Список статей

Владимир ИЛЬИН

Летающие роботы

Боевые возможности ДПЛА были продемонстрированы в 1991 г. во время операции «Буря в пустыне». Там девять аппаратов «Пионер» израильского производства, приобретенные корпусом морской пехоты США, несколько американских опытных микро-ДПЛА «Пойнтер» и «Эксдрон», французских аппаратов MART и беспилотных разведчиков CL-89 канадского производства, использовавшихся британской артиллерией, применялись в боевых действиях против Ирака, частности, ДПЛА «Пионер», действовавшие наиболее активно, с высокой точностью корректировали огонь корабельных орудий (стрельбу 406-мм пушек линейных кораблей), «прокладывали» путь боевым вертолетам, выявляя у них по курсу расположение зенитных средств. Аппарат «Пойнтер», запускавшиеся с руки, как авиационные модели, обеспечивали морским пехотинцам, прижатым к земле минометным огнем, возможность «заглянуть за бархан» и определить расположение огневых точек противника.

Первый беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень был сделан в Великобритании в начале 1930-х годов на базе поплавкового гидросамолета Фейри IIIF (предназначался для тренировки расчетов корабельной зенитной артиллерии). Успешное применение трех таких ДПЛА побудило министерство авиации Великобритании заказать промышленности партию из 400 специально спроектированных радиоуправляемых мишеней Де Хевилленд «Куин Би» — первых в мире серийных ДПЛА. В 1940 г. для ВМС США также был создан аналогичный аппарат — мишень Кертисс N2C-2.

Прообразом первых отечественных ДПЛА стал реактивный беспилотный самолет-мишень многоразового использования «201», созданный в начале 1950-х годов и предназначенный для отработки ЗРК С-25, ракета для которого «205» также проектировалась под руководством С. А. Лавочкина. Простой и дешевый аппарат, разработка которого началась в 1951-м, оснащался ПВРД (наиболее простым по конструкции типом реактивного двигателя) и двумя сбрасываемыми стартовыми пороховыми ускорителями. Посадка выполнялась при помощи парашютной системы на надувной «пуф», при этом «бочка» ПВРД все равно сплющивалась и для повторного вылета приходилось менять двигатель.

На базе изделия «201» в 1957…1958 гг. инициативной группой под руководством Чеснокова был разработан ДПЛА «202» с ТРД АИ-25, менее чувствительным к изменениям режима полета, чем капризный «прямоточник» (ставились двигатели, выработавшие ресурс на истребителях Як-25). Аппарат имел два варианта: «202М» (мишень) и «202Р» (фоторазведчик).

После войсковых испытаний в начале 1960-х ДПЛА «202» приняли на вооружение и под обозначением Ла-17 строили большой серией. В дальнейшем машина подверглась моднфикции. Вместо АИ-25 на нее установили Р-11К300 (1×2460 кгс), переделываемый из выработавших ресурс двигателей с МиГ-21. Наконец, в 1980-х появилась последняя модификация аппарата — Ла-17М, способная летать не только по программе, но и по командам с земли.

Основные характеристики беспилотного разведчика Ла-17М

Размах крыла

м

7,34

Длина

м

8,20

Площадь крыла

м²

8,55

Стартовая масса с ускорителями

кг

3065

Стартовая масса без ускорителей

кг

2472

Скорость

км/ч

830…900

Диапазон высот

м

600…15200

Дальность

км

490

Продолжительность полета

мин

34…39

Время набора высоты 15000

мин

4,6

Максимальная эксплуатационная перегрузка

 

5,4

В 1963 г. на вооружение ВВС был принят скоростной беспилотный самолет-разведчик «Ястреб», разработанный под руководством А. Н. Туполева. Аппарат, развивающий скорость, соответствующую М=2,5, достигал потолка 21…23 км. В качестве силовой установки использовался ТРДФ Р-15 тягой 11000 кгс, модификация которого применялась на МиГ-25 (двигатель размещался под фюзеляжем). Перед посадкой беспилотный аппарат «ломался» на две части, каждая из которых приземлялась на собственном парашюте.

В 1982 г, на вооружение ВВС приняли беспилотный разведчик ВР-3 «Рейс», также созданный ОКБ А. Н. Туполева. ЛА, выполненный по схеме «утка» с ТРД ТР-3-117, установленным над хвостовой частью фюзеляжа, стартовал при помощи твердотопливного ускорителя из пускового контейнера. Посадка осуществлялась при помощи парашюта на трехопорное убирающееся шасси (вместо колес на каждой стойке устанавливалась пята круглой формы). Контейнер размещался на четырехосном автомобиле повышенной проходимости БАЗ-135СПУ. Кроме того, в состав комплекса входила транспортно-заряжающая машина БАЗ-135ТЗМ, перевозящая на открытой платформе два ДПЛА и снабженная подъемным краном.

Аппарат оснащался различными комплектами разведывательной аппаратуры, включающей телевизионное и фотооборудование, а также средства радиационной разведки.

В начале 1980-х появился новый класс беспилотных разведчиков — миниатюрные и относительно дешевые мини-ДПЛА, массой от нескольких десятков до нескольких сотен кг. Пионерами в этой области стали израильтяне, первыми создавшие и с большим успехом применившие мини-ДПЛА в ходе боев с Сирией в долине р. Бекаа (Южный Ливан) в 1982 г. Вслед за Израилем к работам в этом направлении приступили СССР, США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Китай, Ирак и другие страны, как обладающие развитой авиапромышленностью, так и имеющие лишь авиаремонтную базу.

Усилия, предпринимавшиеся в нашей спине по развитию беспилотной авиации, позволили СССР к началу 1990-х годов занять одно из ведущих мест в мире по созданию дистанционно-пилотируемых аппаратов различных классов, в том числе и мини-ДПЛА. Об этом свидетельствовали, в частности, и соответствующие разделы авиасалона-93 и Нижегородской ярмарки-93.

На открытой площадке Московской выставки демонстрировался комплекс воздушного наблюдения местности «Стерх» с разведывательным мини-ДПЛА «Шмель-1». созданный в ОКБ им. А. С. Яковлева (ранее аппарат этого типа уже выставлялся на выставке «Мосаэрошоу-92»),

ДПЛА многоразового применения, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольце, рассчитан на 10 полетов. Он предназначен для ведения разведки в тактической глубине боевых порядков противника. Возможно использование аппарата и дня нужд народного хозяйства (патрулирование, обнаружение лесных пожаров, экологический мониторинг и т. п.). Старт ДПЛА осуществляется при помощи двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта (БМД-1). Способ посадки — парашютно-амортизационный. Шасси — четырехопорное, неубирающееся, способно выдержать десятикратную вертикальную перегрузку.

Аппарат чинится и транспортируется в сложенной виде в стеклопластиковом контейнере (в точку старта доставляется на БПД — пусковой установке).

Беспилотный летательный аппарат совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в составе которого входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, и передвижная станция технического обслуживания.

Станция пуска и управления осуществляет автоматический предстартовый контроль, пуск (на каждой машине может перевозиться один контейнер с ДПЛА), управление полетом аппарата, прием и отображение местности на телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтрольном устройстве, установленном на станции, отображается картина местности, наблюдаемая с борта ДПЛА, а также наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты.

Обеспечивается управление и прием информации с ДПЛА, находящихся на удалении до 60 км от станции пуска и управления (возможна одновременное управление двумя ДПЛА).

Бортовое оборудование ДПЛА «Шмель-1» включает сменный комплект разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера или тепловизор, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3…30º). Поле наблюдения ИК-датчика составляет 3…4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика — 3 мрад.

Устойчивость полета ДПЛА обеспечивает автопилот, в состав которого входит вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой маршевого двигателя.

Аппарат оснащен поршневым двигателем мощностью 32 л.с. с толкающим винтом, установленным в хвостовой части ЛА (ПД разработан в ОКБ им. Кузнецова).

Работы по созданию мини-ДПЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 г., поводом к их началу послужило изучение опыта боевого применения израильских ДПЛА в войне 1982 г. Первый опытный мини-ДПЛА ОКБ А. С. Яковлева (с ПД мощностью 20 л.с.) поднялся в воздух в 1983 г. Было построено 50 предсерийных машин «Пчела», предназначенных для опытной эксплуатации с целью разведки, РЭБ и ретрансляции (по сравнению с аппаратом «Шмель-1» аппарат «Пчела» имел несколько меньшую массу и вместо четырехопорного шасси снабжался пневматическим посадочным амортизирующим устройством, наполняемым воздухом перед посадкой).

В 1985-м началась разработка ДПЛА «Шмель-1». К его летным испытаниям в варианте, оснащенном телевизионными ИК оборудованием, приступили в 1989-м. В 1992-м приступили к испытаниям аппарата в варианте воздушной мишени. К настоящему времени ДПЛА типа «Шмель-1» находится на вооружении сухопутных войск и выпускается серийно. Следует отметить, что серийный выпуск разведывательных мини-ДПЛА в сравнительно крупных масштабах осуществляется лишь в двух странах — у нас и в Израиле (в армии и КМП США используются, в основном, мини-ДПЛА Израильского производства, Франция и Италия лишь в начале 1990-х гг. приступили к развертыванию в сухопутных войсках относительно малочисленных подразделений, имеющих на вооружении мини-ДПЛА отечественной разработки).

Основные характеристики ДПЛА «Шмель»

Размах крыла

м

3,25

Длина

м

2,78

Высота

м

1,10

Взлетная масса

кг

130

Крейсерская скорость

км/ч

140

Диапазон рабочих высот полета

м

100…3000

Продолжительность попета

ч

2

Авиационная система дистанционного контроля и инспекции (АСКИ) с разведывательным ДПЛА «Колибри» предназначена для ведения разведки в интересах различных видов войск в тактической и оперативно-тактической глубине и рассматривается как дополняющее звено существующих разведывательных систем.

В состав АСКИ входит обзорный ДПЛА-О и ДПЛА-Р — ретранслятор, а также наземный пункт дистанционного управления, приема и обработки целевой информации, станция привода и посадки ДПЛА на ВПП и технико-эксплуатационная часть (ТЭЧ) для обслуживания и хранения беспилотных аппаратов.

Летательный аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с Т-образным оперением и толкающим двухлопастным винтом. Шасси — убирающееся в полете, велосипедного типа (взлет и посадка выполняются «по-самолетному», с ВПП). В конструкции широко использованы элементы техники «Стелс» (интегральная форма фюзеляжа, радиопоглощающие покрытия), применена помехозащищенная радиолиния.

Возможно создание варианта ДПЛА «Колибри», стартующего с пусковой установки при помощи РДТТ и использующего для посадки парашютно-амортизационную систему. Расчетное число вылетов аппарата — 500, рабочий диапазон температур — 40±50ºС.

ДПЛА предполагается оснастить различной аппаратурой разведки, в том числе выдвигаемой в полете за обводы фюзеляжа телекамерой или тепловизионным оборудованием, размещенных на стабилизированной платформе в районе центра масс летательного аппарата. Передача развединформации ведется в реальном масштабе времени.

Работа по АСКИ находится в стадии проектирования, дальнейшее ее продолжение зависит от финансирования программы.

Основные характеристики ДПЛА «Колибри»

Размах крыла

м

5,90

Длина

м

4,25

Двигатель

 

ПД

Мощность двигателя

л.с.

1×75

Взлетная масса

кг

380

Масса топлива

кг

72

Масса полезной нагрузки

кг

70

Крейсерская скорость

км/ч

120…150

Практический потолок

м

3500

Максимальная дальность с ДПЛА-Р

км

до 700

Максимальная дальность автономно (в зависимости от высоты полета)

км

70…180

Продолжительность патрулирования

ч

до 8

Авиационная система воздушного наблюдения с разведывательным ДПЛА автожирного типа «Жаворонок» включает автожир с двухлопастным ротором (старт и посадка — вертикальные, фюзеляж конструктивно подобен фюзеляжу ДПЛА «Шмель», шасси лыжное, толкающий винт — в хвостовой части аппарата, расчетное число применений — 300) и наземный пункт дистанционного управления, приема и обработки целевой информации с пусковой установкой для транспортировки и запуска ДПЛА на базе автомобиля повышенной проходимости КамАЗ. Расчет — три-четыре человека.

Имеются два варианта аппарата — с ПД П-032 («Жаворонок») и М-18 («Жаворонок-1»), различающиеся массой целевой нагрузки. ДПЛА оснащен аппаратурой видовой разведки (способна работать в дневных и ночных условиях), системой радиационной разведки и оборудованием для определения химического состава атмосферы. Спектральный диапазон видовой разведки 0,43…12,5 мм, разрешение 0,3…3,0 м, погрешность определения координат — не более 5 м.

Основные характеристики ДПЛА «Жаворонок» («Жаворонок-1»)

Диаметр ротора

м

4,2 (4,7)

Взлетная масса

кг

30

Масса топлива

кг

18

Масса целевой нагрузки

кг

15 (40)

Диапазон скоростей попета

км/ч

30…100

Высота применения

м

5…2500

Продолжительность патрулирования

ч

2

Максимальная дальность

км

80

Авиационная система воздушного наблюдения с разведывательным ДПЛА вертолетного типа «Аист» включает беспилотную привязную вертикально взлетающую платформу, а также наземный КП дистанционного управления, приема и обработки информации с транспортно-пусковым контейнером. КП выполнен на базе гусеничного бронетранспортера.

Привязная платформа оснащена двумя двухлопастными винтами, установленными в вертикальных каналах. Старт и посадка вертикальные, с транспортно-пускового контейнера, смонтированного на крыше бронетранспортера. Заправка топливом и смена целевой нагрузки производятся без выхода экипажа из БТР. Управление аппаратом осуществляется с помощью волоконно-оптического кабеля. Расчет — три человека. Обеспечивается до 15 взлетов-посадок в сутки.

На борту ДПЛА может устанавливайся сменное оборудование видовой, радиолокационной и радиометрической разведки.

Основные характеристики ДПЛА «Аист»

Длина привязной платформы

м

4,1

Ширина привязной платформы

м

3,0

Высота привязной платформы

м

0,75

Двигатель

 

ПД

Мощность двигателя

л.с.

1×70

Взлетная масса

кг

290

Масса топлива

кг

35

Масса целевой нагрузки

кг

53

Высота применения

м

2800

Высота подъема

м

300

Продолжительность полета

мин

45

Радиус полета относительно КП

м

300

На стенде НПО «Кулон» была представлена информация о перспективном разведывательной комплексе «Москит». В его состав входит станция управления, размешенная на шасси повышенной проходимости трехосного автомобиля КамАЗ-410, несколько транспортно-пусковых установок — также на шасси КамАЗ (на каждой ТПУ установлено четыре коробчатых транспортно-пусковых контейнера с ДПЛА), а также мобильная станция техобслуживания.

Старт ДПЛА «Москит» выполняется непосредственно из транспортно-пускового контейнера (для чего последний устанавливается на некоторый угол к горизонту) при помощи порохового ускорителя (возможен и «самолетный» старт с ВПП, в этом случае ДПЛА требуется снабдить колесным шасси). Посадка — парашютная или «самолетная».

Летательный аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складным крылом относительно большого удлинения с небольшим углом стреловидности в полете. Фюзеляж имеет граненую поверхность упрощенных очертаний, что увеличивает технологичность конструкции. В его носовой части установлен двигатель ПО32 (32 л.с.) с тянущим двухлопастным винтом. Под фюзеляжем — стабилизированная платформа с разведывательным оборудованием.

Работы по ДПЛА «Москит» находятся в стадии НИОКР. Дальнейшее их продолжение замедлено в результате недостаточного финансирования.

Основные характеристики ДПЛА «Москит»:

Размах крыла (в рабочем положении)

м

6,200

Длина

м

4,065

Площадь крыла

м²

3,994

Стартовая масса

кг

290

Стартовая масса без порохового ускорителя

кг

250

Диапазон рабочих скоростей

км/ч

90…200

Диапазон рабочих высот

м

0…3500

Радиус действия

км

до 200

Другой разведывательный комплекс «Малахит-Ф» в настоящее время используется в Российских вооруженных силах.

В состав комплекса входят ДПЛА «Филин-1» (разведчик) и «Филин-2» (ретранслятор), транспортно-пусковая установка, пункт дистанционного управления (ПДУ) и пункт дешифровки разведывательной информации (все оборудование размешено на автомобилях повышенной проходимости ЗИЛ-131). Старт беспилотных ЛА, оснащенных ТРД, осуществляется при помощи твердотопливного ракетного ускорителя, посадка — парашютная.

ДПЛА «Фнлин-1» оснащен штатным оборудованием, включающим средства радиотехнической разведки и РЛС. Дополнительное оборудование, устанавливаемое в соответствии с конкретной боевой задачей, может включать аэрофотоаппараты, ИК средства и РЛС бокового обзора. ПДУ обеспечивает одновременное управление действиями двух ДПЛА «Филин-1» и двух «Филин-2».

Основные характеристики ДПЛА «Филин»

Тип ДПЛА

 

«Филин-1»

«Филин-2»

Взлетная масса

кг

3000

3000

Максимальное удаление от ПДУ

км

200…300

80…106

Продолжительность по лета

ч

1

2

Рабочая скорость

км/ч

950

500…600

Рабочие высоты

м

200…6000

500…6000

Новинкой выставки в Москве явилась демонстрация на стенде Казанского научно-исследовательского центра ЭНИКС (НИЦ специализируется на разработке беспилотных летательных аппаратов и располагает законченным циклом производства) сверхлегкого разведывательного ДПЛА Е90, предназначенного для наблюдения за земной поверхностью. Аппарат выполнен по достаточно редко используемой схеме «тандем» и снабжен двумя прямыми крыльями большого удлинения (размах заднего крыла несколько больше, чем переднего). Вертикальное оперение — двухкилевое (кили демонстрировавшегося аппарата располагались под фюзеляжем). В качестве силовой установки использован традиционный для ЭНИКС пульсирующий реактивный двигатель. Полезная нагрузка ДПЛА включает телевизионный модуль массой 6,5 кг (оптическое окно расположено в передней части круглого фюзеляжа ДПЛА). Управление осуществляется посредством элеронов на концевых частях заднего крыла. Старт ДПЛА Е90 выполняется с наземной ПУ, посадка — на парашюте или «по-самолетному».

Работа по программе находится в стадии летных испытаний опытных образцов.

Основные характеристики ДПЛА Е90.

Размах крыла

м

2,56

Длина с ПВД

м

1,48

Длина без ПВД

м

1,40

Взлетная масса

кг

45

Диапазон рабочих скоростей полета

км/ч

100…180

Диапазон высот полета

м

200…3000

Радиус действия

км

25

Кроме разведывательных ДПЛА, на выставках были широко представлены и радиоуправляемые мишени. «Ветераном» московских авиационных выставок явилась беспилотная воздушная мишень ЭНИКС Е85.

Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом, концевые части которого несколько отогнуты вверх. Мишень предназначена для имитации малоразмерных целей типа «крылатая ракета», «планирующая бомба» или «ДПЛА» с эффективной поверхностью рассеяния 0,1…10 м² (ЭПР может выбираться в соответствии с конкретными требованиями к имитируемой цели). Старт E85 производится с любого типа вертолета и обеспечивается при помощи переходной балки и тросовой подвески. Посадка выполняется на парашюте. В качестве силовой установки использован прямоточный воздушно-реактивный двигатель, размещенный в хвостовой части ЛА (двигатели такого типа характеризуются простотой и малой стоимостью). На мишени установлены ИК и дымовые трассеры.

В состав комплекта входит собственно воздушная мишень, система подвески под вертолет, пульты заправки, управления сбросом, система радиоуправления и ЗИП. Состав наземной команды обслуживания — четыре человека.

Основные характеристики беспилотной мишени ЭНИКС Е85

Размах крыла

м

2,0

Длина

м

3,2

Высота

м

0,84

Стартовая масса

кг

140

Скорость полета

км/ч

600

Диапазон рабочих высот

м

200…3000

Дальность полета

км

70

Примером использования достижений оборонного комплекса в интересах народного хозяйства является совместная разработка ПКЦ «Конверсия», ПВК «Авикон», СКБ «Форсаж» и КОКБ «Горизонт» многоцелевого комплекса с дистанционно пилотируемым автожиром. Он предназначен для наблюдения, сбора и передачи информации о состоянии окружающей среды, в частности, определения санитарного состояния зеленых насаждений, учета численности отдельных животных и стад, экологического контроля местности, обнаружения лесных пожаров, биологической зашиты растений. Может использоваться для радиационной и химической разведки, контроля трасс нефте- и газопроводов, поиска «подпольных» посевов наркотических растений, а также для решения других задач, связанных с разведкой и наблюдением.

Комплекс состоит из мини-ДПЛА автожирного типа и мобильных средств наземного обслуживания. Автожир ведет наблюдение, сбор и передачу информации на землю при полете по заданной программе или по командам оператора с земли. В зависимости от типа задания ДПЛА комплектуется тем или иным комплексом целевого оборудования (датчиками для воздушного наблюдения, емкостями для химикатов и средствами для их распыления).

Средства наземного обслуживания размещены на шасси автомобиля высокой проходимости ГАЗ-66 (месса комплекса 5000 кг, максимальная скорость передвижения — 90 км/ч, источники питания — автономные, напряжение в сети — 24…27 В). Они обеспечивают хранение и транспортировку автожира, а также управление его стартом, полетом и посадкой (для этого на крыше фургона, установленного на кузове ГАЗ-66, имеется застекленная кабина оператора). Вертикальный старт ДПЛА выполняется с платформы, выдвигаемой из автофургона, на которой смонтирован силовой агрегат для раскрутки ротора (разработаны электрический и гидравлический силовые агрегаты). Время подготовки ДПЛА к вылету — 20 мин, в течение суток может быть выполнено не менее пяти пусков с одного шасси.

ДПЛА имеет двухлопастный несущий винт и ПД с толкающим двухлопастным винтом в кольцевой насадке. Шасси — лыжное. Ресурс (количество пусков) автожира — не менее 2500. Эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса обеспечивает расчет из двух человек.

Основные характеристики мини-ДПЛА автожирного типа

Взлетная масса

кг

100

Масса целевого оборудования

кг

14

Рабочие скорости полета

км/ч

35…60

Диапазон рабочих высот

м

5…3000

Продолжительность полета

мин

60

Радиус действия (в режиме радиоуправления)

км

10

Оренбургское производственное объединение «Стрела» на МАКС-93 и Нижегородской ярмарке-93 экспонировало комплекс воздушной мишени «Дань», спроектированный в Казани. Он предназначен для боевой подготовки войск и имитирует самолеты тактической авиации и крылатые ракеты. В состав комплекса входит собственно воздушная мишень «Дань», средства наземного обслуживания специального применения, включающие пусковую установку, транспортно-заряжающую машину, наземную автоматизированную систему контроля, средство запуска двигателя и комплект технологического оборудования, средства наземного обслуживания общего применения (авто-топливо-маслозаправщик и аэродромный подвижный агрегат), а также средства обеспечения полетов в составе РЛС кругового обзора, станции радиоуправления и РЛС внешнетраекторных изменений.

Мишень выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым среднерасположенным крылом и ТРД в хвостовой част. При старте с наземной ПУ используется пороховой ускоритель. Система управления ЛА — комбинированная (программа и радиоуправление). Типовой профиль ее полета может включать старт, набор высоты, пикирование с переходом в кабрирование, пикирование, горизонтальную змейку, разворот, кабрирование, полет на малой высоте и посадку: при помощи парашюта. Аппарат рассчитан на десятикратное применение.

Основные характеристики воздушной мишени «Дань»

Длина

м

4,9

Взлетная масса

кг

345

Диапазон скоростей горизонтального полета

км/ч

300…710

Продолжительность полета

мин

23…40

Максимальные эксплуатационные перегрузки

 

+9/−3

Весьма выгодным с экономической точки зрения является переоборудование в беспилотные воздушные мишени устаревших самолетов и боевых ракет различного класса. СКВ «Сокол» представило информацию о ряде работ в этом направлении.

На базе истребителя МиГ-21 и учебно-тренировочного самолета чехословацкого производства Л-29 созданы воздушные мишени М-21 и М-29. На ЛА устанавливается специальный комплект оборудования, обеспечивается возможность автоматического взлета с бетонной ВПП шириной 40 м (ранее в беспилотные мишени переоборудовались истребители МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщик Ту-4, Ил-28 и Ту-16).

Созданный ОКБ «Сокол» комплекс буксируемой воздушной мишени «Комета» предназначен для использования с самолетом-буксировщиком.

В состав комплекса вводит самолет-буксировщик Су-7У, турболебедка и воздушная мишень, оснащенная линзами Люмберга, источниками ИК излучения, акустической системой регистрации промаха и радиолинией управления оборудования мишени. Длина буксированного троса — до 7750 м максимальная скорость буксировки — до 900 км/ч.

На базе ЗУР 3М9М, оснащенной ракетно-прямоточным двигателем и входящей в состав войскового ЗРК «Квадрат» (западное обозначение — SA-6) создана скоростная ракета-мишень 3М20М3.

МКБ «Радуга» та МАКС-93 и Нижегородской ярмарке демонстрировало модель скоростной воздушной мишени Д-5НМ (MB), являющейся модификацией авиационной противокорабельной ракеты КСР-5, созданной в конце 1960-х годов (ракетой этого типа оснащаются бомбардировщики Ту-16К-26). Носителем мишени также является самолет Ту-16. Д-5НМ (MB) может моделировать полет высотной ракеты (на дальности до 300 км и высоте до 30…40 км), стратегического самолета (дальность до 300 км, высота до 26 км), тактического самолета и маловысотной ракеты (на дальности до 100 км).

Ракета, оснащенная ЖРД, выполнена по нормальной аэродинамической схеме с треугольным крылом малого удлинения, крестообразным оперением с треугольными поверхностями (надфюзеляжный киль и стабилизаторы — цельноповоротные, нижний киль — складной). Дополнительное целевое оборудование, устанавливаемое в ходе модернизации, включает (отдельно или в комплекте) аппаратуру телеметрических измерений, радиотелеметрических измерений, измерения пролета атакующей ракеты мимо цели, систему автоматической оценки результатов пуска. Мишень имеет автоматическую систему подрыва, предотвращающую ее вылет за границы полигона.

Основные характеристики ракеты-мишени Д-5НМ (МВ)

Длина

м

10,56

Диаметр корпуса

м

0,92

Размах крыла

м

2,60

Стартовая масса

кг

3944

Диапазон высот пуска с самолета-носителя

м

500…11000

КБ точного машиностроения также представило информацию о многоцелевой воздушной мишени, предназначенной для обеспечения стрельбовых испытаний комплексов ПВО. Вот они: мишень стартовой массой 75 кг, снабженная РДТТ, имеет излучательную способность в радио- и ИК диапазонах, соответствующую современным комплексам высокоточного оружия и самолетам. Для старта использована пусковая установка ЗРК «Стрела-10» (на ПУ размещено три мишени). Максимальная дальность пуска мишени — 25 км, средняя скорость — 250 м/с.

Экспозиция беспилотной авиации в отличие от других разделов на московском авиасалоне выглядела довольно внушительно. Однако следует помнить, что ДПЛА — сравнительно молодое и неокрепшее направление авиастроения. И очень легко можно потерять то, на что ушли годы работы талантливых людей и немалые народные средства.

Список статей