Список статей

Алексей ЧЕРНЫШЕВ

Огонь над Вьетнамом

Южный Вьетнам. Концепция «ганшип».

Накапливая и развивая опыт ведения локальных войн, командование ВВС США к началу 60-х годов обратило серьезное внимание на малую эффективность традиционной тактики применения авиации, особенно при действиях по наземным целям в небольших вооруженных столкновениях и ведении противопартизанских операций. Исследования таких боевых задач также выявили полную несостоятельность имевшихся на вооружении реактивных ударных самолетов, в первую очередь истребителей-бомбардировщиков. Для «специальных операций» требовался специальный самолет. Однако времени на его разработку не оказалось — быстрая эскалация американского участия во вьетнамском конфликте требовала принятия экстренных мер.

Одной из таких мер стала передача в состав ВВС снимаемых с вооружения поршневых палубных штурмовиков A-1 Skyraider и модернизация сорока легких бомбардировщиков B-26 Invader. Обе машины, разработанные в конце второй мировой войны, оказались более подходящими для борьбы с вьетконговцами, нежели сверхзвуковые F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief. Одновременно ВВС совместно с ВМС и Корпусом морской пехоты объявили два конкурса по созданию специальных «противопартизанских» самолетов. В результате в 1966-67 гг. было развернуто серийное производство легкого штурмовика Cessna A-37 Dragonfly, созданного на базе широко известного УТС T-37 и специально разработанного многоцелевого самолета Rockwell OV-10 Bronco.

Другим направлением развития «противопартизанских» самолетов стала концепция «ганшип», разработанная в 1964 г. на основе инициативных исследований специалистов фирмы Bell Aerosystems Company Флексмана и Макдональда. Развивая идеи, зародившиеся еще в 20-е годы, они предложили самолет, тактика применения которого весьма напоминала тактику боя парусных судов прошлого, а сходное с ними расположение огневых точек в ряд по бортам дали название программе — Gunship (пушечный корабль).

В августе 1964 г. на авиабазе Эглин (Eglin AFB) (шт. Флорида) под руководством капитана Терри (Terry) был дооборудован небольшой двухмоторный транспортный самолет C-131 (серийный номер 53-7820)1. В проеме грузовой двери по левому борту установили пулеметный контейнер SUU-11A/A, обычно размещавшийся на подкрыльевых пилонах штурмовиков и вертолетов. В нем располагался 7,62-мм шестиствольный пулемет M134/GAU-2B/A Minigun скорострельностью 3000…6000 выстр./мин и боезапас в 1500 патронов. В кабине экипажа монтировался простой коллиматорный прицел, с помощью которого пилот мог вести огонь по цели, находившейся в стороне от траектории полета. Прицеливание осуществлялось через боковое окно кабины. Столь необычное размещение оружия позволило эффективно применять самолет как для поражения площадных и точечных целей, так и для таких специфических задач «противопартизанской войны», как патрулирование дорог, охрана и оборона баз и опорных пунктов. Пилот вводил самолет в вираж таким образом, что сосредотачивал огонь на той точке земли, вокруг которой он кружил. В результате достигался мощный и продолжительный шквал пулеметного огня по наземной цели.

Первые же летные испытания над водным полигоном авиабазы Эглин дали прекрасные результаты. Так. в одном из полетов после трехсекундного огня по мишеням, разбросанным по площади 0,3 га, были зарегистрированы попадания в 19 из 25 мишеней, причем в десяти случаях они квалифицировались как «смертельные»!

Получив официальную поддержку, капитан Терри с группой специалистов в октябре 1964 г. отправляется в Южный Вьетнам на авиабазу Бьен Хоа, где совместно с персоналом 1 Air Commando Squadron (ACS)2 переоборудует в «ганшип» широко известный транспортный самолет C-47 Dakota (серийный номер 43-48579) для опробования в бою. Ранее эта машина использовалась в качестве почтовой и транспортной в Ня Транге. По левому борту были установлены 3 контейнера SUU-11A/A: два — в окнах, третий — в проеме грузовой двери. В кабине смонтировали коллиматорный прицел Mark 20 Mod.4 от штурмовика A-1Е Skyraider и установили дополнительные средства радиосвязи. Первоначальный бортовой боекомплект позднее увеличили еще на 24 тыс. патронов и 45 осветительных ракет. Экипаж состоял из командира, второго пилота, штурмана, трех операторов вооружения и южновьетнамского офицера связи с частями ARVN.

Модифицированный самолет с чьей-то легкой руки получил официальное название FC-47D Gunship I (Fighter-Cargo: истребительно-транспортный). Переименование вызвало бурные протесты летчиков-истребителей, возмущенных тем, что «эту летающую ржавчину» приняли в их семейство, и «скрежетавших зубами» всякий раз после упоминания о FC-47D. В конце концов, название первого «ганшипа» изменили на более подходящее — AC-47D (Attack: штурмовик).

В одном из первых боевых вылетов AC-47D своим огнем сорвал попытку ночного штурма вьетконговцами опорного пункта правительственных войск в дельте реки Меконг. Огненный ливень трассирующих пуль на фоне ночного неба произвел незабываемое впечатление на обе враждующие стороны. В совершенном восторге командир 1-го ACS воскликнул: «Puff, The Magic Dragon!» («Извергай пламя, волшебный дракон!»). Вскоре на борту первого AC-47D появилось изображение дракона и подпись «Puff». Поэтичные вьетнамцы были поразительно единодушны с американцами: в трофейных вьетконговских документах этот самолет также назывался «Драконом».

Столь удачный дебют окончательно убедил американцев в жизнеспособности и эффективности подобных самолетов. Весной 1965 г. в «ганшип» переоборудовали еще одну «Дакоту», а фирма Air International (Майями) получила заказ на срочные доработки 20-ти C-47 в вариант AC-47D. еще четыре бывших почтово-грузовых самолета из Дананга переоборудовали на авиабазе Кларк (Филиппины). Интересно, что из-за недостатка SUU-11A/A на части самолетов установили по десять старых пулеметов Browning М-2 калибром 0,3 дюйма образца 1919 г.(!). Их суммарная скорострельность составляла всего около 6000 выстр./мин — столько, сколько у одного SUU-11. К тому же у них постоянно возникали проблемы с обслуживанием в воздухе и снабжением боеприпасами. Поэтому четыре таких самолета как нестандартные направили на авиабазу Форбес для обучения пилотов и персонала, а три оставшихся — на короткое время во Вьетнам до замены стандартными AC-47D.

На AC-47D поздних выпусков пулеметные контейнеры устанавливались только в трех задних окнах, а самолеты последней партии получили взамен SUU-11 пулеметный модуль MXU-470 с тем же пулеметом GAU-2 Minigun, но специально разработанный для «ганшипов». Встречались и AC-47D, вооруженные только двумя SUU-11 или тремя крупнокалиберными (12,7 мм) пулеметами Browning M-2.

Осенью 1965 г. на авиабазу Ня Транг прибыла первая эскадрилья на самолетах AC-47D 4-й ACS, ставшая частью 14-го SOW. Это подразделение получило прозвище «антикварного» крыла, так как на большинстве его самолетов A-1Е, С/АС/ЕC-47, U-10 и др. в качестве движителя использовался старомодный пропеллер. В 4-м ACS, благодаря кодовым позывным эскадрильи, AC-47D получили еще одно прозвище — Spooky (привидение).

4-й ACS нес одни из самых тяжелых потерь среди американской авиации во Вьетнаме. В этом нет ничего удивительного: большинство полетов AC-47D выполняли в темное время суток, не имея при этом практически никакого специального оборудования, что в сложных условиях вьетнамского климата и рельефа местности уже само по себе опасно. Возраст большинства «ганшипов» превышал возраст их молодых пилотов, имевших к тому же очень небольшой налет на самолетах с поршневыми двигателями. Малая дальность действия оружия заставляла экипажи работать с высот не более 1000 м, что делало самолет уязвимым от зенитного огня.

AC-47D обычно применялся во взаимодействии с другими самолетами: разведчиками и корректировщиками огня A-1Е и O-2, осветительным самолетом C-123 Moonshine. При патрулировании рек и каналов в дельте Меконга рядом с «ганшипами» часто появлялся многоцелевой OV-10A Bronco. Spooky зачастую сам наводил на цель истребители или бомбардировщики B-57.

В начале 1966 г. AC-47D стали привлекать для полетов в районе «тропы Хо Ши Мина». поскольку возможности «ганшипов» как нельзя лучше подходили для борьбы с перевозками по ней. Но быстрая потеря шести AC-47D от зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, 37- и 57- мм пушек, имевшихся в этом районе в избытке, заставила отказаться от применения Spooky над «тропой».

Одной из наиболее необычных задач для AC-47D стало сопровождение самолетов психологической войны C-47 Gabby, представлявших собой обычные транспортники, оснащенные мощными громкоговорителями. Они вскоре получили нелестное прозвище Bullshit Bomber. Южновьетнамскую пехоту весьма раздражала подобная политучеба, поэтому передачи начинались с увещеваний «маленьким парням внизу» не стрелять в «говорящий самолет», а для успокоения самых нетерпеливых сзади и чуть ниже летел AC-47D.

В 1967 г. 7 Воздушная Армия США во Вьетнаме имела две полные эскадрильи (3-й и 4-й SOS), вооруженные AC-47D. До 1969 г. с их помощью удалось удержать более 6000 «стратегических деревень», опорных пунктов и огневых позиций. Но американцы переходили на более совершенные варианты «ганшипов», а безнадежно устаревшие Spooky передавали союзникам. В середине 1969 г. восемнадцать снятых с вооружения ВВС США AC-47D передали Южному Вьетнаму, где они поступили в 817-й CS VNAF, одиннадцать — Лаосу (в том числе и самолеты с 12,7-мм пулеметами), а несколько оставшихся — Камбодже и Таиланду.

Успех AC-47D привел к резкому повышению интереса к «ганшипам» и появлению множества проектов самолетов подобного класса. Поражало разнообразие летательных аппаратов, предполагавшихся к переделке — от легких одномоторных самолетов до стратегических бомбардировщиков B-47 или самолетов ДРЛО ЕC-121. В 1967-68 гг. фирмы LTV (LmQ-Temco-Vought) и Fairchild-Republik получают контракты на создание тяжелых штурмовиков Gunship II и Gunship III.

Фирма Fairchild взяла за основу двухмоторный транспортный самолет C-119G Flying Boxcar. Он был выполнен по двухбалочной схеме, имел несколько большие размеры, чем C-47, и оснащался значительно более мощными поршневыми двигателями Wright R-3350-89W по 3500 л.с. Последние позволяли ему летать с большей, чем у C-47, скоростью (до 400 км/ч) и брать до 13 тонн полезной нагрузки. На модернизацию самолеты поступали из частей резерва ВВС, в частности из 434-го воздушно-десантного авиакрыла, поскольку Flying Boxcar был уже практически снят с вооружения регулярных ВВС США.

Завод фирмы Fairchild-Hiller в Сант-Аугустине (St. Augustine) (шт. Флорида) получил заказ на модернизацию 26-и C-119G в АC-119G. а позднее — еще 26-и C-119G в более совершенные AC-119K. Хотя вооружение АC-119G состояло из все тех же четырех пулеметных контейнеров SUU-11 (позднее замененных на MXU-470), стрелявших через иллюминаторы левого борта, его оборудование стало значительно совершеннее. Он оснащался обзорной системой ночного видения, мощным 20 кВт прожектором, компьютером управления огнем, средствами РЭБ, что способствовало более эффективному применению самолета в темное время суток и снижало вероятность ошибочного ведения огня по своим войскам (чем довольно часто грешили AC-47D). Экипаж был защищен керамической броней. В целом, по американским оценкам, новый самолет оказался примерно на 25% эффективнее AC-47D.


Схема размещения вооружения и оборудования на самолёте AC-119G.

Первые АC-119G поступили в 71-й SOS в мае 1968 г. (через 100 дней после подписания контракта). С ноября эскадрилья (позже переименованная в 17-й SOS) вела боевые действия с авиабазы Ня Транг, входя в состав 14-го SOW. По аналогии с AC-47D кодовые позывные эскадрильи дали самолету название Shadow (тень).

Следующая серия из 26-и самолетов AC-119K поступила на вооружение осенью 1969 г. На них. в отличие от AC-119G, кроме поршневых двигателей, на пилонах под крылом установили два ТРД J-85GE-17A тягой по 1293 кгс (как на военно-транспортном C-119К). Такая доработка облегчила эксплуатацию в условиях жаркого климата, особенно с горных аэродромов. Существенно изменился состав оборудования и вооружения. Новый «ганшип» получил навигационную систему AN/APN-147, обзорную ИК-станцию АМ/ААО-4, РЛС бокового обзора AN/APQ-133, поисковую РЛС AN/APQ-136. К четырем «Миниганам», стрелявшим через иллюминаторы левого борта, добавились две скорострельные шестиствольные пушки М-61 Vulcan калибром 20 мм, установленные в специальных амбразурах. И если самолеты АC-47 и AC-119G могли эффективно поражать цели с дальности не более 1000 м, то АC-119K, благодаря наличию пушек, мог действовать с расстояния 1400 м и высот 975 м при крене в 45° или 1280 м при крене 60°. Это позволяло ему не входить в зону эффективного поражения крупнокалиберными пулеметами и стрелковым оружием.


Схема размещения вооружения и оборудования на самолёте AC-119K.

3 ноября 1969 г. первый АC-119K поступил на вооружение в 18-й S0S в Ня Транге, а спустя десять дней выполнил первый боевой вылет на поддержку пехоты, оборонявшей опорный пункт недалеко от Дананга. Поскольку пушки М-61 неофициально прозвали Stinger (жало), то и АC-119K получил то же название, принятое экипажами как радиопозывной. Варианты АC-119 использовались по-разному. Если AC-119G применялся для ночной и дневной поддержки войск, обороны баз, ночного целеуказания, вооруженной разведки и подсветки целей, то АC-119K специально разрабатывался и использовался как «охотник за грузовиками» на «тропе Хо Ши Мина». Попадание снарядов его 20-мм пушек выводило из строя большинство использовавшихся типов автомобилей. Поэтому некоторые экипажи АC-119K часто отказывались от боезапаса к 7,62-мм пулеметам в пользу дополнительного количества 20-мм снарядов.

Одной из наиболее необычных задач АC-119 стало обеспечение доставки груза на опорный пункт Дак Синг в ночь на 7 апреля 1970 г. Окруженный вьетконговцами, он в течение нескольких дней подвергался непрерывным атакам. У защитников подходили к концу боеприпасы и продукты. При попытке их доставить днем на небольшую ВПП базы было сбито 3 самолета C-7 Caribou. Операция удалась, лишь когда по предложению командира 14-го SOW полковника Билли Файрбразера ее перенесли на ночь. Посадку C-7 обеспечивал Shadow, освещая ВПП бортовым прожектором и подавляя огнем зенитные пулеметы.

К сентябрю 1970 г. на счету АC-119K из 18-го SOS числилось 2206 уничтоженных грузовиков, а лучшей похвалой пилотам AC-119G могли бы стать слова одного из передовых авианаводчиков: «Screw the F-4 — Get me a Shadow!» («К черту F-4, дайте сюда «ганшип»!»). Однако к 30 сентября 1971 г. Gunship-III закончили свою боевую деятельность в американских ВВС и были переданы южновьетнамцам: в апреле 1971 г. девятнадцать AC-119G поступили в 819-й CS, а позднее VNAF получили еще двадцать два АC-119K.

Вернувшись из Вьетнама в США после блестящего успеха программы AC-47D Gunship I. все еще капитан Терри продолжил работы по совершенствованию концепции Gunship. Поскольку АC-47D обладал весьма ограниченными возможностями, а ВВС требовали самолет с более мощным вооружением, большой скоростью, увеличенной дальностью полета и значительно лучшим оборудованием, то в качестве базового выбрали четырехмоторный транспортный C-130 Hercules. На его основе и был создан наиболее мощный из «ганшипов» — AC-130 Gunship II.

Для испытаний переоборудовали один из первых C-130А (серийный номер 54-1626). Самолет получил 4 пулеметных модуля MXU-470 и четыре 20-мм пушки М-61 Vulcan в специальных амбразурах по левому борту. Он оснащался обзорной системой ночного видения, РЛС бокового обзора, РЛС управления огнем (такой же, как у истребителя F-104J Starfighter), поисковыми прожекторами мощностью по 20 кВт и бортовым компьютером управления огнем.

С июня по сентябрь 1967 г. C-130А, получивший наименование Vulcan Express, проходил испытания над полигоном авиабазы Эглин. 20 сентября он прибыл в Ня Транг и спустя неделю, совершил первый боевой вылет. Надо сказать, что командование американских войск во Вьетнаме довольно однобоко смотрело на принципы использования «ганшипов», видя в них лишь самолеты поддержки войск и не замечая возросшие возможности C-130А. Но экипаж думал иначе. 9 ноября 1967 г. ему удалось добиться разрешения на «свободную охоту» над «тропой» в Лаосе, и своего шанса он не упустил. С помощью системы ночного видения была обнаружена и за 16 минут уничтожена автоколонна из 6-и двигавшихся на юг грузовиков. Столь удачный итог ускорил подписание контракта с фирмой LTV на переделку 7-и ранних C-130 в «ганшип II».

Новые самолеты, названные АC-130А, имели то же вооружение, что и прототип, изменилось только оборудование: они получили новые обзорную ИК-станцию AN/AAD-4, компьютер управления огнем и РЛС целеуказания. В ходе эксплуатации выявились такие недостатки, как низкая местная прочность планера, трудоемкие техобслуживание и обучение персонала — ведь из восьми переоборудованных самолетов не было двух одинаковых: их бортовые комплексы собирались из различных блоков. Все это затянуло выполнение программы, и первые три АC-130А смогли войти в состав 16-го SOS (авиабаза Убон, Таиланд) лишь в мае 1969 г. Другие использовались для тренировки экипажей.


Выгрузка стреляных гильз из AC-130A.

Опыт боевого использования самолетов АC-130А привел к замене в 1969 г. двух 20-мм пушек М-61 на полуавтоматические пушки Bofors М2А1 калибром 40 мм, что позволило поражать цели при полете с креном 45° с высоты 4200 м на дальности 6000 м, а с креном 65° — с высоты 5400 м на дальности 7200 м. Кроме того, на самолете устанавливались: маловысотная TВ-система ASQ-145, РЛС бокового обзора APQ-133, лазерный дальномер-целеуказатель AN/AVQ-18. новый компьютер управления огнем и некоторые другие системы. В таком виде самолет стал называться АC-130А Surprise Package. Он практически мог не входить в зону ПВО противника, вооруженного не только пулеметами, но и малокалиберными зенитными пушками.

Однако американцев подвела их тщательность: из-за высокой чувствительности новые системы ночного видения обнаруживали даже остаточное тепловое излучение от проехавшего автомобиля, в результате чего любой человек или животное были такой же целью для бортового компьютера, как и автомобиль. Это был разорительный успех. Поэтому следующие девять АC-130А, получивших название Pave Pronto, комплектовались системой Black Crow (черная ворона), включавшей датчик излучения неэкранированной автоматической системы зажигания грузовиков советского и китайского производства. Боевое использование таких «ганшипов» началось в декабре 1970 г., а все ранее выпущенные АC-130А (20 шт.) дооборудовали до уровня AC-130 Pave Pronto.

В 1971 г. на вооружение ВВС США поступили еще более совершенные самолеты АC-130Е Pave Spectre, созданные на базе C-130Е (всего 11 шт., серийные номера 69-6567…69-6577). Их вооружение и оборудование сначала соответствовали АC-130А Pave Pronto: два «Минигана», два «Вулкана» и два «Бофорса». Однако в этот период северовьетнамцы применили огромное количество танков (по американским оценкам, более 600 шт.), и для борьбы с ними АC-130Е пришлось срочно довооружить. Вместо одной 40-мм пушки на нем установили связанную с бортовой ЭВМ, но заряжавшуюся вручную 105-мм пехотную гаубицу времен второй мировой войны (укороченную, облегченную и на специальном лафете). Первый такой АC-130Е прибыл на авиабазу Убон 17 февраля 1972 г. Свой главный калибр «ганшипы» применяли крайне редко, поскольку целей для него оказалось не так уж много. Зато эффективно работали «Вулканы» и «Бофорсы», особенно над «тропой». Так, ночью 25 февраля 1972 г. один из АC-130Е уничтожил 5 грузовиков, а 6 повредил.

В ходе войны американцы дали несколько примеров творческого подхода к развитию тактики применения «ганшипов». Например, в 1968 г. в соответствии с концепцией «Шед Лайт» был разработан боевой комплекс, в который, кроме АC-130А, входил специальный разведывательный самолет RC-130S. Обнаружив противника, последний зажигал 28 бортовых прожекторов и летал вокруг цели, постоянно ее освещая. В это время в атаку выходил АC-130А, а часто и бомбардировщик B-57В. На заключительном этапе войны АC-130 применялись для лазерной подсветки целей (в основном танков и артиллерийских позиций) истребителям-бомбардировщикам F-4, вооруженным бомбами с лазерной системой наведения.

Рассказ о «противопартизанских штурмовиках» был бы неполным без упоминания самых маленьких самолетов этого класса: Fairchild AU-23A и Hello AU-24A. Первый представлял собой модификацию известного одномоторного транспортного самолета Pilatus Turbo-Porter, выполненную по заказу правительства Таиланда (всего построено 17 таких машин). Самолет вооружался одной трехствольной 20-мм пушкой ХМ-197 либо двумя модулями MXU-470. Под крылом подвешивались блоки НУРС, бомбы и топливные баки. Второй представлял точно такую же переделку, осуществленную на базе самолета Hello U-10A. 15 таких самолетов были переданы камбоджийскому правительству, интенсивно летали и участвовали в боях.

Одними из наиболее необычных самолетов — «ганшипов» стали два NC-123K Black Spot, переоборудованные из транспортников C-123К. Вместо стрелкового оружия они брали на борт до 36 осколочных авиабомб. Эффективность их применения была поразительной: за 186 вылетов с 18.11.1968 г. по 11.05.1969 г. они уничтожили 415 и повредили 273 грузовика, потопили более 50 джонок.

В марте 1973 г. появился последний из «ганшипов» — АC-130Н Pave Spectre, отличавшийся более мощными двигателями и полностью новым бортовым оборудованием. А с 1972 г. вьетконговцы начали массированное применение советских переносных ЗРК «Стрела-2», сделав небезопасным любой полет на малой высоте. Один АC-130, получив 12 мая 1972 г. попадание ракеты, смог вернуться на базу. но два других оказались сбиты. Для уменьшения вероятности попадания ракет с ИК-головками самонаведения многие АC-130 оснастили холодильниками-эжекторами, снижавшими температуру выхлопных газов. Для постановки помех РЛС средств ПВО на АC-130 с 1969 г. стали устанавливать подвесные контейнеры РЭБ ALQ-87 (по 4 шт.). Но против «Стрел» эти мероприятия оказались малоэффективными. Боевая активность «ганшипов» существенно снизилась, но они применялись вплоть до последних часов войны в Юго-Восточной Азии.


[1] Чуть позже самолет переименовали в (А)/C-131.

[2] Обозначения американских и южновьетнамских авиачастей, вооруженных «ганшипами»:
ACS — Air Commando Squadron — эскадрилья особого назначения;
SOS — Special Operated Squadron — эскадрилья спецназначения;
CS — Combat Squadron — боевая эскадрилья;
SOW — Special Operated Wing — авиакрыло спецназначения.

Список статей