Список статей

Андрей ФОМИН

Су-30МКИ в Индии

В конце декабря 2004 года Россия завершила выполнение контракта по поставкам многоцелевых истребителей Су-30МКИ в Индию. Одновременно в этой стране началось лицензионное производство таких самолетов, которое будет продолжаться еще почти полтора десятка лет. В результате, к концу второго десятилетия этого века ВВС Индии получат в общей сложности 190 «сухих», став одним из крупнейших в мире эксплуатантов истребителей прославленной марки.

Заинтересованность в приобретении истребителей семейства Су-27 Индия выразила в середине 90-х гг. прошлого столетия. В военно-воздушных силах этой страны традиционно эксплуатировалось значительное количество авиационной техники советского производства, включая истребители МиГ-21 нескольких модификаций, МиГ-23МФ и МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-7БМК и МиГ-23БН, высотно-скоростные разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ и так далее. Более того, в 80…90-е гг. в Индии осуществлялся выпуск самолетов МиГ-21бис и МиГ-27М по советской лицензии. Самыми современными типами истребителей ВВС Индии в первой половине 90-х гг. являлись российские МиГ-29 и французские «Мираж» 2000. Заботясь о дальнейшем развитии военно-воздушных сил и расширении их боевых возможностей, индийские власти и решили обратить свое внимание на новые истребители «ОКБ Сухого».

Первое публичное заявление начальника штаба ВВС Индии о намерении приобрести такие самолеты было сделано в феврале 1994 г. За ним последовала серия визитов индийских делегаций в Москву и Иркутск, а в январе 1995 г. состоялся ответный визит группы руководителей и специалистов «ОКБ Сухого» и Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) на завод индийской самолетостроительной корпорации Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) в г. Насик (Nasik), где в будущем могло бы быть организовано лицензионное производство таких самолетов.

Индийскую сторону заинтересовал модернизированный двухместный истребитель, который с 1993 г. рекламировался «Сухим» под маркой Су-30МК, то есть самолет, отличавшийся от серийной экспортной модели Су-27СК, помимо наличия на борту двух членов экипажа, увеличенной дальностью полета и продолжительностью патрулирования за счет наличия системы дозаправки топливом в полете, а также внушительным арсеналом вооружения, включавшим самонаводящееся высокоточное оружие класса «воздух-поверхность». Ведущую роль в продвижение самолета Су-30МК на индийский рынок сыграло возглавляемое А. И. Федоровым Иркутское авиационное производственное объединение (ныне — НПК «Иркут»), имеющее богатый опыт сотрудничества с этой страной по поставкам учебно-боевых истребителей МиГ-23УБ и передаче лицензии на производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М.

Предполагалось, что первые поставки самолетов в Индию из Иркутска могут начаться уже вскоре после подписания контракта. Поначалу заказчику должны были пойти двухместные истребители Су-30К еще без нового вооружения (производство Су-30 для российских ВВС уже было освоено к этому времени на ИАПО), а затем, после соответствующей отработки, могли начаться поставки и многоцелевых Су-30МК с последующей модернизацией до их уровня ранее поставленных машин первой партии.

Однако в ходе переговоров «ОКБ Сухого» предложило Индии не ограничиваться модификацией, соответствующей демонстрационному варианту Су-30МК, а приобрести самолет со значительно более высокими боевыми возможностями. Эти возможности могли определяться рядом технических решений, испытанных или еще находившихся в стадии отработки на самолетах Су-27М. К числу таких решений относилось использование усовершенствованной аэродинамической компоновки с передним горизонтальным оперением (ПГО), новой системы дистанционного управления, а также двигателей с управляемым вектором тяги. Кроме того, предлагалось оснастить самолет РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). В результате Индия смогла бы получить на вооружение истребитель, равного которому по маневренным и боевым возможностям в мире не было.

Сверхманевренный многофункциональный истребитель на базе Су-30МК еще предстояло создать. Тем не менее, Индия с воодушевлением восприняла предложение и согласилась финансировать опытно-конструкторские работы по разработке специальной «индийской» версии «сухого», получившей название Су-30МКИ («многоцелевой, коммерческий, индийский»), и терпеливо ждать, пока такая машина будет создана и пройдет все необходимые испытания.

Одобрение предстоящей сделки со стороны индийского парламента было получено в июле 1995 г., а в апреле 1996 г. кабинет министров Индии утвердил план закупок министерством обороны страны новых российских истребителей.

Одновременно индийская сторона выдвинула ряд дополнительных требований. Главные из них касались «интернационализации» бортового радиоэлектронного оборудования истребителя: наряду с российскими системами на борту Су-30МКИ должно было найти применение оборудование французского, израильского и собственного индийского производства. «Нероссийскими» на самолете должны были стать системы навигации, электронной индикации и радиоэлектронного противодействия, а бортовую вычислительную систему предстояло строить на основе индийских процессоров.

Для скорейшего освоения нового истребителя индийскими летчиками программу предлагалось осуществить в несколько этапов. На первом им предстояло получить и научиться летать на серийных Су-30К, а затем, по мере отработки новых систем и оборудования, в Индию должны были начать поступать самолеты, постепенно, от партии к партии, приближающиеся к окончательному облику Су-30МКИ. После завершения всех поставок самолеты первых партий предстояло доработать до уровня Су-30МКИ.

Такой подход и нашел отражение в контракте, заключенном в Иркутске 30 ноября 1996 г. между Индией и российскими предприятиями ИАПО и «ОКБ Сухого» при посредничестве Госкомпании «Росвооружение» (ныне — «Рособоронэкспорт»). Контрактом общей стоимостью около $1 800 000 000 предусматривалась поставка в Индию в течение 1997…2000 гг. 40 самолетов четырьмя партиями. В 1997 г. заказчик должен был получить первые 8 истребителей в конфигурации Су-30К, в 1998-м — 8 машин с модернизированным БРЭО, в 1999-м — 12 самолетов с доработанным планером и новым БРЭО и, наконец, в 2000-м — 12 самолетов в окончательной конфигурации Су-30МКИ. Вместе с самолетами в Индию предстояло поставлять вооружение — управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-27ЭР1/ЭТ1, Р-73Э и РВВ-АЕ и ракеты «воздух-поверхность» Х-29Т, Х-31А и Х-59МЭ. Начиная с 2001 г. самолеты первых поставок должны были быть модернизированы по образцу Су-30МКИ последней партии, контрактом предусматривался также опцион еще на 20 истребителей, а на будущее — возможность организации лицензионного производства Су-30МКИ на предприятиях фирмы HAL в Индии.

Весной 1997 г., в точном соответствии с намеченным графиком, военно-транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» четырьмя рейсами перебросили в Индию из Иркутска первые восемь самолетов Су-30К.

11 июля 1997 г. на авиабазе Лохегаон (Lohegaon) близ г. Пуна (Pune) состоялась церемония их официального принятия на вооружение ВВС Индии. Новые истребители вошли в состав 24-й авиационной эскадрильи Hawks («Орлы»), где им были присвоены бортовые номера с SB 001 по SB 008.

Одновременно с поставкой в Индию из Иркутска первой партии Су-30К в Москве, в «ОКБ Сухого», завершилась сборка первого опытного экземпляра самолета, соответствующего по планеру и силовой установке истребителю Су-30МКИ. Этот самолет был переоборудован из серийного истребителя Су-30 с бортовым №56, и поднят в первый полет 1 июля 1997 г. летчиком-испытателем Вячеславом Аверьяновым. Позднее, после перекраски, эта машина получила новый бортовой №01. Основные доработки, выполненные на первом прототипе Су-30МКИ, заключались в модификации аэродинамической схемы (введение ПГО и соответствующее изменение наплывов крыла) и применении модифицированной системы дистанционного управления СДУ-10МК, а также установке двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги.

Главным отличием двигателя АЛ-31ФП от серийного АЛ-31Ф является оснащение его поворотным в пределах ±15° соплом. Ось поворота сопла отклонена на 32° от продольной плоскости симметрии, что позволяет при дифференциальном отклонении сопел двух двигателей получить не только вертикальную, но и боковую составляющую тяги. В сочетании с возможностью автоматического дифференциального изменения тяги двух двигателей (так называемое управление «разнотягом») это обеспечивает управление самолетом во всех плоскостях на сверхмалых и околонулевых скоростях полета, когда обычные аэродинамические органы управления теряют свою эффективность. Система управления вектором тяги на Су-30МКИ включена в дистанционную систему управления самолетом и не имеет каких бы то ни было отдельных рычагов управления, но при необходимости может быть полностью отключена с фиксацией сопел в нейтральном положении.

Управление вектором тяги, прогрессивная аэродинамическая компоновка и эффективная система дистанционного управления обеспечили Су-30МКИ поистине уникальные маневренные возможности. Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов освоил на этом самолете такой комплекс пилотажа, который не доступен ни одному другому самолету в мире. В начале декабря 1998 г. он с блеском продемонстрировал его на Су-30МКИ №01 на выставке «Аэро Индия-98» в Бангалоре, вызвав восторженную реакцию зрителей. Аналогичное выступление готовилось в июне следующего года в Ле-Бурже, однако накануне открытия авиасалона под Парижем 12 июня 1999 г. при выполнении особо сложных фигур пилотажа Су-30МКИ №01 потерпел аварию, Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрик благополучно катапультировались.

К этому времени в программе испытаний Су-30МКИ уже участвовало два опытных самолета: в 1998 г. на базе опытного Т10ПУ-6, ставшего в свое время вторым прототипом Су-30, была подготовлена вторая машина по программе «МКИ» — Су-30МКИ №06. Первый полет ее состоялся 23 марта 1998 г. Именно на этом самолете, всего спустя два месяца после парижской аварии, в августе 1999 г., Вячеслав Аверьянов полностью «реабилитировал» себя, блестяще воспроизведя несостоявшуюся в Ле-Бурже программу показательных полетов на авиасалоне МАКС-99 в Жуковском.

При заключении контракта предполагалось, что уже в 1997 г. на опытных самолетах Су-30МКИ начнутся испытания нового «интернационального» комплекса оборудования. Однако заказчик никак не мог определиться с окончательным составом БРЭО. В результате сроки выполнения контракта затягивались, и уже изготовленные в Иркутске планеры Су-30МКИ простаивали в цеху ИАПО в ожидании оборудования. В этой ситуации было принято решение пересмотреть график поставок, начало которых теперь переносилось на 2000 г.

А для заполнения временного разрыва между поставками первых восьми Су-30К и первых Су-30МКИ в декабре 1998 г. был подписан контракт на поставку дополнительной партии из 10 серийных самолетов Су-30К по опциону (помимо 40 машин, предусмотренный контрактом 1996 г.). Эти самолеты, уже готовые к этому времени на ИАПО и полностью укомплектованные российским оборудованием, прибыли в Индию в течение июня-декабря 1999 г. Они также вошли в состав 24-й эскадрильи ВВС Индии на авиабазе близ Пуны, получив бортовые номера SB 009 — SB 018.

Окончательное решение о составе импортных комплектующих в составе БРЭО самолета Су-30МКИ было принято только в марте 1998 г. В соответствии с утвержденным заказчиком обликом истребителя, основу его системы управления вооружением составляет российское оборудование: радиолокационная система управления (РЛСУ) «Барс» с поворотной ФАР разработки НИИП им. В. В. Тихомирова (выпускается серийно Государственным Рязанским приборным заводом), оптиколокационная станция ОЛС-30И (производится Уральским оптико-механическим заводом) и нашлемная система целеуказания «Сура-К» (разработана и выпускается заводом «Арсенал» на Украине).


БРЛС «Барс» с ФАР на опытном Су-30МКИ №06

Система индикации для самолетов Су-30МКИ поставляется французской фирмой Thales (известна ранее как Sextant Avionique) и включает индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) VEH3000, шесть многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов MFD55 размером 127×127 мм (5×5 дюймов) и один аналогичный индикатор MFD66 размером 152×152 мм (6×6 дюймов) — по три малых индикатора в обеих кабинах и большой — только в задней. Кроме того, та же фирма поставляет для самолета систему инерциальной и спутниковой навигации (INS/GPS) Totem.

В вычислительной системе Су-30МКИ используются два цифровых процессора индийского производства, разработанные компанией DARE (Defence Avionics Research Establishment), входящей в состав государственной оборонной проектно-исследовательской организации DRDO (Defence Research and Development Organisation), по программе Vetrivel. Один компьютер интегрирован в систему управления вооружением (mission computer), второй — в радиолокационную систему управления (radar computer). Этой же компанией создана высокоэффективная система предупреждения об облучении (станция радиотехнической разведки) Tarang, имеющая по паре антенн в наплывах крыла и кормовом ласте. Индийскими на самолете являются и системы радиосвязи и государственного опознавания. Они разработаны отделением корпорации HAL в Хайдерабаде (Hyderabad Division).

Система радиоэлектронного противодействия для Су-30МКИ заказана в Израиле. Основу ее составляет станция помех EL/M-8222 фирмы ELTA. Кроме того, для обеспечения всепогодного круглосуточного боевого применения в режиме «воздух-поверхность» Су-30МКИ планируется комплектовать израильской контейнерной оптико-электронной прицельно-навигационной системой Litening фирмы Rafael, которая, в частности, обеспечивает применение корректируемых авиабомб с лазерной системой наведения.

Остальное оборудование самолета — российского производства. Комплексирование всего «интернационального» БРЭО истребителя выполнено Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ).

Одна из главных особенностей бортового оборудования Су-30МКИ, обеспечивающая ему уникальные боевые возможности, — РЛС «Барс» с ФАР, обеспечивающей электронное сканирование луча как по азимуту, так и по углу места. Для увеличения углов обзора в горизонтальной плоскости в РЛС реализован дополнительный механический доворот антенны по азимуту посредством гидропривода. В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может одновременно сопровождать на проходе с сохранением обзора не менее 15 воздушных целей, обеспечивать одновременную атаку в дальнем ракетном бою четырех целей, определять количество целей в плотной группе и осуществлять идентификацию типа обнаруженной цели. Дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» достигает в передней полусфере 150 км.

В режиме «воздух-поверхность» РЛС обеспечивает обнаружение и сопровождение наземных и надводных целей в режиме картографирования местности с низким (300×300 м), средним (30×30 м) и высоким (3×3 м) разрешением, обнаружение и селекцию движущихся наземных целей, маловысотный полет со следованием рельефу местности и огибанием препятствий, распознавание типа обнаруженной цели. Дальность обнаружения цели типа «группа танков» превышает 40…50 км, а цели типа «мост» или «эсминец» — 120…150 км. Электронное управление лучом в РЛС «Барс» позволяет совмещать во времени режимы работы «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»: так, РЛС может сопровождать наземную цель с сохранением обзора пространства по воздушным целям или обстрелом в дальнем воздушном бою воздушной цели.

Основа вооружения Су-30МКИ — управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего боя Р-73Э, а также ракеты средней дальности Р-27ЭР1 с полуактивными радиолокационными головками самонаведения и Р-27ЭТ1 с тепловыми головками самонаведения.

Для высокоточного поражения наземных целей могут использоваться управляемые ракеты Х-29Т (ТЕ) с телевизионными головками самонаведения, Х-29Л с лазерными головками самонаведения, ракеты средней дальности Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения и корректируемые бомбы калибра 500 и 1 500 кг (КАБ-500 и КАБ-1500) с телевизионной или лазерной системами наведения. Для уничтожения радиоизлучающих целей предназначены противорадиолокационные ракеты Х-31П, а надводных целей — противокорабельные ракеты Х-31А. Кроме того, прорабатывается возможность применения на самолете противокорабельной ракеты BrahMos-A, создаваемой одноименным российско-индийским совместным предприятием на базе российской ПКР «Яхонт». Максимальная масса боевой нагрузки, поднимаемой Су-30МКИ, составляет 8 000 кг.


Испытательный сброс КАБ-1500Кр выполняет предсерийный Су-30МКИ №04

После окончательного согласования с заказчиком состава бортового оборудования и получения «летного» комплекта двигателей АЛ-31ФП на ИАПО в сентябре 2000 г. была завершена сборка первого предсерийного экземпляра самолета Су-30МКИ, получившего бортовой №05. 26 ноября 2000 г. летчики-испытатели Вячеслав Аверьянов и Роман Кондратьев выполнили на нем первый полет. 15 февраля 2001 г. к нему присоединилась вторая предсерийная машина с бортовым №04, а в апреле того же года — и третья (бортовой №02). Для замены разбившегося в Париже Су-30МКИ №01 был выпущен еще один предсерийный самолет — №07, а экземпляр №03 был отправлен в СибНИА для прохождения статических испытаний. Таким образом, в летных испытаниях по программе Су-30МКИ приняли участие один опытный (№06) и четыре предсерийных самолета (№02, 04, 05 и 07). Кроме того, в испытаниях были задействованы и другие самолеты. Так, РЛС «Барс», помимо Су-30МКИ, проходила отработку на опытном одноместном истребителе Т10М-12 (Су-27М №712), а часть других систем бортового оборудования — на Су-30 №01-01 (один из первых демонстраторов Су-30МК с бортовым №603).

В конце 2001 г. в Иркутске был построен и совершил первый полет головной серийный самолет Су-30МКИ, предназначенный для поставки заказчику. В воздух машину поднял экипаж в составе летчиков-испытателей Сергея Богдана и Леонида Смелого. Первая партия в составе 10 серийных Су-30МКИ прибыла в Индию на борту транспортных «Русланов» в течение июня-августа 2002 г., и 27 сентября того же года на аэродроме близ г. Пуна в присутствии министра обороны страны состоялась торжественная церемония принятия их на вооружение ВВС Индии. Самолеты вошли в состав 20-й эскадрильи ВВС Индии, имеющей наименование Lightenings («Молнии»). Истребителям Су-30МКИ первой поставочной партии были присвоены бортовые номера с SB 019 по SB 028.

К освоению нового типа самолета были допущены летчики, уже имеющие опыт полетов на самолетах Су-30К, базировавшихся на той же авиабазе Лохегаон. Благодаря этому освоение Су-30МКИ личным составом ВВС Индии шло быстро, и уже на выставке Aero India 2003 в феврале 2003 г. строевые индийские летчики демонстрировали на Су-30МКИ элементы высшего пилотажа, до этого исполнявшиеся на подобных самолетах только российскими испытателями. Выступления в небе над авиабазой Елаханка (Yelahanka) под Бангалором начальника штаба 20-й эскадрильи полковника Н. С. Джамвала (wing commander N. S. Jamwal) на истребителе с номером SB 022 стало, пожалуй, наиболее ярким событием того авиасалона.

Поставка второй партии из 12 Су-30МКИ была проведена в декабре 2003 г., а в течение декабря 2004 г. в Индию прибыли заключительные 10 самолетов данного типа. Таким образом, рейсом «Руслана» 26 декабря 2004 г., доставившего в Индию два последних истребителя Су-30МКИ, успешно завершились поставки из России в Индию всех 32 самолетов Су-30МКИ, а также 18 Су-30К, предусмотренных контрактами, подписанными в ноябре 1996 г. и декабре 1998 г. Самолеты второй и третьей партии получили бортовые номера SB 029…SB 040 и SB 041…SB 050 соответственно. С их поступлением началось перевооружение на Су-30МКИ еще одной эскадрильи ВВС Индии — 30-й, имеющей название Rhinos («Носороги»). Сейчас обе эскадрильи, оснащенные Су-30МКИ (20-я и 30-я), базируются на одном аэродроме Лохегаон под Пуной, а дислоцировавшаяся здесь ранее 24-я эскадрилья на 18 Су-30К перебазирована на аэродром Бакси-ка-Талаб (Baksi-ka-Talab) близ Барейли (Bareilly).

В 2004 г. пилоты индийских Су-30МКИ освоили выполнение на них дозаправки топливом в воздухе от самолетов-заправщиков Ил-78МКИ, поставленных недавно в Индию Узбекистаном. Демонстрационный полет пары истребителей Су-30МКИ и самолета Ил-78МКИ в строю дозаправки был впервые публично продемонстрирован на параде в Мумбае в октябре 2004 г. В том же году впервые после многолетнего перерыва состоялись совместные с ВВС США учения, на которых пилоты индийских Су-30К одержали убедительные победы в учебных воздушных боях над американскими истребителями F-15C. Считается, что если бы в этих учениях задействовались Су-30МКИ, то их результат был бы еще более впечатляющим. Наглядным свидетельством мастерства индийских летчиков и совершенства полученных ими самолетов стало выступление пилотов 30-й эскадрильи на Су-30МКИ № SB 040 на очередном авиасалоне Aero India 2005 под Бангалором в феврале этого года.

Как и предусматривалось контрактом, каждая из последующих партий Су-30МКИ отличалась от предыдущих постепенным приближением к окончательному облику истребителя, заданному ВВС Индии. Так, самолеты первой партии (поставка 2002 г.) по планеру и силовой установке полностью соответствовали окончательной конфигурации Су-30МКИ, в то время как возможности системы управления вооружением истребителя были задействованы еще не полностью: самолеты первой партии могли использоваться в основном только для поражения воздушных целей. На втором этапе (поставка 2003 г.) система управления вооружением была доработана для одновременной атаки четырех воздушных целей, а также применения противокорабельных ракет Х-31А. Поставленные в декабре 2004 г. машины третьей партии, оснащаемые окончательной версией системы управления вооружением, уже полностью реализуют все режимы боевого применения и навигации, включая применение всей предусмотренной контрактом номенклатуры управляемого вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

После получения третьей партии Су-30МКИ первые две пройдут модернизацию и будут доведены до уровня самолетов третьего этапа поставки. Эти работы будут проводиться начиная с 2005 г. в Индии.

Одновременно с завершением поставочного контракта 1996 г. в Индии на заводе HAL в Насике начато собственное лицензионное производство самолетов Су-30МКИ. Всего, в соответствии с контрактом от 28 декабря 2000 г., здесь до 2017…2018 гг. должно быть построено 140 таких истребителей. Вместе с самолетами на предприятиях HAL при поддержке российских предприятий будет освоено производство двигателей АЛ-31ФП и бортового оборудования для них.

Освоение лицензионной постройки самолетов Су-30МКИ в Индии проходит поэтапно, с постепенным переходом на полностью собственное производство. Первая фаза освоения лицензионного производства предусматривает сборку в Индии истребителей, изготовленных полностью в России. На второй фазе заказчику поставляются готовые агрегаты и системы, на третьей — узлы и детали, а на четвертой — только материалы и сырье, а изготовление всех деталей, узлов, агрегатов, систем и окончательная сборка самолетов осуществляется непосредственно в Индии. Считается, что в рамках четвертой фазы заказчиком будет выпущено около 80% самолетов (по данным индийской печати — 114 из 140 предусмотренных контрактом).

Первые два Су-30МКИ, собранные в рамках первой фазы лицензионного производства в Индии из поставленных из Иркутска комплектов, были готовы осенью 2004 г. Головной истребитель индийской сборки поднялся в первый полет 1 октября 2004 г., а 28 ноября того же года в Насике состоялась торжественная церемония передачи двух первых собранных по российской лицензии самолетов ВВС Индии. Они получили бортовые номера SB 101 и SB 102. В присутствии министра обороны и главнокомандующего ВВС Индии, а также президента HAL и многочисленных гостей российский летчик испытатель Сергей Матвейчук и индийский военный летчик полковник К. Р. Аджит (wing commander K. R. Ajit) выполнили демонстрационный полет на Су-30МКИ № SB 102.

Ожидается, что в 2005 г. за первыми двумя собранными в Индии Су-30МКИ смогут последовать шесть, а в 2006 г. — еще восемь машин. Далее темп лицензионного производства Су-30МКИ в Индии должен увеличиться и достичь 12 самолетов в год. Количество построенных в Индии по российской лицензии двигателей АЛ-31ФП, согласно данным индийской печати, может достичь 920.

Российские предприятия, составляющие кооперацию по производству самолетов Су-30МКИ, оказывают помощь в реконструкции и модернизации заводов корпорации HAL, которые участвуют в лицензионном производстве. В их числе самолетостроительный завод в Насике, двигателестроительное предприятие в Корапуте, завод самолетных агрегатов в Лакнау, заводы по выпуску радиоэлектронного оборудования в Хайдерабаде и Корво. Основную роль в освоении лицензионного производства Су-30МКИ в Индии играют НПК «Иркут» (изготовление и сборка планера и самолета в целом), ОАО «УМПО» (изготовление двигателей АЛ-31ФП), Государственный Рязанский приборный завод (изготовление РЛС «Барс») и др. В соответствии с контрактом, российские предприятия еще в 2002 г приступили к передаче в Индию технической документации на планер, двигатель и бортовое оборудование самолета Су-30МКИ, а затем и технологического оборудования. Часть такого оборудования будет изготавливать индийская сторона. Переоснащение индийских предприятий планируется завершить в течение нескольких лет, и к концу текущего десятилетия индийская авиапромышленность сможет уже самостоятельно строить такие высокотехнологичные и наукоемкие образцы боевой авиационной техники, каким является истребитель Су-30МКИ.

Успешное выполнение программы лицензионного производства позволит ВВС Индии к концу второй декады этого столетия иметь 190 самолетов Су-30МКИ, большинство которых смогут оставаться на вооружении до 2030…2040 гг. и даже позднее, в значительной степени определяя баланс сил в данном регионе.


Су-30МКИ 30-й эскадрильи ВВС Индии

Основные характеристики самолета Су-30МКИ

(по данным ВВС Индии)

Тип двигателей

 

АЛ-31ФП

Тяга на форсаже

кгс

2×12 500

Длина самолета

м

21,935

Размах крыла

м

14,7

Площадь крыла

м²

62,04

Высота самолета,

м

6,34

Нормальная взлетная масса

кг

26 090

Максимальная взлетная масса

кг

34 500

Предельная взлетная масса

кг

38 800

Запас топлива:

 

 

    - основная заправка

кг

5 270

    - полная заправка

кг

9 640

Максимальная масса боевой нагрузки

кг

8 000

Нормальная посадочная масса

кг

22 900

Максимальная посадочная масса

кг

30 000

Максимальная скорость полета у земли

км/ч

1 400

Максимальная скорость полета на большой высоте

км/ч

2 120

Максимальное число М

 

2,0

Практический потолок

м

17 500

Максимальная скороподъемность

м/с

270

Максимальная эксплуатационная перегрузка

 

9

Практическая дальность полета:

 

 

    - без дозаправки

км

3 200

    - с одной дозаправкой

км

5 200

Максимальная продолжительность полета с дозаправками (возможности экипажа)

ч

10

Длина разбега

м

750

Длина пробега

м

650

Скорость отрыва

км/ч

270

Посадочная скорость

км/ч

245

Некоторые схемы окраски самолетов семейства Су-30МКИ ВВС Индии


Су-30К первой серии поставки, 1997 г.


Су-30К первой серии поставки, День независимости Индии, 1998 г.


Су-30МКИ третьей серии поставки, 2002 г.


Су-30МКИ третьей серии поставки, 2002 г.


Су-30МКИ четвёртой серии поставки, 2004 г.


Су-30МКИ постройки HAL, 2003 г.


Су-30МКИ, февраль 2007 г.


Су-30МКИ, июль 2008 г.


Су-30МКИ, Aero India 2009


Су-30МКИ, июнь 2010 г.


Су-30МКИ, июнь 2010 г.

Список статей