Список статей

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

Летающая лодка из Китая

Об амфибии SH-5

Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6.

Летающие лодки этого типа поставлялись «Великому соседу» в 1950-е, когда Совесткий Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями, предназначенную для замены Бе-6.

Работы над новым самолетом, получившим обозначение SH-5 (Шуйшанг Хонгзхай 5, морской бомбардировщик 5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968-м. В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр и лишь три года спустя в апреле экипаж летчика-испытателя Хаунг Хингхуйя поднял летающую лодку в воздух.

Столь растянутые сроки разработки характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции — нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м.

Четыре лодки SH-5 в сентябре следующего года в торжественной обстановке передали в авиацию ВМС Китайской Народной Республики. Гидросамолеты базируются на аэродромах Туаньдао и Куингдао. По опубликованным данным, на начало 1999-го в авиации ВМС Китая числилось семь таких машин.

Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов. Разрабатывался и противопожарный вариант амфибии SH-5.

По компоновке самолет напоминает своего предшественника — Бе-6: высокоплан с прямым крылом (удлинение 9), однореданной лодкой с двухкилевым оперением и длинным «хвостом» магнитометра. На корпусе лодки установлен небольшой руль для управлении самолетом на воде. Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на N-образных подкосах.

Наиболее заметными внешними отличиями от Бе-6 являются каплевидная кабина летчиков, носовой обтекатель антенны РЛС (по типу Бе-12) и убираемое шасси. Шасси — трехопорное, с носовой двухколесной стойкой. Основные опоры — одноколесные. Стойки снабжены масляно-пневматическими амортизаторами.

Носовая опора убирается вперед по полету в днище корпуса лодки, а основные — поворотом назад в ниши бортов. Особенностью шасси, используемого для схода и выхода из воды по слипу, является очень малый клиренс.

Гидросамолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями «Донган» WJ-5А1 мощностью по 3 150 э. л. с. каждый. Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист.

В передней части лодки расположены три грузовых отсека. Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями.

В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий.

Оборонительное вооружение включает двухствольную пушечную дистанционную установку на верхней поверхности фюзеляжа между крылом и оперением. На четырех подкрыльевых узлах предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед (по три на каждом внутреннем пилоне).

При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами — на внутренних. Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас). Общая масса внутренней нагрузки — 6 000 кг.

Основные данные гидросамолета SH-5

Размах крыла

м

36,00

Длина

м

38,90

Высота

м

9,80

Площадь крыла

м²

144,0

Масса пустого

 

 

    поисково-спасательный

кг

25 000

    противолодочный

кг

26 000

Масса топлива

кг

13 417

Макс. масса полезной нагрузки

кг

10 000

Взлетная масса

 

 

    нормальная

кг

36 000

    максимальная

кг

45 000

Скорость

 

 

    макс. на уровне моря

км/ч

556

    крейсерская

км/ч

450

    минимальная патрулирования

км/ч

230

    посадочная (на воду)

км/ч

170

Разбег (по воде)

м

482

Пробег при посадке (по воде)

м

653

Практический потолок

м

10 250

Дальность

км

4 750

Продолжительность полета на двух ТВД

ч

12…15

Эскиз гидросамолета SH-5


Список статей