Список статей

Андрей ХАУСТОВ

«Бог морей», разящий с небес

В праздничный день 9 мая 2017 г. над нейтральными водами Черного моря Су-30 из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа России сблизился с самолетом ВМС США Poseidon на расстояние 6 м. Когда США заявили официальный протест, Минобороны РФ ответило, что истребитель лишь выполнил «маневр приветствия американских пилотов». Буквально через три дня над Черным морем, в 160 км от Крыма произошел новый инцидент. На этот раз Су-27 сблизился с Poseidon на 12 м.

О происшествиях экстренно рассказали многие информационные агентства мира. Это очень напоминало новостные сводки 30-летней давности, в которые неоднократно попадали сообщения о встречах советских Су-27 и патрульных самолетов Orion стран НАТО. Неужели мы становимся свидетелями начала новой «холодной войны»? Во всяком случае, тревожных симптомов много, и если события будут развиваться в том же русле, то прямому наследнику Orion самолету Р-8А Poseidon уготована бурная биография.

Дорога к «Посейдону»

В 1962 г. на вооружение авиации ВМС США был принят базовый патрульно-противолодочный самолет Lockheed Р-3 Orion, разработанный на основе турбовинтового пассажирского L-188 Electra. Всего построили 757 Orion, из которых 107 собрала по лицензии японская компания Kawasaki. Наиболее совершенным вариантом стал Р-3С, который и поныне является самым распространенным в мире самолетом своего класса. Кроме того, на базе Orion появилось целое семейство специализированных машин, предназначенных для ведения разведки, экологического мониторинга и т. п. Не удивительно, что корпорация Lockheed превратила этот успех в экспортный хит. Помимо США, Р-3 поставлялся еще в 17 стран мира.

Но свет американской «звезды» не вечен, и еще в 1989 г. ВМС США объявили конкурс на замену Orion. Однако из-за обвального сокращения оборонных расходов и снижения угроз на фоне потепления отношений с Советским Союзом он был аннулирован. В 2000 г. ситуация изменилась. Растущая мощь флота Китая и «встающая с колен» Россия потребовали выработки адекватного ответа, в том числе и замены ветерана Р-3С.

Основными задачами для нового самолета становились: борьба с подводными лодками, наземными и надводными целями, способность к раннему обнаружению угроз и самозащите, а также радиоэлектронное противодействие. В новом конкурсе приняли участие все та же Lockheed с проектом Orion 21, представлявшим собой радикально переделанный Р-3, британская BAE Systems со своим доработанным Nimrod MRA4 и корпорация Boeing, предложившая самолет Boeing 737ММА (Multimission Maritime Aircraft) на базе одноименного пассажирского лайнера. В октябре 2002 г. британцы вышли из конкурса, поскольку не имели американского партнера для серийного производства, и предложили ряд своих наработок Boeing.

Высокое реноме Orion и созданная под него ремонтно-логистическая база давали существенные преимущества Lockheed. Однако и Boeing располагал «тузами» в своей колоде. Во-первых, к работе над проектом компания привлекла целый конгломерат соисполнителей, каждый из которых имел вес в мировом авиастроении и располагал значительным опытом оснащения морских самолетов совершенной «начинкой». Это, прежде всего, корпорации: Raytheon, Northrop Grumman, Spirit Aero Systems и позже уже упомянутая BAE Systems. Во-вторых, Boeing сделал акцент нате качества новой машины, которые было невозможно реализовать на платформе Orion.

Безусловно, самолет с ТВД будет потреблять меньше топлива, чем аналогичная по размерности машина с двухконтурными турбореактивными двигателями. Так, при патрулировании на высоте 6 000 м Boeing 737ММА будет расходовать в 1,8 раза больше топлива, чем модернизированный Orion. В стоимости жизненного цикла самолета, а это более 25 лет эксплуатации и не менее 40 000 летных часов, получится огромная разница. При условной цене авиатоплива порядка $1 000 за тонну выходит более $60 000 000 на один самолет или величина, сравнимая с четвертой частью его отпускной цены1!

Какие же особенности должен иметь реактивный самолет, чтобы перекрыть такой экономический «пробой»?

Прежде всего, это дополнительные возможности, появляющиеся при повышении скорости патрулирования. На оптимальных режимах работы двигателей Boeing 737ММА без дозаправки продержится в воздухе 10,5 ч. Это меньше, чем Orion, который способен летать почти 16 ч. Однако большая в 1,7 раза крейсерская скорость Boeing позволит значительно быстрее «пропахать» огромное морское пространство, оперативнее выйти в зону патрулирования или покинуть ее при возникновении угрозы. Целевая аппаратура нового поколения дает возможность быстрее обрабатывать большой объем поступающей информации и передавать ее в режиме онлайн на наземные и воздушные командные пункты.

Следующий важный аспект особенно понятен тем, кто летал на турбовинтовых самолетах. Что более всего утомляет в полете? Правильно, навязчивый, порой до головной боли, шум в салоне и вибрации. И какова реакция оператора спецаппаратуры на изменение боевой обстановки на n-ном часу бесконечного гула в салоне? Безусловно, современные технологии позволяют снизить аккустическую нагрузку в кабине. Но все это не идет ни в какое сравнение с условиями работы операторов реактивных самолетов. Да и надежность работы бортового оборудования при меньшем уровне шумов и вибраций существенно выше.

И последнее — габариты фюзеляжа Boeing больше, чем у Р-3. В нем можно без труда разместить практически любое оборудование и системы, а также сделать более комфортным отсек операторов.

Вышеназванные аспекты были детально проработаны специалистами флота, и в июле 2004 г. ВМС США огласили вердикт о победе предложения Boeing. 30 марта следующего года самолет получил обозначение Р-8А и собственное название Poseidon. Для ускорения ввода в строй новых машин на ранних Poseidon предполагалась установка части спецоборудования, применяемого на Р-3С, с постепенной заменой на более совершенные системы.

25 апреля 2009 г. прототип «Бога морей» выполнил первый полет. Второй и третий Р-8А присоединились к испытаниям в начале августа следующего года. Для проведения статических и ресурсных испытаний построили еще два планера. 11 августа 2010 г. правительство США одобрило серийное производство. 15 октября того же года Poseidon произвел первый практический сброс серии гидроакустических буев. А в 2011 г. программа самолета «засветилась» в своем первом скандале. В компьютерах управления противообледенительной системой, поставляемой BAE Systems, обнаружились контрафактные элементы китайского производства.

«Хозяин морей» эпохи «хай-тек»

Конструктивно Р-8А является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800ERX с увеличенной дальностью полета. При этом штатные винглеты, принятые на серии NG. заменены на подобные тем, что используются на дальнемагистральных Boeing 767-400ER.

На каждой консоли крыла самолета размещено по два пилона для подвески самого различного вооружения. В том числе средств нападения: управляемых ракет (УР) класса «воздух-корабль» AGM-84K Harpoon и «воздух-земля» AGM-65 Maverick, корректируемых авиабомб SLAM-ER, противолодочных торпед Mk.54. Средства защиты включают УР класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder и средней дальности AIM-120 AMRAAM с радиолокационным наведением, которые говорят о способности «Посейдона» вступить в дуэль даже с истребителями.

Типовой состав экипажа Р-8А состоит из 9 человек: три пилота (один из них — сменный), бортинженер и пять операторов. Фюзеляж Р-8А конструктивно делится на верхнюю и нижнюю части. В верхней расположены: кабина пилотов, отсек для отдыха сменного экипажа, стеллажи электрооборудования, за которыми слева и справа организованы рабочие места наблюдателей. Следом, вплоть до первого лонжерона крыла, вдоль левого борта установлены пять рабочих станций операторов. По правому борту той же зоны — отсек отдыха операторов и компьютерные стеллажи. Далее следуют: отсек спецоборудования, зона планирования полета, стеллажи с гидроакустическими буями и револьверные пневмоуправляемые установки для их сброса. Завершает верхнюю часть отсек компьютерного оборудования, буфет и санузел.

В нижней части располагаются: оптико-электронная станция, 6 дополнительных топливных баков, агрегаты кондиционирования, бомбоотсек для подвески торпед и бомб, шахты сброса гидроакустических буев. В носовой и хвостовой частях фюзеляжа установлено оборудование комплекса обороны самолета. Под фюзеляжем, сразу за центропланом находится закрытая обтекателем антенна системы радиотехнической разведки. Большое количество разнообразной радиоэлектронной аппаратуры потребовало установить на каждом двигателе электрогенераторы мощностью по 180 кВА, против 90 кВА на гражданском аналоге.

Poseidon примечателен, прежде всего, самыми современными решениями в части оборудования, систем, а также способов обработки и обмена информацией. К его ключевым особенностям можно отнести:

24 сентября 2012 г. Boeing подписал контракт стоимостью $1 900 000 000 на постройку 11 серийных машин. В июле следующего года Пентагон рекомендовал приостановить производство Р-8А до получения результатов дополнительных испытаний, в частности, подтверждающих гарантию 25-летнего срока службы. Однако уже в следующем месяце от моряков пришло заключение о результатах начальных эксплуатационных испытаний, гласившее, что Р-8А «оперативно эффективен, оперативно пригодный и готов к внедрению на флоте». В результате уже 31 июля был подписан контракт на производство еще 13 самолетов, и в дальнейшем количество заказанных машин продолжало расти. В ноябре 2013 г. Poseidon официально приняли на вооружение. На январь 2017 г. для авиации ВМС США был построен уже 51 самолет, а в планах моряков намечено получение 117 серийных машин, которые полностью заменят Orion.

Оборудование Poseidon постоянно совершенствуется. Так, в январе 2013 г. начался 1-й этап доработок, касавшийся улучшения противолодочного оборудования и комплекса интегрированных сенсоров. В 2016 г., в ходе 2-го этапа систему прибрежного контроля APS-149 заменили на AAS (Advanced Airborne Sensor). 3-й этап доработок, запланированный на 2020 г., предусматривает внедрение «системного подхода» к выполнению операций по уничтожению наземных и надводных целей.

В феврале 2012 г. опытные Poseidon из состава экспериментально-исследовательской эскадрильи VX-1 приняли участие в маневрах Bold Alligator-2012, организованных командованием береговой охраны CUUA. В апреле того же года они отметились в учениях Joint Warrior, в ходе которых впервые базировались на территории Великобритании.

Первый серийный Р-8А авиация ВМС США получила 4 марта 2012 г. Он был направлен для опытной эксплуатации в 30-ю патрульную эскадрилью, базировавшуюся во Флориде на авиабазе Джексонвиль. 29 ноября 2013 г. там же завершилось формирование патрульной эскадрильи VP-16, созданной специально под Poseidon. В ее состав вошли 6 самолетов и 12 экипажей, которых позже направили для прохождения службы на авиабазу Кадена в Японии. В течение следующего года были развернуты еще две эскадрильи Poseidon — VP-5 и VP-45.

19 августа 2014 г. состоялась первая встреча Р-8А с истребителями потенциального противника. В тот день в 135 милях южнее о. Хайнань Poseidon перехватили китайские истребители J-11. Один из них сблизился с американским самолетом на 9 м и выполнил переворот через крыло. Вашингтон направил Пекину ноту протеста, на что китайцы попросту отмахнулись: «В этот день все истребители в регионе не поднимались в воздух».

Продукт для глобального рынка

Первым зарубежным заказчиком Р-8 стала Индия, которая остро нуждалась в замене устаревших морских патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142М. Созданный в России модернизированный IL-38SD с комплексом «Морской змей» не впечатлил заказчика. Lockheed, вдохновленный контрактом на поставку Индии Super Hercules, представил проект патрульно-противолодочного варианта SC-130J. Но этот самолет еще надо было разработать, а Poseidon уже находился на финальной стадии создания.

В январе 2008 г. Boeing предложил Индии специальный вариант своего самолета Р-8I, который позже получил и новое название Neptune. Год спустя, 4 января 2009 г., министр обороны Индии подписал контракт стоимостью $2 100 000 000 на поставку 9 Neptune. В 2011 г. этот заказ расширили еще на 12 самолетов, а в 2016 г. к нему добавили еще 4. Поставки предстоит завершить до конца 2020 г.

Согласно индийской правительственной программе «Делай в Индии» зарубежное вооружение должны поставлять в страну при условии подключения к их производству местных предприятий (т. н. политика офсета). Например, при сборке истребителей Су-30МКИ суммарная стоимость работ индийских производителей должна доходить до 50% покупной цены изделия. Однако в случае с Р-8 такой подход оказался нереален, из-за недостаточных возможностей индийской промышленности. И все же, на P-8I был установлен ряд индийских систем и компонентов, в т. ч.:

В июле 2012 г. начались летные испытания первого Neptune. Официально P-8I приняли на вооружение 15 мая 2013 г. В следующем году Neptune привлекли к поиску пропавшего над Индийским океаном малайзийского Boeing 777. На май 2016 г. в составе индийских ВМС служило 8 таких машин.

Австралия заинтересовалась покупкой Poseidon еще в 2007 г. Однако только в феврале 2014 г. было объявлено о покупке 8 самолетов и опционе еще на 4 с завершением поставок до 2021 г. На март 2017 г. в составе ВВС этой страны находилось 2 самолета.

25 марта 2016 г. к клубу покупателей Poseidon присоединилась Великобритания. Контракт стоимостью $3 870 000 000 предусматривает поставку девяти Р-8А, первый из которых должен поступить в 2019 г. Через год после британцев сделку на пять Poseidon заключили норвежцы.

Очередной покупатель у Boeing появился в мае 2017 г., в результате визита Президента США Дональда Трампа в Королевство Саудовская Аравия. В числе прочих там был подписан и документ о намерении Королевства приобрести Poseidon. Подробности этого плана не обнародованы, но ранее американские СМИ сообщали, что речь может идти о закупке 4…6 таких машин. Примечательно, что ранее Саудовская Аравия вообще не располагала морской патрульной авиацией. Однако реалии времени (возросшая мощь ВМС Ирана с его подводной составляющей и морское пиратство в акваториях южнее Аравийского полуострова) вынуждают местных военных принимать решительные меры.

Интерес к приобретению «Бога морей» также проявили Канада, Италия, Новая Зеландия и Турция. Шаг за шагом Poseidon становится глобальным товаром. Сегодня в своей нише Р-8А не имеет достойных конкурентов, способных даже приблизиться к его техническому уровню. Хотя из-за непомерной цены повторить экспортный успех Orion новому самолету будет очень сложно.

История «Бога морей» только начинается. Остается надеяться, что его трезубец не поднимет большую бурю.


[1] Цена серийного Р-8А по состоянию на начало 2016 г. Составляла, в зависимости от комплектации, $223 000 000…268 000 000.


Типовая схема окраски самолетов P-8A Poseidon


P-8A Poseidon USAF, Air Test and Evaluation Squadron ONE (VX-1) Pioneers, JA955, АБ Патуксен Ривер, 2014 г.


P-8A Poseidon USAF, Patrol Squadron Sixteen (VP-16) War Eagles, LF429, АБ Джексонвиль, 2014 г.

Список статей