Список статей

Виктор БЕЛЯЕВ

«Хищник» выходит на охоту

3 ноября 2002 г… Где-то в горной местности в 160 км восточнее йеменской столицы Сана. По извилистой дороге движется микроавтобус с десятком пассажиров, среди которых один из видных деятелей террористической организации «Аль-Каида» Али Кайед аль-Харети, один из приближенных к террористу №1 Усаме бен-Ладену, еще пять высших функционеров «Аль-Каиды» и охрана. Сам аль-Харети подозревался в организации взрыва американского эсминца USS Cole в порту Адена в октябре 2000 г., в результате чего погибли 14 моряков.

По этой дороге террористы ездили часто, знали ее досконально и поэтому никакого беспокойства не ощущали. Внезапно тишину окружающей местности разорвали два мощных взрыва: микроавтобус и находившиеся в нем пассажиры были уничтожены. Исполнителем «приговора» стал оперативно-тактический разведывательный БПЛA RQ-l Predator, доставивший к цели управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Hellfire.

Организовало эту акцию ЦРУ, агенты которого смогли выявить график перемещения лидеров террористов. Predator взлетел с авиабазы, расположенной в Джибути и со скоростью 200 км/ч направился в заданный район. Там он начал патрулировать со скоростью около 130 км/ч на высоте 3 000 м, тщательно обозревая окрестности. Операторы на наземном командном пункте внимательно вглядывались в экраны дисплеев, стараясь не пропустить нужную цель. Установленная но борту Predator телекамера позволяла с большим разрешением (до 0,4 м) следить за подозрительными объектами. И когда в поле зрения появился долгожданный микроавтобус, была подана команда на его уничтожение. Predator тихо подкрался к цели (недаром в переводе с английского это слово означает «хищник») и в нужный момент два Hellfire молнией сорвались с подкрыльных пилонов. Через несколько секунд все было кончено.

Выполнив эту миссию, Predator доказал возможность использования БПЛА в качестве носителей высокоточного оружия, способного поражать особо важные точечные цели.

В последние годы название Predator не сходит со страниц газет и журналов. Сейчас этот «беспилотник» является наиболее известным в своем классе, где не имеет конкурентов. И он заслуживает подробного рассказа о себе.

Вернемся в начало 1990-х годов. Война в Персидском заливе, вызванная нападением Ирака на Кувейт, выявила серьезные недостатки в организации воздушной разведки в интересах войск США и их союзников. В частности, не удавалось вовремя определить расположение стартовых позиций иракских тактических баллистических ракет Scud и ряда других важных объектов. Для обнаружения и длительного наблюдения за такими целями требовались специальные беспилотные аппараты, способные длительное время совершать полеты на большой высоте и передавать необходимую информацию в реальном масштабе времени.

Следует сказать, что к разработке подобных БПЛА американцы приступили еще в середине 1980-х годов, когда фирма Leading Systems по заданию ВВС и ЦРУ разработала проект беспилотного аппарата, предназначенного для выполнения секретных операций. Непосредственно финансирование работ осуществляло DARPA (Управление по перспективным исследованиям при министерстве обороны США). В 1984 г. Leading Systems представила проект БПЛА, получившего название Amber. Первоначально он рассматривался в качестве замены пилотируемого разведчика Lockheed U-2/TR-1, однако затем от этой идеи отказались. В результате командование ВВС отказалось принять дальнейшее участие в создании БПЛА, и вся ответственность была возложена на армию, ВМС и корпус морской пехоты.

На первом этапе работ все сведения о проекте БПЛА были засекречены. Но когда во второй половине 1980- х годов руководство разработкой перешло в руки только ВМС, то начался постепенный процесс снятия завесы секретности. В то время в конгрессе США рассматривался перспективный план развития беспилотных летательных аппаратов но период до 2000 г. В этом плане предусматривалось разработка четырех типов БПЛА:

В этот перспективный план был включен и Amber, в конструкции которого фирма Leading Systems решила применить наиболее перспективные технологии в области аэродинамики и силовых установок. Впервые на публике Amber (пока только в виде рисунка) появился в 1987 г., а в 1988 г. на авиационной выставке в Сан-Диего (шт. Калифорния) был впервые показан его макет. Стало ясно, что это аппарат с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения, ^-образным оперением и одним ПД, приводящим толкающий воздушный винт. В качестве силовой установки могли использоваться двигатели КН-800 мощностью 65 л. с. и КН-800Т с турбокомпрессором. На высоте 3 000 м двигатель КН-800Т мог развивать мощность до 150 л. с. Оба двигателя имели жидкостное охлаждение. Предлагались также более мощные дизельные двигатели KH-1200D и KH-1200TD. Amber имел трехопорное колесное шасси. Все опоры в полете поджимались к нижней поверхности фюзеляжа. При необходимости при разбеге могли использоваться твердотопливные ускорители.

БПЛА Amber

Программа разработки БПЛА Amber состояла из трех этапов. Первый этап предусматривал проведение демонстрационных летных испытаний, второй - испытания аппарата с полным комплексом целевой нагрузки и, наконец, третий — войсковые испытания.

Первый полет Amber состоялся в 1988 г. Отдельные полеты выполнялись в рамках секретной программы Skydancer («Небесный танцор»), которая осуществлялась Агентством национальной безопасности. Результаты летных испытаний почти все засекречены. Известно только, что в одном из полетов Amber находился в воздухе 38 ч 27 мин. Если не секретность, то его вполне могли тогда зарегистрировать в качестве мирового рекорда.

Для летных и войсковых испытаний было изготовлено 13 «беспилотников». Они совершили более 140 полетов и налетали свыше 600 ч.

Фирмой Leading Systems было разработано семейство БПЛА Amber, отличавшихся размерами, взлетной массой и летными характеристиками Исходный Amber I имел длину 4,5 м и крыло размахом 9 м. Диаметр фюзеляжа ровнялся 0,51 м. Максимальная взлетная масса аппарата составляла 390 кг, а масса пустого — 220 кг.

Если Amber I рассматривался как средневысотный «беспилотник», то его вариант Amber II уже предназначался для полетов на больших высотах. Каких-либо подробностей об этом БПЛА американцы до сих пор не публикуют. Известно только, что масса его целевой нагрузки ровно 127 кг, а применяться он должен был в условиях Европы.

Для ведения разведки на небольших расстояниях (несколько сотен километров) проектировался Amber III. Для высотных длительных полетов исследовался проект Amber IV. Он должен был иметь крыло размахом 19 м, взлетную массу более 1 000 кг и нести целевую нагрузку массой до 500 кг. Последний вариант — Stealth Amber — отличался от предыдущих применением технологий «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности. В его конструкции также планировалось использовать средства уменьшения акустической заметности. Еще одной особенностью БПЛА Amber являлось то, что его крыло имело узлы для подвески двух ПТУР Hellfire или управляемых ракет класса воздух — воздух Stinger.

На основе компоновки, выбранной для БПЛА Amber, фирма Leading Systems успела до своего банкротства разработать несколько «беспилотников». Для NASA и министерства энергетики был создан аппарат ALTUS. Он участвовал в программе ERAST, предусматривавшей исследования состояния атмосферы и испытания различных датчиков, Сначала на ALTUS использовался австрийский двигатель Rotax 914, а затем его заменили высотным поршневым двигателем, разработанным по секретной программе Till Rain.

БПЛА ALTUS

Для обучения операторов, занимавшихся управлением беспилотными летательными аппаратами, был создан БПЛА GNAT 400ВТ. Было построено 13 аппаратов, из которых пять поступили в учебно-тренировочный центр по подготовке операторов в Эль-Мираж (шт. Калифорния), где также находилась испытательная база. До начала 2001 г. (других сведений нет) эти БПЛА совершили свыше 1 150 взлетов и посадок. Аппарат GNAT 400ВТ имел максимальную скорость полета 185 км/ч и мог нести целевую нагрузку не более 20 кг.

В 1988 г. Leading Systems по контракту с DARPA на основе БПЛА Amber I спроектировала более совершенный аппарат GNAT 750 (программа Tier I), Новая машина отличалась упрощенной конструкцией, была дешевле и могла поставляться на экспорт, так как на ней не использовались некоторые секретные системы, применявшиеся на Amber. В связи с тем, что в 1990 г. фирма обанкротилась, дальнейшие работы по ее проектам, в частности по доводке GNAT 750, стала вести фирма General Atomics Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI).

Сделаем небольшое отступление, и скажем несколько слов о разработчике. В 1955 г. в составе корпорации General Dynamics было образовано отделение General Atomics, перед которым была поставлена задача разработки ядерных реакторов и всего, что с ними связано. Позднее отделение преобразовалось в самостоятельную фирму, на которой сейчас работает более 1 900 чел. Со временем деятельность General Atomics расширялась и в поле ее зрения оказались многие так называемые «высокие технологии». В 1987 г. в структуре фирмы появилось авиационное отделение, специально созданное для разработки БПЛА для вооруженных сил США, NASA и министерства энергетики. В 1993 г. отделение было преобразовано в дочернюю фирму GA-ASI, Штаб-квартира фирмы GA-ASI располагается в Сан-Диего на юге Калифорнии, производственный комплекс находится в Аделанто, а в Эль-Мираж и Грей Батте (расположенных в пустыне Мохаве к востоку от Лос-Анджелеса) находятся летно-испытательные центры, имеющие взлетные полосы длиной 1 500 м, а также вся необходимая инфраструктура.

А теперь продолжим рассказ о «беспилотнике» GNAT 750. Он имеет низкорасположенное крыло большого удлинения и размахом 10,7 м, ^-образное оперение и убирающееся колесное трехопорное шасси. Крыло имело два узла для подвески специальных нагрузок (включая вооружение) массой 68 кг. С целью снижения ЭПР внешняя поверхность фюзеляжа имела ряд конструктивных особенностей. Силовая установка аппарата состояла из одного ПД Rotax 582 мощностью 65 л. С., приводящего толкающий воздушный винт.

БПЛА GNAT-750

Под носовой частью фюзеляжа установлен на вращающейся опоре шаровидный контейнер-обтекатель, внутри которого размещается гиростабилизированная платформа с тепловой системой FLIR и телекамеры, способные работать при нормальном дневном освещении и в условиях слабой освещенности, а также средства радиационно-биологической разведки. Масса целевой нагрузки равна 63 кг. Взлетная масса аппарата равна 510 кг. БПЛА GNAT 750 способен летать непрерывно в течение 40 ч в зоне, удаленной от места старта на расстояние 2 800 км.

Серийное производство аппаратов GNAT 750 началось в октябре 1989 г. Летом 1993 г. Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США выдал запрос на срочную разработку разведывательного БПЛА для выполнения заданий в воздушном пространстве Боснии и Сербии в рамках миротворческих сил ООН. Но так как создание нового аппарата требовало времени и средств, то было принято решение о применении для этих целей БПЛА GNAT 750. Однако ситуация вскоре изменилась, так как контроль над программой GNAT 750 перешел к ЦРУ, в результате чего все сведения о ней были засекречены. После доработки нескольких аппаратов они были использованы для разведывательных полетов над Боснией. Базировались они в Албании. Два БПЛА из-за неисправности бортовых систем были подорваны в полете.

В один из июльских дней 1992 г. аппарат GNAT 750 вылетел из испытательного центра фирмы GA-ASI в Эль-Мираже и вернулся обратно через 40 с лишним часов. В марте 1997 г. состоялся еще один длительный полет, во время которого управление аппаратом передавалось как бы по эстафете от одного контрольного пункта к другому. В ноябре 1997 г. GNAT 750 принял участие в многодневных маневрах ВМС США, причем впервые его управление осуществлялось с борта десантного вертолетоносца USS Tarawa.

В 1998…1999 гг. фирма GA-ASI занималась усовершенствованием БПЛА GNAT 750. Предполагалось усилить конструкцию крыла для размещения под ним на подвесках спецнагрузок массой 113 кг, разместить на борту малогабаритную РЛС с синтезированной апертурой (SAR), установить высотный двигатель с турбокомпрессором и жидкостную противообледенительную систему. В дальнейшем планировалось использовать дизельный двигатель,

В результате проведенных мероприятий появился GNAT 750-45 Lofty View, оснащенный РЛС SAR с разрешением 0,3 м; антенна имеет азимут 150° и угол возвышения 40°. Аппарат также оборудован тремя оптоэлектронными и тепловыми датчиками и широкополосной антенной спутниковой связи. Масса целевой нагрузки возросла почти до 230 кг,

На основе аппарата GNAT 750 был создан усовершенствованный БПЛА I-GNAT, отличавшийся увеличенными размахом крыла (12,86 м) и взлетной массой 703 кг. На этих аппаратах могли устанавливаться более мощные двигатели Rotax 912 мощностью 80 л. с. или Rotax 914 мощностью 105 л. с. Масса целевой нагрузки равнялась 91 кг. Для взлета аппарату требовалось полоса длиной 360 м. В полете на высоте 9 100 м I-GNAT развивал скорость до 295 км/ч; скорость в режиме патрулирования составляла 85 км/ч.

БПЛА I-GNAT

Время нахождения в заданном районе на расстоянии 2 000 км достигало 12 ч. Вообще I-GNAT предназначался для полетов продолжительностью до 40 ч. В одном из полетов аппарат продержался в воздухе 38 ч, причем после посадки запаса топлива хватило бы еще на 10 ч полета.

Еще одной особенностью БПЛА I-GNAT является наличие четырех подкрыльных и одного подфюзеляжного узла для внешних подвесок. Масса целевой нагрузки, которая может размещаться на этих узлах, составляет почти 160 кг. Если принять во внимание целевую нагрузку, то в итоге аппарат мог принимать на борт около 250 кг различных грузов, т. е. в четыре раза больше, чем GNАТ-750.

Существовал еще специальный БПЛА GNAT-XP, сведения о котором до сих пор засекречены.

«Беспилотники» GNAT-750 и I-GNAT были построены ограниченной серией. В США армия, ЦРУ, министерство окружающей среды и другие государственные организации приобрели более 10 аппаратов GNAT-750. Еще шесть таких же БПЛА закупила Турция. Аппаратов I-GNAT было поставлено 12, причем переданы они были двум анонимным покупателям. БПЛА GNAT-750 активно использовались американцами на ближнем Востоке и Балканах, а также рядам организаций для экологического мониторинга. По имеющимся данным, к апрелю 1999 г. они выполнили почти 600 полетов и налетали свыше 2 600 ч.

После окончания войны в Персидском заливе Управление воздушной разведки министерства обороны США выработало требования к оперативно-тактическому БПЛА, способному на средней высоте (6 000…7 000 м) совершать длительные полеты, Эти требования известны под названием Tier II. В январе 1994 г. фирма GA-ASI получила контракт в размере $31 700 000 на срок 30 месяцев. По этому контракту фирма была обязана разработать и построить 10 БПЛА, а также три наземных командных пункта.

Результатом деятельности фирмы стал Predator. Впервые его опытный образец AV1 поднялся в воздух 3 июля 1994 г. В октябре того же года три «беспилотника» (AV1-AV3) и один командный пункт были переданы заказчику. Ускорить разработку БПЛА позволило то, что фирма-разработчик использовала богатый опыт создания предыдущих «беспилотников». Надо сказать, что тогда на фирме никто и не подозревал, что через несколько лет именно Predator принесет ей всемирную известность. Недаром в Пентагоне считают, что этот «беспилотник» позволил вооруженным сипам США шагнуть в XXI век — век информационных технологий.

Конструкция Predator достаточно простая. Она изготовлена из композиционных материалов на основе волокон углерода и «кевлара». Аппарат имеет низкорасположенное крыло большого удлинения (размах 14,85 м, площадь 11,45 м²), ^-образное оперение (имеющее цельноповоротные поверхности), убирающееся трехопорное колесное шасси (опоры поджимаются к фюзеляжу и укладываются в незакрывающиеся ниши), один четырехтактный двигатель австрийской фирмы Rotax, приводивший двухлопастный толкающий воздушный винт диаметром 1,5 м. Длина аппарата 8,13 м, а высота при стоянке на земле 2,21 м. Имелся отсек для аварийного парашюта, а также небольшой бак с противообледенительной жидкостью. Первые БПЛА RQ-1K Predator оснащались двигателями Rotax 912UL мощностью 80 л. с. В дальнейшем появилась модификация RQ-1L с двигателями Rotax 914UL мощностью 113 л. с., оснащенными турбокомпрессорами. БПЛА могут летать на высоте до 7 900 м и находиться в воздухе почти 40 ч. Predator достаточно транспортабелен. Для его перевозки разработан контейнер, внутри которого помещается в разобранном виде один аппарат. Разбирается «беспилотник» на следующие части: фюзеляж, консоли крыла, поверхности оперения, опоры шасси, двигатель и воздушный винт, целевая нагрузка.

В состав целевой нагрузки входят оптико-электронные и тепловые датчики, средства связи и передачи данных. Комплекс датчиков Wescam Versatron 14TS размещается в шаровидном обтекателе, установленном на турельной подвеске под передней частью фюзеляжа. Этот комплекс разработан фирмой L-3 Communications. Тепловизор обеспечивает разрешение около 2 м. Дальность обнаружения превышает 90 км.

Используемые на Predator РЛС с синтезированной апертурой AN/APY-8 и AN/ZPQ-1 TESAR (Tactical Endurance Synthetic Aperture Radar) позволяют обеспечить разрешение до 0,3 м. Дальность действия станции около 150 км. Обе РЛС не входят в штатное оборудование и устанавливаются по мере необходимости. В их разработке приняли участие фирмы GA-ASI, Northrop Grumman и Sandia National Laboratories. Устанавливаются станции е отсеке в нижней части передней секции фюзеляжа. Станция AN/APY-8 имеет четыре основных режима работы: картографирование местности для точной привязки координат, два режима синтезирования апертуры и режим слежения за движущимися целями. РЛС AN/ZPQ-1 более простая и работает в двух режимах. Под характерным «горбом» в передней части фюзеляжа находится «тарелка» спутниковой антенны канала передачи данных в диапазоне Ku (этим обеспечивается загоризонтная связь).

Для визуального управления служит цветная телекамера, располагающаяся непосредственно в «носу» аппарата. В состав комплекса авионики входят автопилот, система автоматического самолетовождения (FMS) и инерциально-спутниковая навигационная система Litton LN-100G и комплект оборудования GPS. Predator также оснащен системой опознавания Honeywell AN/APX-100(V).

Максимальная взлетная масса Predator составляет 1 020 кг, а масса целевой нагрузки — 204 кг. Максимальная дальность полета 5 500 км. Кроме разведки аппарат может использоваться для радиоэлектронной борьбы и в качестве ретранслятора связи. За один вылет контролируется территория площадью 34 220 км².

Следует сказать, что очень часто имела место путаница в обозначении «беспилотников». Встречающийся в литературе индекс RQ-1A не относится непосредственно к Predator, как к летательному аппарату, а обозначает весь авиационный беспилотный комплекс. Выше уже говорилось, что в состав этого комплекса входят различные наземные средства. Поэтому внесем некоторую ясность. Сам беспилотный аппарат имеет обозначение RQ-1L (индекс RQ-1К был присвоен только опытным и демонстрационным предсерийным аппаратам; всего их было 26). В составе одного комплекса четыре БПЛА. Наземная станция управления обозначается RQ-1P. Она размещается в трехосном фургоне длиной 9,2 м и шириной 2,4 м, внутри которого находятся рабочие место «экипажа» (пилота-оператора, оператора целевой нагрузки и оператора РЛС) и система кондиционирования.

Рабочие места операторов БПЛА

Пилот управляет полетом аппарата с помощью двух рукояток (джойстиков). Когда БПЛА совершает полет в пределах прямой радиовидимости (до 280 км), то применяется канал связи, работающий в диапазоне С. Когда Predator удаляется на большее расстояние, то вступает в действие канал связи с участием связного спутника, находящегося на геосинхронной орбите. Команды сначала идут на спутник, а с него поступают на борт БПЛА. Predator может выполнять задание и в автономном режиме, по заранее заложенной программе. Но в этом случае он совершает полет по прямой и ведет наблюдение по так называемой «пролетной» траектории. Хотя имеется возможность перепрограммирования задания в полете.

Индекс RQ-1U присвоен всему остальному наземному оборудованию, в состав которого входят два генератора мощностью по 35 кВт, прицеп с ВСУ, система заправки и слива топлива, лебедка, никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, комплект инструментов для ремонта и обслуживания, терминал спутниковой связи и передачи данных Raytheon AN/TSQ-190(V) Trojan SPIRIT II. Весь этот комплекс обслуживают 55 чел.

Еще большую путаницу часто вызывает обозначение RQ-1B, так как его связывают с модификацией Predator, оснащенного ТВД. На самом деле это не так. Индекс RQ-1B относится к усовершенствованному беспилотному комплексу, в состав которого входят БПЛА RQ-1L (или его ударно-разведывательный вариант MQ-1L), новый наземный пункт управления RQ-1Q и спутниковая линия связи PPSL (Predator Primary Satellite Link), имеющая индекс RQ-1W. Серийный выпуск комплекса RQ-1B начался в конце 2000 г. — начале 2001 г. Этот комплекс еще известен как Block 1.

На «беспилотнике» RQ-1L комплекс датчиков Wescam Versatron 14TS был заменен на многоспектральный комплекс целеуказания Raytheon AN/AAS-52(V), в состав которого входит лазерный целеуказатель.

Дальнейшие улучшенные варианты беспилотного авиационного комплекса имеют обозначения Block 10 и Block 20. Каких-либо подробностей о них не сообщается. Известно только, что индекс MD-1A присвоен наземной станции управления комплекса Block 20.

Наведя порядок а обозначениях, вернемся к дальнейшей истории Predator. Когда 3 июля 1994 г. совершил первый полет опытный БПЛА AV1, то в это же время в Албании ЦРУ развернуло свое подразделение, в состав которого вошли два БПЛА GNAT 750. Они использовались для разведывательных полетов над территорией бывшей Югославии. Было выполнено не более 12 полетов, после чего аппараты остались без работы из-за резкого ухудшения погоды и постоянных неполадок в каналах передачи данных. Нужен был более совершенный БПЛА, которым мог стать Predator.

В связи с этим командование ВВС США решило ускорить разработку Predator и в конце июля 1995 г. сформировала 11-ую разведывательную эскадрилью на авиабазе в Индиана-Спрингс (шт. Невада). Эта эскадрилья стала непосредственно подчиняться 57-му авиационному крылу (авиабаза Неллис). Именно из Индианы-Спрингс Predator на борту военно-транспортных самолетов Lockheed Martin С-130 и С-141 доставлялись в Европу для участия в боевых действиях в Югославии. Базировались БПЛА в Албании и Венгрии.

В мае-июне 1996 г. была предпринята попытка использования Predator в интересах ВМС. Во время морских учений в районе Калифорнии полетом БПЛА управляли с борта подводной лодки.

Теперь предоставим слово Тому Кессиди, президенту и председателю совета директоров фирмы GA-ASI:

«Когда в 1987 г. создавалось авиационное отделение корпорации General Atomics, то сразу решили его загрузить только беспилотными летательными аппаратами. Начали мы с небольшого и простого БПЛА, который мог одновременно вести разведку и поражать обнаруженную цель. Аппарат получил название Predator. Но в Пентагоне отнеслись к ношей затее достаточно холодно, так как по сути дела этот БПЛА являлся крылатой ракетой, обладавшей, к тому же невысокими характеристиками. Стало ясно, что для создания высокоэффективного БПЛА нужно иметь специалистов соответствующей квалификации.

В 1990 г. мы пригласили пять специалистов, имевших большой опыт проектирования БПЛА. С их помощью удалось разработать получивший позднее известность GNAT 750, В процессе его создания нам стало очевидно, что основой беспилотного авиационного комплекса является наземный пункт управления — своеобразное сердце всей системы.

Осваивая GNAT 750, который поставлялся правительству США и в Турцию, мы одновременно вели работы по его совершенствованию. На одном из аппаратов была размещена спутниковая антенна и соответствующее связное оборудование. Этот аппарат прошел успешные испытания, во время которых нам удалось впервые управлять «беспилотником» через искусственный спутник и передавать полученную информацию на наземный пункт, расположенный в Вашингтоне.

Окрыленные успехом, мы решили принять участие в объявленной министерством обороны конкурсной программе разработки демонстрационного БПЛА (Tier II), к которому были предъявлены следующие основные требования: боевой радиус 800 км и нахождение в заданном районе не менее 24 ч. Было решено делать новый БПЛА на основе успешно летавшего аппарата GNAT 750. От него взяли чуть-чуть измененный фюзеляж, а размах крыла заметно увеличили. Новичку дали название Predator, во второй раз в истории фирмы. В январе 1994 г. мы выиграли конкурс и получили контракт на постройку 10 аппаратов. В июле того же года, т. е. через шесть месяцев, первый Predator поднялся в воздух, а еще через три месяца первая пара «беспилотников» была доставлена в армейский испытательный центр в Форт-Хаучука в штате Аризона».

В конце июня 1996 г. упоминавшийся выше 30-месячный контракт был завершен. В итоговом отчете отмечались положительные и отрицательные стороны «беспилотника». Общий вывод был таков: БПЛА Predator практически полностью отвечает поставленным требованиям и может быть принят на вооружение ВВС США. 11-ая эскадрилья, которая фактически была учебной, теперь стала полноправной боевой.

С 1996 г. Predator принимали участие в военных конфликтах в бывшей Югославии (Босния, Косово), Афганистане и Ираке. В этой статье не будем подробно касаться результатов их деятельности, отметим только их достаточно высокие потери от зенитного огня и из-за технических отказов. По имеющимся данным, всего было потеряно более 20 аппаратов.

К осени 2004 г. было построено почти 110 Predator (№100 был построен 4 февраля 2004 г.) и почти 15 наземных комплексов. Кроме 15-ой эскадрильи, расквартированной в Индиана-Спрингс, там же дислоцируется 11-я (образована в августе 1997 г.), а на авиабазе Эглин (шт. Флорида) с марта 2002 г. базируется 17-я. Всего ВВС США планируют приобрести почти 140 аппаратов. Проведены переговоры с Великобританией и Италией о закупке некоторого количества БПЛА Predator. В частности, в августе 2001 г. был подписан контракт с Италией на поставку пяти аппаратов с возможностью приобретения еще трех. В начале октября 2004 г. общий налет парка БПЛА Predator превысил 100 000 ч, включая 70 000 ч в условиях боевых действий. Цена серийного БПЛА составляет почти $3 200 000, а стоимость одного комплекса $25 000 000.

С момента появления исходного варианта RQ-1К было создано целое семейство Predator. Выше уже упоминался разведывательно-ударный RQ-1L, на основе которого был создан усовершенствованный разведывательно-ударный БПЛА MQ-1L Впервые идею такого аппарата фирма GA-ASI выдвинула в 2000 г. Предложение понравилось ВВС, которые поручили фирме проработать эскизный проект вооруженного варианта БПЛА Predator. Речь пошла о «беспилотнике», который смог бы нести на внешних подвесках малогабаритные авиационные средства поражения, предназначенные для борьбы с неподвижными и мобильными малоразмерными целями. Не исключалось использование подобных БПЛА и при проведении специальных операций, например, выборочное устранение неугодных политических деятелей, крупных международных террористов и т. д. (что, кстати, и было продемонстрировано 3 ноября 2002 г.).

В соответствии с первоначальными планами планировалось в ноябре 2000 г. провести демонстрационные испытания Predator, вооруженного двумя ракетами Lockheed Martin AGM-114С Hellfire массой по 57 кг. Но потом работы затормозились. Причина заключалась в том, что в Пентагоне забеспокоились, как БПЛА-носитель высокоточного оружия впишется в условия советско-американского договора 1988 г. об ограничениях наступательных вооружений. По этому договору обе стороны отказывались от разработки средств поражения с дальностью полета 500…5 000 км. Так как максимальная дальность полета БПЛА Predator превышает 3 700 км, то он, как носитель ракетного оружия, подпадает под эти ограничения.

Каким-то образом американцам удалось «отстроиться» от условия договора, так как в 16 февраля 2001 г. с борта Predator (97-3034) был осуществлен первый пуск ракеты Hellfire по неподвижной цели (списанный танк). В момент пуска БПЛА находился на расстоянии 3 км от цели, совершая полет на высоте 610 м со скоростью 130 км/ч. Лазерную подсветку цели осуществляли с земли. Было отмечено прямое попадание в башню танка (боевая часть на ракете отсутствовала). Сделаем маленькое отступление. Пуск Hellfire с беспилотного аппарата нельзя назвать самым первым. В 1971…1972 гг. со скоростной беспилотной мишени Ryan BGM-34А Firebee были проведены демонстрационные пуски управляемых ракет класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick.

AGM-114 Hellfire под крылом Predator

21 февраля был выполнен второй удачный пуск ракеты также по неподвижному танку и вновь без боевой части. На этот раз подсветка цели производилась с борта БПЛА. Вновь было зафиксировано попадание в башню. 30 февраля был выполнен третий пуск, но уже ракеты AGM-114K со штатной боевой частью. Пуск ракеты был выполнен с БПЛА, совершавшего полет на высоте 3 000 м. И вновь успешное попадание в цель.

Всего в 2001 г. было выполнено 16 пусков ракет, из которых 12 поразили цели. Комментируя результаты испытаний, представители командования ВВС США заявили, что применение БПЛА в качестве носителей высокоточного оружия изменит методы воздушной войны. Подобные аппараты могут играть важную роль в подавлении системы ПВО, особо важных малоразмерных цепей и т. д. не только за счет ракетного оружия, но и использования оружия направленной энергии, в частности, микроволнового.

От обычного Predator вооруженный вариант MQ-1L отличается размещением под носовой частью фюзеляжа шаровидной турели, внутри которой размещена многоспектральная система прицеливания Raytheon AN/ASS-52(V), в состав которой входят лазерный дальномер-целеуказатель, теплопеленгатор и оптоэлектронные датчики.

Raytheon AN/ASS-52(V)

Разведывательно-ударные Predator использовались в Афганистане, Йемене и Ираке. Кроме Hellfire они оснащались легкими ракетами класса воздух-воздух FIM-92 Stinger (в Ираке) и кассетными противотанковыми управляемыми суббоеприпасами ВАТ (Brilliant Anti-Armour).

В августе 2002 г. в летно-испытательном центре на авиабазе Эдвардс с борта БПЛА RQ-1L был осуществлен пуск мини-БПЛА FINDER. Небольшой аппарат массой около 26 кг был отправлен в самостоятельный полет на высоте 3 000 м. Он совершил 25-минутный полет, после чего совершил посадку на дно высохшего озера. Predator может нести под крылом два аппарата FINDER. Мини-БПЛА FINDER разработан в научно-исследовательской лаборатории ВМС США по заданию Агентства по уменьшению военной опасности (DTRA).

К разведывательно-ударному Predator мы еще вернемся, а пока расскажем о совершенствовании разведывательного варианта. Опыт боевого использования БПЛА показал, что, несмотря на их большие информационные возможности, живучесть оставляла желать лучшего. Анализ боевых потерь показал, что в большинстве случаев Predator сбивались обычным крупнокалиберным зенитным оружием, Это происходило из-за того, что при выполнении задания «беспилотники» летали зачастую на высотах 3 000…4 000 м с небольшой скоростью, и их легко «доставали» с земли.

Поэтому фирма GA-ASI по заданию ВВС приступила к разработке усовершенствованного варианта под названием Predator В. Снова предоставим слову Тому Кессиди:

«Передав на вооружение Predator, мы решили сделать улучшенный и более сложный вариант, способный летать на большей высоте с увеличенной скоростью, нести более тяжелую целевую нагрузку, в том числе боевую. Необходимо было повысить надежность БПЛА, для чего было предложено применить тройное резервирование бортового электронного оборудования и системы управления Для увеличения скорости и высоты полета для нового БПЛА мы выбрали газотурбинный двигатель. Для того, чтобы определиться с двигателем окончательно, запланировали постройку двух «беспилотников»: одного с ТВД, а другого — с ТРДД. Таким образом, появился проект Predator В».

Первый опытный Predator В был оснащен ТВД Honeywell TPE331-10T мощностью 776 л. с. Его первый полет состоялся в феврале 2001 г. Во время испытаний он достигал высоты более 15 000 м и держался в воздухе свыше 20 ч, причем после посадки у него обычно оставалось топлива еще на 3 ч полета. Позднее начались испытания второго БПЛА с небольшим ТРДД Williams FJ44 тягой 980 кгс. Хотя он мог летать на высоте почти 19 000 м со скоростью более 450 км/ч, продолжительность полета не превышала 18 ч, что явно не соответствовало требованиям. Командование ВВС обратило внимание на преимущества турбовинтового варианта и для более полной его оценки решило приобрести оба опытных Predator В, но с условием, что на втором аппарате ТРДД заменят на ТВД. Фирма GA-ASI выполнила просьбу ВВС и в начале 2002 г. пара аппаратов была передана заказчику (они имели обозначение YMQ-9A).

Predator В внешне отличается от исходного. Размеры его увеличились, в частности, размах крыла довели до 19,5 м. Взлетная масса возросла до 3 400 кг. Установленный на нем двигатель TPE331-10T позволил увеличить скорость полета до 430 км/ч. Помимо целевой нагрузки Predator В может нести под крылом вооружение общей массой 1 360 кг. Именно благодаря высокой грузоподъемности с этим «беспилотником» американцы связывают большие надежды, рассматривая его в качестве носителя высокоточного оружия. С этой целью перед фирмой GA-ASI была поставлена задача увеличить взлетную массу БПЛА до 4 500 кг, размах крыла — до 20,7 м, а продолжительность полета — до 32 ч.

Фирма-разработчик выполнила поставленную задачу и в июне 2004 г. первый серийный Predator В (получивший военное обозначение MQ-9) ужу был воплощен в металле. Во многом он перенял облик своего предшественника. Но есть и существенные отличия. Помимо упомянутых выше увеличенных размеров, у Predator В изменена конструкция хвостового оперения, которое приняло Y-образную форму. На нижней поверхности крыла расположены шесть узлов крепления внешних подвесок. Существенно расширен состав целевой нагрузки, масса которой составляет 362 кг (почти на 160 кг больше, чем у простого Predator). В состав целевой нагрузки входят оптоэлектронные и тепловые датчики, РЛС GA-ASI AN/APY-8 Lynx с синтезированной апертурой, средства радиоэлектронной разведки. Аппарат оснащен инерциально-спутниковой навигационной системой GPS/INS. Запас топлива составляет 1 815 кг.

БПЛА MQ-9 Predator B

РЛС AN/APY-8 весит 52 кг. Она обладает способностью обнаруживать предметы размером 0,3 м с расстояния 54 км (33 км — в плохую погоду), и объекты размером до 3 м на дальности 87 км. В режиме Spotlight разрешающая способность РЛС Lynx достигает 0,1 м при дальности 39 км в хорошую погоду и 28 км — в неблагоприятных условиях.

В начале 2004 г. фирма GA-ASI получила контракт на разработку усовершенствованной РЛС Lynx II, которой должна быть легче исходного варианта и более надежной. В режиме синтезирования апертуры она должна с расстояния 45 км различать предметы размером 0,1 м в условиях хорошей видимости. Такой же предмет станция должна обнаружить с дистанции 25 км сквозь облачный покров или дождь,

В состав вооружения БПЛА MQ-9 Predator В могут входить управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, ракеты класса «воздух-воздух» Stinger и корректируемые авиабомбы (КАБ), а также малоразмерные крылатые ракеты LOCASS. Для их размещения английская фирма EDO MBM Technology разработала облегченные держатели MUCS (Miniature UAV Carriage Syslem). Подобные держатели могут использоваться на беспилотных боевых самолетах (UCAV), Держатели MUCS спроектированы в соответствии с военным стандартом MIL-STD-1750, весят они всего 15 кг. Рассчитаны на нагрузку до 590 кг. Держатели предназначены для крепления ракет Hellfire, КАБ GBU-38 с комплектом наведения JDAM и другое высокоточное оружие.

В середине 2004 г. ВВС предложили провести исследования концепции нового класса вооруженного БПЛА, обладающего большой продолжительностью полета и получившего условное название Hunter-Killer. Несколько фирм получили от ВВС запросы на предложения, в которых оговариваются основные требования к такому БПЛА, который, по сути, является разведывательно-ударным летательным аппаратом. Этот БПЛА должен иметь продолжительность полета не менее 24 ч и крейсерский полоток в диапазоне от 10 600 до 15 200 м. Масса целевой нагрузки (включая боевую нагрузку, комплекс различных датчиков, средства связи, лазерный дальномер-целеуказатель, систему спутниковой навигации GPS и др.) должна быть не менее 1 360 кг. Аппарат должен нести от четырех до шести высокоточных боеприпасов класса «воздух-поверхность» калибром 227 кг с лазерным или инерциальным наведением. В требованиях особо подчеркивается, что цена серийного БПЛА типа Hunter-Killer не должна превышать $10 000 000. Столько же должен стоить наземный пункт управления. При наличии соответствующего финансирования появление такого БПЛА ожидается не ранее 2007 г.

Среди фирм, получивших запрос, находится и фирма GA-ASI. Оно предложила на основе БПЛА MQ-9 Predator В разработать специальный разведывательно-ударный аппарат Predator C, оснащенный двумя малоразмерными ТРДД. Фирма полагает, что ей удастся в 2005 г. представить макет БПЛА представителям ВВС. С целью доказать свои возможности фирма в апреле 2004 г. провела испытания по сбросу с БПЛА Predator В двух КАБ GBU-12 Paveway II калибром 227 кг с лазерным наведением и сообщила, что обе бомбы поразили неподвижные цели. Любопытно, но фирма держала информацию об этих испытаниях в секрете почти полгода. Предполагается, что полная интеграция БПЛА и бомб Paveway II завершится к середине 2005 г. В ближайшем будущем фирма GA-ASI планирует провести испытаниям БПЛА с КАБ GBU-38 калибром 227 кг, оснащенных системой наведения JDAM.

До сих пор речь шла о Predator, предназначенных для ВВС. Но с недавних пор интерес к подобным БПЛА проявило командование ВМС, которое посчитало необходимым иметь не вооружении летательный аппарат, способный в течение длительного времени патрулировать над морем. Фирма GA-ASI выступила с предложением создать вариант «сухопутного» БПЛА с увеличенной дальностью полета, которая позволит обеспечивать обзор значительных участков водной поверхности. Появился проект под названием Predator В-ER (Extended Range). Снова предоставим слово Тому Кессиди: «В мае 2003 г начались летные испытания высотного БПЛА Altair, который наша фирма разработала по контракту с NASA. По сути дела это было модификация одного из опытных Predator В, но с увеличенным до 26 м размахом крыла. Altair рассчитан на длительные полеты на высотах более 15 000 м для проведения исследований земной атмосферы. К этому времени ВМС выработали требования к беспилотному патрульному летательному аппарату BAMS (Broad Area Maritime Surveillance). И мы решили предложить такой БПЛА, сочетающий в себе фюзеляж от серийного МQ-9 Predator В и крыло от Altair.

БПЛА Altair

Чтобы убедиться в правильности нашего решения на Altair установили морскую РЛС Raytheon SeaVue и систему поиска и слежения за надводными целями в подфюзеляжной турели. В первый полет БПЛА отправился 22 апреля 2004 г. Маршрут полета проходил над Тихим океаном вдоль побережья Южной Калифорнии. На полученных от бортовой РЛС изображениях были хорошо видны все надводные цели, хорошее качество изображений было получено и от тепловизионной системы. Представители ВМС были удовлетворены результатами демонстрационных полетов.

После первого полета Altair, командование ВМС еще больше уверилось в необходимости иметь у себя эскадрильи патрульных «беспилотников» и решило приобрести первую партию БПЛА, присвоив ему название Mariner. Отличительным признаком Mariner является каплевидный подфюзеляжный обтекатель морской РЛС SeaVue кругового обзора с синтезированной апертурой и дополнительный конформный топливный бак (рассчитанный на 910 кг топлива) над центропланом крыла. На демонстрационном Altair такой бак отсутствовал. Морской патрульный БПЛА будет выполнять такую же работу, что и патрульный самолет радиоэлектронной разведки Локхид ЕР-3 Orion. Он имеет бортовой электрогенератор мощностью 45 кВА. Скорость передачи информации через спутниковый канал связи составляет 45 Мбит/с, а при использовании объединенного канала распределения тактической информации (TCDL) — 274 Мбит/с в условиях прямой видимости.

БПЛА Mariner

В начале июля 2004 г Mariner принял участие в демонстрационных полетах у южного побережья Аляски, выполненных в интересах Береговой охраны США. Для этих полетов аппарат был оснащен автоматической системой опознавания AIS и тепловизором. С их помощью он в реальном масштабе времени вел обнаружение надводных целей в прибрежных водах и передавал информацию на наземный пункт. Всего было выполнено три полета продолжительностью по 12 ч.

Первый полет начался 8 июля. Mariner вылетел из Эль-Миража и взял курс на север. Ему предстояло пролететь более 3 860 км. Полет проходил на высоте 13 700 м.

Конечной целью маршрута был г. Кинг-Селмон на южном побережье Аляски. Во время всего полета с Mariner постоянно поддерживали связь американские и канадские диспетчеры. Сразу после взлета полный контроль над БПЛА взяло на себя центральное командование Береговой охраны штата Аляска (г. Джуно), задействовав спутниковый канал связи. При подлете к Аляске контроль за Mariner перешел к операторам фирмы GA-ASI, размещенным в Кинг-Селмоне. Во время полета с борта аппарата передавались в реальном масштабе времени видеоизображения операторам Береговой охраны, а также в Вашингтон высшему руководству Береговой охраны. Второй полет выполнялся в районе островов у южных берегов Аляски, а во время третьего полета «беспилотник» в последний раз обследовал заданный район, а потом взял курс в направлении восточного побережья Канады.

В течение августа 2004 г. Mariner по просьбе канадского правительства выполнил несколько полетов продолжительностью 28…30 ч у побережья полуострова Лабрадор и провинции Новая Шотландия, над арктическими районами Канады и заливом Святого Лаврентия. Управление аппаратом осуществлялось с командного центра в Оттаве. В одном из полетов Mariner впервые в истории беспилотных летательных аппаратов достиг северной широты 65°30′. Полеты выполнялись с авиабазы в Гуз-Бее (о. Ньюфаундленд). Проходили они на высотах от 4 900 до 13 100 м. 30 августа Mariner вернулся в Эль-Мираж.

За счет большего запаса топлива Mariner сможет совершать беспосадочные перелеты на расстояние более 15 400 км или свыше 24 ч находиться в заданном районе на расстоянии 3 700 км от места базирования. Аппарат имеет максимальную взлетную массу 4 765 кг. Он может нести целевую нагрузку массой 522 кг (включая РЛС SeaVue, весящую 136 кг), а также различные грузы, в том числе вооружение, массой по 454 кг под каждой консолью крыла.

Завершая рассказ о Predator, отметим, что фирме GA-ASI удалось в течение 10 лет разработать и передать в эксплуатацию один из самых удачных в мире оперативно-тактических беспилотных аппаратов На его основе созданы или создаются новые варианты, способные не только вести разведку и наблюдение, но и бороться с наземными и надводными целями, о также заниматься исследованиями атмосферы Земли. Фирма GA-ASI заявляет, что планирует разработку новых моделей Predator.

В заключение приведем две таблицы:

Cравнительные характеристики БПЛА семейства Predator

 

 

RQ-1K Predator

RQ-1L Predator

МQ-1 Predator

МQ-9 Predator В

Altair

Mariner

Длина

м

8,13

8,13

8,13

10,98

10,98

10,98

Высота

м

2,21

2,21

2,21

3,56

3,56

3,56

Размах крыла

м

14,85

14,85

14,85

20,12

26,21

26,21

Площадь крыла

м²

11,45

11,45

11,45

 

 

 

Силовая установка

 

ПД

ПД

ПД

ТВД

ТВД

ТВД

 

 

Rotax

Rotax

Rotax

Honeywell

Honeywell

Honeywell

 

 

912UL

914UL

914F

ТРЕ331-10T

ТРЕ331-10T

ТРЕ331-10T

Взлетная мощность

л. с.

80

113

113

776

776

900

Масса пустого

кг

 

513

431

 

 

 

Максимальная взлетная масса

кг

1 020

1 035

1 020

4 536

3 175

4 765

Масса целевой нагрузки

кг

204

204

204

360

360

360

Боевая нагрузка

кг

 

 

 

1 360

 

1 360

Запас топлива

л

378

378

378

 

 

 

Максимальная масса топлива

кг

 

 

 

1815

 

 

Максимальная скорость полета

км/ч

 

217

222

430

430

460

Скорость полета во время патрулирования

км/ч

 

130

128

275

 

 

Эксплуатационный потолок

м

7 620

7 900

7 620

15 250

15 860

15 860

Потребная длина ВПП

м

610

610

 

 

 

 

Дальность полета

км

3 700

5 500

5 500

 

 

 

Радиус действия

км

715

715

740

 

 

 

Продолжительность полета в районе патрулирования

ч

16…20

16

24

 

 

32

Максимальная продолжительность полета

ч

40

40

40

>30

>30

50

Хронология финансирования производства предсерийных и серийных аппаратов

По состоянию на март 2001 г.

Дата выдачи контракта

Тип контракта

Стоимость контракта

Число БПЛА

Число наземных ПУ

Январь 1994 г

Предсерийный

$31 700 000

10

3

Декабрь 1995 г

 

$3 600 000

2

 

Июль 1996 г

(N00019-96-C-0121)

$36 200 000

9

4

Январь 1997 г

 

$13 600 000

4

1

Май 1997 г

(N00019-97-C-0070)

$17 000 000

6

 

Август 1997 г

Серийный (N00019-97-G0106)

$25 500 000

8

2

Март 1998 г

Серийный (N00019-98-С-0072)

$71 600 000

18

2

Июль 1998 г

 

$62 500 000

18*

2

Август 1999 г

(F33657-99-C-3045)

$47 000 000

7

1

Декабрь 1999 г

(N00019-95-G-0197)

$49 400 000

12

1

Март 2001 г

 

$39 000 000

7

 

* - Из них 16 для ВВС и два - для ВМС, для оценочных испытаний.

Эскиз RQ-1L Predator



Некоторые схемы окраски БПЛА семейства Predator


MQ-1B USAF, 322 Expeditionary Operations Group, 46 Expeditionary Reconnaissance and Attack Squadron, Joint Base Balad, Ирак, июнь 2006 г.


RQ-1A ВВС Италии, 32° Stormo, 28° Gruppo Velivoli Teleguidati, Foggia-Amendola AB, февраль 2005 г.

Список статей