Список статей

Штурмовик Су-39

Войны нашей эпохи убедительно свидетельствуют, успех в боевых действиях в значительной мере определяется эффективностью применения авиации в качестве средства поддержки сухопутных войск, локализации поля боя, разведки и завоевания превосходства в воздухе. Управляемое авиационное высокоточное вооружение, бортовые средства разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы — именно эти направления являются приоритетными для ОКБ имени П. О. Сухого в наращивании боевых возможностей самолета-штурмовика Су-25, состоящего на вооружении отечественных ВВС и ВМФ с 1981 г.

Конструкторы ОКБ, отслеживая меняющиеся требования к ударному самолету, а во многом и предвидя их, непрерывно совершенствовали Су-25. Уже в 1984 г. в воздух поднялся новый вариант штурмовика — Су-25Т. Обозначение самолета отражает его основную задачу: уничтожение танков и другой бронированной техники на поле боя, в районах сосредоточения и на марше. Этот самолет, начиная с 1989 г., демонстрировался на многих международных авиационных салонах под индексом Су-25ТК (противотанковый, коммерческий). Добавка литеры «К» по традиции ОКБ имени П. О. Сухого означает экспортную модификацию самолета.

Главный конструктор самолета Владимир Петрович Бабак рассказывает, что модернизация штурмовика вызвана неуклонным ростом боевых возможностей сухопутных войск. В первую очередь резким увеличением количества и качества бронетанковой техники, войсковых средств ПВО, особенно переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) типа американских «Редай», «Стингер» и российских «Стрела», «Игла», а также самоходных пушечно-ракетных комплексов. Сегодня успешный выход в зону применения оружия «воздух-поверхность» для ударной авиации — непростая задача. Поэтому изменения в конструкции Су-25Т в основном продиктованы необходимостью дальнейшего повышения боевой живучести самолета, в частности неуязвимости от запускаемых с плеча ракет ПЗРК. Это — применение бронированной сварной кабины из титановых сплавов, фюзеляжных закладных мягких топливных баков, заполненных пенополиуретаном, изоляция их от отсеков эластичными пористыми материалами. Эффективно препятствуя импульсному выплеску топлива при попадании в бак пуль, снарядов или осколков, эти материалы предотвращают пожар в отсеках. Также на Су-25Т предусмотрен зазор между баками и каналами воздухозаборников, что практически исключает возникновение пожара от попадания топлива на вход двигателя. Кроме того, усилена конструкция центральной части фюзеляжа, магистралей топливной системы, системы управления.

Все это потребовало весьма существенных весовых затрат — 7,5% от нормальной взлетной массы, но зато привело к необходимым результатам: штурмовик может находиться над полем боя существенно дольше, вероятность его поражения в одинаковых условиях воздействия ПВО в четыре — шесть раз меньше, чем для других самолетов (подтверждено данными моделирования, испытаний и опытом боевых действий).

Самолет спроектирован на основе двухместного учебно-боевого самолета-штурмовика Су-25УБ. Вместо задней кабины установлены дополнительный топливный бак и новое оборудование. Увеличение радиуса действия до 450 км при полете на малой высоте с нормальной бомбовой нагрузкой достигнуто размещением дополнительных фюзеляжных топливных баков. Под крылом можно устанавливать до четырех стандартных топливных баков емкостью 800 или 1150 л каждый.

Су-25Т имеет модернизированные двигатели Р-195 с тягой, возросшей на 10% — до 4500 кгс каждый. Это обеспечивает сохранение хорошей маневренности, несмотря на увеличение взлетной массы самолета (в том числе максимальной — на 2 т). Боевой радиус при полете на малой высоте составляет 450 км с подвесными баками, на крейсерской высоте — 800 км.

Усовершенствовано бортовое оборудование самолета. Основой системы управления вооружением является оптико-электронная прицельная система «Шквал», телевизионное изображение с которой поступает на установленный в правой верхней части приборной доски телевизионный индикатор. «Шквал» имеет поле зрения 10° и обеспечивает 23-кратное увеличение изображения цели. Обзор пространства ведется в режиме сканирования визирной головки. Летчик, увидев на экране индикатора изображение, похожее на цель, может остановить сканирование, нажав кнопку привязки к цели на ручке управления самолетом. После распознавания цели летчик осуществляет точное целеуказание, наложив прицельную марку на изображение цели и вновь нажав кнопку привязки.

Система «Шквал» позволяет распознавать цели на дальностях, существенно превосходящих визуальные. Так, отдельный дом распознается на дальности 15 км, танк — 8…10 км, а вертолет типа «Апач» — на дальности 6 км. Обнаруженную летчиком цель телевизионный автомат из состава «Шквала» берет на автоматическое сопровождение с запоминанием ее образа. Несмотря на все маневры цели, в том числе беспорядочное пространственное перемещение, система цепко держит ее как на фоне земли или моря, так и на фоне неба, точно измеряя дальность лазерным дальномером. Это обеспечивает прямое попадание управляемыми ракетами, а точность применения неуправляемого вооружения повышается в два-три раза. Например, бомба, сброшенная с высоты 5000 м, с высокой вероятностью попадает в круг радиусом 25 м.

«Шквал» может обнаруживать цели и по пятну внешнего лазерного подсвета, которое создает авианаводчик, находящийся в передовых боевых порядках сухопутных сил. Процедура такой атаки автоматизирована и обеспечивает взаимодействие с наземными частями, что особенно необходимо на линии боевого соприкосновения как для повышения точности применения оружия, так и для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.

Самолет может атаковать цели не только днем, но и ночью, при низком уровне освещенности, с помощью низкоуровневой телевизионной прицельной системы, размещаемой в контейнере под фюзеляжем. Она обеспечивает обнаружение и распознавание целей типа «танк» ночью, при свете Луны, в ее первой четверти — на дальности до 3 км. Этого достаточно для применения управляемого и неуправляемого оружия. Цель типа «железнодорожный мост» распознается при той же освещенности на дальности до 6…8 км, типа «баржа» — до 8…12 км. Система имеет переключаемое поле зрения — 40' и 120'. Принцип ее действия состоит в электронной обработке ТВ-изображения с увеличением контрастности и яркости так, что неясные серые контуры обретают на экране узнаваемые очертания реальных предметов и становится возможным распознать, например, танк, стоящий между стогами сена.

В навигационный комплекс самолета, помимо системы воздушных сигналов, сдвоенной инерциальной курсовертикали, радиотехнической системы ближней навигации и посадки (РСБН), доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса (ДИСС) и радиовысотомера, включена также аппаратура радиотехнической системы дальней навигации (РСДН). Принцип действия основан на приеме модулированных сигналов наземных отечественных станций системы «Чайка» и международных станций «ЛОРАН-С», развернутых по всей планете и обеспечивающих глобальную навигацию. Точность определения координат с использованием РСДН существенно улучшается: с 0,5% от длины пройденного маршрута плюс 0,5 км до 100 м. В планах конструкторов — установка на борт аппаратуры спутниковой системы навигации «Ураган», погрешность определения координат которой будет меньше еще на порядок — до 15 м!

Летные свойства Су-25 получили высокую оценку летчиков строевых частей. Вот как отзывается о штурмовике один из асов прославленной Кубинки полковник Валерий Кравцов: «Су-25 — это самолет во многом уникальный именно как летательный аппарат. У него нет многих ограничений, характерных для большинства боевых самолетов. Во всех диапазонах, на любых пространственных маневрах, прямолинейных разгонах-торможениях, горизонтальных, вертикальных, — он везде достаточно хорошо устойчив и управляем. Есть, конечно, и особенности, но система управления самолетом спроектирована так, что, по моему мнению, ее авторам надо памятник ставить». Сохранив отличные пилотажные свойства Су-25, конструкторы «восьмерки» (заводской шифр самолета — Т8) пошли еще дальше. Его система автоматического управления серьезно снижает загрузку летчика, автоматизируя стабилизацию заданной высоты, полет по запрограммированному маршруту через заданные промежуточные точки, выход в район обнаружения цели, повторный заход на атакуемую цель, заход на посадку.

Комплекс РЭБ обеспечивает Су-25Т высокую вероятность преодоления мощной ПВО противника. Основной информационной системой комплекса является станция радиотехнической разведки (СРТР), обеспечивающая обнаружение и пеленгацию наземных, бортовых и корабельных РЛС в секторе 130° по углу места и круговую по азимуту. Диапазон СРТР в 1,2…18 ГГц позволяет выявлять практически все существующие РЛС обнаружения и управления огнем цифровой вычислитель СРТР определяет типы и режимы работы облучающих радиолокаторов, их степень опасности. Пользуясь рекомендациями СРТР, летчик может совершить эффективный маневр уклонения от работающей РЛС комплекса ПВО или пущенной противником ракеты. В арсенале Су-25Т имеются и управляемые ракеты класса «воздух-РЛС» Х-58У, наводящиеся на источник радиолокационного излучения, так что «охотник», то есть ЗРК, может стать и «дичью». Наличие противорадиолокационных ракет, сыгравших, кстати, немалую роль в войне в Персидском заливе, существенно повышает выживаемость Су-25Т и делает возможным его использование в качестве специализированного самолета подавления ПВО в боевых порядках с другими типами ударных самолетов тактической авиации. Уничтожение средств ПВО может производиться и при взаимодействии станции радиотехнической разведки с оптико-телевизионной системой «Шквал», когда последняя получает целеуказание от СРТР, выставляет визирную головку в направлении облучающей РЛС, а после ее обнаружения и взятия на сопровождение обеспечивает применение управляемого оружия «воздух-поверхность», в том числе ПТУР «Вихрь». В этом случае ЗРК не спасает и используемый их расчетами простой способ защиты — выключение локатора. Кроме того, сопряжение СРТР и основной прицельной системы позволяет эффективно атаковать средства ПВО, частота излучения которых лежит вне сравнительно узкого диапазона работы головки самонаведения Х-58У.

Однако огневое подавление средств ПВО все же не является основной задачей Су-25Т, а для преодоления ее полосы может использоваться станция постановки активных помех, предназначенная для противодействия современным и перспективным радиоэлектронным системам управления оружием с импульсным, непрерывным и квазинепрерывным излучением. Станция устанавливается в контейнерах, подвешиваемых на внешних подкрыльевых точках подвески. В секторах защиты ±60° по азимуту и ±30° по углу места возможно создание уводящих, шумовых, мерцающих и перенацеливающих на подстилающую поверхность помех.

Выше приведены варианты использования комплекса РЭБ для противодействия ракетам с радиолокационным наведением. Но для условий применения штурмовой авиации наиболее характерна угроза со стороны зенитных ракет с тепловыми головками самонаведения (ГСН), особенно ПЗРК «Стингер». Традиционным средством защиты от таких ракет является сброс ложных тепловых целей. Устройство выброса УВ-26 с комплектом — 192 помеховых патрона — имеется и на Су-25Т. Однако даже этого значительного количества при непрерывном отстреле по программе может хватить только для защиты самолета в ограниченный промежуток времени, например при боевом заходе на цель. Визуально же обнаружить пуск ракеты для выбора момента отстрела тепловых ловушек достаточно сложно, а со стороны задней полусферы (ЗПС) и вовсе маловероятно.

Для защиты от ракет с инфракрасными (тепловыми) ГСН конструкторы Су-25Т установили в хвостовой части самолета, в основании киля, станцию оптико-электронных помех. Мощная цезиевая лампа с энергопотреблением 6 кВт, создавая амплитудно-модулированные помехи, сбивает с толку координаторы ГСН, наводящихся на самолет ракет, уводя их в сторону. Для эффективного применения станции тепловая заметность Су-25Т снижена в три-четыре раза по сравнению с самолетом Су-25. Это достигнуто установкой в сопловой части двигателей специально профилированных центральных тел. Они закрывают от прямой видимости нагретые лопатки турбин, а небольшие дополнительные воздухозаборники подают относительно холодный воздух набегающего потока для смешения с основной реактивной струёй двигателя и охлаждают наиболее нагретые части реактивного сопла. Конечно, все эти меры не бесплатные, и расходные характеристики двигателя ухудшились, но всего на 2…3%. Таким образом, коллектив конструкторов впервые в мире решил на Су-25Т задачу защиты боевого самолета от атак тепловых ракет на протяжении всего полета, что для летчика-штурмовика является жизненно важным.

Главное вооружение Су-25Т — противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Вихрь». Самолет может нести 16 таких ракет, устанавливаемых в двух блоках-связках, по восемь в каждой. Дальность их пуска достигает 8 км. В отличие от других состоящих на вооружении тактической авиации ракет (Х-25МЛ, Х-29Л, С-25Л) здесь нет полуактивных головок самонаведения, улавливающих отраженные от цели сигналы лазерной станции подсвета. Станция наведения создает закодированный лазерный луч. В хвостовой части ракеты «Вихрь» расположен датчик, регистрирующий управляющий лазерный луч. На ее борту автоматически вырабатываются команды на отклонение рулей для корректировки траектории полета «Вихря». Летчик имеет возможность откорректировать положение прицельной марки кнюппелем, если она «сползает» с цели. Бортовая аппаратура наведения ПТУР, основанная на таком принципе работы, имеет существенно меньшую стоимость, чем обычные полуактивные лазерные ГСН, и дает возможность иметь большой боекомплект.

Восемь опытных машин Су-25Т были построены на Тбилисском авиационном заводе еще во время существования СССР и успешно прошли государственные испытания. А потом, как с горечью говорит В. П. Бабак, начавшийся развал остановил работу по программе. Грузия стала одной из «горячих точек» ближнего зарубежья, и о развертывании серийного производства, даже если бы на это нашлись средства, речи уже не было.

Еще одно важное требование к современному ударному самолету — всепогодность применения — предполагалось обеспечить на Су-25Т установкой РЛС миллиметрового диапазона разработки НПО «Ленинец» из Санкт-Петербурга. Неплохие результаты, получавшиеся в процессе его отработки, были перечеркнуты тем несчастливым обстоятельством, что разработчик и производитель основных комплектующих для БРЛС также остался в зарубежье, на Украине. И здесь была нарушена сложившаяся кооперация, так что «ОКБ Сухого» начало поиск альтернативных решений.

В итоге было принято решение установить в контейнер РЛПК «Копье-25» разработки московского НПО «Фазотрон». Это многофункциональный радиолокационный комплекс, имеющий широкий набор режимов работы и использующий самые современные методы цифровой обработки сигналов. Он работает в трехсантиметровом диапазоне электромагнитных волн и служит для обнаружения и целеуказания в режиме «воздух-воздух», «воздух-поверхность», «воздух-море», а также обеспечивает режим картографирования.

В контейнере применяется небольшая плоская антенна, 500 мм в диаметре (с модернизированного самолета МиГ-21-93). При этом ширина луча получается в 4,5°, а картографирование таким лучом может обеспечить только общую ориентировку на местности по радиолокационной карте, на которой можно различить крупные элементы рельефа — дороги, реки и т. д. На помощь приходит цифровая обработка сигнала, известная как «доплеровское обужение луча». Таким способом луч РЛС как бы сужается в 10 раз, до 0,45°, и качество «картинки» становится приемлемым.

Дальнейшее улучшение разрешения на радиолокационной карте достигается методом синтезированной апертуры антенны — еще более «хитрым» способом цифровой обработки. Апертура, или антенный раскрыв, — это параметр антенны. Направляя антенну вперед-вбок по полету, локатор излучает сигнал, принимает отраженный от местности сигнал и запоминает его в цифровой памяти. Доли секунды спустя процедура повторяется, но, поскольку за это время самолет уже пролетел какое-то расстояние, картографирование происходит уже из другой точки пространства. Так происходит неоднократно, и это можно уподобить последовательному использованию многих участков зеркала большой антенны. Именно поэтому метод называется «синтезирование антенного раскрыва». В режиме CAP РЛС «Копье» имеет уже вполне приемлемое разрешение.

При любой погоде, даже через густую облачность, группа танков может быть обнаружена на дальности 25 км, портовый кран или док — 100 км, а ракетный катер на море — на дальности 75 км. После получения радиолокационной карты на экране индикатора изображение может быть «заморожено». При этом для большей скрытности излучение БРЛС можно и отключить, а высокоточная навигационная система обеспечит выход в район цели. В условиях визуальной видимости предварительное целеуказание от РЛС к комплексу «Шквал» существенно увеличивает вероятность успешной атаки с первого захода.

Использование РЛС позволило обеспечить на самолете применение противокорабельных ракет Х-31А, Х-35 с активными радиолокационными головками самонаведения. Каждый модернизированный ударный самолет может нести четыре противокорабельные ракеты. Так что их звено — реальная угроза даже для мощной группы надводных кораблей.

В обозначении самолета, оснащенного РЛПК «Копье», есть дополнительный индекс. Теперь это Су-25ТМ. Коллекционерам самолетных обозначений будет интересно узнать, что года три-четыре назад применительно к Су-25Т в ОКБ имело хождение название — Су-34, а с прошлого года по отношению к Су-25ТМ используется новое — Су-39. Пожалуй, это оправданно, поскольку Су-25ТМ весьма значительно превосходит по своим возможностям серийный Су-25. Его многофункциональность определяется кардинально расширившимися возможностями по поражению воздушных целей, что обеспечивается применением ракет Р-27Р, Р-27ЭР с полуактивными радиолокационными ГСН, РВВ-АЕ с инерциально-активным наведением и Р-73 с тепловыми ГСН. Локатор обнаруживает воздушные цели типа «истребитель» в передней полусфере на дальности 57 км, а в задней — на дальности 25 км. Группа самолетов Су-39, часть из которых вооружена ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности, может успешно противостоять во встречном ракетном бою любым современным истребителям, в особенности если используются новые ракеты РВВ-АЕ, не требующие сопровождения для подсвета воздушной цели после пуска. Это может обеспечить решающее преимущество в дуэльной ситуации.

Существующий парк ударных самолетов фронтовой авиации ВВС России стремительно устаревает, да и физически подходит к концу срок жизни машин Су-17, Су-25, МиГ-27. Через три-пять лет проблема обновления парка будет особенно острой, так что Су-39, к тому же оснащенный и круглосуточной прицельной тепловизионной системой, выход которой на испытания ожидается в 1997 году, поспеет весьма кстати. Неизвестно только, будут ли ВВС России располагать к тому времени необходимыми финансовыми средствами для заказа серии таких самолетов.

Пока работа по самолету ведется по договору с ВВС, и главный конструктор утверждает, что средства на нее выделяются. С использованием производственного задела по «спарке» Су-25УБ подготовлено серийное производство Су-39 на Улан-Удинском авиазаводе. Первый, собранный в Улан-Удэ, был с успехом показан в августе прошлого года на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. В нынешнем году еще две-три машины должны присоединиться к программе испытаний, а в середине года на них начнутся летные испытания РЛПК «Копье-25».

У Су-39 есть и немалый экспортный потенциал: больше сотни штурмовиков Су-25 были проданы в Чехословакию, Ирак (до введения эмбарго ООН), Северную Корею и Болгарию. По сообщениям зарубежной печати, интерес к последней модификации проявляют страны Азии и Латинской Америки. Стоимость такого штурмовика на международном рынке составит никак не меньше 15 млн. долларов, однако надо иметь в виду, что страны третьего мира не желают покупать боевые самолеты, если их типы не состоят на вооружении страны-экспортера. В этом правиле нет исключений, так что судьба Су-39 полностью зависит от России. Есть прямой смысл, не только здравый, но и коммерческий, поддержать финансово идущую к успешному завершению разработку. Не так уж много наша страна имеет такого, что можно продать за твердую валюту, кроме традиционных нефти и газа, пеньки да пушнины. Создатели же неприхотливого «Грача», заслужившего это ласковое прозвище в жарком небе Афганистана, уверены в нем.

ТТХ Су-39

Длина

 

 

     с ПВД

м

15,06

     без ПВД

м

13,86

Размах крыла

м

14,36

Высота на стоянке

м

5,2

Колея шасси

м

2,51

База шасси

м

3,57

Площадь крыла

м²

30,1

Макс. взлетная масса

кг

19 500

Масса боевой нагрузки

 

 

     нормальная

кг

2360

     максимальная

кг

4380

Максимальная скорость (у земли, норм. боевая нагрузка)

км/ч

950

Максимальное число М

 

0,82

Практический радиус действия (у земли, боевая нагрузка 2000 кг)

км

400

Высота боевого применения

км

10

Длина разбега/пробега

м

600…700

Двигатели

 

2×ТРД Р-195

     тяга

кгс

4500

Список статей