Список статей

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

«Каньон Эльдорадо»

...или буря в заливе Сидра

В ночь с 14 на 15 апреля 1986 г. мирный сон ливийской столицы нарушили взрывы бомб. Город бомбила американская авиация. Многолетняя конфронтация США и Ливии достигла своего апогея.

Стратегическое положение Ливии в Средиземном море издавна привлекало различного рода кандидатов во властелины мира. Неудивительно, что антиамериканский режим полковника Каддафи был бельмом на глазу у янки. Начиная с 1970-х годов, корабли 6-го флота США регулярно проводили учения в южном Средиземноморье у побережья Ливии. Вооруженные силы этой страны не оставались безучастными, постоянно отслеживая корабли и самолеты вероятного противника. Игра, если такие действия можно назвать игрой, шла на грани фола. Дополнительный имидж придавало различное толкование сторонами правил игры, то есть — определение границы территориальных вод Ливии.

Примерно в середине береговой линии арабской страны находится обширный залив Сидра (другое название — Большой Сирт), акватория которого и стала поводом к многочисленным инцидентам. Американские специалисты по морскому праву однозначно проводят границу территориальных вод на расстоянии 12 морских миль от береговой черты. В то же время, ряд правоведов из других стран допускают отступления от такого подхода, устанавливая границу территориальных вод залива на расстоянии 12 миль от линии, соединяющей входные мысы.

Последнего подхода придерживался и полковник Каддафи, объявившего акваторию залива Сидра южнее параллели 32° 30′. территориальными водами Ливии. У американцев эта параллель, проходящая через г. Мисурата на западном берегу залива и г. Бенгази — на восточном, получила название линии смерти. Янки никогда не считались с чужим мнением, и решение Каддафи подействовало на них, как красная тряпка на быка. Корабли и самолеты начали нахально пересекать пресловутую линию, а количество учений в этом районе Средиземного моря резко возросло.

Первой жертвой «игрищ» стали два ливийских Су-22. 18…19 августа 1981-го корабли 6-го флота, в том числе авианосцы «Форрестол» и «Нимиц», проводили учения в районе залива Сидра. Поначалу американцы вели себя корректно и не пересекали «линию смерти». Однако нервы арабам потрепали. Авиация Ливии в дневное время постоянно «висела» в районе учений. Как правило, это были МиГ-23 и МиГ-25. Ливийские самолеты перехватывали и сопровождали истребители ПВО авианосного ударного соединения (АУГ). В первый день они осуществили 35 таких перехватов.

Следующий день также начался с полетов ливийской авиации. В 7 ч 20 мин пара F-14 с авианосца «Нимиц» на меридиане г. Сирт обнаружила две воздушных цели, следовавших курсом к американскому соединению. Радары «Томкэтов» засекли самолеты на удалении 30…40 миль, а на расстоянии 5…6 миль идентифицировали их как Су-22. Американцы шли на высоте 6 000 м и сближались с ливийцами на встречном курсе с превышением примерно на 200 м. Когда между противниками осталось 4 мили, ведущий ливийской пары пустил ракету. Американцы поразительно быстро сориентировались: ушли от опасности и тут же «сели на хвост» Су-22, после чего выпустили по ним «Сайдуиндеры». Оба истребителя-бомбардировщика были сбиты, их летчики катапультировались. Одного летчика спасли ливийские катера, второй пропал без вести. Без сомнения вся ответственность за «первую кровь» в заливе Сидра лежит на США.

По поводу сбитых самолетов в мире поднялась приличная буча, особенно в нефтеносных странах Ближнего и Среднего Востока. Американцам пришлось прислушаться, корабли 6-го флота продолжали наведываться к побережью Ливии, но до прямых столкновений дело не доходило. Вопрос о том, поддерживал или нет Каддафи терроризм, выходит за рамки данной статьи, но факт остается фактом. Взрывы 17 декабря 1985-го в аэропортах Вены и Рима, в результате которых погибли люди, в том числе американцы, «повесили» на Ливию. В США решили «примерно наказать» Каддафи.

С конца декабря началось усиление 6-го флота, корабли которого подошли к побережью Ливии. Авианосцы «Корал Си» и «Саратога» маневрировали несколько севернее «линии смерти» в заливе Сидра, самолеты с авианосцев находились в воздухе круглосуточно. Разведка США вплотную занялась уточнением целей для самолетов палубной авиации, а штабы приступили к планированию удара. Действия в этом районе назвали «Операцией в районе Ливии». Сами янки разделили ее на несколько фаз, по которым легко можно проследить эскалацию агрессии.

25 января 1986-го АУГ с авианосцами «Корал Си» и «Саратога» вышла в центральную часть Средиземного моря. На следующий день палубный самолет ДРЛО Е-2С навел пару F-18 с «Корал Си» на пару МиГ-25 ВВС Ливии. В этот же день F-18 с «Корал Си» и F-14 с «Саратоги» пришлось неоднократно перехватывать ливийские МиГ-23 и МиГ-25, Су-22 и «Миражи». Американские летчики отмечали, что все арабские самолеты несли на внешних подвесках ракеты. В то же время, ливийцы вели себя мирно и не выполняли «резких движений». Так до 30 января ни один американский самолет не попытался войти в воздушное пространство южнее 32° северной широты. На первом этапе американцы «обкатывали» своих летчиков, избегая открытых столкновений.

С 12 по 15 февраля состоялось более 100 перехватов. Американцы, как в ходе первой фазы, не пересекали «линию смерти». В ответ агрессивно стали действовать ливийские истребители. Уже не только «Томкэты» и «Хорнеты» выступали в роли истребителей-перехватчиков: «МиГи» стали появляться над АУГ, как только с палубы взлетала очередная смена истребителей ПВО. 14 февраля разведчики МиГ-25 совершили облет авианосца «Корал Си», дозорным «Хорнетам» пришлось вытеснять их из воздушного пространства над кораблем. Разведку американского соединения вел и Ил-76, единственный ливийский самолет, летавший в темное время суток.

Третья фаза — «Свобода навигации». Американскую группировку усилили. Истребители не могли полностью обеспечить воздушное прикрытие всех военных самолетов США в этом районе Средиземноморья. Так, 14 января два МиГ-25 перехватили ЕА-4, летевший без прикрытия, причем на большем чем обычно удалении от побережья.

На «Саратоге» в момент проведения этой операции базировалось 24 истребителя F-14, 24 штурмовика А-7, два самолета ДРЛО Е-2С и 10 противолодочных S-3. На «Корал Си» находилось 48 F/A-18, 12 А-6 и 4 Е-2С. На авианосцах имелись и поисково-спасательные вертолеты.

23 марта авианосцы маневрировали в 150 милях к северу, а ударная корабельная группировка во главе с крейсером «Тикондерога» направилась прямо к «линии». С рассвета следующего дня корабли под прикрытием F-18 с «Корал Си» начали курсировать вдоль границы, установленной Каддафи, явно провоцируя ливийцев. И нервы у арабов не выдержали: около двух часов по местному времени по палубным самолетам начали работать ЗРК С-200.

Вечером ответ был неадекватным. Цитата из «Флайт Интернэшнл» от 5 апреля 1986-го: «Звено самолетов А-6 «Интрудер» с авианосца «Америка» нанесло удар по быстроходному ракетному кораблю «Комбатант» IIG ливийских ВМС, угрожавшего кораблям 6-го флота четырьмя своими противокорабельными ракетами «Отомат». В результате попадания ПКР AGM-84A «Гарпун» и управляемых бомб «Рокай» корабль был потоплен».

Трудно представить, что маленький ракетный катер может всерьез угрожать чуть ли не всему 6-му флоту США. Катер потопили южнее «линии смерти», положив, таким образом, начало «свободе навигации». В 22 ч 06 мин пара «Корсаров» с «Саратоги» противорадиолокационными ракетами HARM атаковала позицию ЗРК С-200, уничтожив РЛС. В 23 ч 30 мин. тяжело поврежден штурмовиками «Интрудер» еще один ливийский ракетный корабль. Первый день горячей войны закончился потоплением двумя ПКР «Гарпун», запущенными с крейсера «Йорктаун» еще одного ракетного катера типа «Комбатант» и атакой пары «Корсаров» позиций ЗРК С-200.

Точку в боевых действиях третьей фазы поставили в ночь на 25 марта штурмовики А-6, потопившие еще один ракетный корабль.

До 29 марта, когда американская эскадра ушла из этого района, наступило затишье. За время «маневров» в заливе Сидра палубная авиация произвела 1546 вылетов. 188 раз самолеты пересекали «линию смерти». Янки наглядно показали, что могут запросто установить «свободу мореплавания» в этом районе: все морские цели были уничтожены в водах, объявленных Ливией территориальными.

Казалось, напряжение в центральной части Средиземного моря ослабло. 9 апреля авианосец «Корал Си» прибыл в испанский порт Малага, а «Саратога» тем временем направился за океан. Однако следующий шаг в кровавой игре сделал Каддафи, после чего вся история достигла своей кульминации.

5 апреля в одной из дискотек Западного Берлина сработало взрывное устройство. Американский сержант и молодая турчанка были убиты. 230 человек, включая 50 американских солдат, ранены. Доказать причастность Ливии к акту терроризма не составило труда.

На пресс-конференции в Белом Доме, прошедшей 9 апреля, президент Рейган обрушился на Ливию с обвинениями в «государственном терроризме» и грозил ей карами небесными. Полковник Каддафи в долгу не остался: 10 апреля выступил с речью, в которой говорил, что Ливия к войне готова и победа, естественно, будет за ней.

Белый Дом начал подготовку операции «Каньон Эльдорадо» — четвертой фазе действий вблизи берегов Ливии. К налету на Ливию планировалось привлечь авиацию ВМС и ВВС.

Пытаясь скрыть приготовления к удару по Ливии, 12 апреля было объявлено о начале плановых учений «Солти Нэйшн» с привлечением значительного количества F-111 с авиабаз Аппер-Хейфорд и Лейкенхирт.

Общее руководство налетом на цели в Ливии возложили на командующего 6-м флотом адмирала Ф. Келсо. В соответствии с планом операции в ней предполагалось задействовать до 150 самолетов различных типов, а также 36 кораблей и судов 6-го флота.

К обеспечению удара привлекались также самолеты РЭБ ЕС-135, патрульные Р-ЗС «Орион» и заправщики, с авиабаз Испании и Сицилии. Вертолетоносец «Гуадалканал» отвечал за проведение поисково-спасательных операций, а подводные лодки 6-го флота — для нейтрализации вероятной угрозы средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Сразу же после захода солнца «Корал Си» на большой скорости прошел Мессинский пролив и направился в точку выпуска самолетов, расположенную в 300 милях к северо-западу от Бенгази. Авиация «Корал Си» должна была нанести удар по ЗРК и авиабазе Бенина, расположенной вблизи г. Бенгази.

«Америка», на борту которой находился адмирал Келсо, к этому времени уже маневрировала на отведенной для нее позиции в 100 милях к северу от Триполи. Самолетам с «Америки» отводились цели в самом г. Бенгази, в частности, корабли в порту. Ее истребители должны были также прикрывать налет самолетов ВВС на Триполи.

Операция «Каньон Эльдорадо» началась взлетом 28 заправщиков КС-10 и КС-135 с аэродромов Фэйрфорд и Милденхэлл. Через 23 мин с авиабазы Лейкенхирт поднялись в воздух 24 истребителя-бомбардировщика F-111F из состава 48-го авиационного тактического истребительного авиакрыла, а с аэродрома Аппер-Хейфорд 5 самолетов РЭБ EF-111A.

Им предстоял долгий путь в обход Европы, поскольку Франция и Испания предпочли поддержать США в борьбе с «международным терроризмом и его лидером полковником Каддафи» лишь на словах и не разрешили самолетам США пролет над своей территорией. После первой дозаправки в воздухе, шесть резервных F-111F и два EF-111F вернулись на английские аэродромы. Маршрут длиной 4 800 км пролегал в обход Пиренейского полуострова, затем через Гибралтарский пролив над Средиземным морем к берегам Ливии. Из 18 оставшихся бомбардировщиков у 5 обнаружились различные отказы в оборудовании.

При полете к целе самолеты ударной группы выполнили четыре дозаправки. Пройдя район Тунисского пролива, истребители-бомбардировщики снизились до высоты 50…60 м и начали развертывание в боевой порядок. Все цели находились в районе Триполи: казармы Эль-Аззизия — резиденция полковника Каддафи, центр подготовки командос и международный аэропорт в порту Сиди-Биляль, военная часть аэропорта Триполи.

Еще до подхода истребителей-бомбардировщиков ВВС США взлетели четыре палубных самолетов РЭБ ЕА-6В (по два с каждого авианосца), а три «Хокая» поднялись в воздух еще до захода солнца. Самолеты ДРЛО барражировали в районах к востоку от Гибралтара, к северу от Триполи и к северу от Бенгази всю ночь и весь следующий день, дозаправляясь в воздухе. Основная часть палубных самолетов стартовала после 21 ч. Группу патрульных самолетов боевого обеспечения составляли истребители F-14 и F-18.

В полночь 14 апреля EF-111A и ЕА-6В начали постановку активных помех РЛС системы ПВО Ливии, а палубные штурмовики А-7 и истребители-бомбардировщики F/A-18 произвели пуски 48 противорадиолокационных ракет «Шрайк» и HARM по радиотехническим средствам ЗРК, прикрывающим Триполи и Бенгази.

Восемь F-111 в это же время атаковали казармы Эль-Аззизия в Триполи и центр подготовки командос. Летчики получили приказ сбрасывать бомбы только в случае точного опознавания целей. Выход в точку бомбометания экипажи F-111F осуществляли на высоте 60…120 м при скорости 925 км/ч с южного, материкового направления. Для обнаружения целей экипажи F-111F использовали лазерную систему целеуказания AN/AVQ-26 «Пэйв Тэк». Большая часть бомбардировщиков несли по четыре 227-кг бомбы GBU-10 «Пэйвуэй» с лазерной системой наведения. Цели в Триполи засекались сначала с помощью бортовых РЛС бомбардировщиков, для окончательного наведения использовались индикаторы тепловизионной подсистемы ночного видения системы «Пэйв Тэк». На некоторых F-111F имелось по 12 225-кг свободнопадующих фугасных бомб. Пять F-111F обрушили свой груз на аэропорт Триполи. Бомбардировщики ВВС во время нахождения над целями прикрывались с воздуха истребителями F-14, но ливийские перехватчики так и не появились.

Палубные штурмовики А-6 атаковали намеченные объекты в районе Бенгази, используя аналогичную тактику. Самолеты несли 227-кг бомбы с тормозными устройствами Мк.82 «Снэкай» и кассетные бомбы Мк.20. Экипажи А-6 использовали для обнаружения целей многофункциональные РЛС AN/AAS-33, обеспечивающие возможность автоматического сброса бомб в расчетной точке.

Условия бомбометания были достаточно сложные, в результате пять F-111 и два А-6 выполнили боевые задачи не полностью, проще говоря — не смогли осуществить прицельное бомбометание.

Через тринадцать минут после начала налета летчики получили команду «уноси ноги», а через две минуты один F-111 из восьми, бомбивших Триполи, пропал с экрана РЛС самолета ДРЛО, барражировавшего в районе Триполи. Согласно официальным данным США этот самолет единственный, безвозвратно потерянный, еще один поврежденный F-111 совершил посадку на авиабазе Рота в Испании. Операция «Каньон Эльдорадо» завершилась в 10 час. 15 апреля с прекращением поиска экипажа сбитого F-111.

Утром 15 апреля два разведчика SR-71 обследовали район боевых действий. В Триполи повреждены казармы, на аэродроме уничтожено от трех до пяти транспортных Ил-76. В Бенине — не менее четырех МиГ-23, два Ми-8, два пассажирских «Фокке» F-27. Основной целью налета являлся жилой комплекс лидера ливийской революции, находившийся на территории казарм Эль-Аззизия. Сам Каддафи не пострадал, погибла его приемная дочь и тяжело ранены два сына. Кроме военных объектов, пострадали жилые дома, ряд посольств.

«Точечного» бомбометания не получилось — отклонение от цели управляемых авиабомб в результате выполнения самолетом противозенитного маневра достигало 1500 м, а кассетных и обычных бомб — 700 м. Малая высота и высокая скорость самолетов при бомбометании привели к тому, что, по заявлению ливийцев, 37 бомб невзорвались.

Американцы добились внезапности — Триполи освещался в течение некоторого времени после первых взрывов. Однако ливийская ПВО быстро включилась в работу. У Каддафи было что противопоставить американцам. ВВС этой арабской страны оказались одними из сильнейших на Ближнем Востоке и совсем не маленькими даже по европейским меркам. В них насчитывалось около 510 боевых самолетов, в том числе более 50 истребителей-перехватчиков и разведчиков МиГ-25, около 160 МиГ-23 различных модификаций, 55 МиГ-21, 100 Су-20/22, семь Ту-22, а также примерно 90 истребителей «Мираж» F.1 и 65 «Мираж» 5.

Сведенные по советскому образцу в отдельный род войск, ПВО имела на вооружении следующие ЗРК: 102 С-75, 132 С-125 140…170 «Куб» и «Оса», 36 С-200, а также 60 комплексов французского производства «Кроталь», значительное количество зенитной артиллерии (ЗА). Увы, боевая подготовка расчетов зенитчиков и экипажей самолетов, как показал предшествовавший опыт столкновений с американцами, оставляла желать лучшего.

Американские летчики, участвовавшие в налете на Триполи и Бенгази, отмечали значительное количество пусков ракет и сильный огонь ЗА, особенно ЗСУ-23/4. Единственный «официально сбитый» F-111F предположительно пострадал от огня «Шилки». Ливийцы заявили о трех сбитых американских самолетах и даже продемонстрировали киль самолета с серийным номером 423241, представив его как «часть F-111F». Однако, как сообщил представитель Пентагона, подобный заводской номер не принадлежал ни одному из самолетов США. Кроме того, шрифт и камуфляжная окраска «части конструкции» не соответствовали стандарту. Тем не менее, представители Ливии сообщили, что сбитый бомбардировщик подняли из моря и передали СССР. ЦРУ, отслеживавшее налет с помощью РЛС и радиоперехватов, посчитало, что F-111F потерпел катастрофу из-за потери летчиком ориентации или отказа бортовых систем, в то время как летчики однотипных самолетов, принимавших участие в рейде, считают, что эта потеря — результат работы ЗСУ-23/4, наиболее эффективного, по их мнению, средства ПВО Ливии.

Ливийская авиация для отражения налета по неизвестным причинам в небо не поднималась. Вероятнее всего, из-за слабой подготовки летчики просто не смогли выполнять задания в темное время суток.

Рейд на Ливию показал возможности координации во времени и пространстве действий разнородных сил авиации. Надежность сложного бортового оборудования составила 70…75%, что, по мнению американцев, оказалось неплохим результатом. В то же время чисто военную цель — физическое устранение Каддафи и ослабление террористической деятельности не достигли. Остается только добавить, что ВВС и ВМС свои возможности продемонстрировали, а опыт по координации действий авиации не пропал даром и востребовался при проведении операции «Буря в Пустыне», направленной против другой арабской страны.

Список статей