Список статей

Сергей МОРОЗ
Сергей ПОПСУЕВИЧ

Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР — Х-15

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В 70-х гг. в МКБ Радуга началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа Патриот и т. п. Вероятно, в основу был положен опыт создания УР Х-2000. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу.

Для обеспечения достаточной прочности в условиях значительного аэродинамического нагрева отсеки ракеты были выполнены из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5, а их окантовки — из жаропрочной стали ВЖ-100. Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Цельноповоротное оперение также изготовлялось из титана, а подвергавшиеся наибольшему нагреву носки — из вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Теплозащита рулей наносилась методом вакуумного автоклавного формования, а на отсеки корпуса — методом пропитки под давлением в жестких формах.

Нанесение защитных покрытий требовало последующей термообработки уже частично собранного изделия. Но детали из пластика и металла имели различный коэффициент температурного расширения, и металлические комплектующие пришлось изготавливать не по конструкторским чертежам, а по технологическим, с упреждением размеров на величину деформации.

Особый этап в истории ракеты Х-15 связан с освоением технологии изготовления композитного носового обтекателя. Первоначально его предполагалось изготовлять трехслойным на связующем К-9-70. Но этот процесс был очень сложен, так как для каждого слоя использовался свой тип ткани и отдельный режим термообработки. В ходе экспериментальной отработки конструкции обтекателя остановились на более простом варианте с облицовкой тканью АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности планер ракеты имел специальное металлизированное покрытие.

Для внедрения всех этих технологических новшеств в НПО «Радуга» было создано уникальное оборудование, например крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП, обеспечившая термообработку больших готовых узлов с перепадом температур по зонам в пределах ±50С°.

Твердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса) двигатель имеет две ступени в одном корпусе — разгонную и поддержания скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и дальности полета. Оптимальные и стабильные характеристики горения шашки РДТТ обеспечены фигурным вырезом в ее теле, заполненном для длительного хранения пузырем, надутым инертным газом. Ракета оснащена малогабаритной специальной БЧ.

Испытания УР Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М в конце 70-х гг. В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115) на ПО «Радуга» (с 12 мая 1982 г. серийный завод выделился в самостоятельное предприятие и вновь стал называться ДМЗ). УР Х-15 начала поставляться в войска прежде всего для вооружения самолетов Ту-160 (они могли нести 24 Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6-1 в 2-х отсеках). В середине 80-х гг. ракетами этого типа стали перевооружать и Ту-22М3. Самолеты этого типа оснащались одной МКУ-6-1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями ПУ-01. УР Х-15 официально принята на вооружение ДА ВВС СССР в 1988 г. и поступила в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне — 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й ВА ВГК на самолетах Ту-22М3.

Разрабатывался также усовершенствованный вариант ракеты Х-15П с ПРГС, но в 1991 г. по политическим причинам работа было остановлена. Генеральный конструктор ракеты И. С. Селезнев.

В 1993 г. была впервые показана противокорабельная ракета Х-15С (Х-15А), оснащенная помехоустойчивой активной РГСН, работающей на конечном этапе траектории и инерциальной навигационной системой. Она имеет проникающую БЧ массой 150 кг и предназначена для поражения кораблей различных классов от катера — до эсминца УРО. Эта ракета предлагалась на экспорт под индексом Х-15СЭ, в качестве носителя могли быть использованы Ту-22М3, Су-24МК, Ту-142МЭ и другие самолеты. Сведений о поставках ракет Х-15С и СЭ пока нет.

Противокорабельная ракета Х-15С

  1. антенна РГСН;
  2. блоки РГСН;
  3. проникающая БЧ;
  4. блоки ИНС;
  5. отсек электросистемы;
  6. вторая секция РДТТ;
  7. узел навески;
  8. первая секция РДТТ;
  9. каналы управления;
  10. исполнительные механизмы рулей.

Схема применения УР Х-15С

  1. Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
  2. Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
  3. Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до прилёта в район цели.
  4. Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
  5. Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.

Схема применения УР Х-15П

  1. Обнаружение РЛС ЗРК, определение её координат и режима работы. Программирование ПРГСН и ИНС ракеты. Отделение ракеты и запуск её РДТТ.
  2. Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты 40 км, работает первая секция РДТТ. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота.
  3. Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ (вторая секция). Управление от ИНС с коррекцией от ПРГСН, в случае отключения РЛС ЗРК — только от ИНС.
  4. Подрыв специальной БЧ над целью.
  5. Прорыв рубежа ПВО носителем или прикрываемой им группой ударных самолётов.

Основные характеристики ракет семейства Х-15

 

 

Х-15

Х-15П

Х-15А/C/СЭ

Длина

м

4,55…4,78

4,78

4,78

Диаметр

м

0,455

0,455

0,455

Размах

м

0,92 (0,9)

0,92

0,92

Вес

кг

1100 (1200)

1200

1200

Двигатель

 

ТТРД

ТТРД

ТТРД

Система наведения

 

ИНС

ИНС + ПРГСН

ИНС + АРГСН

БЧ

 

ТЯ (350 кт)

ОФ

Пр

Вес БЧ

кг

150…250

150

150

Дальность

км

60…150 (200…300)

до 150

40…150

Скорость полета

 

Скорость носителя

м/с

300…600

300…600

300…600

Высота пуска

км

0,3…22

0,3…22

0,3…22

Высота полета

км

до 40

до 40

до 40

Пусковая установка

 

роторная МКУ-6-1

роторная МКУ-6-1

 

Самолет-носитель

 

Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160

Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160

Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К, Су-27ИБ

Противорадиолокационная ракета Х-15П


Список статей