Список статей

Андрей КОРОТКОВ (г. Тюмень)

«Грачи» в сирийском небе

Ровно год назад в марте 2016 года штурмовики Су-25 были выведены из состава базирующейся на авиабазе Хмеймим в Сирии российской авиационной группировки. В небе над Латакией модернизированные Су-25СМ фактически впервые (не считая скоротечных событий августа 2008 года) по-настоящему прошли «проверку боем» — в реальных условиях полномасштабных боевых действий. Боевой работе «грачей» в Сирии и посвящается данная статья.

30 сентября 2015 г. Россия начала Ввоздушную операцию в Сирии — первую широкомасштабную военную кампанию за пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа 2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение1 о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации. 30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 г. президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал Президенту РФ В. В. Путину согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции. Решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации на аэродроме Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия Сирийской Арабской Республики была развернута смешанная авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения) Воздушно-космических сил Российской Федерации в составе: 4 многофункциональных самолетов-истребителей Су-30СМ, 4 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ, самолета радиоэлектронной разведки Ил-20М1, 12 ударных вертолетов Ми-24П и 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ2. Переброска авиатехники осуществлялась посредством самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака.

Штурмовая эскадрилья авиагруппы включала десять Су-25СМ и два Су-25УБ из состава 960 штурмового авиационного полка 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии 4 армии ВВС и ПВО Южного военного округа, дислоцированного в Приморско-Ахтарске. 960 шап стал третьим (после буденовского и черниговского) полком в ВВС, получившим на вооружение модернизированные штурмовики Су-25СМ. К практическому освоению обновленной матчасти кубанские летчики приступили в конце февраля 2013 г., после того как полк получил первые 8 штурмовиков из подмосковной Кубинки (ремонт и модернизация Су-25 до уровня Су-25СМ осуществляется на 121 АРЗ в Кубинке). К тому времени большая часть летного состава полка прошла теоретическое переучивание в Центре подготовке авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке (бывшем 4-м ЦБП и ПЛС), а ИТС — на заводе в Кубинке. Первые полеты на Су-25СМ в Приморско-Ахтарске состоялись 25 февраля 2013 г. Благодаря новым прицельно-навигационному комплексу ПрНК-25СМ «Барс» и цифро-аналоговой системе управления вооружением СУО-39М, модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полета и сложных видов маневра. Расширилась номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолета включили УР «воздух-воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13. Новое оснащение кабины, прежде всего коллиматорный индикатор КАИ-1-01 и многофункциональный цветной ЖК индикатор МФЦИ-0332М в составе системы отображения информации СОИ-У-25, позволило улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам специалистов возросла в 1,5 раза. В 2014 году самолетами Су-25СМ полностью укомплектовали первую и вторую авиационные эскадрильи, при этом «простые» Су-25 свели в третью эскадрилью, выведя излишки техники за штат. Однако уже в октябре-ноябре 2014 года одну эскадрилью СМ-ов передали на формирование смешанного авиационного полка в Гвардейское. Таким образом, к началу Сирийской кампании 960 шап располагал только одной эскадрильей модернизированных штурмовиков, которые и решено было задействовать в операции.

В ходе подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на «спарках» полная заправка почти на 500 кг меньше, чем на боевых машинах). Выход из положения нашли в замене двух из четырех подвесных топливных баков ПТБ-800 (штатных для Су-25 всех модификаций) на баки большей емкости ПТБ-1150, которые могут подвешиваться на Су-25 (только на 3 и 9 точках подвески), но практически нигде не используются, и потому в полку их не оказалось. Выручили соседи из Буденновска, у которых нужные баки нашлись на складе. «Спарки» перегнали в Буденновск, укомплектовали парой ПТБ-1150 и облетали для проверки выработки топлива. Попутно выявились особенности поведения самолетов на взлете — из-за получившейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете приходилось отклонением РУС от себя.

16 сентября 2015 г. самолеты Су-25СМ №№ 21, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 с аэродрома Приморско-Ахтарск и Су-25УБ № 44 и № 53 с аэродрома Буденновск выполнили перелет на аэродром Моздок. После подготовки летного состава и получения боевой задачи 19 сентября приступили к поэтапному перебазированию в Сирийскую Арабскую Республику. Тремя группами по четыре самолета («спарки» Су-25УБ шли ведущими первых двух звеньев) в сопровождении самолетов-лидеров Ил-76 штурмовики вылетели в Иран. Полет продолжительностью 1 час 30 минут проходил на высоте 6 900 метров. Большая часть маршрута пролегала над акваторией Каспийского моря вне видимости береговой черты. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки произвели на высокогорном аэродроме Хамадан, имеющем превышение в 1 700 метров над уровнем моря. После подготовки авиационной техники и отдыха летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-лидеров эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута — аэродром Хмеймим. После пересечения первой группой на высоте 6 900 метров Ирано-Иракской границы возникли трудности. По команде центра управления полетами в Багдаде, в зоне ответственности которого находились наши самолеты, группам был изменен маршрут — он отклонился на юг и увеличился на 200 километров. Данная провокационная команда поставила под угрозу благополучное завершение перелета, так как полет выполнялся на максимальную практическую дальность полета для высоты практического потолка самолета Су-25.

Штурманы самолетов-лидеров Ил-76 выполнили необходимые расчеты, и стало ясно, что благополучное завершение полета по остатку топлива возможно только при дальнейшем полете на высотах более 9 000 метров. Летный состав, осознавая всю ответственность за выполнение правительственной задачи и оценивая свою физическую подготовку, принял решение продолжать полет на высоте 9 600 метров (практический потолок самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием герметичной кабины составляет 7 000 метров). Превозмогая физиологические проблемы, вызванные длительным нахождением в разряженной атмосфере без специального высотного снаряжения, экипажи проявили мужество и в течение 1 часа 20 минут выполняли полет на высоте 9 600 метров, завершив перелет благополучной посадкой на авиабазе Хмеймим.

Личный состав группы разместился в жилых модулях, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания, отдыха и подготовки к выполнению боевых задач. После восстановления сил и акклиматизации, летный состав приступил непосредственно к работе. 23 сентября состоялись первые полеты на ознакомление с районом боевых действий, а 30 сентября экипажи Су-25 выполнили первые боевые вылеты на удары по наземным целям.

В первый день воздушной операции ВКС России самолеты авиационной группировки Су-25, Су-24М и Су-34 с авиабазы Хмеймим нанесли первые точечные удары по восьми объектам международной террористической организации «Исламское государство»3 на территории Сирии. Целями авиаударов стали КП и штаб управления формированиями террористов, склады оружия, боеприпасов и ГСМ, узлы связи, боевая техника и транспортные средства боевиков. С первого дня воздушной кампании ВКС России наращивали интенсивность боевой работы в Сирии. Если в течение вторых суток операции авиационной группировкой было осуществлено 18 самолетовылетов (в результате чего поражено 12 целей террористов), то уже 5 октября летный состав выполнил 40 самолетовылетов (поражено 19 целей), 8 октября — 67 (поражено 60 целей), а 12 октября — максимальные на тот момент 88 самолетовылетов с поражением 86 целей. К концу октября количество самолетовылетов уже достигло 90…100 в сутки. За первый месяц ведения боевых действий российская авиация выполнила 1 391 боевой вылет, в результате которых уничтожила 1 623 объекта террористов, в том числе: 249 различных пунктов управления и узлов связи; 51 лагерь для подготовки террористов; 35 заводов и мастерских, где террористы начиняли взрывчатыми веществами автомобили; 131 склад боеприпасов и топлива; 371 опорный пункт и укрепленный узел; 786 полевых лагерей и различных баз.

На протяжении первых полутора месяцев авиационные удары группировкой ВКС выполнялись исключительно по заранее заданным (разведанным) целям, коими являлись: штабы, пункты управления и узлы связи; склады вооружения, боеприпасов и ГСМ; подземные сооружения, укрепрайоны и оборонительные позиции боевиков с вооружением и военной техникой; районы сосредоточения резервов бандформирований; мини-заводы и мастерские по изготовлению самодельных ракет, фугасов и прочих взрывных устройств. Вот несколько конкретных примеров, характеризующих интенсивностью боевой работы штурмовой авиации группировки ВКС РФ и типовые задачи, решаемые ей в Сирии в этот период4.

Так, 1-2 октября «Су-25 нанесли удар по полевому лагерю боевиков ИГИЛ в районе МААРЕТ-ЭН-НУУМАН, провинция ИДЛИБ. Полностью разрушены бункеры, а также склады оружия и горюче-смазочных материалов террористов»; — «Штурмовиками Су-25 в районе МААРЕТ-ЭН-НУУМАН, провинция ИДЛИБ, полностью разрушен замаскированный под завод газовых баллонов крупный цех по производству фугасов и самодельных взрывных устройств»; — «В районе ЭЛЬ-ЛАТАМНА, провинция ХАМА … самолетами Су-25 нанесены удары по двум бункерам, в которых располагались пункты управления формированиями боевиков и склады террористов. В результате попадания на одном из объектов сдетонировали боеприпасы, полностью уничтожившие данный объект»; — «В районе ХАН-ШЕЙХУН, провинция ИДЛИБ, точечными ударами бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25 разрушен пункт управления вооруженных формирований ИГИЛ».

В течение следующих трех суток: — «Штурмовиками Су-25 атакован лагерь подготовки террористов в районе КЕСЛАД-ЖУК, провинция ИДЛИБ. В результате удара уничтожены укрытия боевиков и мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств, в том числе «поясов шахидов»; — «…самолетами Су-24 и Су-25 нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города МААРЕТ-ЭН-НУУМАН. Все цели уничтожены»; — «… штурмовиками Су-25 нанесен удар по лагерю подготовки террористов ИГИЛ в районе ДЖИСР-ЭШ-ШУГУР, провинция ИДЛИБ. Уничтожены строения, в которых находился склад с боеприпасами террористов. В результате детонации боеприпасов уничтожено четыре единицы автомобильной техники»; — «при проведении воздушной разведки беспилотными летательными аппаратами в районе ДЖА-БЕЛЬ КОБА, провинция ИДЛИБ, была обнаружена огневая позиция артиллерии боевиков. Ударом штурмовиков Су-25 по данной цели уничтожено три артиллерийских орудия и полевой склад с боеприпасами»; — «… на востоке провинции ХОМС, недалеко от города ТАДМОР, боевая пара штурмовиков Су-25, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники ИГИЛ. Всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания»; — «В районе ТАДМОР провинции ХОМС … штурмовиками Су-25 нанесен удар по району сосредоточения инженерной техники боевиков, в результате чего уничтожено инженерное вооружение и техника, захваченные ранее террористами ИГИЛ у сирийской армии»; — «Две пары Су-25 нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве ДЖЕБЕЛЬ-БАТРА, и штабу боевиков ИГИЛ в горах ДЖЕБЕЛЬ-МГАР провинции ДАМАСК».

Полеты на боевое применение штурмовиками выполнялись как днем, так и в темное время суток. Так, 8 октября «Ночью с авиабазы «Хмеймим» самолеты российской авиации совершили 22 боевых вылета. Экипажи Су-34, Су-24М и Су-25 нанесли удары по 27 объектам террористов на территории Сирии…Штурмовики Су-25 и Су-34 нанесли удары по 11 районам расположения лагерей подготовки боевиков ИГИЛ в провинциях ХАМА и РАККА. В результате ударов инфраструктура, используемая для подготовки террористов, уничтожена»; — «При ведении воздушной разведки беспилотными летательными аппаратами в районе населенного пункта ХРАЙЗИН обнаружена замаскированная в лесном массиве база незаконных вооруженных формирований группировки ИГИЛ. В результате удара боевой пары штурмовиков Су-25 по данной цели полностью разрушены постройки и фортификационные сооружения, использовавшиеся боевиками для укрытия от воздушных ударов авиации. На территории базы террористов отмечен сильный пожар».

В следующую неделю, с 10 по 17 октября:

— «В окрестностях города АЧАН, провинции ХАМА, штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по выявленному воздушной разведкой опорному пункту террористов ИГИЛ. Точечным ударом инженерные сооружения террористов и склады боеприпасов и материально-технического обеспечения были уничтожены»; — «В районе населенного пункта ХЕРБЕТ-ЭЛЬ-АРУС провинции ИДЛИБ в горно-лесистой местности средствами разведки был обнаружен лагерь подготовки одного из отрядов ИГИЛ. Штурмовиками Су-25СМ по данному лагерю был нанесен удар фугасными бомбами, в результате база боевиков была полностью уничтожена»; — «В районе населенного пункта СУКЕЙК, севернее ХАМЫ, штурмовиком Су-25 была уничтожена автомобильная колонна подвоза боеприпасов и топлива террористам ИГИЛ, занимающим позиции в данном районе. Уничтожено три бензовоза, большегрузная машина и два автомобиля высокой проходимости с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, осуществлявшими охранное сопровождение груза»; — «В районе населенного пункта ТЕЛЛЬ-СУКЕЙК, провинция ХАМА штурмовик Су-25 нанес удар по обнаруженной беспилотными средствами разведки мобильной минометной позиции боевиков»;

— «Ударом штурмовика Су-25 в провинции АЛЕППО атакована колонна боевиков, перевозившая топливо и боеприпасы. Уничтожены бензовоз, три грузовых автомобиля с боеприпасами и две машины сопровождения, оснащенные крупнокалиберными пулеметами»; — «В районе населенного пункта ХРАЙТАН штурмовик Су-25СМ нанес удар по складу боеприпасов и хранилищу ГСМ террористов ИГИЛ. Точными ударами фугасных авиабомб объекты полностью уничтожены»; — «В провинции ИДЛИБ штурмовиками Су-25СМ нанесен удар по центру подготовки террористов в горной местности. Средствами объективного контроля отмечена детонация боеприпасов, хранящихся на объекте. Объект уничтожен»;

— «В пригороде населенного пункта ЭЛЬ-АТАРЕБ, провинция ИДЛИБ, штурмовиками Су-25 нанесен удар по подпольному цеху, в котором изготавливались фугасные мины для последующей закладки на автомобильных трассах в этом районе. В результате детонации хранившихся взрывчатых веществ данный объект уничтожен»; — «В горном массиве МАГАР, провинция ДАМАСК, средствами воздушной разведки была выявлена замаскированная база. На данном объекте находились три бронеавтомобиля и восемь внедорожников с установленными крупнокалиберными пулеметами и минометами. Российской парой штурмовиков Су-25 по данной базе был нанесен огневой удар, уничтоживший находившуюся на объекте технику, а также запасы горючего и боеприпасы»; — «В районе населенного пункта ХАН-ЭЛЬ-АСАЛЬ, провинция АЛЕППО, нанесен авиационный удар по базе боевиков. Штурмовиком Су-25 уничтожены укрытия террористов, а также скопление танков и бронетехники. По данным, полученным при помощи беспилотного летательного аппарата, выведено из строя два танка и пять боевых машин пехоты боевиков ИГИЛ»; — «В ходе проведения воздушной разведки в окрестностях ВОСТОЧНАЯ ГУТА, провинция ДАМАСК, был обнаружен передовой пункт снабжения бандформирований, с которого боевики обеспечивались боеприпасами, продовольствием и топливом. После доразведки этого объекта, ударом штурмовика Су-25 он был уничтожен. Также уничтожены четыре единицы бронированной автомобильной техники». Выше приведены фрагменты из хронологии боевой работы штурмовой эскадрильи только первого месяца воздушной операции ВКС РФ в Сирии. И в дальнейшем, к атакам по наземным целям экипажи штурмовиков привлекались ежедневно. Все боевые вылеты российской авиации согласовывались с руководством сирийской армии, для чего на авиабазе Хмеймим была развернута оперативная группа Минобороны Сирийской Арабской Республики, объекты для ударов российской авиации назначались строго вне населенных пунктов и только на основе подтвержденных разведывательных данных, поступающих из различных источников. Для получения достоверной информации о местоположении террористов и контроля результатов огневого поражения активно использовались средства космической разведки и БПЛА. По словам Главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-полковника Виктора Бондарева, каждому вылету предшествовала тщательная подготовка летного состава. Изучались данные объективного контроля, данные беспилотников, спутниковые снимки. Каждый вылет тщательно анализировался, результаты ударов подтверждались данными беспилотных ЛА, бортовых средств объективного контроля, установленных на самолетах, а также сведениями агентурной разведки. «За все это время ни один гражданский объект на территории Сирии от ударов нашей авиации не пострадал», — подчеркнул Главком ВКС России на пресс-конференции для журналистов 8 октября 2015 г.

Основным способом ведения боевых действий экипажами Су-25СМ в Сирии стало последовательное нанесение авиационных ударов по заранее заданным наземным целям (объектам) в установленное время в режиме навигационного бомбометания одиночно, парами, звеньями из положения дежурства на земле. На боевое применение штурмовики обычно летали составом групп от 2 до 6 самолетов. Для удара группе назначались цели в районе радиусом до 20…25 километров. Для полноты анализа качества боевого применения беспилотными средствами объективного контроля атаки заданных наземных целей (ЗНЦ) выполнялись с интервалом в 1 или 2 минуты между самолетами в группе, а повторные удары осуществлялись группой, как правило, через 5…6 минут. При отсутствии визуальной видимости между парами или одиночными экипажами в группе назначалось микроэшелонирование — как правило, не менее 100 метров. Даже если над целью стояла 10-балльная облачность, группа из 6 штурмовиков вне видимости друг друга спокойно выполняли поставленную задачу, имея между самолетами эшелонирование в 150…200 метров, и нанося удары в заданное время с интервалом в 1 минуту. Таким образом, группа из 6 самолетов имея загрузку по четыре ОФАБ-250 в течение 30…40 минут висела над передним краем противника, нанося удар по 24 целям и не давая ему «поднять голову». Сирийская авиация применялась до высот 3 000…3 500 метров. Это было обусловлено отсутствием возможности ПРНК их самолетов выполнять эффективное боевое применение на больших высотах. Су-25СМ же могли устойчиво и гарантированно поражать цели с высот и в 3 000, и в 4 000 метров. Боевая загрузка при этом, как правило, составляла 4…6 свободнопадающих АБ различных типов калибра 100, 250, либо 2…4 АБ-500 кг, при наличии двух подвесных топливных баков ПТБ-800. Бомбометание выполнялось с горизонтального полета с «безопасных» (в случае возможного применения противником ПЗРК) высот от 3 500 до 4 100 метров. Удары наносились точечно — для каждой авиабомбы своя цель. К примеру, четырьмя АБ поражали четыре цели (принцип одна бомба — одна цель стал для модернизированных штурмовиков законом). ПрНК-25СМ обеспечивал достижение точности поражения целей несколько десятков метров. Для уничтожения скоплений живой силы противника применяли РБК, снаряженные различными типами боеприпасов.

С ноября 2015 года штурмовики стали летать на разведывательно-ударные действия (РУД) — так называемую «свободную охоту». Взлет производили поодиночно или парами (после чего расходились каждый по своему маршруту), далее выполняли полет на самостоятельный поиск и уничтожение подвижных целей. Охотились как на колонны, так и на одиночные военную технику и транспортные средства (фуры, бензовозы), тем самым, пресекая поставку бандформированиям оружия, боеприпасов, топлива, продовольствия, медикаментов и других средств материально-технического обеспечения. Иногда на самолеты подвешивали по 4 ПТБ-800 и 2 блока НАР Б-8, и тогда они по два часа «висели» в зоне в поисках целей. Полеты российской авиации в Сирии на «свободную охоту» наносили (и продолжают наносить) ощутимый удар в прямом и переносном смыслах по нефтебизнесу террористов. Автоцистернами сырая нефть с подконтрольных ИГ месторождений вывозится за пределы страны, где перерабатывается. Полученные нефтепродукты реализовываются на черном рынке, а вырученные средства идут на финансирование группировок. Таким образом, авиация ВКС России успешно борется с нефтедобывающей и нефтеперегонной инфраструктурой ИГ, которая по данным экспертов «до сих пор остается одним из главных источников насыщения террористической организации колоссальными деньгами — прибыль, полученная от незаконной торговли нефтью и нефтепродуктами, которые охотно раскупают соседние с Сирией страны, измеряется десятками миллионов долларов в день».

Интенсивность боевой работы штурмовой авиации группировки поначалу доходила до 6 вылетов на одного летчика в сутки, позже несколько снизилась до 4, а ближе к выводу в феврале и марте 2016 года в среднем составляла по 2 вылета. На боевое применение Су-25СМ летали круглосуточно, при этом соотношение дневных и ночных вылетов приблизительно было равным, иной раз ночью летали даже больше. Учебно-тренировочные полеты на ознакомление с районом боевых действий, ввод в строй и восстановление навыков после перерывов в летной работе на «спарках» выполнялись над Латакией и акваторией Средиземного моря — летному составу они засчитывались как полеты на воздушную разведку.

Огромная нагрузка легла на плечи инженерно-технического состава. Подготовка самолетов к полетам, снаряжение их АСП велись круглосуточно. Авиабомбы растаривали на общей площадке, после чего развозили по самолетам. Тормозные парашюты укладывали прямо на стоянке между самолетами. Для подготовки к вылету Су-25СМ после получения боевой задачи требуется 10…15 минут. Время подготовки других ударных самолетов может отличаться в сторону увеличения в разы. Именно по этой причине у штурмовиков такое большое количество самолетовылетов. Их не только можно быстро поднять по задаче в воздух, но и время боевого цикла у них также наименьшее среди всех существующих ударных ЛА. Как показал практика, ИТС готовил Су-25СМ к повторному вылету всего за 10…15 минут, что, конечно, выгодно отличает его от других типов боевых самолетов. За 5,5 месяцев боевой работы в Сирии модернизированные штурмовики Су-25СМ показали себя исключительно надежными машинами и серьезными отказами не досаждали.

14 марта 2016 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В. В. Путин отдал приказ о выводе из Сирийской Арабской Республики части группировки российских Вооруженных Сил. «Задача, поставленная перед Министерством обороны и Вооруженными Силами, в целом выполнена, поэтому приказываю министру обороны с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской республики», — сказал Путин на встрече с министром обороны и главой МИД РФ. По словам Президента, за время операции в Сирии российские военнослужащие «проявили профессионализм, слаженность, умение организовать боевую работу вдали от своей территории, не имея с театром военных действий общих границ». Министром обороны генералом армии С. К. Шойгу были даны соответствующие указания о передислокации части авиагруппы с 15 марта на территорию Российской Федерации в пункты постоянной дислокации. Личный состав авиаэскадрильи приступил к погрузке оборудования, материально-технических средств и авиационно-технического имущества на самолеты военно-транспортной авиации, а также к подготовке штурмовиков для осуществления перебазирования на аэродром Приморско-Ахтарск.

16 марта утром первая группа в составе 2 штурмовиков Су-25СМ (№ 21 и № 31) и 2 учебно-боевых Су-25УБ (№ 44 и № 53) в сопровождении самолета-лидера Ил-76 вылетела с авиабазы Хмеймим курсом на Иран. Оставшаяся восьмерка штурмовиков в этот день не смогла вылететь по метеоусловиям (зарядил сильный ливень). После дозаправки самолетов и отдыха летного состава на аэродроме промежуточной посадки Хамадан звено Су-25 вылетело в Россию. Полет по маршруту проходил на эшелоне 8 800 метров. В этот же день, благополучно завершив перелет, экипажи произвели посадку на родном аэродроме, где их в торжественной обстановке встречал командующий войсками Южного федерального округа генерал-полковник Александр Галкин, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, родные и близкие авиаторов. Командующий поздравил личный состав с благополучным возвращением на родную землю и поблагодарил за успешное выполнение боевых задач: «Вы вернулись, вернулись победителями»! После краткой приветственной речи он лично вручил летчикам боевые награды, а губернатор Краснодарского края — памятные часы. Оставшиеся штурмовики двумя группами по 4 Су-25СМ в сопровождении «лидеров» Ил-76 вылетели из Сирии 17 марта и, после ночевки в Иране, на следующий день перелетели на базовый аэродром. Таким образом, в период с 16 по 18 марта 2016 года личный состав произвел успешную передислокацию авиационной техники на аэродром постоянного базирования. За время нахождения в Сирийской Арабской Республике самолетами 960 шап было осуществлено 2 850 боевых вылетов с общим налетом 2 010 часов. На объекты противника сброшено около 9 000 авиационных бомб различной номенклатуры, применено около 1 000 неуправляемых авиационных ракет калибров 80 и 130 мм. По итогам боевой работы 40 человек личного состава полка были награждены государственными наградами, из них 8 — орденами и 32 медалями; 12 человек награждены часами от губернатора Краснодарского края.

В январе этого года в СМИ появилась информация о перелете в Сирию четырех штурмовиков Су-25СМ. Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков подтвердил, что «4 самолета Су-25, о прибытии которых написали западные корреспонденты, вошли в состав русской авиагруппы в Сирии в рамках плановой ротации».

При работе над публикацией использованы информация и сведения из открытой печати, в том числе материалы информационных агентств и интернет-порталов: Газета.ру, ВПК, «Известия», «Интерфакс», «Коммерсантъ-Властъ», РИА «Новости», РБК, ТАСС; Википедия, официального сайта Минобороны Росси; телерадиокомпании «Звезда»; блог bmpd Центра АСТ и др.


[1] 14 октября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики», принятый Государственной Думой 7 октября 2016 года и одобренный Советом Федерации 12 октября 2016 года.

[2] Сведения о наименованиях, подчиненности, составе и дислокации упомянутых в статье авиационных частей публикуются по материалам открытой печати.

[3] Другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», сокращенно ИГ или ИГИЛ — международная организация, признанная террористической и запрещенная законодательством Российской Федерации. Также в список запрещенных входит упоминаемая в тексте «Джебхат ан-Нусра».

[4] Ниже приводятся выдержки из информационных бюллетеней Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации с сайта МО РФ. Орфография и стилистика сохранены.



Су-25СМ ВКС РФ, 960 шап, а/б Хмеймим, март 2016 г.




Су-25СМ ВКС РФ, 960 шап, а/б Хмеймим, март 2016 г.




Су-25УБ ВКС РФ, 960 шап, а/б Хмеймим, март 2016 г.

 

Список статей