Список статей

Николай ЯКУБОВИЧ

«Комета» взошла в зенит

Боевой корабль всегда был «крепким орешком» для авиации. Ощетинившийся всеми «стволами», он оставлял мало шансов экипажам бомбардировщиков и торпедоносцев не только успешно атаковать его, но и выйти из боя без повреждений. Поразить цель, не заходя в зону ПВО, можно лишь с помощью управляемого оружия, созданного в СССР в начале 50-х годов.

Самолет-снаряд «КС» или, по современной технологии, крылатая ракета долгие годы входил в состав вооружения самолета Ту-16КС авиации ВМФ. Воздушный корабль с подвешенными ракетами легко было принять за авианосец. Впрочем, сторонний наблюдатель отчасти был бы прав, поскольку летные испытания авиационных крылатых ракет проводились в пилотируемом варианте после отцепки их от самолета-носителя.

В начале 50-х годов и даже много позже отработка систем наведения беспилотных летательных аппаратов требовала постоянного вмешательства человека. Опытным путем подбирались возможные коэффициенты радиоэлектронной аппаратуры и лишь затем принимались решения о пуске летательного аппарата в штатном режиме.

Разработка самолета-аналога велась в соответствии с постановлением правительства от 25 марта 1949 года. Первый этап отработки системы наведения будущего самолета-снаряда «КС» проводился на летающей лаборатории Ли-2, а затем на МиГ-9Л (ФЛ). В дальнейшем исследования продолжались на самолетах «К».

В основу концепции наведения снаряда на цель был положен комбинированный принцип, включающий обнаружение цели радиолокационной системой носителя, пуск снаряда и наведение его на цель методом «трех точек» по равносигнальной линии, образованной лучом радиолокационной станции носителя. На определенном расстоянии от цели происходил захват отраженного от нее сигнала пассивной радиолокационной головкой самонаведения «СС» снаряда. Дальнейший полет до встречи с целью происходил в автоматическом режиме.

В октябре 1949 года работала макетная комиссия по носителю Ту-4 и самолету-снаряду «КС». 3 ноября этого же года состоялась защита эскизного проекта самолета-аналога.

По своей аэродинамической компоновке самолет-снаряд был подобен истребителю МиГ-15, отличаясь массово-геометрическими характеристиками. Особенно сильно отличалось крыло с необычайно высокой стреловидностью — 57,5° по передней кромке. Самолет-аналог, как и снаряд, разрабатывался в филиале ОКБ-155, возглавляемого А. Я. Березняком под общим руководством заместителя А. И. Микояна — М. И. Гуревича.

Перед коллективом конструкторов встала довольно трудная задача — установить на самолет-снаряд кабину пилота с органами управления и катапультным сиденьем, шасси, пилотажно-навигационное оборудование, контрольно-записывающую аппаратуру, тормозной парашют. При этом нельзя было выходить за пределы допустимой полетной массы. Единственным свободным местом в снаряде был отсек боевой части. Хорошо еще, что высота полета не превышала 4 000 метров и не нужно было «впихивать» в планер систему жизнеобеспечения летчика с кислородным оборудованием, герметизировать кабину.

Состав пилотажно-навигационного оборудования кабины летчика был сведен до минимума. К традиционным высотомеру, указателю скорости и авиагоризонту добавили компас КИ-13, радиостанцию РСИ-6 и переговорное устройство СПУ-14 для связи летчика самолета «К» с экипажем носителя Ту-4К, в обязанности которого, кроме наведения снаряда на цель, входили запуск двигателя подвешенного самолета и последующая его отцепка.

Для обеспечения приемлемой посадочной скорости на крыло установили простейшие закрылки. Посадка осуществлялась на велосипедное шасси с крыльевыми опорами. Основные стойки шасси с колесами размером 500×180 мм и передняя опора с колесом размером 370×160 мм убирались в фюзеляж, а крыльевые — в законцовки крыла по направлению полета.

Силовая установка состояла из двигателя РД-500, развивающего тягу на максимальном режиме 1 590 кг, на номинальном — 1 360 кг. На самолете-снаряде устанавливали однорежимный двигатель РД-500К. Удельная нагрузка на крыло у самолета «К» превышала почти на 40 кг аналогичную характеристику истребителя МиГ-15, что при относительно слабой механизации крыла позволяло получить посадочную скорость не ниже 270…290 км/ч. Скорость же захода на посадку доходила почти до 400 км/ч.

Было построено четыре экземпляра самолета: К-1, К-2, К-3 и К-4. Они отличались друг от друга полетной массой, равнявшейся соответственно 2 453 кг, 2 537 кг и 2 550 кг. Впоследствии четвертый экземпляр переделали в беспилотный и испытывали в штатном варианте.

Летные испытания проводились как с отцепкой в воздухе от носителя Ту-4К, так и взлетая с земли. Первый самолет-аналог К-1 начал рулежки в декабре 1950-го на аэродроме НИИ ВВС в Чкаловской. 4 января следующего года летчик-испытатель ЛИИ Султан Амет-Хан опробовал его в воздухе, при этом взлет производился с земли. Несколько позже на самолете К-2 были получены вертикальная скорость у земли 50 м/с, дальность 150 км при полете на высоте 3 000 м со скоростью 625…650 км/ч и остатке топлива 50 кг. В случае старта с носителя максимальная дальность могла достигать 220 км, но при полете по боевой траектории она лишь немного превышала 80 км.

По результатам испытательных полетов, завершенных к маю 1951-го, были уточнены летно-технические характеристики снаряда. Доработали не только аппаратуру наведения, но и планер и лишь после этого провели пуски в штатном (беспилотном) варианте, получившем заводской индекс К-4.

Пользуясь случаем, хочу высказать предположение, что начиная с «Кометы», все авиационные ракеты стали индексироваться буквой «К», и следующий индекс К-5 получила ракета PC-2У, разработанная в ОКБ П. Д. Грушина.

Претерпел изменения бомбардировщик Ту-4, на котором вместо РЛС «Кобальт» установили «Комету», в консолях крыла поставили керосиновые баки по 115 л каждый, а под крылом — балочные держатели с механизмом подъема и выпуска самолета-снаряда. Во время испытательных полетов под крылом Ту-4К всегда подвешивалась пара самолетов-аналогов, но стартовал в воздухе только один. Делалось это, по всей видимости, из соображений безопасности полета на его начальном этапе, поскольку несимметричная подвеска приводит к одновременному появлению моментов крена и рыскания, для парирования которых на малых скоростях требуются повышенные «расходы» рулей.

Первый удачный пуск самолета-снаряда «КС» состоялся 21 ноября 1952 года, и лишь после этого, в 1953 году он был принят на вооружение. «КС» предназначался для поражения надводных кораблей водоизмещением 1200 тонн и более. Первые комплексы Ту-4К поступили на вооружение авиации Черноморского флота. В зависимости от задания Ту-4К могли брать одну или две ракеты «КС», осуществлять поиск и обнаружение надводных кораблей или радиоконтрастного наземного объекта на расстоянии до 250…300 км. Пуск снарядов производился на удалении до 90 км в зависимости от высоты полета носителя.

Боевые возможности Ту-4К по сравнению с самолетами, вооруженными свободнопадающими бомбами, минами или торпедами, возросли в 7…10 раз. Комплекс «Комета», предназначенный для поражения крупных наземных и надводных целей, явился первой в СССР радиоуправляемой системой с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения.

Во второй половине 50-х годов самолеты Ту-4К стали заменяться более современными комплексами Ту-16КС, принятыми на вооружение в 1955 году. При практически неизменных высоте и скорости пуска ракет «КС», комплекс Ту-16КС обладал большим радиусом действия, скоростью и высотой полета, что, в конечном итоге, повышало его боевые возможности.

В начале 60-х годов Индонезии были безвозмездно переданы две эскадрильи самолетов Ту-16, вооруженные ракетами «КС», но в боевых действиях им участвовать так и не довелось.

Тактико-технические характеристики

 

 

К-3

«КС»

Тип двигателя

 

РД-500

РД-500К

Тяга двигателя

 

 

 

    максимальная

кгс

1 500

1 500

    номинальная

кгс

1 360

 

Размах крыла

м

4,692

4,722

Длина

м

 

8,29

Площадь крыла

м²

9,0

 

Масса полетная

кг

2 550

2 735

Масса пустого

кг

2 068

 

Масса горючего

кг

284

 

Объем горючего

л

 

330

Максимальная скорость

км/ч

1 100

1 050…1 100

    на высоте

м

3 000

 

Посадочная скорость

км/ч

270…290

 

Дальность полета

км

80…220

70…90

Длина разбега

м

770

 

Длина пробега

м

2 200

 

Список статей