Список статей

Крылатая ракета Х-22

Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по Постановлению СМ СССР №426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена ОКБ-155-2. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 году заводом №256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

Ракета Х-22 имела нормальную самолетную схему со среднерасположенным крылом. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (то есть отдельных кораблей) и «площадных» целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). В точечном варианте на ракеты установлена активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В «площадном» варианте на ракете установлен автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета могла нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в «площадном» — один М. Длина ракеты Х-22 — 12 м. максимальный диаметр 0,94 м. Крыло стреловидное с углом 75°35′ по передней кромке, размах крыла 3,0 м. Вес ракеты в варианте с самонаведением с зарядом Н — 5 675 кг, с зарядом М — 5 635 кг, а в «площадном» варианте — 5 770 кг.

Х-22 оснащалась двухкамерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя — 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 тонн. Скорость полета на марше 3 600…3 000 км/ч.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следила за целью в двух плоскостях и выдавала управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигал заданной величины, выдавался сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту.

На участке пикирования управление велось в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществлялся при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения.

Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели — 250…270 км.

Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Испытания показали, что попадание одной ракеты в борт корабля-мишени приводит к образованию пробоины площадью более 20 м² и выжиганию кумулятивной струей внутренних отсеков на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).

При стрельбе по «площадным» целям самолет-носитель в полете определял положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

Бортовая аппаратура ракеты излучала в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимала их в отраженном виде от «бегущих» участков земли, непрерывно определяла вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрировался по времени, непрерывно определялась оставшаяся дальность ракеты до цели и велось удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводил ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходил на заданной высоте или при встрече с преградой.

Дальность стрельбы X-22 по площадям зависела от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки:

Скорость

км/ч

950

1 400

1 720

Высота

м

10 000

12 000

14 000

Дальность стрельбы

км

400

500

550

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ту-22К (№24 и №25), но закончились лишь в 1967 году. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который может нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, во второй половине 70-х годов ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести три ракеты — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.

Ракета Х-22 с самонаведением:

Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:

В 70-х годах проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б (для стрельбы по площадям), которая двигалась по полубаллистической траектории.

Х-22Б развивала скорость до 6М и имела максимальную высоту полета 70 км. На вооружение Х-22Б принята не была.

Советское руководство считало самолет Ту-95К-22 с ракетой Х-22 наиболее эффективным средством для борьбы с авианосцами. Советские тяжелые самолеты систематически приближались к американским авианосным соединениям и фиксировали действия радиоэлектронных помех американцев. По свидетельству штурманов, эффективность этих средств была колоссальной: метки цели на экранах буквально тонули в облаке помех, целиться становилось невозможно. Поэтому был разработан вариант атаки, согласно которому в первую очередь запускалось восемь ракет Х-22 с ядерными боевыми частями не по конкретным целям, а по площади, где должно было находиться американское авианосное соединение. Считалось, что после этого действие радиоэлектронных средств противодействия существенно уменьшится и вторая волна ракет Х-22 наведется на уцелевшие цели.

Эскиз Х-22




Список статей