Список статей

Александр МАНУШКИН

В дуэльной ситуации

Недавно на одном из российских телевизионных каналов отметили очередной юбилей американского боевого самолета F-16. В этом явно рекламном фильме шла речь о непревзойденных качествах истребителя Fighting Falcon, который якобы способен господствовать в воздухе над любым воздушным противником. Для дилетантов приводились и примеры, как в тех или иных военных конфликтах и региональных войнах F-16 бил другие самолеты, в основном советского производства МиГ-21 и МиГ-23 и другие. Однако диктор ни словом не обмолвился о том, что истребители МиГ-21 и МиГ-23 были летательными аппаратами второго и третьего поколения, a F-16 — новейший истребитель четвертого поколения.

Немало рекламных фильмов и видеороликов посвящено и более «тяжелому» американскому истребителю F-15 Eagle. Он также преподносится в качестве непревзойденного в своем классе воздушного бойца, способного уничтожить любого противника. Однако, так ли это? Попробуем разобраться в ситуации с помощью конкретных цифр и фактов.

Нет сомнения, что современные зарубежные истребители — прекрасные воздушные бойцы. Свидетельство тому — их тактико-технические характеристики.

F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание планером дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% — углепластик и 3,7% — сталь. Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы McDonnell Douglas ACESII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15 000 м.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную радиолокационную заметность на 40%. Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей электродистанционной системой управления (ЭДСУ) без резервной механической проводки.

Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов F-16 фирмой General Dynamics, а также по лицензии фирмами TAI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.

Отдельно стоит сказать и об F-15 Eagle. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Доля материалов, используемых в конструкции, составляют алюминиевые сплавы — 37,3%, титановые сплавы — 26,6%, сталь — 5,5%, боро- и углепластики — 1,2%, стеклопластики — 1%. Крыло имеет излом по задней кромке, скошенные законцовки, небольшие корневые наплывы. Фюзеляж — цельнометаллический типа полумонокок, изготовлен из алюминиевых и титановых сплавов. Остекление фонаря выполнено из поликарбоната «Лексан» (толщина лобового стекла 23,05 мм). Кабина герметическая с системой кондиционирования и кислородной системой с газификатором жидкого кислорода.

В состав комплекта бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) входят 12 малогабаритных вычислителей, связанных мультиплексной шиной с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) IBM CP-1075.

БЦВМ обеспечивает наведение и пуск управляемых ракет (УР), воздушную стрельбу, бомбометание и управление системой индикации. Имеется система управления оружием AN/AWG-20. На истребителе установлена цифровая импульсно-доплеровская РЛС Хьюз AN/APG-63, которая позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 130 км и обеспечивает дальность автоматического захвата 18 км. В состав аппаратуры РЭП истребителя F-15 входит система предупреждения о радиолокационном облучении Лорал AN/ALR-56, станция активных помех Нортроп AN/ALQ-135 и автомат разбрасывания дипольных отражателей AN/ALE-45.

Разновидности самолета F-15 поставлялись Израилю, Саудовской Аравии и Японии. Серийный выпуск «Игл» производился в Японии (F-15J HF-15DJ) с 1982 года. Самолеты F-15 широко использовались в качестве летающих лабораторий для отработки новых двигателей, аэродинамики, БРЭО и вооружения.

К моменту создания F-15 Eagle по тактико-техническим характеристикам F-15 значительно превосходил советские самолеты МиГ-21 (второго поколения), а также МиГ-23 и МиГ-25 (третьего поколения). Он наложил свой отпечаток на формирование облика и ускорил выпуск в СССР таких машин, как МиГ-29 (легкий фронтовой истребитель) и Су-27 (истребитель тяжелого класса).

В 1989 году, когда истребитель Су-27, по западной классификации «Флэнкер», дебютировал на 38-м Парижском авиасалоне, командующий тактической авиацией ВВС Франции генерал Б. Норлен заявил, что «Су-27 воплощает в себе все качества, которые лётчик-истребитель желал бы видеть в боевом самолёте». В августе 1990 года один из лучших в мире истребителей завоевания господства в воздухе был официально принят на вооружение ВВС и авиации войск ПВО СССР. Лётчики и технический персонал с огромным энтузиазмом встретили самолёт своей мечты. Хотя по уровню оснащённости, сложности систем и нового вооружения новый самолёт на порядок превосходил все российские машины этого класса предыдущего поколения, переучивание на истребитель Су-27 проходило исключительно просто и безболезненно. Специалисты инженерно-авиационной службы сразу же оценили удобство Су-27 в обслуживании не только в укрытиях, но и на открытых стоянках. Основной объём радиоэлектронного оборудования Су-27 расположен в закабинном отсеке на типовых стеллажах-этажерках. Свободный доступ к нему обеспечивается через превращающуюся в эксплуатационный отсек нишу передней опоры шасси. Такого большого и легкодоступного объёма для размещения оборудования не имеет ни один истребитель в мире. Впервые технический персонал был избавлен от проблемы множества лючков при обслуживании самолёта.

На специалистов произвели впечатление аэродинамические, летные и другие тактико-технические характеристики Су-27. Кроме того, эксперты NATO отмечали низкий уровень издержек, связанных с приобретением «Флэнкера». Оказалось, что Су-27 могут себе позволить приобрести страны с весьма скромными военными бюджетами. Однако к этому времени на мировом авиационном рынке продаж среди самолетов этого класса доминировал американский F-15 «Игл».

В одной статье трудно рассказать о достоинствах и преимуществах всех современных истребителей мирового класса. Но попытаемся это сделать на примере аналогичных самолетах четвертого поколения F-15 «Игл» и Су-27 «Флэнкер».

Если сравнивать характеристики российского Су-27 и американского F-15, то в целом они примерно одинаковы. Но «голые» цифры еще ни о чем не говорят. Это понимают специалисты, которые говорят, что данные, обозначенные в рекламных проспектах, всегда надо проверять на практике. Потому мы и обратились за консультацией к одному из ведущих российских военных летчиков генерал-майору Александру Харчевскому, который ныне возглавляет Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС), дислоцированный в г. Липецке.

Об авторитете этого летчика говорит тот факт, что именно ему было доверено совершить перелет на боевом истребителе Су-27 из Краснодара в Грозный (Чечня) совместно с Президентом РФ Владимиром Путиным. Он не раз представлял российские ВВС за рубежом, освоил многие типы как российского, так и иностранного производства, участвовал в учебных воздушных боях, спаринг-партнерами которого были в том числе и американские летчики. Поэтому мнение Александра Харчевского о достоинствах отечественных и зарубежных истребителей небезынтересно. Представляем ему слово.

— Я с уважением отношусь к американским летчикам и пилотам других западных стран, которые имеют высококлассную подготовку. Надо сказать, что и F-15, и истребитель более легкого класса F-16, а также многие другие самолеты зарубежного производства — это машины отличного качества, имеющие великолепное радиоэлектронное оборудование, оснащенные самым современным вооружением и средствами навигации. Однако я могу сказать определенно, что Су-27 ничем не уступает истребителю F-15, а фронтовой МиГ-29 самолету F-16. Наоборот, наши машины по многим характеристикам превосходят зарубежные аналоги. Это касается вопросов маневренности, дальности, тяговооруженности, боевого потенциала и ряда других характеристик.

Я имел возможность летать на истребителях F-15, F-16, «Мираж-3» и «Мираж-2000». Словом, есть с чем сравнивать. Например, F-15 по своим характеристикам, в частности по маневренности, уступает истребителю Су-27, причем, очень серьезно. Расскажу о первом учебном воздушном бое, который нам предстояло провести в США с F-15 в 1992 году. Тогда мы туда перегнали пару истребителей Су-27. Перед дружеским визитом имели при себе рекламные данные F-15 и уже имели представление об этом самолете. Но нам хотелось увидеть в деле, как бы вживую эти машины.

Поначалу мы перелетели с нашей территории на Аляску, где нас встретили F-15 с боевыми ракетами на борту. Когда оттуда взлетали, чтобы взять курс на аэродром в центральной части Америки, то нас также сопровождали F-15. Причем, они взлетали с подвесными топливными баками, а мы с полной заправкой. Они взлетали первыми на полном форсаже, а мы специально пошли сразу за ними. И чтобы не отстать, нам было достаточно минимального форсажа. По этому уже можно было судить о превосходстве Су-27 над F-15 по тяговооруженности.

Далее. Когда мы прилетели на базу Ленгли, то убедились, что там служат первоклассные летчики, имеющие опыт боевых действий в Ираке. Но вот что характерно. При подлете, американцы нам не дали показать сложный пилотаж и воздушный бой, а угнали в зону далеко над океаном, пока мы не подработали там топливо до количества, близкого к аварийному остатку. То есть, мы 1 час 20 минут «висели» над океаном, чтобы нам дали разрешение на посадку. Потом мы поняли, почему. Американцы уже видели по телевидению наш пилотаж и не хотели лишний раз выглядеть более «бледными» на фоне российских летчиков.

Мы несколько раз просили провести учебный воздушный бой Су-27 с F-15. Они нам все отказывали, находили различные причины. Но у них в плане был показательный одиночный пилотаж F-15. По этому пилотажу мы смогли воочию определить те или иные характеристики американского самолета, его сильные и слабые стороны. Ведь при сложном пилотаже летчик действует на максимальных возможностях истребителя. И мы увидели, что где-то он «делает площадки», чтобы разогнать скорость, по секундам посчитали его вираж и так далее. То есть, многие характеристики F-15 нам стали ясны. Пилот был опытный, и он из истребителя F-15 выжал все, что мог. Зная характеристики Су-27, мы сразу определили, как надо строить воздушный бой с F-15, чтобы его победить.

Во-первых, стало ясно, что на скоростях менее 700 км/час F-15 во многом уступает нашему истребителю по маневренным характеристикам. Значит, мы должны увлечь его в этот диапазон скоростей, а дальше делать с ним то, что хотим. А увлечь всегда просто. Конечно, встречный воздушный бой всегда начинается на больших скоростях, но если я пошел вверх, то увлекаю его за собой. Он начинает терять скорость из-за более низкой тяговооруженности, чем у Су-27. И тут я начинаю делать то, что мне необходимо…

Потом американцы все-таки согласились провести с нами учебный воздушный бой, но только не над аэродромом, а над океаном. Подальше от телекамер и журналистов. Для объективного контроля у меня в задней кабине истребителя сидел командир американской базы, генерал, а у их летчика, командира эскадрильи, которого они выставили на бой, как самого опытного, находился наш помощник военного атташе по ВВС, тоже летчик. Кроме того, была третья спарка (двухместный истребитель), на которой находился фотограф с кинокамерой. Он все это должен был заснять.

Пришли мы в зону и начали воздушный бой. Естественно я потащил его сразу вверх, он теряет скорость, и я на маневре захожу ему в хвост.

Поняв, что на встречных курсах бой американцем проигран, их генерал предлагает другое построение. Я на Су-27 иду впереди, а F-15 сзади. И моя задача — уйти от него и зайти ему в хвост. Сказано — сделано. Но и в этой ситуации я увлекаю его вверх, он тянется за мной, теряет скорость. Я ввожу Су-27 в вираж, а ему надо повторять за мной маневр, да еще и высоту набирать, и он еще более теряет скорость. Словом, на восходящем вираже мне достаточно выполнить два с половиной витка, и он готов. Остальное, как говорится, было дело вооружения.

В общем, они проиграли все бои. Но вот что характерно. Когда мы вернулись на базу, и журналисты стали спрашивать у американского генерала, как выглядят F-15 и Су-27 по отношению друг к другу, он ответил: «В общем-то, одинаково». Мне комментировать было уже нечего…

В этом, пожалуй, одна из черт американского характера. Они великолепно владеют правилами рекламы и умеют все преподносить в красивой обертке: лучше американского ничего не бывает…

В частности, уже в конце минувшего года в Центр боевого применения и переучивания летного состава поступили пять модернизированных истребителей Су-27СМ. Генерал Харчевский не стал раскрывать тактико-технические характеристики этого многофункционального истребителя, однако мы имеем данные его аналога — экспортного варианта модернизированного Су-27СК, который уже демонстрировался на международном авиасалоне в Дубае в 2003 году.

Создание такого многофункционального истребителя стало возможно потому, что разработчики заложили в проект Су-27 огромный модернизационный потенциал. Все прошедшие годы фирма Сухого методично отрабатывала на различных модификациях Су-27 и других своих самолётах новые технологии и системы оружия. К 2001 году в ВВС России были утверждены разработанные совместными усилиями промышленности и ВВС концепция и алгоритмы оптимизированной по критерию «стоимость-эффективность» программы модернизации 20…25 процентов парка самолётов семейства Су-27 за счёт внедрения уже апробированных технических и схемных решений. Были решены и вопросы унификации. К этому же времени у фирмы «Сухого» также уже был готов широкий спектр предложений зарубежным партнёрам по модернизации Су-27.

Эта модернизация в целом предусматривает продление ресурса самолётов, придание им всепогодных возможностей для выполнения задач в любых условиях дня и ночи, обеспечение многофункционального применения самолётов и расширение номенклатуры применяемого вооружения, а также повышение эффективности действий экипажа.

По первому базовому направлению модернизации акцент сделан на совершенствовании возможностей Су-27 как истребителя, а по второму варианту истребитель превращается в современный многоцелевой комплекс. По желанию заказчика возможна модернизация, включающая любые возможные комбинации элементов технического усовершенствования, уже отработанных на самолётах фирмы «Сухого». Одновременно обеспечена возможность дальнейшего наращивания боевой эффективности этих модернизированных самолётов. Для своего парка истребителей заказчик может выбрать комбинированный подход, когда, например, часть парка будет модернизирована по истребительному варианту, а другая часть — по многоцелевому варианту с разным уровнем боевых возможностей. Такой экономически оправданный подход определяется спецификой боевых задач и практической невозможностью подготовить типовых «многоцелевых» пилотов. Таким образом, заказчик может получить модернизированные под конкретных лётчиков самолёты.

При этом можно как модернизировать эксплуатируемые самолёты, так и приобрести модернизированные Су-27 из резерва ВВС России или заказать новые самолёты в любой нужной ему конфигурации.

Наращивание огневой мощи и повышение выживаемости Су-27 в функции истребителя обеспечивается доработкой системы управления вооружением по воздуху (СУВ-В) под применение ракет РВВ-АЕ и установкой современного комплекса РЭБ.

Высокоэффективная ракета РВВ-АЕ позволяет уничтожать на дальности до 50 км все типы летательных аппаратов и крылатых ракет, летящих со скоростью до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 28 км и маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. Система управления ракеты, включающая инерциальную навигационную систему с радиокоррекцией и активную радиолокационную головку самонаведения, обеспечивает многоканальность наведения и позволяет производить траекторный захват целей и перенацеливание ракеты в полёте с одной цели на другую. Аппаратура ракеты позволяет перестраивать параметры системы наведения ракеты в процессе её полёта и приспосабливаться к изменяющимся условиям боевого применения и действию естественных и искусственных помех. После захвата цели ракетой обеспечивается ее автономность.

В режиме «воздух-поверхность» модернизированная система управления вооружением дополнительно обеспечивает поиск, круглосуточное и всепогодное обнаружение подвижных и неподвижных радиолокационно-контрастных наземных и надводный целей и определение их координат, а также применение по ним штатного оружия.

Станция активных помех Л-005С, устанавливаемая в двух контейнерах на концах крыла, эффективно подавляет радиоэлектронные системы управления вооружением противника, обеспечивая индивидуальную, взаимно-групповую и групповую защиту. Станция работает в автоматическом режиме, одновременно проверяя эффективность противодействия. Заказчик также может выбрать и станцию активных помех импортного производства.

Установка на Су-27 спутниковой навигационной системы А-737 обеспечивает новые режимы и существенно повышает точность навигации и применения штатного оружия. Радикальное расширение функциональных возможностей самолёта обеспечивается наращиваемой штатной системы управления вооружением самолёта СУВ-27Э, новой СУВ-П и повышением возможностей БРЭО за счёт новых элементов и алгоритмов. Модернизация Су-27 в многоцелевом направлении позволяет применять самолёт для эффективного решения ударных задач с использованием высокоточного оружия «воздух-поверхность» и другого штатного оружия самолёта, увеличить эффективность работы экипажа путём создания нового информационно-управляющего поля кабины, повысить защищенность и выживаемость самолёта в условиях интенсивного противодействия средств ПВО противника за счёт модернизации средств РЭП, увеличить дальность и продолжительность действий истребителя за счёт дозаправки топливом в полёте.

Наращивание средств вооружения модернизированного Су-27 происходит за счёт ракет «воздух-воздух» РВВ-АЕ, ракет «воздух-поверхность» Х-31П, Х-31А, Х-29Т (ТЕ), Л и других, а также корректируемых авиабомб КАБ-500КР, КАБ-1500КР. Кроме того, по просьбе заказчика в номенклатуру оружия самолета может быть включено неуправляемое оружие нероссийскего производства.

Сверхзвуковая противорадиолокационная ракета Х-31П позволяет эффективно поражать все существующие типы РЛС зенитных комплексов ПВО (включая «Пэтриот»), а также РЛС управления воздушным движением, дальнего обнаружения и другие радиоизлучающие объекты на дальности до 110 км. Комбинированная система наведения ракеты Х-31П включает автономную систему управления и пассивную радиопеленгационную головку самонаведения и обеспечивает реализацию принципа «пустил и забыл». Захватив цель задолго до входа самолёта в зону ПВО, Х-31П автономно выходит на неё и точно поражает объект.

Сверхзвуковая противокорабельная тактическая ракета Х-31А с дальностью пуска до 70 км предназначена для уничтожения надводных кораблей, вплоть до эсминца водоизмещением 7800т, без входа самолёта в зону действия средств ПВО корабля. Х-31А применяется по целям, обнаруженным РЛС самолёта. Комбинированная система наведения ракеты включает инерциальную систему управления и активную радиолокационную головку самонаведения. После старта ракета совершает автономный полёт в соответствии с выбранными законами управления в расчётную точку, где происходит захват цели головкой самонаведения ракеты.

Управляемые ракеты Х-29Т (ТЕ) и Х-29Л (до четырёх единиц) с телевизионным и лазерным наведением применяются для поражения преимущественно высокопрочных и малоразмерных наземных и надводных целей.

Модернизированый Су-27 может нести до 4 ракет Х-35Э для уничтожения разнообразных надводных кораблей на дальности до 130 км. Выйдя с помощью инерциальной системы в заданную точку, ракета захватывает цель активной радиолокационной головкой самонаведения. Совершающая прорыв к цели на предельно малых высотах (3…5 м в зависимости от высоты волн) ракета способна надёжно поражать надводные суда водоизмещением 500 т.

Модернизация позволит поддерживать парк Су-27 на уровне современных требований на протяжении всего периода эксплуатации этих машин. По оценке экспертов, большие потенциальные возможности Су-27СК (СМ) позволяют государствам, владеющим этим авиационным комплексом, доминировать в воздухе до 2010…2015 годов. То есть до появления на мировом авиарынке истребителей пятого поколения. Но это тема уже отдельной статьи.

Список статей