Список статей

Зарубежные военные беспилотные летательные аппараты и перспективы их развития

Начиная с 1980-х гг. за рубежом активно ведутся широкомасштабные работы по созданию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) нового поколения, предназначенных для выполнения различных задач в интересах вооруженных сил.

По функциональному назначению БПЛА можно разделить на имитационные (летающие мишени) и информационные. Имитационные БПЛА предназначены для моделирования в реальных условиях самолетов противника и авиационного оружия, в частности крылатых ракет, для отработки методов и средств их поражения или подготовки личного состава. Информационные беспилотные комплексы служат для сбора информации и передачи ее в реальном масштабе времени по каналам передачи данных, связывающих летательный аппарат с оператором, даже если этот аппарат функционирует автономно.

В печати также встречается термин «дистанционно пилотируемые аппараты» (ДПЛА). Необходимо подчеркнуть, что особой разницы между БПЛА и ДПЛА нет. Термином «БПЛА» обычно называют беспилотные аппараты, выполняющие задание по заранее заложенной программе, а термин «ДПЛА» касается в большей степени аппаратов, управляемых оператором с наземного, воздушного или корабельного пункта управления. Многие современные ДПЛА значительную часть полета выполняют по заложенной программе, однако оператор может в любой момент вмешаться в управление, полностью заменить программу полета.

В настоящее время разработкой и серийным производством БПЛА занимаются фирмы многих стран. Наибольших успехов в этой области добились США, Израиль, Франция, Германия и Канада. Над беспилотными аппаратами активно работают в Швеции, Японии, КНР, Индии, Иране, Австралии, Польше, Болгарии, Чехии, Южной Корее, ЮАР, Бразилии и других странах. По имеющимся данным, к началу XXI в. в вооруженных силах многих стран находились более 120 типов «беспилотников».

Если в 1990-х гг. в большинстве стран разработки новых БПЛА велись эпизодически (за исключением США, где была сформирована комплексная программа разработки усовершенствованных беспилотных аппаратов «Тиер», и Израиля), то в настоящее время их проектирование ведется в рамках четко определенных программ. Причем в Европе такие программы зачастую носят международный, общеевропейский характер.

В США за программы исследований и разработки перспективных БПЛА отвечают Управление совместных программ разработки крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (JPO) и Управление воздушной разведки при министерстве обороны (DARO), где формируются концепции и облик перспективных беспилотных систем различного назначения. Активную роль, включая финансирование, играет Управление перспективных исследований при министерстве обороны США (DARPA).

Значительную часть эксплуатирующихся за рубежом БПЛА составляют сравнительно небольшие «беспилотники» взлетной массой 150…250 кг, оснащенные легкими поршневыми двигателями (ПД) и способные совершать полеты продолжительностью несколько часов. Наряду с ними на вооружении состоят и тяжелые аппараты, представляющие собой, по сути, беспилотные самолеты (например, американский «Глоубал Хоук»), продолжительность полета которых достигает 15…20 ч и более.

Современные БПЛА отличаются наличием сложных радионавигационных систем, высокоэффективных средств наблюдения и передачи данных. Следует отметить, что на многих военных БПЛА технология «стелс» или совсем не используется, или применяется в ограниченных объемах: их живучесть обеспечивается малыми размерами, низким уровнем шума и камуфляжной окраской. Минимальные значения радиолокационного сечения достигаются выбором компоновки и соответствующих материалов. Хотя ведутся работы и по «невидимым» беспилотным аппаратам.

В последнее время за рубежом начались проработки боевых беспилотных самолетов (ББС), способных нести различное вооружение для поражения наземных, надводных или воздушных целей. В настоящей статье рассматриваются наиболее важные и интересные зарубежные программы создания военных БПЛА различного назначения, а также некоторые тенденции их развития.

Разведывательные БПЛА

Самый многочисленный и наиболее развитый тип беспилотных летательных аппаратов — разведывательные БПЛА. Они популярны на мировом рынке и, по мнению специалистов, сохранят свое лидерство и в обозримом будущем. Вооруженные конфликты последних лет (Персидский залив, Ближний Восток, Югославия, Чечня, Афганистан) ярко продемонстрировали, что применение разведывательных БПЛА резко повышает эффективность боевых операций. Передача информации (в том числе и визуальной) в реальном масштабе времени на наземные пункты управления позволяет решать боевые задачи с наибольшим экономическим эффектом и наименьшими потерями.

Попытки создания разведывательных БПЛА предпринималась еще в 1940-х гг., но только с появлением новых технических средств, главным образом электроники, а также достижений в области систем управления и навигации удалось практически реализовать идею разведывательных БПЛА. В 1951 г. американской фирмой «Теледайн Райан» на основе беспилотной мишени BQM-34 «Файрби» был создан разведывательный БПЛА AQM-34 («Модель 147»). Он запускался с самолета-носителя Локхид DC-130A, совершал полет по запланированному маршруту и возвращался в расчетную точку, где срабатывала парашютная система посадки. Предусматривался также вариант подхвата аппарата во время снижения специально оборудованными самолетами или вертолетами. «Беспилотники» семейства «Теледайн Райан 147» постоянно совершенствовались. Почти 30 лет они находились на вооружении ВВС США. В 1970…1980-х гг. в США и других странах приступили к разработке беспилотных аппаратов новых поколений.

В настоящее время все БПЛА можно условно подразделить на следующие группы:

Среди тактических беспилотных разведчиков наиболее популярным на мировом рынке является аппарат «Хантер», разработанный в середине 1990-х гг. в Израиле отделением «Малат» фирмы IAI. Этот аппарат был создан для вооруженных сил США. Первый разведывательный комплекс, в состав которого входили восемь БПЛА, средства управления и сбора информации, был поставлен в 1995 г. Всего планировалось поставить 50 комплексов. Позднее БПЛА «Хантер» были поставлены для вооруженных сил Израиля, Франции и Бельгии.

К недостаткам аппаратов «Хантер» относится их сравнительно низкая надежность, проявившаяся еще на стадии войсковых испытаний. Попытки улучшения этих БПЛА мало что дали. Тем не менее, «беспилотники» были использованы американцами и их союзниками во время боевых действий в Косово в 1999 г. Аппараты показали достаточно высокую эффективность по выявлению позиций сербов, хотя несколько «Хантеров» было сбито средствами ПВО.

Аппарат «Хантер» выполнен по двухбалочной схеме с высокорасположенным прямым крылом размахом 8,9 м и двухкилевым оперением. Оснащен двумя четырехтактными двигателями мощностью по 64 л.с., приводящими тянущий и толкающий воздушные винты. Взлетная масса около 730 кг, максимальная скорость 200 км/ч, продолжительность полета на высоте 4500 м составляет 10…12 ч. Для взлета и посадки используется неубирающееся колесное шасси; в аварийных ситуациях при посадке применяется парашют.

Целевая нагрузка — оптические и тепловые датчики, лазерный дальномер-целеуказатель, средства радиационно-химической разведки, система передачи данных в реальном масштабе времени — размещается в съемных модулях. Оптические системы установлены на гиростабилизированной поворотной платформе в нижней части фюзеляжа и имеют круговой обзор. Бортовые средства связи обеспечивают передачу видеоинформации в реальном масштабе времени на расстояние до 300 км; грибовидная передающая антенна установлена над фюзеляжем. Имеются средства спутниковой системы навигации (GPS).

Типовыми задачами БПЛА «Хантер» являются разведка, наблюдение и целеуказание на поле боя и в ближнем тылу противника, радиационная, химическая и биологическая разведка; ведение операций по радиоэлектронному противодействию. Разведывательная информация транслируется на командные пункты бригадного и батальонного звеньев, где она может сопоставляться со сведениями, полученными с борта самолетов радиоэлектронной разведки и наблюдения (Нортроп Грумман Е-8 J-STARS, Боинг Е-3 AWACS и т. д.).

Аналогичные задачи выполняет БПЛА AAI RQ-7A «Шэдоу 200», созданный в США в 1992 г. в рамках конкурсной программы разработки тактической разведывательной системы TUAV для использования в составе армейской бригады. Стоимость одного комплекса БПЛА «Шэдоу 200», в состав которого входят три «беспилотника» и наземный пункт управления, не превышает 4 млн дол. Первые два комплекса использовались для войсковых испытаний. Планируется закупить 44 таких комплекса для армии США.

БПЛА RQ-7A «Шэдоу 200» выполнен по двухбалочной схеме с прямоугольным в плане высокорасположенным крылом размахом 3,9 м, П-образным горизонтальным оперением и одним роторно-поршневым двигателем мощностью 38 л.с., приводящим толкающий воздушный винт. Аппарат имеет неубирающееся трехопорное шасси. В состав целевой нагрузки входят телекамера, тепловизионное оборудование и другие средства разведки и передачи данных. Максимальная взлетная масса БПЛА составляет 150 кг, масса целевой нагрузки — 27 кг. Аппарат может летать со скоростью до 230 км/ч и патрулировать в течение 5…6 ч на расстоянии 80 км от места старта.

На основе БПЛА RQ-7A «Шэдоу 200» в конце 1990-х гг. было разработано целое семейство «беспилотников». Вариант «Шэдоу 200-Т» кроме выполнения разведывательных задач служит для определения результатов использования артиллерии, а также химической разведки. БПЛА «Шэдоу 400» отличается увеличенными размерами (размах крыла 5,15 м), большей взлетной массой (220 кг) и наличием дополнительного оборудования. Наконец, еще более крупный аппарат «Шэдоу 600» (размах крыла 6,83 м, взлетная масса 265 кг) рассчитан на патрулирование в течение 12…14 ч на расстоянии до 200 км.

Опыт военных действий в зоне Персидского залива (1990…1991 гг.) выявил потребность в специальных беспилотных аппаратах типа HALE (High-Altitude Long-Endurance), способных длительное время совершать полеты на большой высоте и передавать необходимую информацию в реальном масштабе времени.

К разработке аппаратов HALE в США приступили еще в 1988 г. в рамках программы «Тиер 1». Фирма «Лидинг Системз», используя опыт создания аппарата «Амбер 1», спроектировала по контракту с DARPA более совершенный БПЛА GNAT-750. Новый аппарат отличался упрощенной конструкцией, был более дешевым и мог поставляться на экспорт, так как на нем не использовались секретные системы, применявшиеся на БПЛА «Амбер 1». Интересно, что «Амбер 1» имел внешние узлы для подвески противотанковых ракет «Хеллфайр» или ракет класса «воздух — воздух» «Стингер».

БПЛА GNAT-750 имеет низкорасположенное крыло большого удлинения размахом 10,7 м, V-образное перевернутое оперение и убирающееся колесное трехопорное шасси. Для снижения эффективной площади рассеяния (ЭПР) боковые поверхности фюзеляжа наклонные. Силовая установка состоит из одного ПД Ротакс 582 мощностью 65 л.с., приводящего толкающий воздушный винт.

Под носовой частью фюзеляжа на вращающейся опоре установлен шаровидный контейнер-обтекатель, в котором на стабилизированной платформе размещаются система FLIR для обнаружения теплоизлучающих целей, телекамеры, способные работать при нормальном дневном освещении и в условиях слабой освещенности, и средства радиационно-биологической разведки. Масса целевой нагрузки 63 кг, взлетная масса аппарата 510 кг. БПЛА GNAT-750 способен летать непрерывно в течение 40 ч в зоне, удаленной от места старта на расстояние 2800 км.

Серийное производство БПЛА началось в конце 1989 г. Однако в начале 1990 г. фирма «Лидинг Системз» обанкротилась, и все права на продолжение программы GNAT-750 получила фирма «Дженерал Атомикс».

Летом 1993 г. Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США дал запрос на срочную разработку разведывательного БПЛА для использования над Боснией и Сербией в рамках действий миротворческих сил ООН. Но так как создание нового аппарата требовало времени и средств, было принято решение о применении БПЛА GNAT-750. Однако ситуация вскоре изменилась, контроль над программой GNAT-750 перешел к ЦРУ. После доработки несколько аппаратов были использованы для разведывательных полетов над Боснией. Базировались они в Албании. Два БПЛА из-за неисправности бортовых систем были подорваны в полете.

На основе аппарата GNAT-750 фирмой «Дженерал Атомикс» был создан усовершенствованный БПЛА I-GNAT, отличавшийся увеличенными размахом крыла (12,8 м) и взлетной массой (703 кг). На этих аппаратах могли устанавливаться более мощные двигатели фирмы «Ротакс» (80 и 105 л.с.). Если предшественник мог лететь на высотах 7100 м, то новый БПЛА достигал высоты 9300 м, на которой мог находиться почти 50 ч.

Еще одной особенностью БПЛА I-GNAT является наличие четырех подкрыльных и одного подфюзеляжного узла для внешних подвесок. Масса целевой нагрузки, которая может размещаться на этих узлах, составляет почти 160 кг. Увеличена до 90 кг масса оборудования, предназначенного для выполнения разведки и целеуказания. Таким образом, аппарат мог принимать на борт около 250 кг различных грузов, в четыре раза больше, чем GNAT-750.

«Беспилотники» GNAT-750 и I-GNAT были построены ограниченными сериями. В США армия, ЦРУ, Министерство окружающей среды и другие государственные организации приобрели более 10 аппаратов GNAT-750. Еще 6 таких БПЛА закупила Турция. GNAT-750 активно использовались американцами на Ближнем Востоке и Балканах, а также для экологического мониторинга. По имеющимся данным, к началу 2000 г. они выполнили более 500 полетов и налетали около 3000 ч. Аппаратов I-GNAT было поставлено 12, причем двум анонимным заказчикам.

На основе аппарата GNAT-750 фирма «Дженерал Атомикс» в 1994 г. в рамках программы «Тиер 2» по контракту с DARPA разработала более крупный тактический разведывательный беспилотный комплекс RQ-1A, в состав которого входит БПЛА RQ-1K «Предейтор», предназначенный для длительного патрулирования (30…40 ч), и соответствующие средства обеспечения. Именно этот БПЛА сейчас находится в центре внимания: он активно использовался в Югославии, а в настоящее время применяется в Афганистане.

Аппарат RQ-1K «Предейтор» имеет низкорасположенное прямое крыло большого удлинения размахом 14,8 м и перевернутое V-образное оперение. Силовая установка состоит из одного ПД Ротакс 914UL мощностью 113 л.с., приводящего двухлопастный толкающий воздушный винт. На варианте RQ-1L используется такой же двигатель, но оснащенный турбокомпрессором, что позволяет сохранить высокую мощность при полете на большой высоте.

Максимальная взлетная масса аппарата «Предейтор» составляет 1040 кг, а масса целевой нагрузки — 205 кг. Максимальная дальность полета БПЛА 5500 км, крейсерская скорость 205 км/ч, эксплуатационный потолок 7600 м. Кроме разведки аппарат «Предейтор» может использоваться для радиоэлектронной борьбы и в качестве ретранслятора связи. Для точной привязки к местности БПЛА оснащен спутниковой системой навигации GPS. За один вылет «беспилотник» может проконтролировать территорию площадью 34 220 км. Аппарат оснащен разведывательным оборудованием, позволяющим получать изображение малоразмерных целей с высоты 5000 м. В частности, его телевизионные системы способны обнаружить наземные объекты размерами менее 0,4 м. Тепловизионная система обеспечивает разрешение около 2 м. Кроме того, установленная на борту РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой с высоты 5000 м обеспечивает разрешение порядка 0,3 м. Цена БПЛА «Предейтор» составляет почти 3,2 млн дол.

К весне 2001 г. было закуплено 79 аппаратов «Предейтор» и 12 наземных комплексов на сумму около 313 млн дол. Основная часть БПЛА находится на вооружении ВВС США, входя в состав 57-го разведывательного авиакрыла, базирующегося на авиабазе Неллис (штат Невада). Оттуда они на борту военно-транспортных самолетов Локхид Мартин С-5 или С-141 доставляются на передовые базы для дальнейшего использования. Проведены переговоры с Великобританией и Италией о закупке БПЛА «Предейтор». В частности, в августе 2001 г. был подписан контракт с Италией на поставку в 2002…2003 гг. пяти аппаратов с возможностью приобретения еще трех. К середине 2001 г. БПЛА «Предейтор» налетали свыше 28 000 ч.

Несмотря на большие возможности «Предейторов», их живучесть оставляет желать лучшего. Во время боев в Югославии было потеряно три аппарата, во время антиталибской компании в Афганистане было сбито не менее трех БПЛА. Такие потери, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, малой крейсерской скоростью и сравнительно небольшим рабочим потолком (обычно до 5000 м). Из-за этого вероятность поражения аппаратов даже из стрелкового оружия крайне высока. Поэтому фирма «Дженерал Атомикс» по заданию ВВС США разработала БПЛА «Предейтор В», оснащенный одним ТВД Ханиуэлл ТРЕ331, что позволило увеличить крейсерскую скорость до 430 км/ч, а потолок до 12 500 м. Однако при этом максимальная продолжительность полета уменьшилась до 24 ч. Возросла до 2950 кг максимальная взлетная масса. Несколько изменился и внешний облик аппарата: увеличились размах крыла (до 19,5 м) и длина фюзеляжа, хвостовое оперение получилось Y-образным. В перспективе фирма готова приступить к производству варианта БПЛА с малогабаритным ТРДД Уильяме Интернешнл FJ44, что обеспечит улучшение летных характеристик.

Была продемонстрирована возможность применения БПЛА «Предейтор» в качестве носителей высокоточного оружия. Проводились испытания по пускам противотанковых ракет «Хеллфайр», размещенных на подкрыльных пилонах. Сообщалось о применении боевого варианта БПЛА «Предейтор» в Афганистане.

Война в Персидском заливе способствовала формированию в США концепции глобальной разведывательно-информационной системы С³I (командование, связь, управление и разведка), образуемой пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами и искусственными спутниками Земли. Приоритетными в этой системе являются:

В связи с этим министерство обороны США развернуло программы «Тиер 2+» и «Тиер 3», в рамках которых на конкурсной основе были разработаны соответственно БПЛА Нортроп Грумман RQ-4A «Глоубал Хоук» и Локхид Мартин «Дарк Стар». Обе фирмы изготовили опытные экземпляры аппаратов, по результатам испытаний которых был определен окончательный победитель — RQ-4A «Глоубал Хоук».

Тем не менее, стоит немного рассказать об аппарате «Дарк Стар», в котором фирма «Локхид Мартин» использовала ряд технических новшеств. Еще в 1980-х гг. в DARPA велись поисковые исследования по тяжелому (размах крыла более 45 м) высотному стратегическому «невидимому» разведывательному БПЛА с большой продолжительностью полета. Однако чрезмерно высокая цена аппарата (более 300 млн дол.) привела к пересмотру программы. На основе полученного научно-технического задела было решено создать недорогой более легкий малозаметный БПЛА, имеющий небольшую продолжительность полета и оснащенный более простым оборудованием. Новая программа получила название «Тиер 3–».

Среди фирм, предложивших свои проекты на конкурс, была фирма «Локхид Мартин» с проектом малозаметного высотного БПЛА LOHAE, получившего позднее название «Дарк Стар». В его создании принимала участие фирма «Боинг». БПЛА выполнен по схеме «бесхвостка» с несущим фюзеляжем и крылом большого удлинения (размах 20,1 м). Верхняя поверхность планера имеет светлую теплоотражающую окраску, а нижняя — черную и покрыта радиопоглощающими материалами. В конструкции БПЛА фирма «Локхид Мартин» в максимальной степени использовала опыт работ по технологии «стелс». Аппарат оснащен одним ТРДД Уильяме Интернешнл FJ44 тягой 865 кгс. Щелевидное сопло, размещенное вверху хвостовой части фюзеляжа, оснащено системой смешивания горячих газов с наружным воздухом. Максимальная взлетная масса 3900 кг, масса целевой нагрузки 900 кг. На аппарате установлена РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой. Станция может работать в режиме картографирования полосы местности или сопровождения отдельных малоразмерных целей. Бортовые датчики способны просматривать в течение 1 ч площадь 4000 км² или сопровождать большое число малоразмерных целей (более 100) с разрешением 0,3 м на площади 4 км². Продолжительность полета 8 ч. За один вылет БПЛА «Дарк Стар» способен обследовать территорию площадью 57 600 км.

Летные испытания опытного БПЛА «Дарк Стар» начались весной 1996 г., а в июне того же года он разбился. Испытания второго опытного экземпляра возобновились почти через два года, но их результаты не удовлетворили командование ВВС США. Взгляды руководителей американских ВВС к этому времени изменились: им уже не требовался «незаметный» БПЛА, летающий на сравнительно небольшой высоте (10 000… 12 000 м) всего несколько часов. Нужен был высотный аппарат, способный находиться в воздухе более 20 ч. Именно таким и являлся БПЛА «Глоубал Хоук», созданный фирмой «Теледайн Райан», которая была куплена корпорацией «Нортроп Грумман» с передачей последней всех прав на проект БПЛА.

БПЛА RQ-4A «Глоубал Хоук» является в настоящее время самым большим летательным аппаратом в своем классе. Он выполнен по самолетной схеме с низкорасположенным крылом размахом 35,4 м и площадью 50,1 м, V-образным оперением и убирающимся трехопорным шасси. Силовая установка состоит из одного ТРДД Роллс-Ройс Аллисон AE3007Н тягой 3270 кгс. Двигатель расположен в гондоле, установленной на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа. Максимальная взлетная масса БПЛА составляет 11 620 кг, максимальная масса целевой нагрузки — примерно 910 кг. Аппарат рассчитан на выполнение длительных полетов (до 36 ч) на высотах до 20 000 м. Максимальная дальность полета составляет 22 200 км. Стандартный профиль полета предусматривает полет в заданную зону на расстояние 5550 км, патрулирование там в течение 24 ч и возврат на базу. Весь полет от взлета до посадки выполняется автоматически с помощью спутниковой навигационной системы с лазерными гироскопами. Комплекс средств наблюдения (в состав которого входят оптоэлектронные и тепловые датчики, а также РЛС с синтезированной апертурой) позволяет в течение суток обеспечить наблюдение за участком поверхности площадью более 137 000 км. С борта БПЛА можно вести наблюдение даже за целями, движущимися со скоростью 7…10 км/ч, а также обнаруживать цели, скрытые под густой листвой.

В июне 1994 г. пяти фирмам — «Лорал», «Нортроп Грумман», «Орбитал Сайенсиз», «Рейтеон» и «Теледайн Райан» было выдано задание на разработку высотного БПЛА с большой продолжительностью полета. В мае 1995 г. «Теледайн Райан» была названа победителем конкурса и заключила с DARPA контракт стоимостью 164 млн дол. Ей было поручено построить два опытных и три предсерийных БПЛА «Модель 367» и провести летные испытания, после чего командование ВВС США должно было принять решение о закупке «беспилотников». Было также поставлено требование, чтобы цена одного БПЛА не превышала 13 млн. дол.

Первый опытный БПЛА «Модель 367» был построен в начале 1997 г., однако его летные испытания начались только в конце февраля 1998 г. Задержка была вызвана необходимостью серьезных доработок в программном обеспечении бортового оборудования. Этот аппарат использовался только для определения летных характеристик. Испытания в целом подтвердили расчетные параметры. В конце 1998 г. в воздух поднялся второй опытный БПЛА, оснащенный полным комплектом целевой нагрузки. В апреле 1999 г. на летные испытания был передан третий БПЛА (первый предсерийный), а в конце того же года еще два аппарата. К этому моменту они получили название «Глоубал Хоук». В феврале 2000 г. фирма «Нортроп Грумман» получила 71,9 млн. дол. на постройку шестого и седьмого аппаратов.

С каждым полетом опытных и предсерийных БПЛА увеличивалась его продолжительность, росли дальность и потолок. Сначала аппараты летали 2…3 ч и поднимались на высоту не более 10 000…12 000 м. Затем время полета постепенно увеличивалось, и во второй половине 1999 г. приступили к выполнению длительных полетов по полному профилю. Например, в октябре 1999 г, был совершен почти 25-часовой полет. На высоте 21 780 м БПЛА с помощью бортовой РЛС с синтезированной апертурой обнаружил все расположенные по его маршруту движущиеся цели. Всего с его борта в этом полете было передано почти 400 радиолокационных снимков местности и около 40 панорамных изображений. В апреле 2000 г. был установлен рекордный по продолжительности полет — 31,5 ч. К середине 2001 г. пять БПЛА «Глоубал Хоук» совершили 85 полетов и налетали 1090 ч, включая 330 ч в интересах Федерального управления гражданской авиации США (FAA), когда контроль за полетом «беспилотников» брали на себя диспетчеры службы УВД.

Необходимо отметить, что летные испытания БПЛА «Глоубал Хоук» не всегда шли гладко. Например, в марте 1999 г. во время очередного испытательного полета через 20 мин после взлета второй опытный аппарат резко пошел вниз и в результате падения был полностью разрушен. Были также случаи отказа гидравлической системы выпуска шасси, сбоев в работе бортовых компьютеров и т. д. В декабре 2001 г. после выполнения разведывательного полета над Афганистаном по неизвестной причине БПЛА разбился, не долетев до своей базы в Саудовской Аравии.

Тем не менее в июне 2000 г. после завершения программы демонстрационных испытаний ВВС США приняли решение принять БПЛА «Глоубал Хоук» на вооружение. Ему было присвоено военное обозначение RQ-4A. В марте 2001 г. начался этап войсковых оценочных испытаний, одновременно был оформлен контракт на сумму 45 млн. дол. на постройку восьмого и девятого БПЛА. Первый БПЛА RQ-4A «Глоубал Хоук», полностью оснащенный штатными системами (вариант «Блок 5») должен быть принят на вооружение в 2003 финансовом году. Базироваться аппараты будут на авиабазе Бил (штат Калифорния). В дальнейшем будут поставляться более совершенные варианты: «Блок 10» (с улучшенной РЛС, более эффективными оптоэлектронными датчиками и увеличенной дальностью полета) и «Блок 20» (с увеличенным размахом крыла, более мощным ТРДД, новым комплексом разведывательного оборудования и т. д.). Всего для американских ВВС предполагается поставить 60 таких БПЛА.

Интерес к БПЛА «Глоубал Хоук» проявляют в Австралии, Канаде, Великобритании, ФРГ и некоторых странах Ближнего Востока.

Работы по разведывательным БПЛА ведутся и в Европе, где разработано несколько удачных серийных образцов. В частности, недавно был принят на вооружение франко-германский разведывательный комплекс Евродроун «Бревел», создание которого считается наиболее приоритетной и технически сложной европейской программой в области беспилотной техники.

Формирование облика перспективного разведывательного БПЛА началось еще в 1983 г. К полномасштабной реализации программы франко-германское совместное предприятие «Евродроун» приступило в ноябре 1992 г. после достижения соответствующего межправительственного соглашения. В качестве прототипа был выбран германский БПЛА STN Атлас «Тукан», который создавался при участии американской фирмы «Нортроп». К особенностям этого аппарата относятся старт из транспортно-пускового контейнера, а также возможность решать задачи в сложных погодных условиях, характерных для Западной Европы.

БПЛА «Бревел», выполненный по схеме «бесхвостка», имеет складывающееся крыло размахом 3,4 м, снабженное тепловой противообледенительной системой (что обеспечивает возможность эксплуатации в зимних условиях), стартовый РДТТ и маршевый ПД мощностью 30 л.с., расположенный в хвостовой части фюзеляжа и приводящий двухлопастный толкающий винт. Максимальная продолжительность полета превышает 4 ч. В состав бортового оборудования БПЛА «Бревел» входит тепловизионная система наблюдения, установленная на гиростабилизированной платформе.

К достоинствам аппарата следует отнести его малые размеры, обеспечивающие пониженную оптическую и радиолокационную заметность, простоту управления, а также высокую точность получаемого изображения (с высоты около 2000 м возможно обнаружение и идентификация такой цели, как автомобиль типа «джип»). Помехоустойчивая линия передачи данных обеспечивает трансляцию видеоизображения на наземную станцию управления на удалении до 130 км. Плоская круглая антенна системы передачи данных расположена на вершине киля. В случае невозможности трансляции изображения на землю оно фиксируется бортовым видеомагнитофоном.

В состав разведывательного комплекса «Бревел» входят пять-семь БПЛА, наземная станция управления и обработки разведывательной информации с соответствующими средствами связи, обеспечивающими передачу данных потребителям, пусковая установка и транспортные средства для поиска, подбора и перевозки БПЛА.

Летом 1999 г. фирма «Аэроспасьяль Матра» (впоследствии упраздненная в связи с вхождением в состав европейского авиационно-космического концерна EADS) впервые представила информацию о стратегическом высотном разведывательном БПЛА «Игл», разработанном совместно с английской фирмой «Бритиш Аэроспейс Дайнэмикс». Аппарат представляет собой вариант израильского высотного БПЛА «Герон». Он имеет двухбалочную схему с высокорасположенным крылом размахом 20 м. Максимальная взлетная масса составляет 2500 кг. На аппарате стоит один ТВД, приводящий толкающий воздушный винт.

БПЛА «Игл» может в течение 20 ч совершать полет на высоте более 13 000 м с крейсерской скоростью 300…350 км/ч. Он оснащен поисковой РЛС, способной обеспечивать получение изображений земной поверхности с разрешающей способностью около 1 м. Данных о принятии БПЛА «Игл» на вооружение пока нет, хотя сообщалось, что министерство обороны Франции планирует закупить в течение пяти лет 20 таких комплексов.

Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета разработаны в Израиле. Отделением «Малат» фирмы IAI создан БПЛА «Герон», способный летать до 50 ч, а фирмой «Силвер Эрроу» — аппарат «Гермес 1500» с длительностью полета 24 ч.

Разведывательные БПЛА выполняются в основном по самолетным схемам. Тем не менее, существуют и аппараты других схем, в частности винтокрылые.

В США фирма «Нортроп Грумман» разработала по заданию ВМС США беспилотный разведывательный вертолет RQ-8A «Файр Скаут». За основу конструкции был взят легкий двухместный вертолет Швайцер 333, фюзеляж которого был существенно изменен для размещения целевой нагрузки и дополнительных топливных баков. Аппарат имеет трехлопастный несущий винт диаметром 8,4 м, полозковое шасси и один ГТД Роллс-Ройс 250-C20W мощностью 420 л.с. Максимальная взлетная масса 1160 кг. В состав целевого оборудования общей массой более 90 кг входят комплекс многоцелевых тепловых и оптических датчиков, лазерный дальномер-целеуказатель, средства связи и передачи данных. Многие системы, используемые на вертолете «Файр Скаут», применяются на высотном БПЛА «Глоубал Хоук». Используемая на аппарате инерциально-спутниковая система навигации INS/GPS и соответствующее оборудование, размещенное на корабельном пункте управления, позволяют операторам одновременно вести три БПЛА «Файр Скаут». Вертолет может совершать полеты продолжительностью до 12 ч или находиться в течение 5 ч в зоне патрулирования на расстоянии более 200 км от корабля-носителя.

Летные испытания опытного аппарата «Файр Скаут» начались в 1999 г. Первый опытный экземпляр был выполнен в одноместном пилотируемом варианте. В конце 1999 г. начались полеты в беспилотном варианте. Разработка БПЛА «Файр Скаут» велась в рамках конкурсной программы создания вертикально взлетающего тактического разведывательного БПЛА для ВМС (VTUAV). В 2000 г. фирма «Нортроп Грумман» стала ее победителем и получила контракт стоимостью 93,7 млн дол. на постройку восьми БПЛА. Поставки планируется начать в 2003 г.

Другим винтокрылым «беспилотником», созданным в рамках программы VTUAV, является СВВП Белл «Игл Аи» с двумя поворотными винтами. История его создания восходит к середине 1980-х гг., когда фирмы «Белл» и «Боинг», осуществляя разработку многоцелевого СВВП V-22 «Оспри», приступили к проектированию вертикально взлетающего БПЛА «Пойнтер». Этот аппарат начал летать в конце 1988 г.; осенью 1989 г. программу прекратили в пользу более совершенного варианта «Игл Аи» («Модель 911В»).

Летные испытания первого опытного БПЛА «Игл Аи» начались в июле 1993 г. Затем приступили к испытаниям второго аппарата. Во время испытаний БПЛА летал на всех режимах полета: он совершал вертикальные взлеты и посадки, полеты вперед со скоростью около 290 км/ч, вбок и назад со скоростями до 20 км/ч, выполнял развороты с креном до 40° и т. д. В 1997…1998 гг. аппарат проходил оценочные испытания в ВМС, где проиграл другому вертикально взлетающему «беспилотнику» — вертолету «Файр Скаут».

БПЛА «Игл Аи» имеет планер, полностью изготовленный из композиционных материалов, высокорасположенное крыло с небольшой обратной стреловидностью и двухкилевое оперение. На концах крыла расположены трехлопастные поворотные винты диаметром 2,5 м. Для привода винтов служит один ГТД Роллс-Ройс 250-C20R мощностью 450 л.с. Максимальная взлетная масса аппарата 1020 кг, масса целевой нагрузки 136 кг. Аппарат должен взлетать с палубы корабля, совершать полет в заданную точку на расстоянии 185…370 км и находиться там почти 2 ч, патрулируя на высоте 6100 м со скоростью 110 км/ч. При необходимости БПЛА может совершать бросок со скоростью 390 км/ч.

В начале 2002 г. в США начались летные испытания еще одного беспилотного вертолета Фронтиер Системз А160 «Хаммингбэрд». Он разработан для армии США по контракту с DARPA. Была поставлена цель получить аппарат, способный выполнять полет в течение 40…50 ч на высоте свыше 9100 м.

Вертолет «Хаммингбэрд» имеет обтекаемый фюзеляж, плавно переходящий в хвостовую балку. Трехлопастный несущий винт диаметром 11,3 м имеет лопасти с чрезвычайно малой хордой. Силовая установка состоит из одного ПД мощностью 400 л.с., разработанного специально для высотных летательных аппаратов. Максимальная взлетная масса вертолета 1815 кг.

Боевые беспилотные самолеты

Во второй половине 1990-х гг. считалось, что необходимо создавать беспилотные боевые летательные аппараты (UCAV), способные выполнять наиболее опасные задания по уничтожению важных наземных целей, а также вести воздушные бои. В последнее время стали говорить, что боевой «беспилотник» можно считать истребителем шестого поколения, так как создаваемые сейчас истребители пятого поколения, скорее всего, станут последними пилотируемыми самолетами в своем классе. Однако отметим, что попытки создания вооруженного беспилотного аппарата уже предпринимались (речь не идет о ракетах, которые также относятся к беспилотным летательным аппаратам). Например, в 1960-х гг. в США фирма «Теледайн Райан» испытывала вариант разведывательного БПЛА «Файрби» с бомбовой нагрузкой.

В настоящее время наиболее активно работы по боевым БПЛА, или беспилотным боевым самолетам (ББС), ведутся в США. Начались они еще в конце 1980-х гг. Исследования велись по двум направлениям: создание ББС на основе модернизации серийных тактических боевых самолетов и разработка новых ББС.

По первому направлению, в частности, фирма «Локхид Мартин» предлагала переоборудовать истребитель F-16 в беспилотный вариант F-16UCAV. От исходного он должен был отличаться новым крылом со значительно увеличенным размахом (18,3 м) и шестью подкрыльными узлами подвески вооружения, отсутствием фонаря кабины экипажа и систем жизнеобеспечения. Благодаря большему запасу топлива «беспилотник» должен был иметь увеличенную почти до 12 ч продолжительность полета и применяться для поражения наземных целей (РЛС, пунктов управления, стартовых позиций тактических баллистических ракет и т. д.) без захода в зону ПВО.

Еще одно предложение касалось использования беспилотного штурмовика Фэрчайлд А-10. За счет исключения из конструкции кабины экипажа и соответствующих систем, а также бронирования предполагалось увеличить массу боевой нагрузки. Беспилотный штурмовик планировали использовать для ударов с предельно малых высот. Появлялась также информация о возможности создания беспилотной модификации европейского истребителя Еврофайтер «Тайфун». Однако ни одно из этих предложений, которые привлекали своей относительной простотой и дешевизной, не воплотилось в реальную конструкцию.

Второе направление — создание специализированных ББС — сейчас получило приоритетное развитие. По мнению специалистов, именно такие ББС будут наиболее эффективны, так как при их создании могут быть использованы наиболее передовые технологии. Боевые «беспилотники» позволят не только исключить риск для летного состава (особенно при выполнении чрезвычайно сложных и опасных заданий), но и совершать полеты с перегрузками более 15. Применение технологий «стелс» позволит снизить радиолокационную и тепловую заметность. Боевой БПЛА может длительное время находиться в воздухе, вести поиск целей и поражать их. Кроме решения боевых задач такие аппараты смогут использоваться одновременно для разведки и радиоэлектронной борьбы.

Первая информация о ББС в открытой печати появилась в 1997 г., когда научно-консультативный совет ВВС США выступил в поддержку разработки боевых БПЛА и рекомендовал объявить конкурс на создание демонстрационного аппарата по программе UCAV. В апреле 1998 г. DARPA выдало четырем фирмам по 4 млн дол. на подготовку предложений по демонстрационному ББС. В самом начале конкурса сошла с дистанции фирма «Локхид Мартин». Из оставшихся трех фирм — «Рейтеон», «Нортроп Грумман» и «Боинг» — в марте 1999 г. была выбрана последняя. Фирма «Боинг» получила 21 млн. дол. на разработку, постройку и испытания двух экспериментальных боевых БПЛА Х-45А, предназначенных для отработки техники подавления средств ПВО в условиях сильного противодействия (так называемые операции SEAD), а также выполнения ударных операций. Эти испытания должны также дать ответ на вопрос — реально ли принять ББС на вооружение до 2010 г.? Командование ВВС планирует затратить 1,5 млрд. дол. на разработку ББС в течение ближайщих пяти лет, чтобы первый такой аппарат был принят на вооружение в 2007 г. К 2020 г. в составе ВВС США должно быть 48 ББС.

Первый экспериментальный аппарат Х-45А построили в конце сентября 2000 г., а в середине 2001 г. был готов второй экземпляр. БПЛА представляет собой «бесхвостку» со стреловидным крылом без вертикального оперения. Фюзеляж — несущий корпус. На верхней поверхности фюзеляжа, в передней части расположен треугольный воздухозаборник ТРДД Ханиуэлл F-124, развивающего взлетную тягу 2830 кгс. Шасси трехопорное, убирающееся. В нижней части фюзеляжа имеются два отсека, в одном из которых будет располагаться контрольно-измерительная аппаратура, а во втором — вооружение. Конструкция БПЛА изготовлена из композиционных материалов и алюминиевых сплавов с широким применением элементов техники «стелс». С расстыкованными консолями крыла аппарат размещается в грузовом контейнере и может перевозиться на борту военно-транспортных самолетов Боинг С-17 (6 контейнеров) или Локхид Мартин С-5 (12).

БПЛА Х-45А имеет размах крыла 10,3 м и длину 8,1 м. Его максимальная взлетная масса составляет 6800 кг. На высоте 12 200 м его расчетная скорость почти 870 км/ч.

Первый полет аппарат Х-45А совершил в конце мая 2002 г. В этом же году должен был начать летать и второй. Программой летных испытаний предусматриваются сначала полеты каждого БПЛА отдельно, а в 2003 г. они должны летать парой и отрабатывать технику выполнения боевых заданий. Сначала они будут имитировать заходы и поражение наземных целей, а на заключительном этапе использовать реальное высокоточное вооружение класса «воздух — поверхность», в частности корректируемые авиабомбы типа JDAM калибром 227 или 455 кг.

Пока проходят летные испытания аппарата Х-45А фирма «Боинг» планирует приступить к постройке более совершенного боевого «беспилотника» Х-45В, который будет значительно превосходить предшественника по размерам и иметь массу почти 12 т, т. е. как современный легкий истребитель. Фирма заявила, что именно Х-45В станет прототипом серийного ББС.

Программа разработки экспериментальных БПЛА Х-45А и Х-45В осуществляется в интересах ВВС США. Для американских ВМС существует своя программа создания боевых БПА — UCAV-N. В середине 2000 г. фирмы «Боинг» и «Нортроп Грумман» получили по 2,3 млн. дол. на исследования возможности создания палубного ББС, предназначенного для базирования на авианосцах. В марте 2001 г. эти фирмы и некоторые другие заключили еще один контракт в размере 25 млн. дол. на проведение дополнительных работ.

Пока в программе UCAV-N лидирует фирма «Нортроп Грумман». В феврале 2001 г. она завершила постройку первого экспериментального палубного боевого БПЛА Х-47А «Пегас», который предназначен для наземных испытаний. В июле 2001 г. закончилась постройка летного экземпляра. В июле 2002 г. начались первые рулежки аппарата на заводе фирмы «Нортроп Грумман».

БПЛА Х-47А выполнен по схеме «летающее крыло». В плане он представляет собой ромб размерами 8,5×8,5 м. Углы стреловидности по носку 55° и задней кромке — 35°. Конструкция изготовлена из композиционных материалов на основе волокон углерода. Вертикального оперения нет. Для управления будут использоваться элевоны на задней кромке крыла и расположенные перед ними (на верхней и нижней поверхностях крыла) две пары подвижных поверхностей, названных фирмой «инлейдами». В полете они будут выполнять роль рулей направления. Аппарат оснащен одним ТРДД Пратт-Уитни Канада JT15D-5C тягой 1450 кгс. Максимальная взлетная масса составляет 2495 кг.

Летный экземпляр БПЛА Х-47А будет проходить испытания в центре ВМС США в Чайна-Лейке (штат Калифорния), где будут отрабатываться взлет с палубы авианосца и посадка на аэрофинишеры.

Фирма «Нортроп Грумман» ведет разработку и более крупного БПЛА Х-47В, который должен быть готов в 2003 г.

В соответствии с программой UCAV-N выбор победителя намечен на 2003…2004 гг. Фирма «Боинг» пока не оглашает данных о своем проекте палубного боевого БПЛА; вероятно, это будет некий вариант аппарата Х-45А, но с соответствующими доработками. Начало войсковых испытаний предсерийного палубного ББС намечено на 2008-2010 гг., а принятие на вооружение — к 2015 г.

Проблемой ББС занимаются и в Европе. В начале 2000 г. впервые публично объявила о работах в области боевых БПЛА французская фирма «Дассо Авиасьон». На фирме полагают, что уже к 2010 г. пилотируемые боевые самолеты будут использоваться совместно с ББС. Многофункциональный истребитель Дассо Авиасьон «Рафаль» рассматривается как лидер группы беспилотных боевых и разведывательных аппаратов. Основные задачи, стоящие перед комплексом «Рафаль»/UCAV: подавление наземных средств ПВО противника, вооруженная разведка и ударные операции против наземных и морских целей.

В рамках работ по созданию ББС во второй половине 1990-х гг. фирма «Дассо Авиасьон» начала разработку боевого беспилотного аппарата «Гран Дюк». Первая информация о проекте «Гран Дюк» была представлена на Парижском авиационно-космическом салоне в июне

2001 г. ББС «Гран Дюк» должен иметь высокие скоростные и маневренные характеристики и обладать сверхмалой радиолокационной заметностью. Он должен решать разведывательные и ударные задачи, а также бороться с воздушными целями. Предполагается, что по своим размерам ББС будет немного уступать истребителю «Рафаль».

К испытаниям летающих моделей аппарата «Гран Дюк» фирма приступила в 1998 г., а в середине июля 2000 г. совершил первый испытательный полет демонстрационный БПЛА AVE. Аппарат AVE, снабженный двумя реактивными двигателями тягой всего по 20 кгс, в плане напоминает пятиконечную звезду с двумя вертикальными килями, наклоненными наружу. Размах крыла и длина БПЛА равны по 2,4 м. Планер полностью изготовлен из композиционных материалов. Масса пустого аппарата составляет 35 кг, а максимальная взлетная — 60 кг. Аппарат AVE используется, в частности, для оценки комплекса мероприятий, направленных на снижение радиолокационной заметности.

В настоящее время фирма «Дассо Авиасьон» ведет работы по созданию полномасштабного демонстрационного боевого БПЛА, получившего обозначение «Пети Дюк». Его летные испытания предполагается начать в 2003 г. Затем планируется начать разработку серийного образца ББС. Недавно к работам по созданию боевого БПЛА (а также других типов «беспилотников») подключилась другая французская фирма — «Сажем», которая подписала долгосрочное соглашение с «Дассо Авиасьон».

Шведская фирма SAAB совместно с министерством обороны Швеции в конце 1990-х гг. сформулировала концепцию создания семейства беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающих решение практически всего диапазона боевых задач: разведка и целеуказание, нанесение ударов по наземным целям и т. д. В частности, предполагается разработать разведывательно-ударный сверхзвуковой БПЛА «Скадерн». Он должен обладать максимальной скоростью, соответствующей числу М=3, и продолжительностью полета до 9 ч. Предполагается, что опытный образец БПЛА может совершить первый полет в 2006 г.

Для практической отработки перспективных технологий, необходимых для создания боевого БПЛА, в Швеции ведется разработка «беспилотника» SHARC, который рассматривается в качестве прототипа серийного ББС. Это будет аппарат взлетной массой около 5 т, выполненный по нормальной схеме, со стреловидным крылом и V-образным оперением.

МикроБПЛА

В последнее время появилось еще одно своеобразное направление работ по беспилотным аппаратам. В США, Франции, Японии, Великобритании и ряде других стран ведутся работы по микроБПЛА. Большую ценность такие аппараты будут представлять для небольших войсковых подразделений, например отделения. Такому подразделению необходимо знать, что делается в непосредственной близости. Специалисты полагают, что микроБПЛА смогут использоваться не только для разведки и наблюдения. С их помощью возможно размещение тепловых и лазерных устройств на обнаруженных целях, что позволит облегчить их уничтожение высокоточными средствами поражения. Они станут использоваться для скрытной доставки на территорию объектов противника акустических датчиков, а также проникать в зоны, зараженные биологическим или химическим оружием. Такие аппараты способны проникать внутрь зданий, используя короба системы вентиляции, и вести внутреннюю разведку. Идет также речь об использовании микроБПЛА в качестве оружия: для этой цели в его конструкцию будет интегрирован небольшой автоматический пистолет, с помощью которого возможно устранение скрывающихся в здании или другом труднодоступном месте террористов. Следует подчеркнуть, что практически вся технология для создания микроБПЛА уже имеется.

В США DARPA на тематику по микроБПЛА выделило 12 млн дол., значительные суммы направляют на эти работы фирмы. Пока твердых требований к микроБПЛА не выработано. Чаще всего говорят о создании летательных аппаратов с размерами не более 150 мм. В создании микроБПЛА участвуют различные американские фирмы, предлагая оригинальные концепции, включая аппараты с машущим крылом. Причем некоторые микроБПЛА уже проходят летные испытания. Эти аппараты относятся к первому поколению микроБПЛА — MAV (Micro Air Vehicles). В настоящее время DARPA приступило к разработке нового поколения микроБПЛА под названием OAV (Organic Air Vehicles).

Военные хотят получить разведывательный микроБПЛА, способный вести наблюдение на поле боя в радиусе 10 км от солдата, который его запустил. Продолжительность полета должна составлять не менее 1 ч. МикроБПЛА OAV рассчитан на круглосуточные действия и действия в условиях ограниченной видимости (до 10 м). В требованиях армии особо оговаривается полет БПЛА в полностью автоматическом режиме. При этом солдат должен иметь возможность взять управление аппаратом на себя, пользуясь переданными с борта микроБПЛА изображениями местности в реальном масштабе времени. Цена одного аппарата OAV без целевой нагрузки не должна превышать 10 000 дол. По мнению специалистов, эти требования вполне реальны.

Наибольших успехов в области создания микроБПЛА добилась фирма «Аэровайромент», которая разработала аппарат «Блэк Уидоу» и проводит его летные испытания уже почти четыре года. Последний и наиболее совершенный образец аппарата «Блэк Уидоу» представляет собой «летающее крыло» размахом 150 мм и имеет взлетную массу 100 г. Он может развивать скорость 54 км/ч и летать в течение 30 мин. МикроБПЛА оснащен одним электромотором мощностью 4,3 Вт, приводящим двухлопастный тянущий воздушный винт. Питание электромотора осуществляется от литиевого аккумулятора, емкости которого хватает на 33 мин. Аппарат оснащен черно-белой телекамерой массой 2 г, которая может передавать изображения с разрешением 320×240 пикселей. Эту камеру предполагается заменить цветной с повышенным разрешением. Масса целевой нагрузки составляет 12 г.

Фирмой также разработан вертикально взлетающий микроБПЛА «Ховерфлай» взлетной массой 180 г, способный осуществлять установившийся полет на режиме висения в течение 7 мин. Аппарат имеет два соосных воздушных винта и три гироскопических устройства для обеспечения устойчивости. Продолжительность полета составляет 13 мин.

МикроБПЛА Локхид Мартин «Микро Стар» по своим характеристикам близок к аппарату Аэровайромент «Блэк Уидоу». При таких же значениях массы и размаха крыла он отличается повышенными возможностями навигации в автоматическом режиме, что достигается благодаря большему набору датчиков, включая систему спутниковой навигации GPS (ее приемник имеет антенну длиной 30…40 мм). Электромотор, приводящий воздушный винт, имеет мощность 6 Вт. В отделении «Сканк Уоркс» фирмы «Локхид Мартин» была создана миниатюрная система передачи данных массой 9 г, обеспечивающая передачу 1 мегабит/с на расстояние 1 км. Там же спроектирована телекамера по технологии CMOS, способная с расстояния 60 м получить изображение объектов с разрешением 352×288 пикселей.

В последнее время в США начались летные испытания еще трех вертикально взлетающих микроБПЛА, что, по мнению специалистов, говорит о приоритетности такого типа аппаратов. В частности, фирма «Латроник» разработала БПЛА «Колибри» с винтами диаметром 100 мм, расположенными в кольцевом канале. Аппарат имеет взлетную массу 122 г.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему совершенствованию микроБПЛА и поиску технологий, которые обеспечили бы продолжительность полета более 3 ч. В частности, предполагается использовать принцип рекуперации тепла, выделяемого электромотором, что даст возможность получить дополнительную мощность. Увеличить длительность полета позволит использование микропреобразователей на основе теллурида висмута, имеющих массу 0,5 г и длину около 10 мм. Такие элементы могут стать альтернативой обычным аккумуляторам.

Особое внимание уделяется силовым установкам, которые должны быть значительно усовершенствованы. Например, для микроБПЛА фирма «D-STAR Инжиниринг энд Текнолоджи» предлагает миниатюрный дизельный двигатель мощностью 35 Вт, расходующий за 30 мин всего 20 мг топлива. В Массачусетском технологическом институте разработан миниатюрный реактивный двигатель массой 150 г и длиной 127 мм, имеющий расход топлива 25 г/ч. Фирма «M-DOT» создала микроТРД массой 85 г и тягой 0,7 кгс.

Проводимые в настоящее время работы в области микроБПЛА говорят о том, что в США серьезно рассматривают возможность развертывания применения таких летательных аппаратов до 2005 г. Однако многие специалисты полагают, что первое поколение микроБПЛА появится в реальной эксплуатации не ранее 2010 г., причем к этому времени могут быть созданы и первые опытные микроБПЛА с машущим крылом, что потребует решения чрезвычайно сложных проблем механики и аэродинамики.

Во Франции проблемой микроБПЛА занимается фирма «Алькор Технолоджи», которая разработала демонстрационные аппараты «Эпсилон 1 и 2», запускаемые с руки. Эти аппараты выполнены по схеме «бесхвостка» и различаются размерами. В качестве силовой установки используется тепловой двигатель, сведения о котором фирма пока не разглашает. Аппарат «Эпсилон 1» имеет крыло размахом 400 мм и длину 500 мм. Взлетная масса равна 450 г. Опытный образец имеет продолжительность полета 10 мин, хотя фирма заявила, что есть возможность увеличить ее до 30 мин, что позволит получить радиус действия до 3 км. В состав целевой нагрузки входят оптоэлектронные датчики и две системы передачи данных, работающие в диапазонах 75 и 400 МГц. БПЛА «Эпсилон 2» имеет длину и размах крыла по 250 мм. Взлетная масса составляет всего 150 г. Он может развивать скорость 40 км/ч и подниматься на высоту 30 м.

***

Таким образом, видно, что за рубежом созданию различных военных беспилотных летательных аппаратов уделяют особое внимание. Об этом свидетельствуют и объем средств, выделяемых на их разработку, создание координирующих органов по тематике БПЛА, появление новых фирм-разработчиков и т. д. Можно говорить о появлении своеобразной отрасли, специализирующейся на разработке и производстве не только самих БПЛА, но и отдельных их элементов (силовых установок, электроники, систем управления, материалов и др.).

Вооруженные силы многих стран делают ставку на применение БПЛА. В военных конфликтах последнего времени четко просматривается тенденция к расширению областей применения БПЛА. Очевидно, вполне правы специалисты, полагающие, что будущие тактические ударные операции смогут выполняться «беспилотниками», а не пилотируемыми самолетами. Они считают, что боевые БПЛА — это шестое поколение истребителей.

Список статей