Список статей

Lockheed P-3C CUP Orion №60+05 ВМС Германии над Балтийским морем. 25 сентября 2013 г.

Сергей ЖВАНСКИЙ, Калининград

Перехваты над Балтикой 2014

Весной и летом нынешнего года резко обострилось политическое противостояние Запада и России. События на Украине и вокруг нее реанимировали некоторые проявления «холодной войны». Одно из них — усиление разведывательной активности НАТО вблизи российских границ, особенно у наших западных рубежей — на Балтике. Навстречу западным авиационным комплексам радиотехнической разведки теперь всё чаще поднимаются летчики истребительной авиаэскадрильи, которая дислоцируется в Калининградской области. Это подразделение входит в состав 72-й гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала И. И. Борзова базы Морской авиации Балтийского флота. О «непрошеных гостях» и о тех, кто выходит их встречать на дальних подступах над морем, рассказывает наш корреспондент.

Предвестники


Су-27 держится сверху сзади, уверенно сопровождая патрульный «Орион». Высота 300 м, скорость 300 км/ч. 25 сентября 2013 г.


Прибывший на Балтику из американского штата Небраска Boeing RC-135U Combat Sent из состава 55-го авиакрыла стратегической разведки ВВС США за работой. 2 ноября 2013 г.


Boeing RC-135W Rivet Joint №62-4138 в начале своей летней активности у западных границ России. 6 июля 2014 г.


«Заклепочный шов» №62-4138 в своей рабочей зоне. 10 июля 2014 г.


Шведский Gulfstream S102B Korpen №022 работает недалеко от RC-135W. 10 июля 2014 г.


Второй из двух шведских «Воронов» – Gulfstream S102B Korpen №023 – идет над Балтикой на высоте 12 500 м. Издали – обыкновенный неприметный бизнес-джет. 14 июля 2014 г.


Перехват шведского S102B Korpen истребителем покрышкинской эскадрильи. Фото сделано с борта перехватываемого самолета представителями организации FRA.


После встречи и идентификации шведского «Гольфстрима» перехватчик выведен на американский RC-135W Rivet Joint №62-4138. 14 июля 2014 г.


Летом 2014 г. «Орионы» из MFG 3 Graf Zeppelin летали на задания во временной юбилейной ливрее, нанесенной по случаю 50-летия эскадры. 16 июля 2014 г.


Датский Challenger CL-604 MMA (С-172). Высота 900 м, скорость 700 км/ч. 17 июля 2014 г.


Сопровождая свой самолетразведчик, Су-27П №24 из покрышкинской эскадрильи отгоняет навязчивого зрителя – F-16AM (E-602) Королевских ВВС Дании.

Хотя «украинские события» развернулись в феврале-марте текущего года, воздушные разведчики НАТО активизировались над Балтикой еще осенью 2013 г. В частности, во второй половине сентября прошлого года частыми гостями вблизи нашей 50-километровой зоны стали патрульные противолодочные самолеты ВМС Германии «Орион».

Германия располагает восемью машинами Lockheed P-3C CUP Orion. Все они входят в состав 3-й морской авиаэскадры (MFG 3) Graf Zeppelin немецких Военно-морских сил (Marine). Эта часть дислоцируется на авиабазе Нордхольц, которая расположена на северном побережье Германии, в Нижней Саксонии. Немецкие «Орионы» эксплуатируются с 1982 г. Сначала они летали в составе Королевских военно-морских сил Нидерландов, а с 2006 г. — после продажи — в составе ВМС Германии. Еще будучи голландскими, в 2004 г. самолеты прошли модернизацию по «программе поддержания возможностей» (CUP). Она увеличила потенциал бортового компьютера и акустического оборудования. Такие «Орионы» и зачастили поближе к российским берегам в сентябре 2013 г. Объектом их интереса стали маневры сил Балтийского флота, проводившиеся в рамках крупных учений «Запад-2013». На этот раз на выполнение задач разведки немцы чаще всего направляли машину с бортовым тактическим номером 60+05.

В свою очередь, приближение таких «гостей», как правило, сопровождается подъемом перехватчиков из дежурного звена истребительной эскадрильи 72-й АвБ МА ВМФ России. Это подразделение было сформировано весной 2010 г. на базе легендарного 689-го гвардейского Сандомирского ордена Александра Невского истребительного авиаполка имени маршала авиации А. И. Покрышкина и продолжает наследовать его историю и боевые традиции. На его вооружении по-прежнему стоят перехватчики Су-27. Командует эскадрильей гвардии подполковник Евгений Долгов. Надо заметить, что в связи с реконструкцией базового аэродрома истребителей Чкаловск, который расположен к западу от Калининграда, с осени 2012 г. покрышкинцы дежурят на месте временного базирования — аэродроме Черняховск, который находится на востоке Калининградской области. Это обстоятельство не только проявляется в очевидных материально-бытовых неудобствах, но и ведет к некоторому увеличению подлетного времени до целей, которые радиотехнические средства обнаруживают далеко на западе.

В сентябре 2013 г. несколько раз из дежурного звена навстречу «орионам» поднимались Су-27, пилотируемые гвардии майорами Алексеем Емашкиным и Алевтином Кучумовым. Немецкие разведчики обнаруживались, как правило, на малых высотах. Сближения машин в воздушном пространстве прошли без происшествий. Дежурные силы Морской авиации Балтфлота выполнили свои задачи успешно.

Вообще, немецкие «Орионы» — по сути соседи — прилетают сравнительно часто. И поскольку на этот раз объект их интереса был вполне понятен, то присутствие в небе патрульных самолетов удивления не вызвало. К тому же машины MFG 3 после своей сентябрьской активности на несколько месяцев ушли с театра.

Но в начале ноября 2013 г. над Балтикой неожиданно появилась «тяжелая артиллерия» стратегической воздушной разведки США — Boeing RC-135U Combat Sent. Это уникальная машина, в эксплуатации находятся только два комплекса такого типа. Они созданы еще в 1971 г. и специализируются на ведении высокоточной радиоэлектронной разведки. Их оборудование засекречено, но, по свидетельствам западной печати, его возможности по-прежнему «на грани фантастики». Оба имеющихся самолета принадлежат к 55-му авиакрылу стратегической разведки ВВС США с авиабазы Оффут, штат Небраска. Осенью 2013 г. одна из машин (ее серийный №64-14847) прибыла на авиабазу Милденхолл в Великобритании, откуда и выполняла свои задачи над Балтийским морем. Такой серьезной техники в этих краях не было очень давно. Но 2, 5 и 8 ноября 2013 г. этот RC-135U встречали и сопровождали гвардии майоры Алексей Коваленко, Александр Соколов и Алевтин Кучумов. По некоторым данным, после перехвата 5 ноября, когда на встречу с самолетом-шпионом вылетал гвардии майор Соколов, министерство обороны США выразило свой протест в связи с опасным, по их мнению, поведением русского истребителя.

Затем последовала длительная полугодовая пауза. Лишь в феврале 2014 г. несколькими полетами ее прерывал «Орион» №60+02 из MFG 3 германских ВМС.

Острая фаза

Нарастание напряженности в воздухе над Балтийским морем началось с первых дней июня 2014 г. Первыми появились немецкие «Орионы». Машины №60+05 и №60+06 работали в своих зонах 4, 11, 12, 19, 25 и, вероятно, 28 июня. Именно в эти дни на Балтике проходили сразу несколько учений: 9 июня силы НАТО начали маневры Saber Strike 2014 и Baltops 2014, а с 10 июня учения разнородных сил проводило в Калининградской области и российское Министерство обороны. В этой обстановке на обнаружение самолетов-разведчиков поднимались дежурные летчики гвардии майоры Алексей Емашкин, Алексей Коваленко, Денис Пешехонцев, Рудольф Шекуров. Как известно, точная идентификация типа самолета позволяет достаточно обоснованно предположить и задачи, которые решает разведчик вблизи наших границ. А потому вся информация, получаемая покрышкинцами в воздухе, оперативно передается в соответствующие органы. На этот раз были обнаружены только патрульные «Орионы».

В ходе этих полетов произошел инцидент, впрочем — не международный. 25 июня гвардии майор Денис Пешехонцев был поднят из дежурного звена на самолете с бортовым №24. Летчик успешно «встретил» немецкий «Орион» №60+05 и по выполнении задачи развернулся на свой аэродром. На обратном пути пришлось идти в сплошной облачности, в которой оказалась скрытая зона грозовой активности. В результате «двадцать четверка» была поражена разрядом атмосферного электричества, ее радиоаппаратура была повреждена, но летчик сумел привести и благополучно посадить самолет на свой аэродром.

Пик активности разведки НАТО пришелся на июль текущего года. Сначала, 6 июля, вблизи западных морских границ России был обнаружен RC-135W с серийным №62-4138. Эта машина не столь уникальна, как модификация RC-135U: в очень схожие между собой версии RC-135V и RC-135W (обе имеют одинаковое название Rivet Joint — «Заклепочный шов») в 70-е — начале 80-х гг. было конвертировано в общей сложности 14 самолетов RC-135 более ранних вариантов. Машины также входят в состав 55-го авиакрыла в Оффуте, но относятся непосредственно к 95-й разведэскадрилье США, стационарно дислоцированной в английском Миленхолле. Задача этих авиационных комплексов — разведка источников радиоизлучения практически во всех диапазонах длин волн. При этом они специализируются на вскрытии средств ПВО, а также для разведки сетей радиосвязи и работы авиационной бортовой радиоэлектроники. В боевых условиях машины могут взаимодействовать с комплексами ДРЛО типа Boeing Е-3 Sentry.

Итак, Rivet Joint №62-4138 курсировал поблизости от российской морской зоны 6, 7, 9, 10, 14 и 18 июля. Несмотря на внушительные размеры самолета и многочисленность его миссий в июле, обнаружить в небе RC-135 не так легко. Его экипаж прекрасно владеет оперативной обстановкой в ходе выполнения своей миссии, и нередко самолет покидает свою рабочую зону до подхода перехватчика. Тогда на сближение с ним для идентификации попросту не хватает времени. Тем не менее, в июле «сбоев» у истребителей не было, и каждый раз летчики возвращались на свой аэродром с выполненной задачей.

Широкую международную огласку получили события 18 июля текущего года, когда американский самолет-разведчик несанкционированно нарушил границы воздушного пространства Швеции. Вечером этого дня на перехват и идентификацию появившейся вечером 18 июля в небе воздушной цели (предположительно, самолета-разведчика) из дежурного звена на самолете Су-27П с бортовым №24 был поднят гвардии капитан Василий Антипин. Над Балтийским морем он сближался с целью на встречных курсах. Дистанция между машинами сокращалась быстрее обычного. Кроме того, с командного пункта в эфир летчику была дана команда на решительные действия. Очевидно, на RC-135, оснащенном первоклассным разведывательным оборудованием, засекли подъем российского истребителя, слышали переговоры пилота с «землей». Скорее всего, на борту находились и специалисты, прекрасно владеющие русским языком. Вероятно, стремительное приближение перехватчика и непонятные американцам «решительные действия» (на фоне тиражируемых на Западе обвинений России в трагедии малазийского лайнера Boeing 777, сбитого накануне в небе Донбасса) серьезно испугали американский экипаж. Он принял решение прервать выполнение своей задачи и уходить. Но Антипин на истребителе настигал. До воздушного пространства Швеции было еще довольно далеко, а «двадцать четверка» уже была рядом с самолетом-шпионом. Собственно, на этом задача, поставленная нашему летчику, и была выполнена — самолет идентифицирован, преследование не требовалось. Но, продолжая уходить, «Заклепочный шов», не запрашивая шведские авиационные власти, вторгся в воздушное пространство этой формально нейтральной страны. Антипин же, оставаясь в зоне ожидания в нейтральных водах, около 20 минут караулил его возвращение, но, так и не дождавшись, вернулся на аэродром Черняховск... Власти Швеции поначалу скрывали нарушение своего воздушного пространства американским самолетом, но спустя две недели сведения о происшествии просочились в местную прессу. Общественность возмутилась, но не более того. В свою очередь, после «бегства» борт ВВС США №62-4138 долго не появлялся над Балтикой.

Кстати, в июле «нейтральная» Швеция не только сама активизировала свою воздушную разведку, но и проводила ее вместе с силами США и Германии. Так, 10 и 14 июля специализированные шведские самолеты «Гольфстрим» работали одновременно с тем же американским бортом №62-4138, 16 июля — с немецким «Орионом» №60+05, а 17 июля — с датским «Челленджером» С-172.

Швеция приобрела два самолета электронной разведки, созданные на базе бизнес-джета Gulfstream IV, в 1995 г. В составе ее Королевских ВВС они получили обозначение S102B Korpen («Ворон»). Машины имеют и весьма аллегоричные собственные имена — Hugin («Мыслящий») и Munin («Помнящий») — по именам двух воронов скандинавского бога Одина, которые, по легенде, летали по всему миру и сообщали своему хозяину обо всём, что происходит на свете. По сравнению со своими предшественниками (переоборудованными для разведки пассажирскими «Каравеллами»), «вороны» менее просторны, но способность S102B выполнять задачи на высоте около 15 000 м существенно расширяет дальность действия их аппаратуры. Оба самолета включены в состав 73-й эскадрильи электронной разведки, которая располагается на авиабазе Мальмен близ Линчёпинга на юго-западе Швеции. Несмотря на ведомственную принадлежность к ВВС, работают «Гольфстримы» не только на армию и флот, но и на шведское государственное агентство безопасности.

Надо отметить, что шведская разведка порой действует нетривиальным образом — совершенно открыто. Соответствующие авиационные службы Швеции запрашивают разрешение на полет своего воздушного судна вблизи российских границ. Авиационные власти России не находят причин для отказа, и «Гольфстримы» ВВС Швеции работают по своему разведывательному плану при сопровождении диспетчеров управления воздушным движением аэропорта Храброво (Калининград).

Датский «Челленждер» в июле отметился лишь одним выходом в свою рабочую зону, где 17 июля и был встречен, идентифицирован и сопровожден. Флот датских Bombardier Challenger CL-604 MMA насчитывает три машины. Изначально они были самолетами для государственных VIP-пассажиров. Но в 2002…2004 гг три гражданских борта из имевшихся четырех прошли конвертацию в многоцелевой вариант ММА, главными задачами которого, благодаря возможностям нового оборудования, стали патрулирование на море и поисково-спасательные операции. Милитаризованные «Челленджеры» по-прежнему входят в состав 721-й эскадрильи транспортной авиации, которая с 2004 г. дислоцируется на авиабазе Аальборг в северной части Дании.

Июльская активность разведок Запада над Балтикой завершилась 22 числа. В этот день гвардии майор Денис Пешехонцев на самолете Су-27 с бортовым №01 обнаружил и идентифицировал германский «Орион» №60+05.

Таким образом, в июле над Балтикой работала мощная и разнообразная разведывательная авиатехника НАТО и Швеции, причем нередко она действовала группами разнотипных комплексов.

К концу лета обстановка существенных изменений не претерпела. 5 августа на Балтику прибыл второй «линкор» стратегической радиоразведки США RC-135U. Теперь это была машина №64-14849 (кстати, за неделю перед тем ее видели вблизи наших дальневосточных границ). На следующий день, 6 августа, в рабочей зоне над морем ее сменил RC-135W №62-4138 (тот самый, который 18 июля «прятался» в Швеции). Обе эти машины встречали и сопровождали гвардии капитан Василий Антипин и гвардии подполковник Владимир Маслов. После этого стратегические разведчики США взяли двухнедельную паузу. Лишь немецкий «Орион» 12 августа решал свои задачи над Балтикой. Американцы же активизировались к концу месяца. Сначала, 22 августа, гвардии майор Алевтин Кучумов на самолете Су-27 №01 встретил и сопроводил RC-135W №62-4138. А через три дня, 25 августа, в одном вылете из дежурного звена тот же гвардии майор Кучумов обнаружил в небе не только оба американских самолета-разведчика, прибывших на Балтику в августе (RC-135U №64-14849 и RC-135W №62-4138), которые на этот раз работали одновременно, но и трудившийся сравнительно недалеко от них шведский «Гольфстрим» №022, сопровождаемый парой истребителей JAS-39 Gripen. Еще через несколько дней, 29 августа, групповую работу западной воздушной разведки зафиксировал гвардии подполковник Евгений Долгов. Он был выведен на немецкий «Орион» №60+05 и тот же шведский «Гольфстрим» №022.

В начале сентября интенсивность западной воздушной разведки над Балтийским морем несколько снизилась. Но такие спады активности бывали и ранее, и пока они не могут быть косвенным свидетельством долгосрочного снижения напряженности. Тем не менее, анализ ситуации конца 2013 г. и значительной части 2014 г. в целом свидетельствует о том, что заметно активизировавшаяся в последнее время воздушная разведка над Балтикой силами стран НАТО и Швеции по уровню напряженности всё же значительно уступает той, что наблюдалась в годы «холодной войны».

Тем временем в Зокняе

С 30 марта 2004 г. на аэродроме Зокняй рядом с литовским Шяуляем постоянно размещены патрульные силы ВВС стран НАТО, призванные обеспечить противовоздушную оборону Литвы, Латвии и Эстонии. Дежурства осуществляются на ротационной основе. Как правило, каждая из стран альянса размещает звено своих истребителей (четыре машины) на три месяца. Однако с обострением политического противостояния Запад усилил свою литовскую группировку. Во-первых, в конце апреля нынешнего года дежурство несут сразу четыре страны: сначала Польша на МиГ-29, Дания на F-16AM, Великобритания на «Тайфунах» и Франция на «Рафалях» и «Миражах», а затем — с 1 сентября — Португалия и Голландия на F-16AM, Германия на «Тайфунах» и Канада на CF-18 Hornet. Во-вторых, весной этого года под Шяуляй перебазировались шесть американских F-15C из британского Лэйкенхета. Эти машины формально не входят в состав патрульных сил, но существенно усиливают группировку истребителей НАТО на литовской территории, доводя ее до 22 единиц. Кроме того, в интересах истребителей теперь работают и два американских заправщика КС-135.

Этой внушительной силе по-прежнему противостоит только истребительная эскадрилья 72-й авиабазы МА ВМФ, к тому же до сих пор не полностью укомплектованная техникой и личным составом. Из-за нехватки ресурсов боевые дежурства наши летчики вынуждены нести с большим напряжением, порой заступая в дежурное звено через день, а иногда и ежедневно. Тяжело сказывается и уже упомянутая длящаяся третий год оторванность от мест постоянного проживания, вызванная временным базированием на аэродроме Черняховск.

Тем не менее, в ходе боевых дежурств и наши летчики, и пилоты НАТО действуют примерно одинаково. Основная задача и тех, и других — распознавание разведывательной активности противостоящей стороны и потенциальных угроз, которые могут от нее исходить. Кроме того, дежурные силы НАТО в Литве отслеживают и российский воздушный военный транзит из Калининградской области через Балтику до Санкт-Петербурга, а также в обратном направлении. Аналогичные задачи теперь решает и вторая группировка ВВС НАТО в Прибалтике. Она расположилась севернее — на аэродроме Эмари под Таллином — и была развернута в мае. На начальном этапе ее составили звенья истребителей из Дании, Польши и Франции.

Но истребители из Калининградской области России и из дежурных сил стран НАТО не поднимаются на перехват друг друга. Во всяком случае — пока. Плановые тренировочные полеты выполняются без взаимных помех. Остается надеяться, что и в глобальной политике здравый смысл возьмет верх, и возврата к настоящей «холодной войне» не произойдет.

Автор выражает благодарность командованию 72-й АвБ МА ВМФ и личному составу покрышкинской авиаэскадрильи за помощь в подготовке репортажа.

Список статей