Список статей

Геннадий ВОЛОСКО

Небесный «Охотник»

Что такое Hunter? Для многих он так навсегда и остался изящным белым пластмассовым самолетиком, которым в свое время были просто завалены прилавки магазинов. В широких кругах моделистов к бедняге относились с устойчивым пренебрежением — так, симпатичная игрушка-безделушка, когда-то где-то полетал, что-то сбил-разбомбил, а что и где — неведомо. То ли дело — «Фантом» или «мессер»…

А на самом деле? Общеизвестно, что за всю историю авиации было совсем немного поистине уникальных конструкций, не просто оставивших след в истории, а появлением своим определивших новую эпоху развития техники и технологии. Конечно, Hunter — не пулемет Максима и не «Илья Муромец», но все же что-то от судьбоносности выпало и на его долю.

Многие пытались создать многоцелевой самолет, который может выполнять целую гамму самых разнообразных задач. Эта тенденция в основном связана с тем, что большинство стран не могут позволить себе расходы на исследования и разработки, связанные с проектированием специализированного самолета для каждого задания. В годы зарождения реактивной авиации было совсем не так. Большинство авиационных держав проектировало самолет для выполнения конкретных определенных заданий: либо «чистый» перехватчик, либо разведчик, либо — бомбардировщик (о пассажирских реактивных машинахтогда еще и не думали). В реальности, за редкими исключениями, до появления Hunter многоцелевого реактивного самолета не существовало.

Hawker Hunter можно считать первым в мире универсальным реактивным боевым самолетом. Он использовался в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе, штурмовика, бомбардировщика, фоторазведчика и учебно-тренировочного. Сегодня сделать машину, которая могла бы выполнять те же самые задачи, да еще так долго, как Hunter, стоило бы огромных денег, а для большинства стран просто невозможно.

В 1948 году в Британии состояли на вооружении два реактивных истребителя — Gloster Meteor и De Havilland Vampire. Оба были хорошими самолетами для своего времени, но в период быстрого прогресса военной реактивной авиации техника стареет очень скоро. В Соединенных Штатах уже разрабатывали машины нового поколения F-84 и F-86, а Советский Союз вводил в строй МиГ-15, оснащенный, кстати, английским двигателем Nene.

Стараясь не отстать от потенциальных противников и союзников-конкурентов, англичане срочно искали замену Vampire и Meteor. В качестве возможных претендентов были выдвинуты два новых проекта: Supermarine Swift и Hawker Р.1067. Использование Swift в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе принесло одни разочарования. Самолет нашел весьма ограниченное применение только в качестве разведчика.

Оставался проект фирмы Hawker. Р.1067 создавался для замены как реактивных Vampire и Meteor, так и последних поршневых Hornet и Tempest в строю королевских ВВС. Первоначальный проект (Р.1067/1) должен был оснащаться двигателем Rolls-Royce Avon R.A.5 статической тягой 6 500 фунтов (около 2 948 кг) и вооружаться четырьмя 20-мм пушками Hispano. Две установили в корневых частях крыла и две — в нижней передней части фюзеляжа. Самолет был рассчитан на достижение скоростей порядка М=0,9 и первоначально имел большой круглый воздухозаборник в носу подобно F-84 и МиГ-15.

Продувки моделей в аэродинамической трубе показали, что необходимы различные усовершенствования, включая перемещение вниз стабилизатора, увеличение угла стреловидности крыла и радикальные изменения воздухозаборников. Вместо одного большого носового воздухозаборника установили два поменьше в корневых частях крыльев. Этот окончательный вариант был обозначен Р.1067/5. На нем также сменили двигатели R.A.5 на более мощные R.A.7 статической тягой 7 500 фунтов (около 3 402 кг). Усилили вооружение, заменив четыре 20-мм пушки на четыре 30 мм орудия Aden, установленные в отделяемом контейнере под передней частью фюзеляжа.

В ходе прорисовки окончательного вида будущего истребителя, фирме Hawker предложили совсем другой двигатель Armstrong-Siddeley Sapphire, статической тягой 8 000 фунтов (около 3 629 кг). Для сравнения решили установить Sapphire на 3-й экземпляр машины, а Avon — на первые два.

К концу 1949 года началась сборка первого прототипа, а в марте 50-го Министерство снабжения выдало контракт на производство 198 самолетов. Смелый шаг, если учесть, что первый взлет прототипа состоялся только 20 июля. В воздух машину поднял известный летчик-испытатель Нэвилл Дьюк. Он достиг высоты 32 000 футов (около 9 600 м) и выполнил ряд несложных маневров. Приземлившись, Дьюк отрапортовал, что самолет прекрасно управлялся. Возникла только одна проблема — инженеры-проектировщики посчитали, что расход топлива вроде бы оказался слишком высоким. Как потом обнаружилось, это было вызвано небольшой утечкой в фюзеляжном топливном баке. Прототип испытывался с августа по сентябрь. В сентябре его впервые показали на авиасалоне в Фарнборо, где Дьюк совершил безупречный демонстрационный полет.

Второй прототип был сделан гораздо ближе к военным стандартам с полным вооружением, радиолокационным прицелом и серийным двигателем Avon R.A.7. На этой машине проявились слабые вибрации на околозвуковых скоростях. Чтобы устранить эти проблемы, самолет оснастили небольшим воздушным тормозом под нижней задней частью фюзеляжа. 24 июня 1952 года прототип впервые превысил скорость звука в пологом пикировании. Пилот сообщил, что переход звукового барьера произошел без труда.

В октябре1951 года к власти в Великобритании пришло консервативное правительство Уинстона Черчилля. Так как британские вооруженные силы принимали участие в войне в Корее, новое правительство решило реализовать ряд проектов «Наивысшего приоритета» в ответ на войну в Азии. По программе «Наивысшего приоритета» было выбрано 5 проектов самолетов для ускоренной разработки. В каждом из них чувствовался мощный и эффективный боец, способный противостоять быстро растущей военной мощи Советского Союза. В это число вошел и истребитель фирмы Hawker, которому в соответствии с английской традицией присвоили официальное наименование Hunter (охотник).

Третий прототип с двигателем тягой в 8000 фунтов (около 3 629 кг) совершил свой первый полет 30 ноября 1952 года. Наряду с оценкой пригодности двигателя, этот самолет должен был также использоваться для испытаний вооружения.

За месяц до того, как третий экземпляр взмыл в воздух, на заводе в Кингстоне началась работа над улучшенной версией самолета. Этот новый проект, обозначенный Р.1083, обладал улучшенными характеристиками благодаря установке нового крыла с увеличенным углом стреловидности и двигателя R.A.19 с дожиганием. Самолет был оснащен двустворчатым воздушным тормозом. Но в связи с окончанием корейской войны программу Р.1083 свернули, а почти готовый прототип пустили на слом.

В начале 1953 года Р.1067, наконец, запустили в серийное производство под обозначением Hunter F.1, хотя прошел еще целый год, прежде чем первые самолеты этого типа начали поступать на вооружение британских ВВС.

Единственное различие между Hunter F.1 и F.2 — силовая установка. F.1 оснащался двигателем Avon, тогда как на F.2 устанавливали Sapphire. Первые 20 машин отнесли к испытательным и использовали для отработки режимов эксплуатации. Однако эти опыты не смогли выявить ряд проблем у ранних Hunter. Одной из них было то, что самолет использовал закрылки в качестве воздушных тормозов. На летных испытаниях обнаружилось, что это вызывает резкий «клевок» вниз. Чтобы справиться с этой проблемой, испытали ряд воздушных тормозов различных конструкций. Наконец, приняли простой и эффективный моноблочный подфюзеляжный воздушный тормоз.Его установили на 12-м экземпляре Hunter и всех последующих серийных самолетах.

К середине 1954 года Hunterпошли в части Управления истребительной авиации британских ВВС. Центральный истребительный округ (CFE) получил ряд F.1 как раз вовремя, чтобы они приняли участие в очередных ежегодных учениях ПВО. Эти учения выявили как большие потенциальные возможности, так и некоторые проблемы, связанные с новым истребителем. Одна из них возникла из-за сырости британского климата. По окончании полетов самолеты оставлялись на открытых стоянках, готовые к работе на следующее утро. Но конденсация влаги постоянно выводила из строя радар и радиооборудование. Борьба с этим явлением отняла много времени и сил.

Первой боевой частью, целиком перевооруженной на Hunter, стал 43-й дивизион «Боевой петух». Поставки начались в июле 1954 года, и к сентябрю дивизион достиг боеготовности. В ноябре начались вылеты на задание. Бичом первых Hunter был малый радиус действия. Однажды случилось так, что, возвращаясь на базу, восемь самолетов обнаружили ее закрытой плотной облачностью. Пилоты были вынуждены лететь на соседний аэродром, расположенный всего в десяти милях. При этом 6 из них полностью выработали топливо (пилоты катапультировались), а остальным двум удалось сесть с почти сухими баками.

У Hunter F.1 43-го дивизиона, базирующегося в Шотландии, возникли проблемы со стрельбой из пушек на высоте. Огонь из пушек всякий раз вызывал помпаж двигателя. Но даже с такими проблемами Hunter продолжали принимать на вооружение, заменяя ими Meteor. Ряд специализированных частей, таких как Имперская школа летчиков-испытателей, также получил F.1. Hunter F.2 с двигателем Sapphire поступили в 257-й дивизион в Уоттишэме. Строевые пилоты быстро обнаружили, что эта модификация не страдает от помпажа двигателей, как F.1.

В общей сложности построили 139 экземпляр F.1 и 45 — F.2. Из них 37 F.1 и 5 F.2 были потеряны в несчастных случаях. В середине 1958-го все F.1 и F.2 списали и заменили на более поздние варианты Hunter.

Хотя «Охотник» и пострадал от спешки программы «Наивысшего приоритета», проскочив слишком быстро этап прототипа, работы по доводке и совершенствованию его продолжались. И Hawker, и Rolls-Royce работали над устранением недостатков самолета. К началу 1955 года эти усилия начали приносить результаты.

Чтобы решить проблему помпажа двигателя, фирма Rolls-Royce разработала 2 улучшенных варианта Avon — R.A.14 и R.А.20. Было решено использовать R.А.14 (Avon 115) на следующем варианте Hunter. Для повышения дальности полета фирма Hawker установила на F.1 дополнительные топливные баки в передней секции крыла. Это увеличило внутренний объем топлива с 337 галлонов (около 1 532 л) до 414 галлонов (около 1 882 л). Вдобавок на крылья поставили внешние пилоны, которые могли нести ПТБ на 100 галлонов (около 454,6 л) или бомбы.

Фирма Hawker обозначила модифицированный самолет индексом F.4, а другой производитель Hunter — фирма Armstrong-Siddeley — индексом F.5. Как и в случае с F.1 и F.2, они отличались только маркой двигателя.

Так как иногда выбрасываемые при стрельбе звенья патронных лент повреждали обшивку в задней части фюзеляжа, на большинстве Hunter F.4 и F.5 позади пушек установили два звеньесборника, скрытые под выступающими полукаплевидными блистерами.

F.5 стал первым вариантом Hunter, принявшим участие в боях. В июле 1956 года Египет установил контроль над Суэцким каналом и национализировал управление Французско-Британской компании Суэцкого канала. Пытаясь восстановить свой контроль над каналом, англичане и французы совместно с Израилем спланировали военную операцию «Мушкетер». К этому времени британские ВВС имели в строю 6 дивизионов Hunter F.5, два из которых базировались на Кипре. Самолеты должны были обеспечить ПВО своих баз и сопровождение палубных штурмовиков флота, действующих с трех авианосцев.

Сначала Hunter’ы с нанесенными черными и желтыми опознавательными полосами использовались для прикрытия бомбовых рейдов против аэродромов. Но после того, как со стороны египтян не последовало никакого воздушного противодействия, решили, что Hunter больше пригодятся для отражения возможных налетов египетских бомбардировщиков Ил-28. Но ни один Ил-28 так и не поднялся в воздух. В результате «безработные» Hunter вернулись на свои постоянные базы в Великобритании.

Самолеты Hunter F.4 поступили на вооружение дивизионов RAF в Германии. К концу 1955-го на Hunter летало не менее десяти дивизионов, из них шесть базировались в Германии и четыре — в Англии.

В 1954-м представители ВВС Швеции и Нидерландов посетили Великобританию, чтобы оценить достоинства Hunter F.4. Первый экспортный контракт заключили со Швецией, которая заказала 120 F.4 (экспортное обозначение F.50) уже в июне 1954 года. На следующий месяц датское правительство заказало 30 экземпляров под экспортным обозначением F.51.

Шведские ВВС обозначили самолет J-34 и вооружили им четыре крыла (эскадрильи): F.8, F.9, F.10 и F.18. В 1962 году на базе крыла F.18 была сформирована команда высшего пилотажа Akro-Hunters. Шведские самолеты красили по собственной схеме камуфляжа, отличавшейся от всех других окрасок Hunter — темно-зеленые верхние поверхности и светлые серо-голубые нижние.

Датские ВВС сформировали одну эскадрилью Hunter- Esk.724. Она летала на этих машинах почти 20 лет, до весны 1974 года.

Нидерланды и Бельгия предпочли заключить контракт на производство Hunter по лицензии. Поэтому контракту Hunter F.4 должны были строиться совместно и в Голландии, и в Бельгии, начиная с 1955 года. Голландцы изготовили 96 самолетов, бельгийцы — 111. И шведские, и голландские машины были позже доработаны для подвески ракет AIM-9 Sidewinder.

В 1960 году голландцы чуть было не ввязались в войну с Индонезией из-за Новой Гвинеи. Тогда двенадцать Hunter перевезли на авианосце Karel Doorman в район конфликта для демонстрации силы. Самолеты базировались в Биаке и Мокмере совсем недолго, затем голландцы все-таки согласились уступить Индонезии контроль над регионом.

В Бельгии 3 крыла летали на Hunter F.4 до середины 1960-х. После списания большинство бельгийских Hunter было возвращено на фирму Hawker, отремонтировано и снова продано в другие страны. Последним заказчиком Hunter F.4 была Перу, получившая в начале 1956 года 16 машин под экспортным обозначением F.52. Самолет оказался очень популярен среди перуанских пилотов, которые летали на них двадцать лет, до поступления в 1976 году советских Су-22.

В 1955 году фирма Rolls-Royce закончила разработку очередной модификации двигателя Avon (модель 203) статической тягой 10 000 фунтов (около 4 536 кг). Решили установить этот двигатель на Hunter, получивший индекс F.6. Кроме силовой установки, F.6 отличался от более ранних вариантов целым рядом признаков. Увеличившаяся тяга нового двигателя вызвала склонность к кабрированию на больших высотах. Для устранения этого явления на передних кромках консолей установили «клыки» — генераторы вихрей.

Само крыло соответствующим образом усилили для оборудования в нем двух дополнительных узлов подвески вооружения. На них могли крепиться направляющие для двенадцати неуправляемых трехдюймовых (76,2-мм) или универсальные пилоны подвески вооружения (бомб, ракет, ПТБ и т. д.). Таким образом, Hunter стал полноценным истребителем-бомбардировщиком. Для снижения отдачи при стрельбе из пушек, вызывавшей резкую потерю скорости, на стволы установили дульные компенсаторы. Одновременно были увеличены контейнеры звеньесборников.

Первым получил F.6 19-й дивизион, базировавшийся в графстве Йоркшир, за ним последовали дивизионы №63, 111 и 43. Однако карьера «Эф-шестого» в Королевских ВВС была недолгой. В 1961-м его сняли с вооружения, заменив на Е.Е. Lightning. Гораздо дольше F.6 служил в других странах, включая Индию, Швейцарию, Ирак, Иорданию, Ливан и Саудовскую Аравию. Плюс ко всему, Бельгия и Нидерланды реконструировали свои линии по производству с F.4 на F.6.

В начале 1956 года делегация из Индии посетила завод фирмы Hawker, чтобы оценить истребители Hunter и Sea Hawk. Индийцы тщательно изучили и F.4 и F.6, прежде чем решили купить более позднюю версию. Всего лишь год спустя индийское правительство разместило заказ на 160 Hunter F.6 под экспортным обозначением F.56. Уже к концу года свыше 30 машин были доставлены в Индию, остальные поступили к концу 1960 года. Индийские Hunter были впервые использованы при оккупации Гоа (бывшая португальская колония) в 1961 году, но сведения об этой акции крайне скудны. Считается, что Hunter применялись для воздушного прикрытия войск вторжения и в качестве демонстрации силы. Известно также, что Hunter индийских ВВС сражались с китайским МиГ-17 на индо-китайской границе в Тибете в 1962 году, хотя подробности опять же отрывочны.

Гораздо больше информации о применении Hunter в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971 годов. В первой из них индийцы задействовали Hunter в ПВО и в ударах по наземным целям. Пакистанские ВВС действовали на самолетах, которые были как новее, так и старее, чем Hunter (F-86 Saber и F-104 Starfighter). Документально зафиксирован только один бой между Hunter и Starfighter. По всей видимости, это произошло на высоте около 25 000 футов (7 500 м) над Лахором, когда два Hunter были перехвачены парой F-104. Один Hunter потерял скорость и выбыл из боя, в то время как другой увернулся от атакующих F-104 и направился домой. Пакистанцы почему-то не стали его преследовать.

В одном задокументированном эпизоде индийцы лишились 4 Hunter при штурмовке пакистанского аэродрома в Саргодхе. Атакующая группа была встречена одиноким F-86, который и сбил все 4 увешанных бомбами самолета за несколько минут. Всего за время войны 1965 года индийцы потеряли 9 Hunter в боях с Saber, сбив 6 пакистанских истребителей.

В 1971 году война вспыхнула с новой силой. И снова Hunter использовались для штурмовок и бомбовых ударов по скоплениям войск, автоколоннам и другим наземным целям. Пакистан бросил в бой относительно новую (по азиатским меркам) технику, включая китайские Shenyang F-6 (копия МиГ-19) и французские Mirage. Но вновь, как ни странно, больше всех отличились совсем уж старые Saber. Их пилоты заявили о 6 сбитых машинах (в это число входили не только Hunter), пилоты Mirage — о четырех, летчики Shenyang'ов — о трех и еще 4 были сбиты наземным огнем. В свою очередь Hunter сбили два Saber и один Shenyang. Hunter F.6 до сих пор состоит на вооружении индийских ВВС.

Ирак в свое время заказал 16 Hunter F.6, оплаченных в счет американской помощи и поставленных прямо со складов британских ВВС. Первые 5 самолетов прибыли весной 1958 года и стали основой для новой истребительной эскадрильи, обосновавшейся на авиабазе Хаббания. Иракские пилоты переучивались. Военный переворот в Ираке, приведший к власти Саддама Хусейна, стал причиной длительного перерыва в поставках английских вооружений. Последние Hunter из числа заказанных были поставлены только в начале 1960-х годов.

Иордания, которая, как считалось, обладала одной из наиболее обученных и хорошо оснащенных армий в арабском мире, также получила свои первые Hunter в 1958-м. Эти самолеты были идентичны Hunter F.6 британских ВВС и сохранили английские обозначения. Всего Иордания получила 35 истребителей (часть из них более поздней модификации FGA.9). Иорданские Hunter, сведенные в дивизион №1, использовались в боях в декабре 1964-го и в 1966 году. В ходе этих боев пилоты Hunter заявили об уничтожении четырех израильских Mirage при потере одного самолета.

К началу «шестидневной» войны 1967 года иорданские Hunter были сосредоточены на авиабазе Мафрак. В первый день боевых действий 6 июня они успели совершить один боевой вылет, атаковав один из израильских аэродромов. При налете было уничтожено несколько учебных и транспортных машин, так как все боевые самолеты Израиля в этот момент вели бои над Сирией и Египтом. Вечером того же дня израильтяне нанесли «ответный визит», в результате которого авиабаза Мафрак вместе со всеми самолетами практически перестала существовать. Уцелевшие иорданские летчики эвакуировались в Ирак. 7 июня израильтяне предприняли налет на иракские аэродромы. Полагая, что все арабские радары уже уничтожены, они не опасались перехвата.

Евреи не учли, что иорданцам удалось за одну ночь восстановить сильно поврежденную РЛС под кодовым названием «Отель 3» и засечь атакующих еще задолго до цели. Эти данные немедленно передали Ираку, который тотчас поднял в воздух перехватчики. Вторым сюрпризом для израильтян стало то, что в кабинах иракских Hunter сидели иорданские пилоты, горевшие желанием отомстить за вчерашний разгром своей базы. Завязавшийся воздушный бой четырех израильских Vautour и двух Mirage против восьмерки Hunter интересен тем, что это был, пожалуй, единственный эпизод за всю войну, когда израильтяне получили в воздухе достойный отпор. Иорданцы сбили два Vautour и один Mirage, потеряв один самолет (летчик катапультировался). Второй Mirage с неразорвавшейся ракетой «воздух-воздух» (она застряла в фюзеляже) сел на вынужденную, едва перетянув через линию фронта.

После войны потери иорданских Hunter были восполнены — три самолета подарила Саудовская Аравия, а остальные закупили у фирмы Hawker. В1974-м иорданцы отказались от Hunter, заменив их на американские истребители F-5A.

В 1958…59 годах 6 Hunter F.6 поступили в Ливан. Позже было доставлено несколько самолетов модификации FGA.9. Судя по всему, ливанские Hunter либо совсем не участвовали, либо только чуть-чуть повоевали в «шестидневной» войне, хотя эти же машины, взлетавшие с автострад, принимали активное участие в гражданской войне в Ливане на стороне правительственных войск. В каком состоянии сейчас Hunter ливанских ВВС — неизвестно.

Еще одной арабской страной, получившей истребители Hunter, была Саудовская Аравия. В соответствии с планом военного сотрудничества с Великобританией Magic carpet (ковер-самолет) Королевские саудовские ВВС получили в 1966 году 4 Hunter F.6 под экспортным обозначением F.60.

Вскоре после этих поставок Саудовская Аравия подверглась атакам с воздуха египетских бомбардировщиков Ил-28, эскортируемых МиГ-21. Hunter пытались сорвать эти налеты, но из-за того, что Саудовская Аравия не имела радаров ПВО и пунктов наведения истребителей, им не удалось перехватить рейдеры. Зато они стали основной ударной силой в нескольких штурмовках египетских наземных целей. В начале 1967 года один F.60 был потерян в аварии, а остальные передали Иордании после «шестидневной» войны.

Швейцария познакомилась с Hunter еще в 1957-м. «Охотник» выиграл сравнительные испытания у конкурентов — американского Saber и английского Nat. Швейцария попросила «одолжить» два самолета на месяц для дальнейшей оценки Hunter в условиях высокогорья. В конце 1958-го швейцарское правительство разместило заказ на 100 самолетов. Машины построили в соответствии со стандартом модификации F.6, дооборудовав их тормозными парашютами.

Швейцарский заказ был выполнен к апрелю 1960 года. Hunter вооружили 8 «штаффелей» (эскадрилий). В ходе службы швейцарские Hunter приспособили для подвески ракет Maverick и Sidewinder. Забегая немного вперед, скажем, что такую же операцию швейцарцы позднее проделали и с учебно-тренировочными Hunter Т.68.

Учебно-тренировочные варианты

Когда компания Hawker решила разработать двухместный учебно-тренировочный вариант Hunter, сначала планировалось использовать тандемную схему размещения экипажа. Однако эта схема не получила признания у высшего командования британских ВВС, которое предпочло в учебно-тренировочном самолете схему «парта» (бок о бок).

Первый прототип поднялся в воздух 8 июня 1955 года под управлением Нэвилла Дьюка. После полета он сообщил, что самолет подвержен бафтингу (из-за формы обтекателя фонаря кабины). Некоторое время компания пыталась устранить недостаток, пробуя ставить различные вихревые генераторы, но вскоре поняли, что нужна совершенно новая задняя часть фонаря и закабинный гаргрот. Окончательная форма фюзеляжа сложилась только к февралю 1956 года.

На учебно-тренировочном варианте решили установить систему тормозного парашюта. Парашют смонтировали в обтекателе над соплом. Испытания увенчались успехом, и было решено оснастить парашютами также и все ранее выпущенные одноместные модификации.

Сначала учебный «Охотник» хотели вооружить двумя пушками Aden в нижней части фюзеляжа, однако руководство ВВС позднее решило, что хватит и одного орудия. Так как учебно-тренировочные прототипы были сделаны на базе истребителя F.1, они испытывали те же самые проблемы с помпажем двигателя. Этим, однако, пренебрегли, так как серийные учебно-тренировочные самолеты планировалось строить на базе более поздней модификации — F.6. После успешного завершения летных испытаний британские ВВС подписали контракт на изготовление 55 самолетов под обозначением Hunter Т.7. Первый серийный Т.7 совершил первый полет 11 октября 1957 года. Со временем большая часть дивизионов, вооруженных одноместными Hunter, получили по меньшей мере по одному Т.7 для тренировки и использования в качестве «воздушного такси».

Успех Т.7 побудил британский флот оценить его на предмет использования в обучении пилотов морских самолетов Scimitar и Sea Vixen. К тому времени флотская авиация располагала только учебно-тренировочными версиями устаревших Sea Furry и Vampire, которые не годились для обучения пилотов более скоростных палубных самолетов. В результате 10 Hunter Т.7 еще на конвейере переделали в морскую модификацию Т.8.

Т.8 отличались установкой крюка аэрофинишера под хвостовой частью фюзеляжа. Этот крюк не был рассчитан на реальные нагрузки, возникающие при посадках на палубу. Он использовался лишь для наземных тренировок — имитаций посадок на авианосец. Всего построили 29 Hunter Т.8, 10 из них в 1963 году оснастили системой навигационного оборудования TACAN (модификация Т.8С).

Учебно-тренировочные Hunter в больших количествах экспортировались в страны, которые закупили одноместные варианты. Большинство экспортных учебно-тренировочных самолетов оборудовали двумя пушками Aden.

Ударные варианты

В конце 1950-х годов британские ВВС начали подыскивать замену устаревающему легкому штурмовику Venom и решили сделать ударный вариант Hunter F.6. Самолет, получивший индекс FGA.9, намечено ввести в строй к концу 1959 года. Новая модификация должна была отличаться от стандартного F.6 усиленным крылом с пилонами, способными выдерживать большую нагрузку. Чтобы FGA.9 мог нести 230-галлоновые (около 1 046 л) баки на внутренних пилонах, были добавлены небольшие скобки, соединяющие баки и нижние поверхности крыльев. Установлено устройство аварийного отстрела наружных пилонов, размещенное в подкрыльевом обтекателе. Для облегчения эксплуатации самолета в жарком климате кабину оборудовали системой кондиционирования воздуха.

Основное вооружение FGA.9 — НАРы калибра 76,2 мм, двенадцать штук которых можно было подвесить под каждое крыло. Другие варианты нагрузки, носимой на внешних пилонах, включали бомбы до 1 000 фунтов (около 453 кг), различные ракетные подвески и напалмовые баки. Первый самолет, доработанный до новых стандартов, поднялся в воздух 3 июля 1959 года. В течение 6 месяцев этот вариант поступил на вооружение всех боевых эскадрилий. За это время британские ВВС реорганизовали свое Управление истребительной авиации в Управление ударной авиации. Первыми частями, пересевшими на FGA.9, стали дивизионы №1, 8 и 54. За ними последовали 43-й и 208-1. Почти сразу же новые самолеты отправились в Йемен и Персидский залив для демонстрации силы.

Ирак неоднократно предъявлял претензии на территории, находившиеся под британским контролем, и в ответ на эти угрозы британцы усилили свои войска в регионе. 8-й дивизион был переброшен на авиабазу Хормаксар в Йемене, а 208-й разместился в Эмбакази в Кении. Эти перегруппировки предприняты в ответ на сообщения разведки о том, что иракцы собираются напасть на Кувейт примерно 14 июля 1960 года (национальный праздник Ирака).

По мере приближения этой роковой даты обе эскадрильи перевели свои самолеты в Бахрейн в ожидании удара. Hunter были усилены самолетами британских ВВС различных типов. Эти приготовления отрезвили иракцев, и их национальный праздник в тот раз прошел тихо, без вторжения. Вскоре Hunter вернули обратно в Аден и Кению.

Поскольку Кения вскоре обрела независимость, британские ВВС свернули свои действия в Эмбакази и в 1962 году перевели самолеты в Аден. Это оказалось важным и очень своевременным маневром, поскольку назревали события в Йемене.

В 1962 году президент Египта Насер, обуреваемый сильными антибританскими чувствами, попытался силой выдавить англичан с Ближнего Востока. В ходе борьбы с йеменскими повстанцами, поддерживаемыми Египтом, Hunter’ы 208-го дивизиона совместно с несколькими Shackleton провели ряд рейдов по сбросу листовок. За ними последовали мощные бомбовые удары. В округе Радфам боевые действия достигли такого накала, что в конце 1963 года повстанцы даже нанесли удар по резиденции британского верховного комиссара региона. В ответ англичане бросили войска, поддержанные авиацией.

Основные силы повстанцев сосредоточились в форте Хариб у аравийской границы, который и стал целью номер один для Hunter’ов. После сброса листовок с предупреждением населению по форту ударили бомбами и ракетами. Вслед за этим под покровом темноты высадили парашютный десант-роту войск специального назначения. Они должны были захватить плацдарм для высадки основных сил. С началом дня десантники подверглись массированному обстрелу. В ответ на это Hunter нанесли серию ракетных ударов по вражеским позициям.

Неудивительно, что бой закончился поражением повстанцев, причем англичане потеряли всего двух человек. К середине 1964 года кризис был преодолен и с тех пор, вплоть до ухода британцев из Адена в 1967 году Hunter FGA.9 в основном занимались тем, что перехватывали и выпроваживали египетские «МиГи» из воздушной зоны, контролируемой англичанами.

Hunter FGA.9 оставался наиболее массовым ударным самолетом королевских ВВС вплоть до начала 70-х годов, когда его заменили в боевых частях на машины нового поколения Harrier, Phantom II и Jaguar. В дальнейшем FGA.9 служили в качестве учебно-тренировочных самолетов по отработке применения тактического вооружения, пока их окончательно не списали в 1976 году.

Морская авиация королевского ВМФ закупила несколько ударных Hunter для использования в качестве учебно-тренировочных по отработке систем вооружения. Это были переделки из ранних Hunter F.4 под обозначением GA.11. Самолеты дооборудовали, установив «клыки» на консолях, тормозной крюк и сняв пушки. Небольшое количество Hunter GA.11 оборудовали фотокамерами и присвоили «разведывательное» обозначение — PR.11.

Первый самолет, переделанный в модификацию GA.11, взлетел в начале 1962-го, а всего морская авиация получила 40 таких машин. Планировались и дальнейшие поставки, но они были урезаны по бюджетным соображениям, так что некоторое время пришлось использовать стандартные Hunter F.4.

Ударные варианты Hunter хорошо потрудились на Ближнем Востоке, летая в составе ВВС многих стран. После длительных переговоров британское правительство разрешило в 1963 г. продажу Ираку 24 Hunter F.6, выведенных из состава британских ВВС и доработанных до стандарта FGA.9. Этим самолетам присвоили обозначение FGA.59. Затем последовал второй заказ, размещенный в 1965…1966 гг. и давший Ираку в общей сложности 64 самолета. Во время «шестидневной» войны при налете на авиабазу Хаббания израильтяне уничтожили пять Hunter FGA.59. Кроме вышеописанного воздушного боя с Mirage и Vautour, все участие иракских Hunter в этой войне свелось к патрулированию в зонах и воздушному прикрытию МиГ-17, штурмовавших наземные цели.

Во время войны «Судного дня» («Йом-Киппур») в 1973 г. иракские Hunter совместно с Су-7 также наносили удары по израильским наземным целям. В нескольких заданиях они действовали в качестве прикрытия совместно с сирийскими МиГ-21. При встречах с Phantom II пилоты Hunterстарались уклониться от боя с гораздо более сильным противником. Тем не менее иракские пилоты заявили о, как минимум, 12 уничтоженных самолетах врага (в основном Skyhawk и Super Mystere) при собственных потерях 7 Hunter (два от огня наземной ПВО).

В 1980-м году началась десятилетняя Ирано-Иракская война за контроль над нефтеносными районами к северу от Персидского залива. Иракские Hunter, насколько можно судить, использовались только для ударов по наземным целям. Как сообщалось, иракские Hunter FGA.59 принимали участие в химических атаках, сбрасывая емкости с ипритом на иранские войска.

В Чили поступило в общей сложности 28 Hunter FGA.71, первый из которых прибыл в 1966 году, последний — в 1974-м. В день пиночетовского военного переворота 1973 года Hunter чилийских ВВС нанесли ракетные удары по зданию дворца Ла-Монеда в центре Сантьяго, где оборонялся со своими немногочисленными приверженцами законный президент Сальвадор Альенде. Ракетной атаке с воздуха также подверглась единственная оставшаяся верной президенту радиостанция на окраине чилийской столицы. Позднее путчисты признали, что никакой военной необходимости в этих варварских акциях не было, а совершались они лишь для того, чтобы оказать психологическое давление на сторонников президента, готовых присоединиться к защитникам Ла-Монеды.

На следующий год Британия в ответ на пытки и убийства политзаключенных ввела торговое эмбарго против Чили. В результате из-за отсутствия запчастей к 1978 году парк Hunter сократился до 20 самолетов.

Однако в период англо-аргентинской войны из-за Фолклендских островов, в которой Чили негласно поддержала Великобританию, отношения между двумя странами быстро наладились. В оплату за тайное предоставление чилийских аэродромов для действий британских ВВС чилийцам передали 12 списанных Hunter (на запчасти) и три бомбардировщика Canberra.

На Африканском континенте три страны: Родезия, Кения и Сомали приобрели Hunter для удовлетворения своих потребностей в ударных самолетах. ВВС Родезии закупили двенадцать Hunter FGA.9, списанных из состава британских ВВС в середине 1960-х. Эти самолеты активно применялись в антиповстанческих операциях. К моменту окончания гражданской войны в 1979 году два Hunter были потеряны от зенитного огня. После того, как в войне победило черное большинство и Родезия превратилась в Зимбабве, несколько Hunter и других военных самолетов было уничтожено юаровскими террористами на авиабазе Тронхилл в июле 1982 года.

ВВС Кении закупили шесть Hunter в 1974 году. Позднее они были заменены на F-5 и переданы Зимбабве. Последние из известных африканских Hunter использовались в Сомали. В Авиационном корпусе сомалийской армии действовали девять самолетов. Во время пограничных конфликтов с Эфиопией и межплеменной гражданской войны они воевали на стороне правительственных войск, управляемые пилотами-наемниками из Родезии и ЮАР. К концу восьмидесятых годов из-за нехватки запчастей и плохого обслуживания ни один из сомалийских Hunter уже не мог подняться в воздух.

Разведывательные Hunter

В 1956 году начались работы по превращению Hunter в фоторазведчик. Фирма Hawker переоборудовала самолет модификации F.6 в фоторазведывательную машину, обозначенную Hunter FR. Её первый полет состоялся 7 ноября 1958 года. Главное отличие от исходного варианта состояло в замене радиодальномера на 3 АФА. Другие усовершенствования включали установку тормозного парашюта и оборудования для подвески двух ПТБ емкостью 230 галлонов (около 1 046 л). После успешного завершения летных испытаний британские ВВС заказали двадцать два самолета под обозначением Hunter FR.10. Поставки начались в 1960 году. Этими машинами вооружили два дивизиона, базирующиеся в Западной Германии. Вдобавок ряд самолетов приписали к истребительным частям британских ВВС на Ближнем Востоке. FR.10 оставался в строю до появления в британских ВВС разведывательных модификаций Phantom II.

Подобно американскому Saber и советскому МиГ-17, Hunter широко разлетелся по свету, став для многих стран в 50-е годы своеобразным символом британской боевой авиации. Но в отличие от первых двух машин, ему удалось надолго пережить свое время. Не исключено, что его «охотничьи тропы» протянутся и в третье тысячелетие.

Летно-технические данные самолетов Hunter

 

 

F.Mk.5

FGA.9

T.Mk.7

Размах

м

10,26

10,26

10,26

Длина

м

13,98

14,00

14,90

Высота

м

4,01

4,01

4,01

Площадь крыла

м²

32,00

32,42

32,42

Вес пустого

кг

5691

6532

6060

Взлетный вес

кг

7759

11158

7802

Максимальная скорость

км/ч

1160

1130

985

Радиус

км

775

713

713

Потолок

м

15240

15 850

14326

Скороподъемность

м/мин

2440

2758

1097

Некоторые схемы окраски самолётов семейства Hunter


Hunter F.5 1-й дивизион RAF, Кипр, 1956 г., участник операции «Мушкетер»


Hunter GA Mk.II английских ВМС, 1978 г.


Hunter F.56 14-го дивизиона индийских ВВС, 1960 г.


Hunter F.57 ВВС Кувейта, 1966 г.


Hunter F.6 иорданских ВВС, 1967 г.


Hunter FGA.59 ВВС Ирака, 1967 г., участник «Шестидневной» войны


Hunter F.56 пилотажной группы индийских ВВС


Hunter FGA.71 ВВС Чили, сентябрь 1973 г.

Список статей