Список статей

из монографии по Як-25 Ефима ГОРДОНА

Краткое техническое описание самолета Як-25М

Фюзеляж — полумонокок с работающей обшивкой круглого поперечного сечения, переходящего в хвостовой части в овал. Диаметр фюзеляжа — 1,45 м, длина — 14,56 м. Фюзеляж содержит: герметический отсек радиолокационного прицела РП-6, гермокабину, отсек передней основной опоры шасси, топливные баки, ниши пушек, отсек задней основной опоры шасси и др. Сверху фюзеляжа находится гаргрот, внутри которого проложены тяги управления, электрожгуты и трубопроводы различных систем. По бортам установлены щитки воздушного тормоза общей площадью 1 м² с углом отклонения 50°.

Крыло — свободнонесущее, трапециевидное (удлинение — 4,18, сужение — 1,21), с углом стреловидности 45° по линии четвертей хорд и отрицательным поперечным «V», равным 5°, Угол установки крыла +1°. Профиль крыла в корневой части — симметричный ЦАГИ С-12с, в концевой — ЦАГИ СР-11. Силовой набор консоли включает два лонжерона, силовую подкосную балку, соединенную шарнирно с передним лонжероном, 36 нервюр и работающую обшивку. Крыло снабжено элеронами с внутренней аэродинамической компенсацией и щитками-закрылками с фиксированной осью вращения. Максимальные углы отклонения: элеронов вверх и вниз — 25°, щитков-закрылков на взлете — 25°, на посадке — 50°. Законцовки крыла оформлены в виде обтекателей подкрыльевых опор шасси, на которых установлены ПВД и съемники статического электричества.

Оперение самолета стреловидное, однокилевое с расположением стабилизатора на половине размаха киля. Профиль горизонтального оперения — АСА-000010М, площадь — 4,665 м², угол стреловидности — 45°, относительная толщина перпендикулярно линии фокусов — 10%. Угол установки стабилизатора — минус 30′. Руль высоты снабжен триммерами и имеет углы отклонения: вверх — 33°, вниз — 20°. Киль — двухлонжеронный, с работающей обшивкой. Профиль киля — АСА-0009М и АСА-0008М, площадь — 5,329 м², угол стреловидности — 55°. Руль поворота с осевой компенсацией имеет углы отклонения до 26° в обе стороны. Его нижняя часть оснащена триммером. На законцовке киля установлены антенны курсоглиссадной системы и радиостанции РСИУ-3М.

Шасси — велосипедного типа с управляемым передним колесом. Колеса передней и подкрыльевых опор — нетормозные, спаренные колеса основной опоры оснащены двухкамерными тормозами с автоматами предотвращения юза. База шасси — 5,415 м, колея — 0,44 м. Размеры колес: задних — 800×225 мм, переднего — 600×155 мм, подкрыльевых — 310×135 мм.

Силовая установка включает два турбореактивных двигателя РД-5А (АМ-5А) с максимальной тягой 2600 кгс, расположенных в гондолах под крылом. Топливо размещается в четырех мягких фюзеляжных баках общей емкостью 3445 л. Кроме того, под фюзеляжем предусмотрен подвесной сбрасываемый бак емкостью 685 л. Максимальная ширина бака — 0,692 м, максимальная высота — 0,515 м, длина — 3,4 м. На самолете предусмотрен слив керосина в воздухе.

Вооружение включает две 37-мм пушки Н-37Л. Нормальный боезапас — 50 патронов на ствол (патронные ящики позволяют брать в перегрузочном варианте по 100 патронов). Прицеливание ведется с помощью радиоприцела РП-6.

Бронезащита включает переднее бронестекло фонаря толщиной 105 мм, стальную бронеплиту, установленную перед кабиной, бронеспинки и бронезаголовники кресел летчика и оператора, дюралюминиевые плиты по бокам сиденья летчика, бронещитки пиромеханизмов кресел. Вся металлическая броня имеет толщину 10 мм.

Оборудование самолета включает бортовую радиолокационную станцию РП-6 «Сокол», систему слепой посадки ОСП-48 «Материк», маркерный радиоприемник МРП-48П, автоматический радиокомпас АРК-5, навигационный индикатор НИ-50Б, авиагоризонт АГИ-1, дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-5, самолетный ответчик СРО, радиостанцию РСИУ-3М, радиовысотомер РВ-2, самолетное переговорное устройство СПУ-2Р и др. приборы и системы.

Система управления рулем высоты и элеронами — бустерная (аварийная — механическая), рулем направления — механическая. Кабина летчика-оператора оснащена полным комплектом органов управления.

Тактико-технические характеристики Як-120, Як-25М и Як-25К-75

 

 

Як-1201

Як-25М

Як-25К-75

Длина

м

-

15,6652

-

Размах крыла,

м

-

10,964

-

Площадь крыла,

м²

 

28,94

 

Двигатели:

 

 

 

 

    тип

кгс

АМ-5А

РД-5А

    тяга

кгс

2×2000

2×2000

Масса

 

 

 

 

    пустого без ПТБ

кг

5675

-

-

    пустого с ПТБ

кг

5720

-

-

    взлетная без ПТБ

кг

8675

9220

8830

    взлетная с ПТБ

кг

9450

10045

-

Максимальная скорость

км/ч

1090

-

1000

    на высоте

м

5000

-

5000

Скороподъемность у земли

 

 

 

 

    без ПТБ

м/с

50

44

-

    с ПТБ

м/с

-

37

-

Практический потолок

м

14500

-

13600

Дальность полета

 

 

 

 

    без ПТБ

км

2100

2010

-

    с ПТБ

км

2700

2560

-

Максимальная продолжительность полета

 

 

 

 

    без ПТБ

 

2 ч 56 мин

2 ч 48 мин

-

    с ПТБ

 

3 ч 41 мин

3 ч 26 мин

-

Разбег

м

735

800

-

Пробег

м

800

850

-

Вооружение:

 

 

 

 

    пушки

 

2×Н-37Л

-

    управляемые ракеты

 

-

4×РС К-75

[1] ЛТХ по результатам испытаний в ГК НИИ ВВС

[2] Длина самолета указана до законцовки киля

Тактико-технические характеристики Як-25РВ, Як-125 и Як-27Р

 

 

Як-25РВ

Як-125

Як-27Р

Длина

м

15,932

16,01

19,0(18,521)

Размах крыла

м

23,5

10,964

11,82

Площадь крыла

м²

55

28,94

-

Двигатели:

 

 

 

 

    тип

 

Р-11В-300

РД-5А

РД-9Ф

    тяга (на форсаже)

кгс

2×3900

2×2000

2×2750(3800)

Масса

 

 

 

 

    пустого

кг

6175

-

-

    взлетная

кг

9800

96303

119704

Максимальная скорость

км/ч

М=0,82

1110

1285

    на высоте

м

 

5000

-

Практический потолок

м

21000

14140

165505

Практич. дальность полета

км

-

30403

23803

Вооружение:

 

 

 

 

    пушки

 

-

1×НР-23

[1] Длина самолета указана до законцовки киля

[2] Без учета ПВД

[3] С ПТБ

[4] 13 633 с ПТБ

[5] Без ПТБ

Примечание: в документах ОКБ длина Як-125 указана равной 15,71 м

Тактико-технические характеристики Як-123-1, Як-121 и Як-27К

 

 

Як-123-1

Як-121

Як-27К

Длина

м

17,161

17,3351

Размах крыла

м

 

10,964

 

Площадь крыла

м²

28,94

-

-

Двигатели:

 

 

 

 

    тип

 

РД-9АК

РД-9Ф

    тяга (на форсаже)

кгс

2×2000

2×2750(3800)

Масса

 

 

 

 

    пустого

кг

-

70052

-

    взлетная

кг

112203

9740

10680

Максимальная скорость

км/ч

1230

1235

1270

    на высоте

м

10 600

10 000

-

Практический потолок

м

16 600

15 800

16 300

Практическая дальность полета

км

22004

-

-

Максимальная продолжительность полета

 

-

3 ч

1 ч 27 мин

Вооружение:

 

 

 

 

    пушки

 

1×АМ-23

2×Н-37Л

-

    управляемые ракеты

 

-

-

4×РС К-75

    авиабомбы

кг

12005

-

-

[1] Длина самолета указана до законцовки киля

[2] После замены радиостанции РСИУ-4 на РСИУ-6 - 6983 кг

[3] С боевой нагрузкой

[4] Расчетные данные

[5] 2000 кг в перегрузочном варианте

Список статей