Список статей

Владимир МАРКОВСКИЙ
Константин ПЕРОВ

Наследники «эрэсов»

Успешное применение неуправляемых авиационных ракет (НАР) во второй мировой войне предопределило их дальнейшее развитие в послевоенный период. От других систем авиационного вооружения (бомб и пушек) они выгодно отличались дальностью пуска и массой боевого заряда, простотой устройства и применения. Возможности ракетного оружия отвечали и возросшим характеристикам послевоенных самолетов. Увеличение скоростей полета и сократившееся время боевого соприкосновения с целью выдвигали на первый план достижение достаточной дальности и мощности применяемого оружия. Отсутствие отдачи при пуске, небольшие размеры и вес НАР позволяли разместить на борту боевого самолета большое количество ракет, запускаемых залпом, что повышало вероятность уничтожения цели.

Основные направления развития НАР определялись еще на основе опыта их массового применения в годы войны. К числу основных недостатков знаменитых «эрэсов» относились значительное рассеяние при стрельбе, ненадежное поражающее действие и недостаточная в современных условиях дальность прицельного пуска, обусловленные несовершенством конструкции, двигателей и боевой части. Наряду с повышением боевой эффективности важное место занимало улучшение эксплуатационно-технологических свойств: простота изготовления и хранения, постоянная готовность к применению, безопасность и надежность в эксплуатации.

Очевидно, что ракеты на жидком топливе, снаряжаемые токсичными и едкими компонентами, трудоемкие и сложные в подготовке, мало подходили для использования. Наиболее полно эксплуатационным требованиям отвечали ракеты с двигателями на твердом топливе (РДТТ), которые и получили широкое распространение во фронтовой авиации.

Многие конструктивные решения в послевоенной ракетной технике опирались на трофейные немецкие разработки. Надо сказать, что уровень и диапазон работ германских конструкторов в ракетостроении был поразителен и значительно опережал многочисленные образцы ракетного оружия, двигателей, топлив, пусковых устройств, боевых частей и систем. В советской оккупационной зоне оказались ряд центров германского ракетостроения и множество исследовательской документации: отчеты о выполненных экспериментах по аэродинамике, баллистике и устойчивости ракет, об изучении особенностей больших скоростей полета, оценке факторов, влияющих на точность попадания ракет.

Трудноустранимым недостатком НАР оказалась их невысокая точность при пуске с больших дистанций, на которую влияли положение и маневр самолета-носителя при стрельбе, особенности схода с направляющих, технологические факторы в конструкции ракеты (неточности изготовления и сборки) и ветер при полете к цели. Из-за невозможности коррекции НАР в полете повысить вероятность поражения цели можно было лишь увеличением количества ракет в залпе. Для этого потребовалась разработка многозарядных пусковых устройств, сменивших рельсовые направляющие.

Авиационное пусковое устройство АПУ-14У, применявшееся на Су-7Б, имело своеобразную конструкцию — консольная «елочка», позволявшая разместить семь НАР С-3К (С — от слова «снаряд») массой по 23,5 кг. Такое устройство АПУ было вызвано необходимостью разнести на подвеске ракеты, имевшие крестообразное оперение большого размаха. АПУ обеспечивало залповый пуск ракет с «нулевых» направляющих и было, скорее, сбрасывателем НАР. Несмотря на невысокую скорость ракет при сходе с АПУ (6…7 м/с), большая площадь оперения позволяла достичь неплохой точности попадания: круговое вероятное отклонение С-3К составляло 0,35% от дальности, и при залпе с дистанции 2 000 метров ракеты укладывались в круг диаметром 7 метров.


НАР С-3К

Надкалиберная боевая часть (БЧ) С-3К массой 7,3 кг имела комбинированное (кумулятивное и осколочно-фугасное) поражающее действие для борьбы с бронетехникой, сооружениями и живой силой. Она могла пробить броню толщиной до 300 мм, а осколочная оболочка при разрыве образовала до 500 осколков массой около 1 грамма. Однако такой способ размещения ракет был неудовлетворителен при возросших скоростях полета — громоздкие пусковые установки создавали слишком большое сопротивление в полете. Выход был найден в конструкции складного оперения, обеспечивающего компактное размещение ракет в направляющих трубах, собранных в один блок. (Это решение было подсказано устройством немецких ракет К 4/М и «Шланге», массово выпускавшихся в годы войны). Такой подход давал возможность простым способом увеличить количество запускаемых ракет путем наращивания числа труб в блоке.

Создание НАР и пусковых устройств было начато в ОКБ-16 А. Нудельмана, занимавшегося ранее артиллерийскими системами. Артиллерийский калибр 57 мм приняли и для ракеты С-5 (первоначально называвшейся АРС-57 — авиационный ракетный снаряд).

НАР С-5 состоит из РДТТ с топливной шашкой, размещенной в точеном стальном корпусе, к передней части которого крепится БЧ с взрывателем, а к задней — сопло с узлами навески оперения. Лепестки стабилизатора шарнирно складываются вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма в точности повторяет наружный контур сопла, а потребная площадь оперения набрана за счет количества лепестков. При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживаются в сложенном положении кольцом из плотной бумаги или пластика, а при пуске и выходе из направляющей они раскрываются под действием пружины и набегающего потока воздуха.

Заточка передних кромок «под нож» придает им своеобразный аэродинамический профиль, обеспечивающий раскрутку ракеты в полете до 1500 об/мин и дополнительную стабилизацию вращением.

Для быстрого разгона ракеты и достижения достаточных оборотов сразу после выхода из трубы (частота вращения зависит от скорости полета) РДТТ имеет звездообразный канал, дающий наибольшую площадь горения и тягу. Время работы РДТТ всего 1,1 сек (за это время С-5 пролетает около 300 метров) и после выгорания топлива НАР продолжает баллистический полет, подобно пушечному снаряду. Интерес представляет сопоставление характеристик пушечного и ракетного залпов. Снаряд авиационной пушки Н-37 калибром 37 мм имеет массу 0,758 кг, близкий к весу БЧ НАР С-5 — 0,815 кг. Однако его начальная скорость при выходе из ствола (690 м/с) значительно выше скорости НАРС-5М, покидающей направляющую со скоростью (70 м/с), что обеспечивает снаряду большую точность. Вместе с тем продолжительность активного участка полета НАР с работающим РДТТ позволяет ей достичь значительно большей дальности прицельной стрельбы: до 2 000 м против 400…600 м у пушки. За 1,5 сек (время пуска С-5М из двух 16-зарядных блоков) масса ракетного залпа составит 26,08 кг по сравнению с массой пушечного залпа 5,05 кг. Таким образом, пушечный огонь более точен при стрельбе с малых расстояний и позволяет поражать маневренные цели (за счет малого времени полета снаряда), а НАР более эффективны при пуске со средних дистанций и наиболее результативны при атаке площадных целей.


НАР С-5М, С-5МО


НАР С-5КП


НАР С-5С

Простая и удачная конструкция С-5 позволила разработать целое семейство НАР различного назначения, различающихся в основном устройством БЧ и некоторыми конструктивными изменениями. С-5М и М1 служат для борьбы с живой силой и слабозащищенными целями (автомобилями), артиллерийскими и ракетными позициями, самолетами на стоянке. Их БЧ фугасного действия имеет осколочную оболочку, образующую при разрыве около 75 осколков массой 0,5…1 грамма. С-5МО с БЧ усиленного осколочного действия, имеющей 20 стальных колец с надрезами для регулярности дробления при взрыве дает до 360 осколков-сегментов массой по 2 грамма. С-5К и КГ предназначены для борьбы с бронетехникой (танками, БТР и БМП) БЧ кумулятивного действия образует струю, прожигающую броню до 130 мм; С-5КО — многоцелевой снаряд с БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия, имеющей 10 колец с надрезами, образующих при разрыве 220 2-граммовых осколков.

С-5КП и КПБ оснащены новым высокочувствительным пьезоэлектрическим взрывателем вместо механического ударного; для образования осколков на корпус БЧ навита стальная проволока.

Подрыв БЧ во всех этих исполнениях НАР производится контактным взрывателем, срабатывающим при попадании в цель. Временной самоликвидатор подрывает БЧ при промахе и пролете мимо цели, уничтожая ракету и предотвращая «засорение» полигонов неразорвавшимися боеприпасами.

Специализированные варианты С-5 имеют дистанционный взрыватель, срабатывающий на определенном расстоянии после пуска. Он установлен на следующих модификациях:

С-5С и СБ с БЧ, начиненной 1000…1100 стреловидными поражающими элементами (СПЭЛ) для уничтожения живой силы (штампованные оперенные стрелы длиной 40 мм уложены в корпусе-стволе и выстреливаются вышибным зарядом вперед на подлете к цели);

С-5П и П1 с противорадиолокационной БЧ, несущей отражательные диполи из металлизированного стекловолокна для постановки пассивных помех РЛС противника (могут применяться ударными самолетами при прорыве ПВО, а бомбардировщиками — для стрельбы назад и защиты от атак истребителей и зенитных ракет);

С-50 с осветительной БЧ, применяющейся для ночной подсветки атакуемого объекта и фоторазведки (в варианте С-501 снабжена парашютом).

Для пуска С-5 первоначально предназначались 8-ствольные блоки ОРО-57К (однозарядное ракетное орудие, калибр 57 мм) и модернизированные ОРО-57КМ. Название «орудие» отражало особенность конструкции ОРО-57К — своего рода реактивной пушки, стволы которой после снаряжения ракетами закрывались с заднего торца заглушкой. Это обеспечивало повышенную начальную скорость НАР, но оказалось неудобным в эксплуатации из-за отдачи при стрельбе и сильного загрязнения стволов пороховым нагаром. Определение «однозарядное» отражало невозможность перезарядки ОРО-57К в воздухе (в отличие от пушек). Впоследствии терминология была пересмотрена, и пусковые установки, снаряжаемые большим числом ракет, стали называть многозарядными.


Блок ОРО-57К


Блоки УБ-16-57, УБ-16-57УМ, УБ-16-57КВ


Блоки УБ-32А, УБ-32А-24 вертолётный

Повышение плотности огня потребовало создания 16-зарядных унифицированных блоков УБ-16-57, их улучшенных вариантов УБ-16-57У модернизированных УБ-16-57УМ, УД и УДМ, отличавшихся более надежной системой электрозажигания и увеличенной длиной пусковых труб.

При пусках НАР с вертолетов оказалось, что на поведение ракет в начале полета и точность попадания оказывает влияние поток воздуха от несущего винта. Поток, скорость которого сопоставима со скоростью НАР в момент выхода из ствола буквально сдувал ракеты, и в вертолетных блоках УБ-16-57УВ длина направляющих труб была увеличена. Дальнейшее усиление ракетного залпа было достигнуто принятием на вооружение 32-зарядных блоков УБ-32 и УБ-32А.

Для использования на сверхзвуковых самолетах НАР с пьезоэлектрическим взрывателем, чувствительным к высоким температурам при кинетическом нагреве в полете с большой скоростью, предназначен блок Б-32-0 и Б-32М с теплозащитой пусковых труб. Ракеты в них закрыты асбестовой прокладкой, пробиваемой при стрельбе (взрыватель при этом взводится после выхода НАР из блока).

С-5 создавались для поражения не только наземных, но и воздушных целей (отчасти в этом сказалось увлечение «ракетизацией» вооруженных сил в конце 50-х годов и недостатки управляемых авиационных ракет первого поколения). При атаке самолета противника, находящегося вне зоны досягаемости пушечного огня, предполагалось буквально засыпать его градом ракет, при этом накрытие воздушной цели ракетным залпом С-5М было возможно с расстояния до 30 км!

С учетом этой тактики был разработан ряд истребителей, приспособленных для перехвата с помощью НАР. Так, самолет П-1 ОКБ П. О. Сухого нес в носовой части 50 ракет С-5 под открывающимися при стрельбе створками. На практике, однако, оказалось, что удачной может быть в лучшем случае лишь атака НАР бомбардировщиков или самолетов в плотном строю (как это практиковалось немецкими истребителями в годы войны). Полет ракет к цели занимал 5…10 секунд, и маневренный противник мог легко уклониться от попадания.

Гораздо эффективнее оказалось применение НАР по наземным целям. Возможности С-5 позволяли использовать ракеты не только против живой силы, площадных и слабозащищенных целей. Неплохая кучность при залповой стрельбе обеспечивала накрытие и небольших целей — бронетехники, артиллерийских позиций и сооружений. Наибольшая эффективность прицельного огня достигается при пуске ракет с дальности 1600…1800 метров при пикировании под углом 25…30°. Результативность атаки, естественно, повышается с увеличением числа ракет в залпе (обычно производится пуск половины НАР или полная разрядка боекомплекта в одной атаке).

При полигонных испытаниях из 64 выпущенных ракет С-5К (два блока УБ-32 на МиГ-27) достигалось попадание в цель 59 НАР (92%), превращавшее мишень — БТР в груду обломков.

Надежное поражение цели обеспечивается последовательным применением в одном заходе всех имеющихся на борту самолета средств поражения: пуск НАР, стрельба из пушек и сброс бомб. Отрабатывалась и стрельба НАР назад по полету для подавления сопротивления противника при выходе из атаки, однако такой способ давал слишком много промахов и имел скорее психологический эффект.

С-5 поставлялись во многие страны мира и широко использовались в военных конфликтах (в том числе арабо-израильских, войне Ирана с Ираком и боевых действиях в Афганистане). В горах и пустынях Афганистана, изобиловавших естественными укрытиями, особенно ценной стала возможность покрытия ракетным залпом больших площадей. С-5 широко применялись для уничтожения огневых точек и засад, подавления зенитных средств моджахедов. Немаловажным при этом оказывалось воздействие на психику противника залпового удара десятков ракет, с визгом устремлявшихся к цели, исчезающей в туче разрывов.

Бывали и случаи использования блоков С-5 в качестве реактивной артиллерии: УБ с поврежденных самолетов и вертолетов оборудовались импровизированными прицельными приспособлениями и устанавливались на грузовиках и БТР.

Однако изменившаяся обстановка на поле боя и насыщенность его средствами ПВО требовали увеличить дальность пуска, выполняя его на пределе зоны зенитного огня противника (при этом резко снижалась точность и кучность С-5). Недостаточной была и мощность БЧ малокалиберной С-5 (малоэффективная для борьбы с защищенными объектами).

Усиление БЧ и установка более мощного РДТТ могли быть достигнуты лишь путем увеличения размеров и веса ракеты. Калибр новой НАР С-8, сохранившей принципиальную схему и компоновку С-5, был принят равным 80 мм. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрываются газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания РДТТ пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксируются (люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, отрицательно сказываются на кучности стрельбы).

В сложенном положении узел стабилизатора уложен между 6 соплами РДТТ и закрыт стаканом, срывающимся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой С-8 тяга РДТТ по сравнению с С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 секунды. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение доведены до 0,3% дальности, а дистанция эффективного пуска — до 2 000 метров.

На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной БЧ, предназначенной для борьбы с бронетехникой и живой силой, разработаны несколько вариантов НАР:

С-8М и С-8КОМ с модернизированной БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ, имеющим увеличенное время работы;


НАР С-8М


НАР С-8С

С-8С с БЧ, несущей 2000 СПЭЛ в пяти блоках, используемых для поражения живой силы (как и в С-5С, стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом на конечном участке полета);

С-8Б и БМ, имеющая бетонобойную БЧ проникающего действия, способную разрушить железобетонное покрытие толщиной до 0,8 м;

С-8Д и ДМ содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси (взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5…6 кг тротила);

С-8О и ОМ — осветительная с силой света 2 000 000 свечей;

С-8П — противорадиолокационная.

В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла стабилизации.

Для пуска С-8 используются двадцатизарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и М1, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен). По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества С-8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАР, которые постепенно вытесняют С-5.


Блоки Б-8В, Б-8М1

Для борьбы с укрепленными объектами и прочными сооружениями (дотами, укрытиями, аэродромными капонирами и ВПП) на вооружение ВВС были приняты крупнокалиберные НАР блочного пуска С-13 калибром 122 мм. Сохранив основные конструктивные решения С-8 (размещение перьев стабилизатора в сложенном состоянии между сопел РДТТ, их принудительное раскрытие и фиксация), С-13 имеют улучшенную баллистику и точность. В сложенном виде перья стабилизатора удерживаются внутри задней части корпуса, отрывающейся при пуске по перфорации стенок.


Блок Б-13, НАР С-13

Бетонобойная БЧ, способная пробить 3-м земляное покрытие или свод из армированного железобетона толщиной до 1 м;

С-13Т имеет проникающую двухмодульную БЧ, срабатывающую внутри атакуемого объекта после пробития его защитного слоя (до 6 м земли или 1 м железобетона). При попадании в ВПП из строя выводится до 20 м² поверхности;

С-13-ОФ с осколочно-фугасной БЧ, дающей при разрыве 450 осколков массой 25…35 г, способных пробить броню БТР и БМП.

Пуск С-13 производится из пятизарядных блоков Б-13Л с расстояния до 2 500…3 000 метров.

Другое направление в разработке НАР представляли тяжелые крупнокалиберные ракеты. Первые образцы послевоенных НАР этого класса ТРС-190 (С-19, калибр 190 мм), АРС-212 (С-21, калибр 210 мм) не отличались высоким совершенством и повторяли основные конструктивные решения «эрэсов» времен войны. Так, С-21 напоминала увеличенный реактивный снаряд РС-82, сохранив тот же способ пуска с рельсовых направляющих и устройство: корпус небольшого удлинения, РДТТ с центральным соплом, крестообразное оперение большого размаха, плоскости которого имели штампованные гофры для жесткости, осколочно-фугасная БЧ со взрывателем ударного или дистанционного действия. Следствием этого была низкая боевая эффективность С-21: контактный взрыватель требовал непосредственного попадания в цель и подходил скорее для НАР блочного пуска, где поражение цели достигается числом ракет в залпе. Установка дистанционного взрывателя не обеспечивала требуемой результативности из-за малой дальности и точности.

Преимущества большого калибра могли быть достигнуты использованием в конструкции НАР более сложных и эффективных- решений, позволяющих усовершенствовать аэродинамику и баллистику полета ракеты, повысить дальность, точность попадания и поражающее действие БЧ.

Новые подходы были реализованы при создании 240-мм НАР С-24 (АРС-240), поступившей на вооружение ВВС в середине 60-х годов. Мощный РДТТ ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имеет семь сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси обеспечивает почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. После прекращения работы РДТТ (при этом за 1,1 секунды выгорает 72 кг ракетного топлива) стабилизация в полете сохраняется оперением, плоскости которого имеют наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышает 0,3…0,4% от дальности полета.

В модернизированном варианте С-24Б изменен состав топлива РДТТ на более устойчивый и сохраняющий характеристики при перепадах температуры и влажности. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг взрывчатого вещества.


НАР С-24Б

Корпус БЧ, имеющий проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления («запланированного разрушения») при подрыве, образует до 4000 осколков с радиусом поражения 300…400 метров. Практика показала, что при наземном взрыве до 70% осколков остаются в воронке, и для усиления поражающего действия С-24 оснащена неконтактным радиовзрывателем РВ-24, срабатывающим на высоте 30 метров над целью.

Для уничтожения защищенных объектов используется контактный взрыватель, имеющий три степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус БЧ, подрываемой после заглубления внутрь объекта. Для пуска С-24 предназначались специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 года их сменили более совершенные АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У (УМ и УМЗ), устройство которых обеспечивает пуск управляемых и неуправляемых ракет.

Надежность и простота эксплуатации С-24 сделали их одним из наиболее распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до 6 С-24, а штурмовик Су-25 — до 8. Для использования С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.

В условиях, когда распространение зенитных средств противника сделало малоэффективным использование «оружия ближнего боя» (пушек и малокалиберных НАР), значительная дальность пуска и точность попадания С-24 позволяли наносить удары с безопасного расстояния.

Нетрадиционное решение было использовано при разработке особо тяжелой НАР С-25. В отличие от других ракет она поставляется в одноразовом контейнере ПУ-0-25, представляющем собой деревянную пусковую трубу с металлической обшивкой. Современное решение транспортно-пускового контейнера упрощает эксплуатацию С-25, особенно перевозку и хранение (обычные НАР требуют для этой цели громоздкую тару).

При размещении в контейнере четыре мощных пера стабилизатора С-25 уложены между четырех сопел, имеющих скос для придания ракете вращения. РДТТ С-25 имеет цельный заряд весом 97 кг из высококалорийного смесевого топлива. Прицельная дальность пуска С-25 равна 4 км. Между соплами РДТТ установлен трассер, служащий для наблюдения и фотоконтроля полета ракеты.

С-25 принята на вооружение в нескольких вариантах, используемых для поражения различных целей и различающихся устройством БЧ:

С-25-О с осколочной БЧ для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянках и других слабозащищенных целей. Регулируемый радиовзрыватель РВ-25 обеспечивает подрыв гигантской 150-килограммовой «лимонки» БЧ в 5…20 метрах над целью с образованием до 10 000 осколков. Оценка эффективности С-25-О показала, что при удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника;


НАР С-25-О

С-25-ОФ с осколочно-фугасной БЧ массой 194 кг для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой; для усиления фугасного действия, БЧ, содержащая 27 кг взрывчатого вещества, оснащена контактным взрывателем;


НАР С-25-ОФ в пусковом контейнере пу-0-25

С-25-ОФМ имеет модернизированную упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания покрытий прочных сооружений и уничтожения складов, укрытий и других защищенных целей; БЧ имеет встроенный взрыватель с замедлением, закрытый аэродинамическим обтекателем.


НАР С-25-ОФМ в пусковом контейнере пу-0-25

С-25-ОФМ стала своего рода «последним словом» в конструкции тяжелых НАР. При необходимости она может оснащаться лазерной головкой самонаведения типа 24Н1 и энергоблоком с силовыми приводами и рулями, превращаясь в управляемую ракету С-25-Л. Для ее пуска предназначено специальное однозарядное устройство ПУ-О-25-Л.

Несмотря на появление в последнее время высокоточных боеприпасов, НАР остаются одним им основных видов авиационного вооружения. Успешно конкурировать с современными авиационными средствами поражения им позволяет высокая боевая эффективность, простота применения, технологичность и, не в последнюю очередь, низкая стоимость изготовления.

Список статей