164 000 000. Эти деньги Teledyne Ryan получила сроком на 31 месяц, на них она должна была разработать, построить и испытать два опытных беспилотных аппарата Global Hawk (Model 367), изготовить одну наземную станцию управления полетом и спроектировать комплект целевой нагрузки. Было также поставлено требование, чтобы цена одного БПЛА не превышала $13 000 000. В 1997 г. «беспилотнику» присвоили официальное обозначение RQ-4А. В апреле 1998 г. был выдан еще один контракт суммой $110 800 000 на постройку трех предсерийных БПЛА и создание усовершенствованного комплекта целевой нагрузки. К этому времени контроль над программой разработки БПЛА Global Hawk перешел к фирме Northrop Grumman, в состав которой вошла Teledyne Ryan.

Сначала дадим сведения о конструкции БПЛА. Он выполнен по самолетной схеме с низкорасположенным крылом размахом 35,4 м и площадью 50,1 м, V-образным оперением и убирающимся трехопорным шасси. Аэродинамическое качество равно 33. Силовая установка состоит из одного ТРДД Rolls-Royce АЕ 3007Н тягой 3 270 кгс. Двигатель расположен в гондоле, установленной на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа в развале килей. Максимальная взлетная масса БПЛА составляет 11 620 кг, максимальная масса целевой нагрузки равна примерно 910 кг.

В конструкции БПЛА, изготовленной из композиционных материалов, относительно широко используются элементы технологии «стелс», что подтверждается конфигурацией отдельных частей планера, а также применением радиопоглощающих покрытий. Однако в полной мере Global Hawk нельзя отнести к самолетам типа Northrop Grumman В-2А или Lockheed Martin F-117А.

Аппарат рассчитан на выполнение длительных полетов (до 36 ч) на высотах до 20 000 м. Максимальная дальность полета составляет 22 200 км. Стандартный профиль полета предусматривает полет в заданную зону на расстояние 2 200 км, патрулирование там в течение 24 ч и возвращение на базу. Весь полет от взлета до посадки выполняется автоматически с помощью спутниковой навигационной системы с лазерными гироскопами. Комплекс средств наблюдения (в состав которого входят оптоэлектронные и тепловые датчики, а также РЛС с синтезированной апертурой) позволяют в течение суток обеспечить наблюдение за участком поверхности площадью более 137 000 км². С борта БПЛА можно вести наблюдение за целями, движущимися даже со скоростью 7…10 км/ч. Установленная РЛС позволяет обнаруживать цели, скрытые под густой листвой.

Телевизионная бортовая система может вести наблюдение за малоразмерными целями на дальности до 35 км. БПЛА оснащен также тепловизионной системой с высокой разрешающей способностью, которая вместе с телевизионной системой размещена на гиростабилизированной платформе в носовой части фюзеляжа. Спутниковая система передачи данных, созданная фирмой Loral, способна передавать на землю информацию со скоростью до 50 МГб/с, что обеспечивает передачу изображения в масштабе реального времени. БПЛА оснащен инерциально-спутниковой навигационной системой GPS. Наземная станция планирования полетного задания и управления полетом представляет собой комплекс мобильных модулей, размещенных на колесном шасси и оснащенных автономной энергоустановкой и системой кондиционирования.

Презентация первого опытного БПЛА Global Hawk AV1 (95-2001) состоялась на заводе фирмы Teledyne Ryan в Сан-Диего (шт. Калифорния) в конце февраля 1997 г., однако его летные испытания в летно-испытательном центре ВВС на авиабазе Эдвардс начались только 28 февраля 1998 г. Задержка была вызвана необходимостью серьезных доработок в программном обеспечении бортового оборудования. Полет занял всего 56 мин и проходил на высоте 9 750 м. Второй полет (10 мая 1993 г.) продолжался 2 ч 24 мин, была достигнута высота 12 500 м. Впервые управление аппаратом осуществлялось через двустороннюю командную линию с использованием спутниковой связи. Третий полет (30 мая 1998 г.) длился уже 5 ч 22 мин на высоте 15 600 м. За это время Global Hawk покрыл расстояние 3 540 км. Опытная машина AV1 использовалась только для определения летных характеристик и сертификации, целевой нагрузки на аппарат не ставили. Летные испытания подтвердили практически все расчетные параметры.

В ноябре 1998 г. в воздух поднялся второй опытный БПЛА AV2 (95-2002), во второй раз он взлетел 4 декабря. В начале января 1999 г. на борт Global Hawk установили полный комплект целевой нагрузки, и 22 января впервые робота всего комплекса датчиков была проверена в полете. Этот полет продолжался 6 ч 24 мин, за это время с борта БПЛА было передано 21 изображение в оптическом диапазоне, три карты местности, полученные с помощью бортовой РЛС, работавшей в режиме синтезирования апертуры (SAR), и два изображения, полученных в инфракрасном диапазоне. Судьба этого «беспилотника» оказалась печальной: во время девятого испытательного полета (29 марта 1999 г.) он потерпел аварию, в результате которой полностью разрушился. Через 20 мин после взлета из-за отказа системы управления он вошел в крутое пикирование и врезался в землю. Расследование показало, что на борт Global Hawk с борта другого БПЛА, находившегося поблизости, поступил ошибочный сигнал на прекращение полета. К этому моменту опытная машина AV2 налетала 54,4 ч, а первый опытный экземпляр имел налет 60,4 ч.

В самом конце апреля 1999 г. на авиабазу Эдвардс прибыл третий Global Hawk AV3 (95-2003), а до конца того же года к испытаниям присоединились аппараты AV4 (95-2004) и AV5 (95-2005). В феврале 2000 г. фирма Northrop Grumman получила $71 900 000 на постройку шестого и седьмого аппаратов AV6 и AV7 (95-2006 и 95 2007), которые в 2002 и 2003 гг. прибыли в летный центр. В феврале 2001 г. комиссия по закупкам военной техники при Пентагоне провела критический анализ состояния программы разработки БПЛА Global Hawk. В результате в марте начался этап полномасштабной разработки и испытаний беспилотного аппарата.

По мере расширения летных испытаний увеличивалась продолжительность полета, росли дальность и потолок, Сначала аппараты летали примерно по 2…3 ч и поднимались на высоту не более 10 000…12 000 м. Затем время полета постепенно увеличивали и во второй половине 1999 г. приступили к выполнению длительных полетов по полному профилю. Например, 19-20 октября 1999 г. Global Hawk AV1 совершил полет продолжительностью 24,8 ч, причем значительная часть маршрута проходила над Тихим океаном. Он взлетел с авиабазы Эдвардс и вдоль западного побережья Северной Америки направился в сторону Аляски. Во время полета над Аляской выполнялось фотографирование военного полигона в Коуп-Тандере. На обратном пути во время полета над Невадой были сделаны высококачественные фотографии летного центра ВМС. Совершая полет на высоте 21 780 м, Global Hawk с помощью бортовой РЛС с синтезированной апертурой обнаружил все расположенные на маршруте движущиеся цели. Всего с борта БПЛА в этом полете было передано почти 400 радиолокационных снимков местности и около 40 панорамных изображений.

Следующий рекордный по продолжительности полет (31,5 ч) был совершен 14-15 апреля 2000 г. И снова это сделал аппарат AV1. Затем состоялось несколько полетов над канадскими провинциями Альберта и Британской Колумбии. Эти полеты обеспечивали совместно специалисты США и Канады. 20 апреля аппарат AV4 перелетел с авиабазы Эдвардс на авиабазу Эглин (шт. Флорида) для участия в маневрах Linked Seas 2000. Эти учения проходили с 1 по 12 мая 2000 г. в Мексиканском заливе. Global Hawk совершал полеты вдоль американского побережья Мексиканского залива и передавал информацию о движении судов в штаб Береговой охраны. Он также занимался передачей радиолокационных изображений непосредственно на армейскую базу в Форт-Брэгге (шт. Северная Каролина) и на борт авианосца USS George Washington, стоявшего на якоре в Норфолке (шт. Вирджиния)

8 мая БПЛА AV4 выполнил перелет с авиабазы Эггин через Атлантический океан к побережью Португалии, где принял участие в морских маневрах НАТО. В зоне маневров Global Hawk провел 4 ч, выполняя разведку и целеуказание, а потом вернулся 9 мая назад. Весь полет занял 28 ч. Управление аппаратом осуществлялось из центра в Саффолке (шт. Вирджиния), откуда сигналы через спутник передавались сначала на авиабазу ВВС Великобритании в Моулсворте, а затем штаб-квартиру Южного Атлантического командования НАТО.

Этот же «беспилотник» принял участие в маневрах JTFEX 00-02, проходивших 14-26 мая. Он обеспечивал действия авианосной ударной группы и высадку десанта морской пехоты. 19 июня 2000 г. БГЛА вернулся на авиабазу Эдвардс. Всего в течение мая БПЛА AV4 совершил 22 полета.

Наконец, в конце апреля 2001 г. БПЛА Global Hawk AV5 (95-2005), получивший персональное название South Cross II, взлетел с авиабазы Эдвардс и направился на юг в сторону Австралии. Через 23 ч 22 мин он приземлился на авиабазе Эдинбург (шт. Южная Австралия). Там он в течение шести недель принимал участие в учениях Tandem Thrust, в которых участвовали подразделения армии, ВВС и береговой охраны Австралии. Всего было выполнено 11 полетов. БПЛА несколько раз пересекал Австралию от мыса Йорк до Дарвина и авиабазы Тиндал на севере Австралии. Домой на авиабазу Эдвардс Global Hawk вернулся 7 июня 2001 г. На этот момент пятерка Global Hawk налетала 1 090 ч, выполнив 85 полетов.

Следует отметить, что свыше 330 ч пошли в зачет испытаний, проведенных в интересах Федерального управления гражданской авиации США (FAA) Дело в том, что многим специалистам стало ясно: через некоторое время «беспилотники» освоятся в воздушном пространстве не только Северной Америки, но и Европы и Азии и могут появиться проблемы в работе диспетчерских служб системы управления воздушным движением (УВД). Пока полеты БПЛА происходят в определенных районах воздушного пространства во время летных испытании или учений, а также в зонах локальных военных конфликтов. Предвосхищая будущее, руководство FAA решило проявить инициативу и разработать порядок сертификации беспилотных аппаратов. С целью оказания поддержки этой работы в США выполняется программа ACCESS 5, в которой участвуют DARPA, NASA, FAA и некоторые фирмы. В мае 2001 г. фирма Northrop Grumman и БПЛА Global Hawk получили почетный приз Collier Trophy, вручаемый ежегодно за большие заслуги в области разработки летательных аппаратов.

Необходимо сказать, что летные испытания аппаратов Global Hawk проходили не так гладко. О потере опытного БПЛА AV2 выше уже говорилось. Кроме того, неоднократно наблюдались отказы гидравлической системы выпуска шасси, происходили сбои в работе бортовых компьютеров, возникали неполадки в силовой установке и так далее. Например, 6 декабря 1999 г. во время рулежки БПЛА AV3 отказала система управления шасси, в результате чего сложилась передняя опора и аппарат на большой скорости выкатился за пределы ВПП. При этом были сильно повреждены фюзеляж и крыло. Ремонт занял почти три месяца, полеты «беспилотника» возобновились 11 марта 2000 г. В декабре 2001 г. БПЛА после выполнения разведывательного полета над Афганистаном по неизвестной причине разбился над территорией ОАЭ, не долетев до своей базы в Саудовской Аравии. В июле 2002 г. еще один Global Hawk был потерян непосредственно над Афганистаном из-за отказа силовой установки. Таким образом, из семи опытных аппаратов осталось четыре.

В апреле 2000 г. программа летных испытания БПЛА Global Hawk завершилась и два аппарата были переданы ВВС США для оценочных и войсковых испытаний, которые начались в феврале 2001 г. В конце января 2002 г. был оформлен контракт F33857 стоимостью $101 300 000 для постройки первых двух серийных БПЛА (95-2008 и 95-2009) и одного наземного пункта управления. Первый серийный БПЛА Global Hawk Р1 был построен в августе 2003 г., и через месяц его передали ВВС. В декабре 2003 г. был поставлен серийный аппарат Р2. Всего для ВВС планируется приобрести 51 беспилотный комплекс, в состав которого входят один БПЛА, наземный пункт управления и средства, обеспечивающие старт и возвращение аппарата. На покупку всего этого планируется затратить $6 850 000 000 (с учетом программы НИОКР). Не исключается увеличение объема закупок. Интерес к Global Hawk проявляет Береговая охрана США, собирающаяся приобрести семь аппаратов.

В конце января 2003 г. фирма Northrop Grumman получила очередной контракт в размере $307 000 000, предусматривающий постройку четырех БПЛА и нескольких комплектов целевой нагрузки. Через месяц был заключен еще один контракт стоимостью $185 000 000 на изготовление двух БПЛА для ВМС США. Таким образом, было профинансировано производство первой партии из восьми серийных Global Hawk (P1, Р2, Р3, AF3…AF7). Первые серийные БПЛА были направлены к месту базирования на авиабазу Бил (шт. Калифорния), где базируется 12-я разведывательная эскадрилья. Другим местом дислокации является авиабаза Эглин (шт. Флорида).

В 2003 г. опытный БПЛА AV3, прозванный Old Buddy, был направлен в Ирак, где оказывал информационную поддержку военным операциям США и их союзников. В феврале 2006 г. после выполнения последнего задания «беспилотник» вернулся в США, а вместо него в Ирак прибыли два серийных аппарата. Всего AV3 налетал в боевых условиях свыше 4 000 ч. К августу 2007 г. все Global Hawk налетали 10 500 ч.

Необходимо отметить, что Global Hawk должен непрерывно совершенствоваться с целью улучшения своих возможностей. Эти доработки будут проходить в несколько этапов, которые американцы называют «Спиралями» (Spirals), имея в виду, что усовершенствование станет осуществляться по своеобразной спирали, каждый виток которой будет привносить «беспилотнику» новые качества и возможности. В 2004 г. принятые в эксплуатацию опытные БПЛА прошли первую доработку в рамках этапа Spiral 1. На них установили новое связное оборудование и усовершенствованный бортовой компьютер с повышенным быстродействием. В том же году были выполнены работы по этапу Spiral 2, во время которых была увеличена мощность электрогенератора с 17 до 25 кВА, а масса целевой нагрузки повышена с 900 до 1 365 кг. Что касается последнего параметра, то увеличение массы целевой нагрузки планировалось реализовать на модификации RQ-4B, отличающейся от исходной модели большими размерами и взлетной массой. О том, что по результатам Spiral 2 на RQ-4A возросла целевая нагрузка, говорится в аналитическом обзоре, подготовленном американской консалтинговой компанией Forecast International в первом квартале 2005 г. Никаких подтверждений в других источниках автором данной статьи не обнаружено, их нет даже на интернет-сайте фирмы Northrop Grumman. По мнению аналитиков из Forecast International, БПЛА RQ-4A в варианте Spiral 2 будет обладать ограниченными возможностями по ведению радиоэлектронной разведки (SIGINT), хотя другие эксперты полагают, что это будет реализовано только на этапе Spiral 3.

Этап Spiral 3 предусматривает установку на БПЛА оборонительного радиоэлектронного оборудования, системы спутниковой связи через Inmarsat, оборудования, позволяющего осуществлять запись собранной информации одновременно со всех датчиков, и аппаратуры SIGINT. Сейчас фирмы Raytheon и Northrop Grumman предлагают свои варианты системы SIGINT. Raytheon создает уменьшенный вариант системы RAS-IR, применяемой на самолете U-2, а Northrop Grumman — широкополосную систему HBSS. Для установки оборудования системы SIGINT с борта БПЛА необходимо снять РЛС с синтезированной апертурой и оптоэлектронные и тепловые датчики. Этап Spiral 3 предполагалось реализовать до начала 2005 г.

В рамках этапа Spiral 4 планируется установить на «беспилотнике» РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с электронным сканированием. Такая РЛС разрабатывается фирмами Northrop Grumman и Raytheon по программе MP-RTIP. Отдельные элементы этапа Spiral 4 планируется внедрить в конце 2006 г, а РЛС с АФАР — в 2009 г. Этапы Spiral 5 и Spiral 6 предусматривают повышение эксплуатационной гибкости БПЛА.

В настоящее время на заводе фирмы Northrop Grumman в Палмдейле (шт. Калифорния) завершена сборка первого БПЛА Global Hawk RQ-4B, соответствующего варианту Block 20. Контракт на разработку этого аппарата ($147 000 000) был выдан в марте 2003 г. БПЛА RQ-4B должен стать самым эффективным в мире беспилотным авиационным информационным комплексом, его летно-тактические характеристики будут на 50% лучше, чем у предшественника. 25 августа 2006 года на заводе фирмы Northrop Grumman в Палмдейле состоялась официальная церемония, посвященная окончанию постройки первого RQ-4B. В сентябре планируется приступить к его наземным испытаниям, включая рулежки. Первый полет намечен на середину ноября 2006 г.

RQ-4B имеет заметные отличия от исходного варианта. Прежде всего у него увеличены размеры. БПЛА получил новое крыло с увеличенными на 4,5 м размахом и хордой при сохранении прежнего аэродинамического профиля и удлинения, разного 25. Однако угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд уменьшился с 5,9° до 5°, угол поперечного V доведен до 2°. У исходного варианта угол поперечного V отсутствует, в результате чего при полной заправке крыльевых топливных боков концы крыла находятся от поверхности ВПП на расстоянии всего 0,3 м. Теперь в такой ситуации крыло будет сохранять горизонтальное положение.

Изготовление крыльев поручено фирме Vought Aircraft. Оно выполняется почти полностью из углепластиков, лишь отдельные подкрепляющие детали и нервюры делаются из алюминия. Крыло БПЛА RQ-4A Block 10 состоит из центроплана размахом 15 м, двух консолей длиной по 10 м и двух законцовок. На новом варианте RQ-4B крыло имеет две внутренние секции (длиной почти по 17 м), которые стыкуются по продольной оси фюзеляжа, и две концевые секции длиной по 3,05 м. Таким образом удалось убрать два стыка, улучшив аэродинамику крыла.

Размеры вертикальных килей увеличены (их высота возросла с 3,5 до 3,8 м), в результате чего их суммарная площадь возросла на 14% (до 9 м²).

Фюзеляж нового Global Hawk удлинен на 2,1 м за счет четырех дополнительных вставок. Три вставки в фюзеляже перед и за крылом позволили увеличить объемы отсеков для размещения дополнительного оборудования, а вставка в носовом обтекателе дало возможность установить видеокамеру для наблюдения за шасси во время рулежек и пробега. Поперечные размеры носового обтекателя, имеющего характерный «горб», увеличены, что дало возможность установить под ним тарелку антенны спутниковой связи диаметром 1,21 м.

Для повышения устойчивости при движении по ВПП несколько изменена схема основных стоек шасси. Его опоры несколько сместили к концам крыла, а высоту самих опор немного увеличили. В результате для уборки опор пришлось установить на крыле небольшие конформные обтекатели. На RQ-4А основные опоры убирались в фюзеляжные отсеки, которые теперь могут использоваться для других целей. Кроме того, вместо двух пневматиков основные опоры имеют по одному.

Компоновка силовой установки осталась прежней: один ТРДД АЕ3007Н размещен в гондоле на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа в развале вертикальных килей. При разработке RQ-4B фирма Northrop Grumman рассматривала другие варианты компоновки силовой установки, в частности использование двух меньших по размерам двигателей, размещение двигателя под фюзеляжем или внутри фюзеляжа с двумя боковыми воздухозаборниками.

В состав целевой нагрузки БПJIA RQ-4B войдет РЛС с синтезированной апертурой. Станция размещается в носовом обтекателе сразу за отсеком передней опоры шасси. РЛС, разработанная фирмой Raytheon, имеет обзор ±45° по азимуту. Она способна за один полет обеспечить просмотр поверхности площадью 138 000 км². Эта станция имеет особый режим роботы GMTI, который позволяет сканировать земную поверхность с темпом 15 000 км²/мин, засекая любой объект, перемещающийся со скоростью 7,5 км/ч. В режиме GMTI сканируется сектор с углом 90°, при этом охватываются зоны на расстоянии от 20 до 200 км в боковом направлении в обе стороны от БПЛА. Операторы в наземном пункте управления могут перевести обнаруженные цели в режим синтезирования апертурного пятна (SAR spot mode) для более детального их исследования. В течение 24 ч с борта БПЛА может быть получено 1 900 таких изображений, охватывающих площадь 2×2 км при разрешении 0,3 м. В режиме синтезирования апертурной полосы (SAR strip mode) охватывается протяженная зона шириной 10 км с разрешением около 1 м.

На «беспилотнике» будет также установлено новое тепловизионое оборудование, созданное фирмой Raytheon. В его состав войдут оптоэлектронная система и тепловой датчик третьего поколения. В оптоэлектронной системе используется гражданская цифровая камера форматом 1024×1024 пикселей, а в тепловом датчике — детектор форматом 640×480 пикселей. Все это оборудование работает совместно с телескопическим устройством с фокусным расстоянием 1,75 м и зеркалом диаметром 254 мм. В собранном виде комплекс размещается на гиростабилизированной платформе, которая может сканировать по крену на угол ±80°, а по тангажу и рысканию — на угол ±15°. Получаемые изображения будут передаваться на землю через спутниковую антенну со скоростью от 1,5 до 47,5 Мбит/с.

Особо следует остановиться на проблеме цены Global Hawk. Когда программа его разработки только начиналась, было выдвинуто требование обеспечить цену серийного БПЛА в пределах $10 000 000…13 000 000. Хотя многим тогда было очевидно, что удержать цену в заданном диапазоне не удастся. В реальности все так и оказалось. По заявлению фирмы Northrop Grumman, средняя цена серийного аппарата RQ-4B Block 20 составит $29 400 000. Усовершенствованные варианты Block 30 и Block 40, которые должны появиться в 2007-2008 гг., обойдутся заказчику по $27 100 000. В этих ценах не учитывается стоимость целевой нагрузки. Если ее приплюсовать, то цена RQ-4B подскочит до $45 900 000, а варианта Block 30 (при установке на ней оборудования SIGINT) — до $54 200 000. Это серьёзная проблема, не случайно Главное финансовое управление (GAO) уже предлагало внимательно проверить финансовые расчеты и пересмотреть программу закупок БПЛА.

В 2003 г. интерес к Global Hawk проявили ВМС США. Дело в том, что моряком потребовался летательный аппарат, способный за время патрулирования просмотреть большой район океана. Программа морского «беспилотника» рассчитана на два этапа. Первый этап, получивший название GHMD (Global Hawk Maritime Demonstration), предусматривает получение в ВВС двух Global Hawk для демонстрационных испытаний. На эти аппараты будет установлено специфическое оборудование, обеспечивающее разведку над морем. Первый демонстрационный «беспилотник» №1 совершил первый полет в октябре 2004 г. В конце марта 2006 г. он совершил 10-часовой перелет с авиабазы Эдвардс в летно-испытательный центр ВМС в Патаксент-Ривер (шт. Мериленд). До конца текущего года сюда должен прилететь второй аппарат.

Второй этап под названием BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) представляет собой своеобразную программу создания морского патрульного БПЛА с большой продолжительностью полета и возможностью выполнения ударных операций против надводных целей. Предполагается закупка около 50 аппаратов BAMS, но окончательный объем закупок будет определен после выбора конкретного «беспилотника». На вооружение БПЛА BAMS планируется принять в 2010 г.

БПЛА Global Hawk рассматривались американцами в качестве носителей малогабаритных антиракет, оснащенных кинетической боевой частью (БЧ) и предназначенных для поражения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет. В конце 1990-х годов Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса совместно с армией США предложила проект варианта Global Hawk, вооруженного шестью антиракетами. Первоначально предполагалось, что твердотопливная малогабаритная двухступенчатая антиракета должна поражать баллистическую ракету на наиболее уязвимой активной фазе полета в течение первых 2 мин после старта. Однако в дальнейшем подобная схема была отвергнута по причине чрезмерно высокого технического риска. В 2000-2001 гг. рассматривались варианты поражения баллистических ракет в течение первых 10 мин их полета. С тех пор никакой информации об этом направлении работ не было.

Вообще о вооруженном варианте БПЛА американские военные говорить не любят, так как наличие на борту Global Hawk вооружения создаст непреодолимые проблемы при получении разрешения пролета над территорией какого-либо государства. Хотя возможность размещения под крылом пилонов для подвески высокоточного оружия имеются.

Уникальные возможности Global Hawk не остались незамеченными в других странах. В последние годы появилась информация о намерении ряда стран приобрести эти аппараты для решения своих задач.

В 1999 г. к разработке БПЛА Global Hawk подключилась Австралия. Дело в том, что в этой стране были разработаны оригинальные датчики, которые вызвали интерес со стороны американских специалистов. Со своей стороны Австралия выразила желание приобрести некоторое количество БПЛА в рамках программы BAAS. Эта программа предусматривает проведение патрулирования над северными и западными районами Австралии. Окончательное решение о закупке БПЛА планируется сделать в 2006-2007 гг., В случае положительного решения намечается купить от четырех до шести Global Hawk и приступить к их эксплуатации в 2009 г.

В последнее время активно занимается проблемой «беспилотников» Канада. Ее правительство хотело бы использовать их в гражданских и военных целях. В настоящее время оцениваются различные БПЛА, в том числе и Global Hawk. Как будут дальше развиваться события, пока не ясно.

В Израиле Global Hawk хотят использовать в системе противоракетной обороны BPLI. Речь идет об установке на борту БПЛА ракет-перехватчиков, способных поражать тактические баллистические ракеты на начальном активном участке траектории. Согласно имеющейся информации, если Израиль закупит несколько БПЛА, то фирма Northrop Grumman готова подключить израильскую фирму IAI к серийному производству Global Hawk. Однако израильская сторона не хочет ограничиваться только лицензионной сборкой, она рассчитывает на более широкое участие.

Заинтересовались Global Hawk в Великобритании (там ищут замену самолетам-разведчикам Canberra, снятым с вооружения, и морским патрульным самолетам Nimrod), Японии и Тайване.

По мнению специалистов, наиболее серьезными потенциальными зарубежными покупателями являются немцы. Несколько лет тому назад Германия совместно с Францией рассматривали возможность закупки БПЛА с целью замены устаревших самолетов радиоэлектронной разведки Atlantique. При этом наиболее активную позицию заняла Германия, желавшая получить «беспилотник» в 2008 г. В ответ на эти запросы фирма Northrop Grumman при участии европейского концерна EADS в 2000 г. проработала проект БПЛА, получивший название Eurohawk. Причем американцы задумали расширить его задачи, включив его в состав воздушной системы разведки наземных целей AGS, формировавшейся в рамках НАТО. В 2001 г. между министерством обороны Германии и командованием ВВС США было подписано соответствующее соглашение. В 2004 г. была образована промышленная группа TIPS, которая рассматривалась в качестве головного подрядчика системы AGS. В состав этой системы должны были войти самолеты радиоэлектронной разведки, созданные на базе пассажирских лайнеров Airbus А321, и БПЛА Eurohawk. Макеты Eurohawk неоднократно демонстрировались на авиационно-космических выставках ILA в Берлине.

В октябре 2003 г. в Германию совершил перелет один Global Hawk. В течение некоторого времени он находился на базе морской авиации в Нордхольце (в районе Куксхафена), откуда совершил шесть полетов. Предполагалось, что на нем пройдет испытания РЛС с синтезированной апертурой, но все дело ограничилось проверкой работы системы радиоэлектронной разведки SIGINT. Предполагается, что первый Eurohawk будет поставлен в 2007 г., в 2008-2009 гг. планируется поставить второй, а затем еще 3…4. Общая стоимость программы оценивается в $600 000 000. Недавно появились первые признаки того, что реализация программы Eurohawk может осложниться из-за финансовых проблем в военном бюджете Германии.

Эскиз RQ-4A Global Hawk



Список статей